Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И виды рисков. Рынок заемного капитала




 

Банковская система нашей страны до последнего времени включала в себя Госбанк и государственные специализированные банки: Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк, которые имели практически во всех районах страны более 5,8 тыс. филиалов. Госбанк являлся единым эмиссионно - кассовым, кредитным и расчетным центром. В состав банковской системы входили также Сбербанк и Внешэкономбанк. Перестройка банковской системы связана не только с появлением новых типов банков - коммерческих и кооперативных, но и с коммерциализацией банковской деятельности государственных специализированных банков. Формально это проявилось в том, что такие специализированные банки, как Агропромбанк и Жилсоцбанк, в 1990 г. были преобразованы в акционерные общества.

С созданием коммерческих банков несколько ослабла монополия в банковском деле. К тому же организация коммерческих банков на паевой основе способствует появлению денежного рынка.

С созданием сети коммерческих банков на акционерной основе возросла сумма собственных средств банков, которые используются для финансирования различных предприятий. В отличие от государственного кредита кредит коммерческих банков предполагает безусловное погашение обязательств своих клиентов, что, в принципе, может способствовать ослаблению материально-финансовой несбалансированности. Увеличение доли собственных средств банков в общем объеме их ресурсов способствует повышению устойчивости банковской системы. Посредничество в кредите является основной функцией коммерческих банков. С этой целью они мобилизуют на денежном рынке на приемлемых условиях временно свободные средства.

Кредитором в последней инстанции является Центральный банк России. Меняя основы своей кредитно-денежной политики, ЦБР оказывает влияние на размеры кредитования коммерческих банков, в частности, используя норму обязательных резервов, осуществляет постоянное наблюдение за соблюдением коммерческими банками нормативных требований. Большое значение имеет создание независимых аудиторских компаний, которые подтверждают правильность балансов коммерческих банков, соответствие проводимых ими операций.

Отдельные элементы рыночного регулирования операций коммерческих банков применяются ЦБРФ. К ним относятся: минимальный размер уставного фонда коммерческого банка; соотношение между размером собственных средств банка и суммой его активов по балансу; коэффициент ликвидности баланса; размер обязательных резервов, размещаемых на беспроцентных счетах фонда регулирования кредитных ресурсов банковской системы РФ; максимальный размер кредитов, предоставляемых одному заемщику; лимиты, ограничивающие риски убытков банка в результате изменения процентных ставок, валютных курсов, стоимости ценных бумаг на денежном рынке.

Таким образом, формируется двухуровневая банковская система - Центробанк как ее основа и сеть коммерческих банков и специальных кредитных банков.

Одним из основных преимуществ новых банковских учреждений по сравнению с бывшими государственными специализированными банками является свобода выбора ведения банковских операций. Однако существуют и негативные последствия. Существовавшая до конца октября 1990 г. практика формирования процентных ставок по привлеченным в депозиты средствам, а также по предоставляемым кредитам приводила к тому, что банки принимали на свой баланс кредиты с повышенным риском платежа. По данным Московского банковского союза, среднегодовые процентные ставки коммерческих банков по краткосрочным кредитам составляли от 5 до 17%. Средняя ставка по депозитам была на уровне 7%. Маржа (разница между ставками процента по привлекаемым и предоставляемым кредитам) в 10% может свидетельствовать о том, что кредитный портфель банков включает значительные суммы не обеспеченных кредитов.

В настоящее время средняя ставка по депозитам достигла 15 - 18%. Депозиты являются объектом биржевых операций. Ставка по кредитам официально ограничена 25%. Но это ограничение на практике обходится путем включения в кредитный договор пунктов о якобы предоставляемых банком клиенту дополнительных услугах. В Москве, например, ставка по кредитам составляет не менее 30% годовых.

Двухуровневая банковская система успешно функционирует при условии создания денежного рынка, рынка ссудных капиталов. Этим рынкам присуща конкуренция его субъектов - государственных, коммерческих, кооперативных, сберегательных банков и специализированных финансовых институтов.

Опыт развития зарубежных кредитных систем показал целесообразность такого банковского устройства, при котором существует разделение функций центрального банка и других кредитных учреждений.

Центральный банк, представляющий собой государственное учреждение, сам непосредственно функции финансового посредника не выполняет. Он не имеет сети отделений. В задачу этого института входит обеспечение бесперебойности функционирования банковской системы, основу которой составляют коммерческие банки. Для реализации этой функции центральный банк во многих "странах имеет достаточно широкие контрольные полномочия, но главным его инструментом воздействия на другие банковские учреждения является их кредитование. В данной роли он выступает “банком банков”.

