Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления совершенствования кадровой политики здравоохранения России




В утвержденной Правительством Российской Федерации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации сформулированы основные цели национальной кадровой политики в стране:

1. Усовершенствование системы планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки специалистов здравоохранения, способных реализовать стоящие перед системой здравоохранения задачи, в том числе по таким новым направлениям, как врач общей практики, клинический фармаколог, медицинский психолог, медицинская сестра с высшим образованием, специалист по социальной работе, экономист здравоохранения, менеджер здравоохранения.

2. Совершенствование системы итоговой государственной аттестации выпускников медицинских и фармацевтических образовательных учреждений, а также сертификации специалистов отрасли.

3. Изменение соотношения между количеством врачей и средних медицинских работников в сторону увеличения числа последних.

4. Формирование органами здравоохранения целевых заказов на подготовку специалистов.

5. Реформирование системы оплаты труда работников здравоохранения с учетом его сложности, количества и качества оказания лечебно-профилактической помощи.

6. Обеспечение охраны труда медицинских работников.

В качестве задач кадровой политики в здравоохранении России предлагается:

- обеспечение оптимального подбора, расстановки и использования имеющихся кадров здравоохранения;

- разработка и оптимизация программ подготовки, поддержания и развития компетентности персонала здравоохранения и преподавателей;

- оптимизация сети учебных заведений и использование международных учебных ресурсов.

ВОЗ предложен термин "непрерывность подготовки специалистов". Обучение медицинским специальностям осуществляется в системе средних и высших медицинских учебных заведений. В настоящее время подготовка специалистов с высшим медицинским образованием проводится на факультетах: лечебно-профилактическом, медико-профилактическом, педиатрическом, стоматологическом, химико-фармацевтическом, высшего сестринского образования.

Непрерывность обучения и необходимость перехода медицинского образования к международным стандартам предусматривают совершенствование системы подготовки студентов. В 1995 г. утвержден Государственный образовательный стандарт по всем специальностям подготовки в вузах Минздрава России. В ряде вузов России предусмотрено обучение студентов на общеврачебном факультете в течение 6 лет. После окончания вуза выпускник может избрать специальность, обучаться которой будет от 1 до 4 лет. Учебные программы подготовки ориентированы на обучение врача общей практики (семейного врача). После окончания вуза обучение может быть продолжено.

Основными документами, регламентирующими порядок последипломной подготовки врачей, являются «Положение о квалификационном экзамене на получение сертификата специалиста», утвержденное Приказом Минздравмедпрома РФ от 17.11.95 г. №318, и Приказом Минздрава РФ от 27.08.99 г. №337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации». В них предусмотрены такие нововведения, как обязательная сертификация врачей-специалистов, новая номенклатура врачебных специальностей, включающая 70 специальностей, и утверждение для каждой конкретной врачебной специальности образовательного ценза, т.е. минимального уровня последипломной подготовки, требуемого для допуска врача к самостоятельной работе в избранной им сфере медицины. После окончания медицинского вуза выпускник должен пройти в системе последипломного профессионального образования одну из следующих форм обучения:

1) интернатура (1 год);

2) ординатура (2–3 года);

3) образовательно-профессиональная программа по специальности (курсы или циклы усовершенствования со сдачей сертификационного экзамена, 1-4 года);

4) аспирантура (3 года).

За время прохождения интернатуры врачи-интерны проходят две аттестации на профильной кафедре вуза, осуществляющей курацию подготовки молодого специалиста, а по окончании обучения они имеют право сдать квалификационный экзамен для получения сертификата специалиста по данной специальности. Сертификат специалиста – документ единого образца, подтверждающий соответствие подготовки специалиста государственным образовательным стандартам. Сертификат свидетельствует о достижении специалистом определенного уровня теоретических знаний, практических умений и навыков, достаточных для самостоятельной профессиональной (медицинской или фармацевтической) деятельности.

