КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Историяфилософии 1 страница
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ФИЛОСОФИЯ Учебное пособие для вузов Издание 2-е,
переработанное и дополненное Глава 1 Философия, ее проблемы и функции
еред человеком встают не только вопросы, связанные с решением повседневных практических задач: житейских, производственных и т.п. Он пытается найти ответы на вопросы наиболее общие и глубокие: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение в этом мире человека? Что лежит в основе всего существующего — материальное или духовное начало? Подчинен ли мир каким-либо законам или в нем господствует хаос? Может ли человек познать окружающий мир и что представляет собой это познание? В чем смысл человеческой жизни, ее цель и ее ценность? Человек размышляет о добре и зле, прекрасном и безобразном, свободе и справедливости и многих других вопросах, которые называются мировоззренческими. Размышляя над ними, человек может опираться на жизненный опыт и здравый смысл, на веру в сверхъественное или же на научные знания. Это зависит от типа мировоззрения, одним из которых является философское. Как наиболее развитый тип мировоззрения философию следует сравнить с другими его типами. Это позволит выявить ее специфику и сущность. § 1. Мировоззрение, его структура и основные типы
ировоззрение — это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Взгляды — это определенная совокупность (система) знаний, выраженных в представлениях и понятиях; они составляют основу мировоззрения. Это не все знания, которыми располагает человек, а лишь наиболее общие положения и принципы. Компонентами мировоззрения они становятся тогда, когда превращаются в убеждения, в твердую уверенность в истинности этих знаний, в готовность действовать в соответствии с ними. Убеждения — не особый вид знаний, а их состояние, качественная характеристика. Мировоззренческие положения и принципы включают оценку явлений действительности, определяют жизненную позицию человека, его отношение к окружающему миру. Мировоззрение включает настроения, чувства, переживания, составляющие его эмоционально-психологическую сторону и оказывающие существенное влияние на мировоззренческую позицию человека. Две стороны мировоззрения: эмоционально-психологическая и рациональная (познавательно-интеллектуальная) в той или иной степени присущи любому мировоззрению, однако в разных его типах и у разных людей преобладает, как правило, одна из них. Важным компонентом мировоззрения являются идеалы. В них содержится высшая цель стремлений человека к истине, добру, красоте, справедливости. Идеал служит духовным ориентиром во всей человеческой деятельности, придает ей осмысленность и целеустремленность. Итак, мировоззрение включает знания, ставшие убеждениями. Это — основа мировоззрения, на нее опирается деятельность человека. А так как эта деятельность является осмысленной и целесообразной, она направлена на достижение идеала как организующего и направляющего начала человеческой активности. Следует различать мировоззрение человека и мировоззрение социальной группы, общественного класса и общества в целом. Мировоззрение разных людей неодинаково; это зависит не только от многих объективных факторов, под влиянием которых формируется личность (условий жизни, национальной принадлежности и т.д.), но и от ее субъективных особенностей, в том числе эмоционально-психологического склада. По отношению к жизни человек может быть оптимистом или пессимистом, по отношению к людям — эгоистом или альтруистом, по своим политическим взглядам — консерватором или революционером. Существенную роль в формировании личности играет ее принадлежность к определенной социальной группе или общественному классу. Мировоззрение людей, принадлежащих к одной социальной группе, несмотря на индивидуальные различия, имеет общие черты и отличается от мировоззрения представителей других социальных групп. Например, мировоззрение крепостного крестьянина не может не отличаться от мировоззрения помещика, а мировоззрение бизнесмена от мировоззрения безработного. Каждая социальная группа, общественный класс имеют свои ценности и идеалы, принципы и цели, на осуществление которых направлена их деятельность, хотя мировоззрение господствующего класса является, как правило, определяющим. Вместе с тем в обществе формируются общечеловеческие ценности — единые для всех людей идеи гуманизма, нравственные принципы, эстетические и другие критерии. Эти общие, сумма-тивные черты дают основание говорить о мировоззрении всего общества на определенном этапе его исторического развития. При таком подходе можно выделить мировоззрение первобытного общества, античности, средневековья, эпохи Возрождения и т.д. Мировоззрение каждой эпохи имеет свою специфику, определяемую уровнем развития производства, науки, культуры и другими факторами. Вместе с тем в качестве основных выделяются следующие типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, обыденное и философское. Исторически первый тип — мифологическое мировоззрение — формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире. Сотворение мира изображалось обычно как превращение хаоса в космос, который формируется путем отделения неба от земли и выделения суши из океана. В результате появляются три мира: небесный, земной и подземный. Весь этот процесс Сопровождается борьбой богов и героев против демонических сил. Мифология (греч. туШоз — повествование, сказание) — фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений. Порожденные фантазией первобытного человека мифические существа — боги, духи, герои — наделены человеческими чертами, они совершают человеческие по- ступки, а их судьбы сходны с судьбами смертных людей. В мифах выражались слитность, нераздельность человека и природы; на явления природы проецировались человеческие свойства. Мифы были тесно связаны с обрядами, с обычаями народа, они содержали нравственные нормы и эстетические представления, включали зачатки знаний и религиозных верований, сочетали реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, мысли и чувства. Мифология оказала значительное влияние на духовную жизнь человечества. Об этом свидетельствует, в частности, глубокое проникновение в европейскую культуру греко-римской мифологии. Сказания о богах, населяющих Олимп, о Прометее и Геракле, Дедале и Икаре, Одиссее и аргонавтах вдохновляли художников и поэтов, их творения вошли в золотой фонд искусства. Элементы мифологического мировоззрения сохранились в общественном сознании современного общества. Это мифы об инопланетянах, посещающих нашу планету, о полтергеистах, о волшебных снадобьях, исцеляющих от всех болезней, и т.п. Реакционные политические режимы создают мифы, внедряя их с помощью пропаганды в массовое сознание. Таковы, например, мифы немецких фашистов о превосходстве арийской расы и «неполноценных» народах, о мировом господстве, сочетающиеся с культом «фюрера» и ритуальными факельными шествиями. Религиозное мировоззрение сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего общества. Являясь, как и мифология, фантастическим отражением действительности, религиозное мировоззрение отличается от мифологии верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. Вера в сверхъестественное — основа религиозного мировоззрения. В мифе человек не выделяет себя из природы, боги живут в естественном, «земном» мире, общаются с людьми. Достоверность мифического образа является само собой разумеющейся и поэтому не нуждается в вере. Религиозное сознание раздваивает мир на «земной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный. Религиозная вера как особое переживание проявляется в поклонении неким высшим сверхъестественным силам, которым приписывались свойства материальных предметов, связям между предметами (такова, например, вера в кровную связь племени с определенным видом животных и рас- тений), богам и духам. Позднее формируется образ единого Бога — творца всего существующего, блюстителя обычая, традиций, нравственности, духовных ценностей. Возникают монотеистические религии — иудаизм, христианство, ислам, буддизм. Являясь фантастическим отражением действительности, основываясь на вере в сверхъестественные, неземные силы, религиозное мировоззрение, обобщая многовековой опыт человечества, включает общечеловеческие нормы общежития и нравственные принципы, идеи добра и справедливости, сохранившие свое влияние на мораль современного общества. Правда, эти идеи нередко расходились с религиозной практикой. Истории известны крестовые походы и инквизиция, а в наше время религиозный фанатизм нередко поддерживается и используется определенными политическими силами для разжигания межнациональной розни. Качественно новым типом является философское мировоззрение. От мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д., но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чувственно-образным отношением к действительности и содержат художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения, представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать свои положения и принципы. Это не означает, однако, что философии вообще не свойственно художественно-образное мышление. Поэтическая фантазия ярко выражена в античной философии, тесно связанной с мифологическим воззрением на мир. Но и в более поздних философских учениях строгость мысли, логика доказательств нередко сочетались с яркими художественными образами, аллегориями, сравнениями, переосмыслением мифологических и религиозных сюжетов. Характеризуя философское мировоззрение, необходимо отметить, что в его содержание входят не только собственно философские проблемы, но также обобщенные экономические, политические, правовые и естественнонаучные представления, нравственные, эстетические, религиозные (или атеистические) прин-
ципы, воззрения, идеалы. Поэтому философское мировоззрение не следует полностью отождествлять с философией. Однако теоретической основой, ядром этого типа мировоззрения является философия, вокруг которой группируются все другие его элементы и по отношению к которым философия выполняет свою интегрирующую роль. Все это обусловлено мировоззренческим характером философии, именно она ставит и предлагает решение коренных мировоззренческих вопросов, и прежде всего центрального вопроса всякого мировоззрения — отношение человека к миру. Поэтому, употребляя понятие «философское мировоззрение», следует иметь в виду мировоззрение, теоретической основой которого является философия. Вместе с тем философия — не только мировоззрение. Наряду с мировоззренческой она выполняет и другие функции, которые будут рассмотрены в следующем параграфе. В особый тип следует выделить обыденное, или эмпирическое мировоззрение, являющееся первоисточником всех других его типов. Основываясь на жизненном опыте и эмпирических знаниях, обыденное мировоззрение служит ориентиром в повседневной деятельности, однако нередко испытывает затруднения, сталкиваясь со сложными проблемами, решение которых требует основательных знаний, культуры мышления и чувств. В современном мире сосуществуют обыденное, религиозное и философское мировоззрения, нередко представляя собой их сложное сочетание. Сохраняются также элементы мифологического мировоззрения. § 2. Предмет, проблемы и функции философии