Для формирования кредитного фонда центрального банка коммерческие банки по закону обязаны держать на его беспроцентном счете определенную сумму резервов, которая устанавливается как доля их активов. Эта доля получила название “норма обязательных резервов” и фиксируется законом.

При увеличении опасности банкротства “норма обязательных резервов” повышается, при благоприятной конъюнктуре она уменьшается.

“Обязательные резервы” в качестве вторичного эффекта воздействуют на доходность банков. Чем большая часть средств располагается на беспроцентных счётах центрального банка, тем ниже доходность кредитного учреждения, тем больше необходимость компенсационного повышения процентной ставки по займам. Этот эффект широко используется правительством для оказания воздействия на деловую активность: больше “обязательные резервы” - выше процентная ставка - ниже спрос на кредит - ниже деловая активность. Следует отметить, что данная схема далеко не всегда достаточно эффективно реализуется на практике, но за неимением ничего лучшего она продолжает широко применяться.

Другим механизмом “подпитки” коммерческих банков выступает переучет векселей. Банковское кредитование промышленности опосредствуется движением коммерческих векселей, то есть денежных обязательств компаний. Учет или покупка векселей выступают наиболее типичной формой предоставления банковского краткосрочного кредита. Накопление векселей снижает способность банка распоряжаться деньгами. В случае потребности осуществлять платежи может возникнуть ситуация временной неплатежеспособности, преодолеть которую помогает центральный банк. Это важнейшая функция повышения ликвидности осуществляется центральным банком путем выкупа векселей у коммерческих банков. Выкуп может производиться как за счет резервов, так и эмиссии денег.

Особенностью данного вида регулирования выступает его опосредствованный и рыночный характер. Центральный банк устанавливает определенную процентную ставку, по которой он скупает векселя, предоставляя наличность коммерческим банкам. Поскольку переучет векселей является по большей части вынужденной мерой повышения ликвидности, то коммерческим банкам не остается выбора, как только соответственно скорректировать свои ставки. Этот механизм регулирования процентных ставок при благоприятных условиях стабильной экономики и слабого инфляционного давления может быть достаточно чутким и эффективным. В условиях спада или инфляции чуткость учетной политики снижается, что требует изменения учетной ставки центрального банка в существенно больших масштабах.

Важнейшим принципом эффективной деятельности центрального банка выступает его независимость от правительственных органов, в частности от министерства финансов. Каждый из этих институтов имеет свою сферу ответственности. Центральный банк отвечает за устойчивую работу сети коммерческих банков, их финансовое “здоровье” и кредитную политику в масштабах страны. Министерство финансов несет ответственность за бюджет и налоги. Отсутствие взаимной подчиненности делает необходимым координацию их действий. Без координации и согласованности между ними снижается эффективность каждого из этих институтов и экономической политики в целом. Связь между ними осуществляется прежде всего через процедуру эмиссии и размещения центральным банком государственных облигации, используемых для финансирования бюджетного дефицита.

Размещение облигаций государственного займа центральным банком формирует третий механизм оказания воздействия на экономическую конъюнктуру. Потребность в эмиссии возникает при бюджетном дефиците. Центральный банк осуществляет эмиссию и размещение займа на добровольной основе, базируясь на их привлекательности за счет сравнительно более низкого риска и высокой процентной ставки.

Размещение облигаций возможно как в самом центральном банке, так и среди коммерческих банков, финансовых институтов и других держателей непосредственно по подписке или через фондовый рынок. В первом случае центральный банк в соответствии с действующим законодательством может под облигации государственного займа выпускать дополнительные денежные знаки, а во втором - финансирование бюджета осуществляется за счет сокращения средств инвестиционного назначения. В том и другом вариантах достигается цель поддержания текущего платежеспособного спроса. Чрезмерное использование рынка капитала для бюджетного финансирования приводит к удорожанию кредита, замедлению инвестиционного процесса. Акцент на приобретение облигаций центральным банком вызывает, в конечном счете, инфляцию. Оба негативных результата чрезмерности бюджетного дефицита ставят естественные пределы на пути использования государственных расходов для поддержания экономического роста и социальной защищенности.

Основу банковской системы на Западе составляют коммерческие банки.

