Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Раннеземледельческие культуры колыбель Китайской цивилизации




Известно, что исходным пластом первых цивилизаций явились раннеземледельческие культуры. Древнекитайский очаг раннеземледельческой культуры возник в VI-V тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ. Здесь на базе местного палеолита и мезолита сложилась неолитическая раннеземледельческая культура Яншао, которая отличалась расписной керамикой и навыками выращивания зерновых культур, прежде всего чумизы (китайский сорт проса). Своими навыками в сфере зернового земледелия, а также росписью на сосудах, культура Яншао близка неолитическим раннеземледельческим культурам Евразии. Это породило попытку объяснить генезис древнекитайского очага цивилизации западными миграциями или импульсами. Однако это допущение корректируется археологическими материалами, которые подтверждают формирование древнекитайской раннеземледельческой культуры Яншао явилось результатом спонтанной культурной и хозяйственной трансформации и эксплуатации местных восточноазиатских растительных и зоологических (разводили как мясных животных собак и свиней) ресурсов. Что касается росписи на керамике, то она содержит стандартные для эпохи неолита элементы, отражающие духовный мир и мифологические представления, общие и одинаковые для всех неолитических земледельцев.

 

Весьма типичный вариант Яншаоской культуры представляет поселение Баньпо. Расположенный на площади 7000 кв. м., поселок Баньпо состоял из 24 домов и был окружен рвом 6-метровой глубины. За рвом располагался могильник и печи для обжига керамики. Сами дома представляли собой квадратные или круглые полуземлянки с небольшим очагом и обращенным к югу входом. Пол и стены дома тщательно покрывались глиняной обмазкой, смешанной с рубленой соломой. Рядом с домом располагались загоны для домашних животных и хозяйственные ямы для хранения пищи. Средняя площадь жилого дома составляла 20 кв. м и была рассчитана на малую семью.

 

В центре поселка на платформе располагалось здание, которое отличалось своим размером и предназначением. Оно было своеобразным святилищем, ритуально-культовым общинным центром, домом общих собраний. Подобные дома типичны для поселений раннеземледельческих культур. Являя материальный символ их организационного и духовного единства.

 

Уютные благоустроенные дома дополнялись некоторыми бытовыми предметами, сочетавшими утилитарную и эстетическую функции. Такова, прежде всего, разнообразная по типу, форме и назначению керамика, лучшую часть которой составляла расписная, украшавшая яркими пятнами интерьер домов древнекитайских земледельцев. На глиняной посуде черной краской по красному фону наносились либо геометрические рисунки, либо изображения птиц и животных. Особенно были популярны рыбы, стилизованные под геометрическую роспись. Среди обычной плоскодонной посуды нарядно выглядели специфической формы сосуды на трех ножках.

 

Набор орудий труда яншаоского человека включал в основном изделия из камня (топоры, тесла, долота, молотки, ножи, серпы и т.д.). Из кости делались наконечники стрел, рыболовные крючки, шилья, иглы, пилы, ножи. Лук со стрелами главное оружие древнекитайского земледельца.

 

Какой образ жизни вели обитатель подобных поселков? Основным занятием, надежно обеспечивающим жителей продуктами питания, было зерновое земледелие. На севере Китая возделывали китайский сорт проса, а на юге утверждалось рисосеяние. Одомашнив целый ряд животных (свиньи, козы, овцы, собаки, куры, крупный рогатый скот), человек значительное место в своем питании отвел мясному рациону. Важным подспорьем и фактором, обеспечивающим стабильную оседлость, было рыболовство.

 

В каждой семье занимались прядением и ткачеством. Древние портнихи шили одежды, из кости и раковин изготовляли бусы и браслеты, украшая, таким образом, свой внешний вид.

 

Итак, в пору Яншао в долине Хуанхэ сложился особый региональный тип раннеземледельческой культуры, обладающий неповторимыми чертами. Устойчивая система получения продуктов питания обеспечила жителям поселений Яншаоской культуры довольно высокий уровень благосостояния, нового образа жизни, который утвердился со становлением производящего хозяйства.

 

На смену Яншаоской культуре расписной керамики во второй половине III тыс. до н.э. приходит Луншаньская культура, которую называют культурой черной керамики. Она просуществовала в бассейне Хуанхэ до рубежа III-II тыс. до н.э., отличаясь крупными укрепленными поселениями, более оседлым палочно-мотыжным земледелием, большой ролью скотоводства, специализацией ремесленной деятельности и зачатками обработки металла. Возможно, некоторые инновации луншаньского периода были результатом культурных влияний извне, опосредованных проникновений в бассейн Хуанхэ различного рода мигрантов. Появился и стал внедряться в технологию гончарный круг быстрого вращения, что привело к массовому производству стандартных изделий и изменению эстетики керамической продукции. Теперь главное внимание уделялось изяществу и совершенству формы сосудов, а не росписи, над которой в прежние времена трудились общинные ремесленники. Керамика Луншаня становится эталоном своего времени и образцовой моделью, широкое распространение которой способствовало процессам культурной интеграции. К нововведениям относятся также появление ближневосточных по происхождению новых видов злаков (пшеница, ячмень) и новых пород домашнего скота (корова, овца). Налицо новшества и в строительном деле возведение фундаментов и стен путем укладки плотно утрамбованной земли, набиваемой в рамы из досок. В Луншаньской культуре появляется целый ряд поселков площадью 1-4 га, окруженных мощными глиняными стенами-валами высотой в 6 м и 10-14 м толщиной. Эти поселки располагались, как правило, на высоких берегах речных долин. Их жители занимались мотыжным земледелием, уделяя некоторое внимание скотоводству, охоте, рыбной ловле и собирательству. Необходимые в хозяйстве ремесленные изделия земледельцы изготовляли сами, хотя уже отделилось гончарное дело. Образ жизни, одежда и питание людей были предельно простыми и отражали рост благосостояния и социальной дифференциации. Жители луншаньских поселений разработали технику гадания на лопатках животных (овец, коров, свиней), что свидетельствует о складывании организованного культа и выделении жреческой прослойки. Выборные вожди луншаньских земледельцев сменились правителями, передающими власть по наследству. Семья вождя постепенно обособлялась и становилась носительницей власти. Набирала силу тенденция институализации власти, завершившаяся появлением шанских (иньских) ванов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.