По большинству специальностей, требующих углубленной подготовки, минимальным курсом обучения на втором этапе является профессиональная переподготовка, т.е. первичная специализация. Длительность такого курса обучения составляет не менее 500 учебных часов (в зависимости от специальности – от 3,5 до 6 месяцев и более). Сертификат специалиста дает врачу право самостоятельной работы по специальности. Раз в пять лет все врачи должны проходить среднесрочные циклы тематического усовершенствования (длительностью не менее 144 учебных часов) и повторно сдавать экзамен на подтверждение сертификата специалиста.

Образование врача с получением диплома не заканчивается. Последипломное образование осуществляется по двум направлениям – специализация и усовершенствование. Усовершенствованию подлежит каждый врач в среднем через 5 лет работы. Проводится оно на базе институтов усовершенствования и факультетов усовершенствования при медицинских вузах. Кроме комплексной подготовки, в повышении квалификации используются курсы информатики и стажировки по специальности. Существует также форма подготовки на рабочем месте в лучших медицинских учреждениях, у опытных специалистов.

Постоянному росту квалификации и развитию творческой инициативы медицинских кадров способствует аттестация врачей: определение знаний и практических навыков, присвоение квалификационной категории. Первая проводится периодически 1 раз в 5 лет, вторая – по желанию врача. По истечении 5-летнего срока врачи, имеющие квалификационные категории, проходят переаттестацию. Она проводится аттестационной комиссией. Аттестации подлежат все врачи, работающие в данном учреждении здравоохранения не менее одного года и не имеющие квалификационной категории. Молодые специалисты проходят аттестацию через 3 года после окончания интернатуры (стажировки).

Аттестационная комиссия определяет квалификацию врачей-специалистов по трем квалификационным категориям: высшая – присваивается врачам, имеющим стаж работы по данной специальности не менее 10 лет и высокую теоретическую и практическую профессиональную подготовку; первая – присваивается врачам со стажем работы по специальности не менее 7 лет; вторая – присваивается врачам со стажем работы по данной специальности не менее 5 лет.

Медицинская этика. Содержание "Клятвы врача России"

Медицинская этика и деонтология – органически связанные понятия. Деонтология – учение об юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения медицинских работников по отношению к больному. В истории отечественной медицины имеется немало высказываний и оценок главного вопроса медицинской этики и деонтологии – принципа нравственного, бережного, милосердного и высокопрофессионального отношения медицинского работника к больному.

В развитие этики медицинского работника много внесли представители отечественной медицинской науки XVIII–XIX вв. Д.С. Самойлович, М. Я. Мудров, Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, В. М. Бехтерев. Передовые земские врачи создали понятие о врачебном долге. История имеет множество примеров героического служения медиков своему народу. Медицинские опыты ставили на себе врачи Д. С. Самойлович, О. О. Мочутковский, Г. Н. Минх, Д. К. Заболотный, И. И. Мечников.

Основными аспектами медицинской деонтологии являются: врач и больной, врач и общество, взаимоотношения между врачами, медицинским персоналом, врачебная тайна, врачебные ошибки, этическая оценка эксперимента. В нашей стране этические нормы поведения совпадают с правовыми требованиями. Они все больше получает закрепление в законода­тельном порядке. Одним из важных вопросов в отношениях врача и больного является вопрос о соблюдении врачебной тайны (ст. 61 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан), в которой говорится, что информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении или исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных законом. С согласия пациента или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

– в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;

– при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

– по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;

– в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;

– при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.

Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками, с учетом причиненного гражданину ущерба, несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации. В деятельности врача возможны тактические, диагностические и другие ошибки, поэтому одной из основных его черт должны быть самоконтроль и честный анализ причин совершенных ошибок.

К деонтологии имеют отношение такие проблемы, как ятрогенные заболевания, право медика экспериментировать на себе, на людях, проведение медицинского вмешательства без согласия больного, трансплантация органов и тканей, генная инженерия, знахарство, парамедицина.

Особое место вопросы деонтологии занимают в деятельности врача-организатора профилактической работы. Эффективность решения их определяется выбором форм, методов и тактических приемов. Нравственность врача формирует честный, добросовестный труд, гуманное отношение к больным.

Примером законодательного закрепления нравственных обязательств является "Клятва врача России", которую произносят выпускники медицинских вузов перед получением диплома.

«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;

быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.