Учреждение новых банков в мировой практике лицензируется. В качестве основных условий выдачи лицензий выступают требования наличия авторитетного руководства и определенного минимального подписного капитала. Размер минимального подписного капитала может колебаться от 200 тыс. долл. в Нидерландах до 100 млн. долл. в Великобритании. Обычными требованиями для разрешения открытия отделения иностранного банка являются его хорошая репутация, письменное обращение родительского банка, определенная сумма собственного капитала и ряд других.

Особого внимания заслуживает федеративный признак организации банковской системы США. Согласно американским законам, банки могут регистрироваться и как штатные, и как национальные. Требования в отношении критериев выдачи лицензии в обоих случаях одинаковы, различаются лишь условия операций. Банки, зарегистрированные как штатные, регулируются одними правилами, в частности, это касается норм резервов и установления максимума процентной ставки, а национальные - другими.

При выдаче разрешения на открытие отделений банковские власти исходят из экономической целесообразности, географической структуры банковской системы, насыщенности рынка банковскими услугами и ряда других моментов. В США открытие отделений регулируется законами штатов, которые ограничивают образование национальной сети этих отделений. Открытие отделений зарубежных банков в соответствии с “базельским соглашением” центральных банков должно быть обеспечено достаточно хорошим надсмотром со стороны банковских властей принимающих стран.

Слияния и поглощения банков обычно регулируются в рамках антитрестовского законодательства. При общей установке на недопущение доминирования на рынке отдельных банковских институтов политика слияний и поглощений проводится достаточно гибко. При этом играют роль такие соображения, как перспектива улучшения положения объединенного банковского предприятия, предотвращение краха поглощаемого банка, концентрация определенного сегмента банковской системы, увеличение размеров банковских институтов с целью получения выгод от снижения издержек и улучшения конкурентоспособности в отношении иностранных, более монополизированных банков. С целью уменьшения риска единоличных неразумных решений в отношении политики банка в ряде стран имеются ограничения на размер доли пакета акций, который может принадлежать одному лицу или организации.

В условиях недостатка опыта, нехватки управленческих кадров и дефицита общей банковской культуры при общей неблагоприятной экономической конъюнктуре становление системы коммерческих банков выдвигает на первый план проблему строгого контроля за открытием новых банковских институтов. При этом особое внимание должно быть уделено оценке нaличия опытных менеджеров в руководящем звене этих учреждений.

Никакая другая сфера ценообразования на Западе не подвержена такому жесткому государственному контролю, как область процентных ставок. Используя механизм кредитной зависимости коммерческих банков от центрального в качестве “банка банков”, усиленного во многих странах “нормой обязательных резервов”, а также монопольным правом центрального банка на эмиссию и размещение государственных ценных бумаг, центральный банк имеет возможность практически полного контроля над процентными ставками.

Теоретической основой такого контроля выступает государственная монополия на эмиссию денег, которые при известном упрощении могут трактоваться как объект торговли в кредитной области.

Практическим механизмом реализации государственного контроля над процентными ставками выступает пирамидальная структура процентных ставок.

Вверху этой структуры находится учетная ставка центрального банка. По размеру это самая низкая ставка. По ней центральный банк переучитывает коммерческие векселя, находящиеся у коммерческих банков. Следующее звено составляют межбанковские процентные ставки, то есть ставки, по которым банки предоставляют займы друг другу. Далее идут ставки первоклассным небанковским заемщикам, как правило, крупным корпорациям. В основе пирамиды лежит многообразие ставок второстепенным заемщикам. Все они существенно выше ставок первоклассным заемщикам. В основе градаций процентных ставок лежит риск. Чем выше риск неплатежеспособности, тем выше ставки.

Одним из важнейших элементов эффективного банковского управления является минимизация риска, которая, в конечном счете, определяет его жизнеспособность. Риск в банковской деятельности проистекает из его основной функции - кредитования. Предоставление денег взаем всегда содержит опасность их невозвращения, понижения покупательской способности и уменьшения номинальной суммы в результате изменения валютного курса, если заем был предоставлен в иностранной валюте.

Риск невозвращения долга является наиболее важным. В каждом индивидуальном случае он связан и точностью оценки кредитоспособности должника. Этот риск уменьшается адекватным залоговым обеспечением и компенсируется повышенной процентной ставкой. Важным способом уменьшения ущерба от индивидуального риска для банка в целом является диверсификация заемщиков.

