Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перспективы равенства




БОРЬБА С БЕДНОСТЬЮ

ОТНОШЕНИЕ К БЕДНОСТИ

Бедные страдают не только из-за отсутствия денег, их также мучает клеймо позора, связанное с таким положением (см. главу 7). Так сложилось, что бедных считают лентяями и бездельниками. Многие утверждают, что они бедны по собственной вине: если бы они действительно хотели, то могли бы найти работу и улучшить свое положение. Эти взгляды еще весьма устойчивы, но многие начинают понимать, что так называемые "структурные факторы" (например, увольнение из-за отсутствия работы на сталелитейном заводе) являются важными причинами бедности. Как и следовало ожидать, пожилые, богатые и белые, придерживаются мнения о "собственной вине" бедных, а молодые, бедные и негры, скорее склонны учитывать "структурные факторы" (Фигин, 1972). Но бедные люди зачастую сами считают себя виноватыми, некоторые из них отказываются обращаться за пособием по бедности, считая, что они его не заслуживают (Кербо, 1976).

В 60-е годы президент Линдон Джонсон объявил "войну с бедностью". Орудиями этой "войны" были снижение налогов, программы профессиональной переподготовки рабочей силы, образовательные программы и увеличение пособий. Эти действия имели важное значение. Согласно подсчетам, в период с 1965 но 1975 г. число семей, находившихся за чертой бедности, составило менее 5 процентов всех семей (Хэйвман, 1977). Однако с тех пор многие из упомянутых программ были сокращены или полностью отменены в целях стабилизации правительственного бюджета. Еще больше позитивные результаты программ были подорваны растущей безработицей и увеличением числа бедных семей с одним родителем - матерью. Поэтому в США все еще существует множество бедных семей.

Бедность представляет собой особенно болезненное социальное явление, она словно сопротивляется всем усилиям по борьбе с ней. Этот факт приобретает особое значение в США, /300/ поскольку он противоречит основным ценностям американского общества. Равенство, прежде всего равенство возможностей, стало его главным принципом со времен Войны за независимость.

От Алексиса де Токвиля с его знаменитой критикой американской идеи равенства в 1832 г. до Линкольна и освобождения рабов в 1863 г., завоевания женщинами права участвовать в голосовании в 1920 г., решения Верховного суда в 1954 г. объявить сегрегацию в средних школах незаконной, борьбы за гражданские права и феминизма - движения за уравнение женщин в правах с мужчинами - призыв к равенству стал призывом к действию для десятков (если не сотен) социальных групп, стремящихся исправить различные формы несправедливости и неравноправия. Нет сомнения в обоснованности требований меньшинств, находящихся в невыгодном положении, но возможно ли полное равенство? В начале этой главы мы выяснили, что антропологам и социологам не удалось обнаружить общество, в котором существовало бы полное равенство. Хотя бы в небольшой мере неравенствопроявляется повсюду. В некоторых странах, таких, как Советский Союз, были сделаны смелые попытки уничтожить неравенство на основе реорганизации экономической и социальной систем. Хотя среди жителей этих стран тенденция к равенству доходов, в среднем, проявлялась в большей мере, чем в капиталистических странах, в них сохранялся неравный доступ к образованию, улучшению жилищных условий и даже продуктам питания (Горин, 1980). Все это свидетельствует о том, что, хотя некоторые виды неравенства могут и должны быть уничтожены, полное равенство никогда не будет достигнуто.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1. Неравенство связано с положением, при котором люди не имеют равного доступа к социальным благам. Стратификация характеризует способы, с помощью которых неравенство передастся от одного поколения к следующему, при этом образуются сословия или социальные слои. Классы формируются в связи с существованием социальных групп, имеющих неравный доступ к богатству и власти и неодинаковый престиж, иногда они становятся влиятельными политическими группами.

2. Неравенство существовало во всех обществах, даже самых примитивных и живущих при общинном строе. Обычно оно проявляется отчетливее в более крупных и сложных обществах, чем в примитивных. Наиболее очевиднонеравенство /301/ в аграрных обществах, но оно также свойственно и обществам индустриальным.

3. В США распределение доходов и богатства за последние 200 лет существенно не изменилось.

4. Социологи придерживаются нескольких противоположных взглядов нанеравенство. В основе функционалистских теорий лежит идея о том, что некоторые виды деятельности общество считает более важными, чем другие. По мнению сторонников этих теорий, неравенство есть средство, обеспечивающее обществу уверенность в том, что такие виды деятельности; выполняются самыми квалифицированными лицами.

5. Сторонники конфликтологических теорий полагают, что неравенство вызвано более выгодным положением тех, кто контролирует общественное богатство. Их взгляды основаны на теории классов и социального расслоения, разработанной Карлом Марксом. Согласно этой теории, экономическая система любого общества формирует два основных класса, один из которых эксплуатирует или контролирует другой.

6. Концепция стратификации Вебера выделяет три фактора: богатство, престиж и власть. Эти факторы часто, но не всегда взаимодействуют.

7. Теория стратификации Уорнера опирается на критерии репутации людей внутри общности. Согласно этой теории, принадлежность к тому или иному социальному классу определяется самими членами общности.