илософия1 зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира — Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые вы- делил другой древнегреческий мыслитель Платон1. Вследствие неразвитости наук собственно философские проблемы вплетались во всю совокупность знаний, и только позднее из нерасчле-ненных знаний, или протознаний (лат. ргоглз — первый), выделяются математика, астрономия, медицина, затем механика, химия, биология, юриспруденция и другие специальные науки. Философия все больше превращается в систему общих знаний о мире, имея своей задачей дать ответы на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке. Вместе с тем происходит дифференциация внутри самой философии, формируются относительно самостоятельные ее разделы: онтология — учение о бытии и его сущности, гносеология — учение о познании, логика — учение о мышлении, его законах и формах, этика — учение о морали, эстетика — учение о прекрасном в жизни и искусстве, социальная философия — учение о человеческом обществе, история философии, изучающая зарождение, становление и развитие философской мысли. С развитием философского знания многие из этих разделов — логика, этика, эстетика, социальная философия, история философии формируются в относительно самостоятельные философские области знания, образующие вместе с онтологией и гносеологией философию в широком смысле слова. В более строгом значении философия понимается как наука, содержанием которой являются преимущественно онтологические, гносеологические и методологические проблемы, что не исключает философского осмысления коренных этических, социальных и других проблем. Следствием ограничения круга проблем и углубления их разработки явилось.уточнение предмета философии, формирование ее функций. Какие же проблемы находятся в сфере философского осмысления, что является ее предметом и каковы ее функции? Отметим прежде всего, что в процессе становления и развития философии круг ее проблем менялся. Для начального периода древней философии характерен космоцентризм (греч. козшоз —
Любовь к мудрости, любомудрие (греч. рЬНео — люблю, зорЫа — мудрость). Философ в понимании древнегреческих мыслителей — это человек, любящий мудрость, стремящийся к мудрости, к истине. Слово «философ» встречается и у других древнегреческих мыслителей, например у Гераклита, у которого оно обозначает исследователя природы вещей.
вселенная) — стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность. Позднее внимание перемещается к проблемам человека,, этики, общественного устройства. Философия становится антропоцентричной (греч. апгхороз — человек). Религиозная философия средневековья теоцентрична (греч. т.Ьеоз — Бог): природа и человек рассматриваются ею как творение Бога. Развитие науки в Новое время выдвигает на передний план проблемы познания, научных методов, общественного устройства. В некоторых современных философских течениях философская проблематика сведена к логическому анализу языка, пониманию и истолкованию текстов, структурному анализу философских систем. Вместе с тем основные философские проблемы исследуются на протяжении всей истории философии. Определенный круг проблем философии связан с ее функциями, главными из которых являются: 1) мировоззренческая, 2) гносеологическая, 3) методологическая. 1. Центральная мировоззренческая проблема — отношение человека к миру конкретизируется в философии как отношение мышления к бытию или — в зависимости от характера того или иного философского учения — сознания к материи, духа к природе, психического к физическому, идеального к материальному. Этот вопрос является основным вопросом философии, потому что через отношение человека, его мышления, сознания, всей его духовной, психической деятельности к окружающему миру осознается место человека в мире, его предназначение, смысл его существования. И хотя этот вопрос был четко сформулирован только в работе Ф.Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886)1, в действительности любое философское учение, если даже оно не ставит или даже отрицает основной вопрос философии, в конечном счете основывается на ' «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию» {Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 282). Но еще в VI в. до н.э. Платон в диалоге «Софист» писал о противоположности двух «разрядов», или «классов», философов: тех, кто утверждает, будто существует только то, что допускает возможность восприятия внешними чувствами и признают тело и сущность за одно и то же, и тех, кто считает, будто кроме чувственно воспринимаемого существует также и бытие бестелесное и именно в области бестелесного пребывают истинные сущности. При этом тех, кто говорит, будто существует что-либо бестелесное, они (т.е. представители первого «разряда») «презирают окончательно, не желая ничего другого и слышать». его решении, опирается на него как на исходный принцип при ответах на другие вопросы: о происхождении, сущности и отношении материального и духовного, о природе истинного знания и способах его достижения, о жизни, смерти и бессмертии человека и многие другие. В зависимости от решения основного вопроса философии — что является первичным, определяющим — материальное или идеальное, природа или дух, материя или сознание? — философы делятся на материалистов, признающих первичным материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание — вторичным, производным от материи, и идеалистов, считающих, что дух, сознание предшествует материи и творит ее. Различают две разновидности идеализма — объективный и субъективный. Сторонники объективного идеализма исходят из признания основой всего существующего объективное, независящее от человека духовное начало — мировой дух, внечеловечес-кий разум, мировую волю. Субъективные идеалисты считают первичным сознание человека, субъекта, которое признается единственной реальностью, тогда как действительность оказывается результатом духовного творчества субъекта. Философский материализм, основными историческими формами которого являются стихийный материализм древних, метафизический материализм XVII —XVIII вв. и диалектический материализм, тесно связан с наукой, опирается на ее положения и выводы. Идеализм близок к религии, а в религиозно-идеалистических течениях смыкается с ней; «мировой разум», «мировая воля» и т.