Понижение покупательской способности возвращенной суммы учитывается при определении процентной ставки, которая исчисляется как реальная процентная ставка плюс надбавка в размере ожидаемого обесценения денег. Опыт борьбы с инфляцией дал такие новые формы предупреждения риска обесценения денег, как введения "плавающей" процентной ставки. "Плавающая" процентная ставка применяется по средне- и долгосрочным займам. Ее суть состоит в том, что она меняется ежегодно в зависимости от движения ставок на рынке.

Риск уменьшения номинальной суммы долга возникает при предоставлении внешнего займа в иностранной валюте. Понижение курса национальной валюты или повышение курса иностранной валюты (что одно и то же) приводит к уменьшению суммы долга в национальной валюте. Уменьшение данного вида риска осуществляется либо путем включения валютной оговорки в кредитное соглашение, либо введением оговорки о пересмотре процентной ставки при наступлении риска.

Риск невозврата долга может возникать по причинам, не зависящим от банка. Такие риски обычно обусловливаются падением экономической конъюнктуры, структурными кризисами и другими обстоятельствами, находящимися вне контроля банка. Увеличение доли ненадежных займов создает потенциальную опасность потерь и даже банкротство. Риск банкротства может возникнуть и при нарушении соответствия между срочностью активов и пассивов. В целях максимизации прибыли банки могут использовать краткосрочные источники средств (например, депозиты до востребования) для предоставления среднесрочных и долгосрочных займов, которые дают относительно более высокий процент.

Основная цель страхования депозитов состоит в том, чтобы обеспечить сохранение сбережений населения, предприятий и организаций в случае банковского краха. Это один из элементов социальной защиты и в то же время важный инструмент поддержания жизнеспособ­ности кредитной системы. Обеспечивая гарантию сохра­нения сбережений на банковских счетах, страхование депозитов уменьшает опасность изъятия вкладов в случае ухудшения конъюнктуры и неплатежеспособности отдельных банковских учреждений.

Финансовый рынок состоит из двух частей: «кредитного рынка» и «рынка ценных бумаг».

Кредитный рынок - это рынок заемного капитала, его функционирование обеспечивается посредством банков, страховых компаний, различных фондов, способных мобилизовать свободные денежные средства и превращать их в кредиты.

Кредитным называется рынок, на котором существует спрос и предложение на платежные средства. Кредит - это ссуда денег на определенный срок.

Кредитный рынок регулирует перемещение денег из сфер экономики, в которых существует их излишек, в те сферы, где в них испытывается недостаток. Благодаря этому предприятия обеспечиваются средствами, необходимыми для инвестиций.

Участники кредитных отношений подразделяются на две группы. Первая - это «кредиторы». Они ссужают деньги, т.е. дают их в долг. Вторую группу составляют «заемщики» - те, кто берет деньги взаймы. Отношения между кредиторами и заемщиками основываются на трех основных принципах: возвратности, срочности и платности: полученные в долг денежные суммы должны быть обязательно возвращены в установленный срок с оговоренным «в долговом обязательстве» «процентом», который является платой за кредит. Поэтому процент выполняет важную роль на кредитном рынке. Он стимулирует владельцев сбережений предоставлять средства в распоряжение кредитного рынка, а не хранить их. Для заемщиков процент служит информацией о том, во что обойдется ему кредит.

К услугам кредитного рынка обращаются различные участники общественного производства, кредиты необходимы потребителям для приобретения товаров длительного пользования, строительства, жилья и т.д. Производители берут деньги в долг для финансирования своих инвестиций. Государству для покрытия своих расходов также приходится пользоваться кредитом.

«Долговое обязательство» - ценная бумага, удостоверяющая право ее владельца требовать возврата долга у лица, выдавшего данный документ. Выдача долгового обязательства является его своеобразной продажей, поскольку взамен ценной бумаги даются деньги. Кредитный рынок превращает долговые обязательства в особый вид денег - «кредитные деньги».

Кредитные сделки опосредуются кредитными институтами, главными представителями которых выступают банки, страховые компании, пенсионные и другие фонды.

Во многих экономически развитых странах банки объединяются в двухуровневую систему. Такая же система формируется в нашей стране. На ее первом уровне находится центральный (государственный) банк. На втором - различные виды негосударственных банков: коммерческие, инновационные, инвестиционные, сберегательные и т.д.

Банки выполняют следующие основные функции:

- аккумулируют временно свободные денежные средства;

- предоставляют кредиты;

- создают денежную массу путем эмиссии денежных знаков и ценных бумаг;

- обслуживают товарообмен;

- контролируют денежное обращение.

 

11.5. Фондовая биржа. Операции на фондовой бирже.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.