8. Теория Треймана включает некоторые элементы из перечисленных выше. Она состоит из четырех главных пунктов: а) поскольку базисные потребности людей одинаковы во всех обществах, в них наблюдается единые принципы разделения труда; б) при специализированном разделении труда одни люди контролируют больше ресурсов, чем другие; в) этот контроль дает им определенные привилегии; г) профессии, обеспечивающие власть и привилегии, высоко ценятся во всех обществах.

9. Классовая принадлежность оказывает влияние на продолжительность жизни, семейную жизнь и особенности проведения досуга. Оценки классовой принадлежности со стороны других людей обычно обусловлены достигнутым, а не приписанным от рождения статусом. (Имеется в виду все, что они сделали в жизни, а не то, что ими было унаследовано от рождения, независимо от собственных усилий.)

10. Индивидуальной мобильностью называется изменение положения индивида в системе стратификации. Она может быть результатом вертикальной или горизонтальной мобильности /302/ индивида, реорганизации социальной структуры (т.е. создания новых типов занятий) или введения новой системы стратификации (путем революционного преобразования).

11. Коллективная мобильность предполагает изменение положения социальной группы в системе стратификации. В то время как индивидуальная мобильностьбольше распространена в том обществе, где выше ценится достигнутый статус, коллективная мобильность преобладает в обществе, где главное значение придается приписанному от рождения статусу.

12. Заметны некоторые признаки классового сознания и в США. Особенно это проявляется во время выборов. Однако другие факторы могут противоречить классовым интересам и препятствовать объединенным политическим акциям. Среди этих факторов - этнический антагонизм и профессиональные интересы. /303/

Глава 10. Этническое и расовое неравенство

В мае 1982 г. Бюро переписи обнародовало результаты обследования, в процессе которого американцев спрашивали, откуда приехали их предки? На основе ответов Бюро определило, что предками современных американцев были выходцы приблизительно из 40 стран (табл. 10-1). /304/

Таблица 10-1. Численность американцев, сообщивших о том, что их предки приехали из других стран

Национальность предков Численность ко времени опроса
Немцы 51,6 млн
Ирландцы 43,7 млн
Англичане 40,0 млн
Африканцы 16,0 млн
Шотландцы 14,2 млн
Французы 14,0 млн
Испанцы 12,5 млн
Итальянцы 11,7 млн
Американские индейцы 9,9 млн
Поляки 8,4 млн
Голландцы 8,1 млн
Шведы 4,9 млн
Норвежцы 4,1 млн
Русские 3,5 млн
Уэльсцы 2,6 млн
Датчане 1,7 млн
Венгры 1,6 млн
Швейцарцы 1,2 млн
Австрийцы 1,1 млн
Канадцы французского происхождения 1,0 млн
Греки 990 000
Португальцы 946 000
Литовцы 832 000
Филиппинцы 764 000
Славяне 722 000
Китайцы с о-ва Тайвань 705 000
Японцы 680 000
Финны 616 000
Канадцы 609 000
Украинцы 525 000
Югославы 467 000
Бельгийцы 448 000
Скандинавы 340 000
Румыны 335 000
Ливанцы 322 000
Корейцы 265 000
Вьетнамцы 198 000
Западные индийцы 193 000
Выходцы с о-ва Ямайки 184 000
Азиатские индийцы 182 000
Иранцы 118 000
Источник: “German Ancestry”, 1982 г.

Таблица свидетельствует о том, что американцы представляют собой многоязычную нацию. Поражает число стран, из которых люди приехали в Америку, И хотя некоторые группы выходцев из Северо-Западной Европы (немцы, ирландцы, англичане) очень многочисленны, ни одна из них не может считать себя преобладающей. Тот факт, что почти 40 процентов американцев сообщили о своем смешанном происхождении и лишь 11 процентов принадлежали "к одной этнической группе", свидетельствует об этно-национальном многообразии американского общества. Наконец, следует отметить, что, хотя английский языкявляется господствующим в США, 7,7 млн. американцев считают своим родным языком испанский, 5,1 млн.- немецкий, 4,1 млн.- итальянский, 2,5 млн.-польский, 2,4 млн. - французский и 1,2 млн.- идиш. Из 18 млн. американцев, разговаривающих дома не на английском, более одной пятой совсем не знают английского или владеют им "слабо" ("Немецкое происхождение", 1982).

Во многих отношениях табл. 10-1 можно считать кратким изложением американской истории, на протяжении которой множество иммигрантов съезжались в эту страну со всего мира. Среди них были люди, спасавшиеся от религиозных преследований, те, кто стремился к более зажиточной жизни, или те, кто был выслан с родной земли по политическим причинам. Однако в таблице не показана динамика этого процесса: в ней не объяснено, каким образом многие группы оказываются на дне социальной жизни, страдая от нищеты, дискриминации и деградации. Почему ни одной вновь прибывшей группе не удалось взбежать конфликта с группами, уже обосновавшимися в стране, и с обществом в целом? Почему и каким образом различные этнические и расовые группы становятся жертвами неравенства в обществе? Какие отношения складываются между этническими и расовыми группами? И что представляет собой неповторимый опыт различных групп? В этой главе мы уделим главное внимание рассмотрению этих вопросов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.