п. являются по существу философской интерпретацией Бога. Однако идеалистическая философия и религия не тождественны друг другу: если религия опирается на веру и религиозные чувства, то идеалистическая философия, в том числе и религиозная, не исключает обоснования своих положений рациональными средствами, использует логические приемы аргументации. Следует однако отметить, что противоположность материализма и идеализма в решении основного вопроса философии не означает их принципиальной несовместимости в решении других вопросов. Не только в материалистических, но и в идеалистических системах дана их глубокая теоретическая разработка, содержатся положения, представляющие значительную ценность. Вместе с тем не только идеалистические, но и материалистичес-
кие учения содержат выводы, не подтвержденные последующим развитием науки и общественной практики, страдающие односторонним подходом в решении философских проблем. Поэтому нет оснований противопоставлять одно философское направление другому, рассматривать одно из них как нечто негодное к употреблению. В каждом философском учении — и материалистическом, и идеалистическом важно найти рациональное содержание, оказавшее положительное влияние на развитие представлений о мире и человеке. Кроме того, не всякое философское учение можно безоговорочно отнести к материалистическому или идеалистическому направлению. Существуют дуалистические философские системы (лат. ёио — два), признающие материальное и духовное двумя независимыми началами; учения, признающие объективное, подчиняющееся естественным законам существование материального мира, но не отрицающие его божественного творения; философские теории, материалистически объясняющие природу и идеалистически — общественные явления. Иначе говоря, среди философов есть как непоследовательные материалисты, так и непоследовательные идеалисты. И тем не менее основной вопрос философии позволяет ориентироваться в многообразии философских учений, выявить их сущность и исходные позиции. И хотя вопрос об отношении мышления к бытию не признается основным философским вопросом многими философами, выдвигающими на первый план проблемы свободы, долга, смысла жизни и другие, вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, человека к миру является главным, основным вопросом всякого мировоззрения, к которому стягиваются другие мировоззренческие вопросы, дающие в своей совокупности целостную картину мира. Дать такую картину,- представить мир как целое — в этом состоит мировоззренческая функция философии. Ни одна частная (специальная) наука не выполняет и не может выполнить эту функцию. Специальные науки имеют своим предметом определенную сторону действительности, ее фрагмент. Поэтому ни одна наука в отдельности, ни их совокупность не в состоянии охватить мир в его единстве и целостности. Опираясь на специальные науки, обобщая их выводы, эту задачу решает философия. Важно подчеркнуть, что, рассматривая мир в его единстве и целостности, давая картину мира, философия в отличие от специальных наук исключает детали и подробности, выделяя лишь наиболее общие свойства и связи. Развитие специальных наук, прежде всего научные революции приводят к смене картины мира, что в свою очередь ведет к возникновению новых идей и подходов в философских учениях, связанных с наукой. Например, великие естественнонаучные открытия XIX в.: клеточного строения организмов, закона сохранения и превращения энергии, эволюционная теория Дарвина — явились важными факторами смены метафизического взгляда на мир диалектическим. 2. Отношение человека к миру многообразно. Это и отношения, в которые вступает человек в своей предметной, практической деятельности, осваивая и преобразуя природную и социальную действительность, и нравственное отношение к природе, обществу, другим людям; эстетические, аксиологические (оценочные) и другие отношения. Все они являются предметом философского осмысления. Видное место среди них занимает познавательное отношение, неразрывно связанное с основным вопросом философии, составляющее его вторую сторону. В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности? Этот теоретико-познавательный, гносеологический вопрос делит философов на агностиков, отрицающих возможность достоверного познания мира, сущности явлений1, и философов, не сомневающихся в познавательных возможностях человека, в его способности раскрыть сущность вещей, открыть законы природы и общества, представить более или менее верную картину мира. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом. В теории познания сложились эмпирическое и рационалистическое направления. Сторонники эмпиризма (греч. етреша — опыт) единственным источником знания считают опыт, основанный на чувственном познании, недооценивая активную роль в ' Агностицизм- (греч. а — отрицание и дпоз15 — знание) — учение, отрицающее возможность познания мира.
XI познании теоретического мышления. Сторонники рационализма (от лат. гагло — разум) абсолютизируют роль абстрактного мышления, недооценивая значение чувственного познания, наблюдения, опыта, эксперимента. Оба направления страдают односторонностью в оценке двух неразрывно связанных друг с другом сторон познавательной деятельности человека. Существуют течения, представители которых отстаивают идеи об ограниченности познавательных возможностей человека, неспособности человеческого разума постичь суть бытия. Рациональному познанию противопоставляется познание сверхразумное — инстинкт, мистическая интуиция, откровение и тому подобные «высшие» способы познания. Такие течения включают различные школы иррациональной философии (лат. отагло-паНз — неразумный). Некоторые из них смыкаются с оккультизмом и мистикой. Отношение «мир — человек» теория познания рассматривает как отношение объекта и субъекта познания, выявляя связь чувственного и рационального как двух сторон познавательного процесса, исследуя проблему истины и ее критерия, а также другие гносеологические вопросы, которые, как и вопросы мировоззренческие, не рассматриваются специальными науками. Это философские вопросы. Исследуя их, философия выполняет гносеологическую функцию. 3. Философское осмысление мира предполагает решение вопроса: находится ли окружающий человека мир, его предметы и явления в состоянии покоя или мир изменяется, развивается, переходит из одного состояния в другое. В античной философии ответ на этот вопрос разделил философов на «неподвижных» и «текучих». Впоследствии первый из этих взглядов получил название метафизического; он давал статичную картину мира, за вторым, дающим динамическую картину, закрепилось название диалектического. Являясь двумя разными взглядами на мир, диалектика и метафизика представляют собой всеобщие, философские методы познания; наряду с частнонаучными и общенаучными методами они широко используются в специальных науках. Таким образом, философия, разрабатывая всеобщие, обосновывая частные и общенаучные методы познания, выполняет методологическую функцию. Выделив основные функции философии, отметим, что у нее есть и другие функции, в том числе — интегрирующая, аксиологическая, критическая. Дифференциация научных знаний, вызванная их ростом и проявившаяся в выделении из единого знания отдельных наук, привела к их обособлению. Вместе с тем необходимость исследовать сложные системы — социальные и природные объекты, где возможности частных наук оказались ограниченными, породила противоположную тенденцию — стремление к интеграции. В результате возникают «пограничные» науки (например, физическая химия), науки, объединяющие области знаний, не являющиеся смежными (например, социальная экология), проблемные науки, объединяющие несколько наук для решения какой-либо проблемы. Но такая интеграция связывает отдельные области знания. Философия, опираясь на специальные науки, обобщая их выводы, объединяет их на основе своих функций, категориального аппарата и методов познания. Выполняя таким образом интегрирующую функцию, она распространяет ее не только на науку, но и на другие области духовной культуры, включая все формы общественного сознания: политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное (или атеистическое). Аксиологическая функция философии выражается в ее ориентации на определенные ценности (греч. ах1а — ценность). Ни одна философская система не ограничивается выдвижением и обоснованием своих положений; она определенным образом интерпретирует их, дает им оценку, формулирует систему ценностей, идеал. Утверждая определенные ценности и идеалы, та или иная философская система подвергает критической оценке все то, что ей не соответствует, выступая таким образом в своей критической функции. Критика может быть направлена на объективный мир, например, на господствующие в данном обществе социальные, политические, правовые отношения, на отражающие этот мир идеи и теории, включая положения и выводы данной философской теории с целью ее дальнейшего развития. Выяснение основных проблем и функций философии позволяет уточнить ее предмет. Этим предметом является всеобщее — свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека. Коли-
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |