Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В валютно-финансовой сфере




 

Для современных международных валютных отношений характерно сочетание нестабильности, высокой степени неопределенности процессов и одновременно углубление координации экономической политики государств в этой области. Эту координацию осуществляют ежегодные экономические совещания «семерки» ведущих стран Запада, а также межгосударственные организации. Среди последних особую роль играют Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая организация (МФК), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Банк международных расчетов (БМР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

МВФ – международная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944г., начал функционировать с марта 1947г. Правление фонда находится в Вашингтоне (отделение – в Париже) и состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Азии, Европы, Среднего Востока и Западного полушария. Согласно Уставу, официальными целями МВФ являются: 1) содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений; 2)предоставление государствам – членам средств в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.

Капитал МВФ образуется за счет взносов государств–членов фонда в соответствии с установленной для каждого из них квотой, величина которой зависит от уровня экономического развития страны и ее роли в мировой экономике и международной торговле.

Руководящие органы МВФ – Совет управляющих и Директорат. Совет управляющих – высший орган, решающий принципиальные вопросы, состоит из министров финансов или управляющих Центральными банками государств-членов. Сессии Совета управляющих проводятся ежегодно. Директорат – исполнительный орган, регулирующий повседневную деятельность фонда. В его состав входят 22 директора: 5 директоров от США, Великобритании, ФРГ, Франции, Японии, как стран с наибольшими квотами, 1 директор от Саудовской Аравии, как наиболее крупного вкладчика капитала, 16 директоров избираются на двухлетний срок остальными странами с учетом принципа географического представительства (из них только директор от Китая представляет одну страну). Директорат назначает директора-распорядителя, который выступает в качестве председателя. Голоса в руководящих органах распределяются между странами исходя из размера квот.

В соответствии с Соглашением о МВФ для выравнивания платежных балансов государств-членов фонд представляет им кредиты в иностранной валюте. Кредитные операции осуществляются только с официальными органами стран-членов МВФ – казначействами. Кредиты предоставляются в форме продажи иностранной валюты на национальную валюту страны-заемщика и погашаются путем выкупа у МВФ национальной валюты на иностранную валюту. Причем МВФ связываетпредоставление кредитов странам-членам с условием проведения ими определенных изменений в экономической политике. Такие изменения в виде программ финансово-экономической стабилизации сроком от 1-го года до 3-х лет согласовываются с фондом и рассматриваются как своего рода международное свидетельство платежеспособности страны.

Кредиты МВФ делятся на несколько видов в зависимости от причины, вызывающей несбалансированность внешних платежей. В пределах разницы между величиной квоты и наличием данной национальной валюты в распоряжении МВФ (так называемая резервная доля МВФ) иностранная валюта может быть получена страной-членом без каких-либо ограничений. Иностранную валюту сверх предусмотренных Уставом ограничений члены МВФ могут получить, заключив так называемое соглашение «стэнд-бай». Такой кредит предоставляется долями (траншами), что дает фонду возможность контролировать выполнение страной-должником условий кредита.

Членство страны в МВФ является обязательным условием при вступлении ее в МБРР и для получения льготных кредитов МАР.

МБРР – межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с Бреттон-Вудской валютно-финансовой конференции. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его Уставом, официально вступило в силу в 1945г., а банк начал действовать с 1946г. Официальная цель МБРР – содействие странам-участницам в развитии экономики посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций. Местонахождение органов управления МБРР – Вашингтон. Высшим органом банка являются Совет управляющих и Директорат. Во главе банка стоит президент. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих Центральных банков стран-членов, проводятся раз в год (МБРР совместно с МВФ). Право голоса в органах МБРР определяется паем в его капитале. Уставный капитал МБРР образуется путем подписки стран-членов на его акции.

При решении вопроса о предоставлении кредита банк требует подробную информацию об экономическом и финансовом положении страны, направляет туда экономические миссии. Последние проводят тщательное обследование экономики и финансов стран-членов, влияют на составление и выполнение национальных планов экономического развития. В рекомендациях миссий приоритет отдается развитию в государствах-заемщиках частного сектора экономики, направлению туда иностранных инвестиций. МБРР стал центром выработки стратегии развития для развивающихся стран.

МБРР имеет два филиала – МФК и МАР. МФК создана в 1956г. как филиал МБРР для инвестиций в частный сектор развивающихся стран-участниц МВФ. Финансирует только высокорентабельные предприятия в этих странах. Сроки займов не превышают 15 лет. С 1961 года МФК получила право не только предоставлять займы, но и непосредственно осуществлять инвестиции в акционерный капитал строящихся или расширяющихся предприятий с последующей перепродажей их акций частным инвесторам. Органы МФ находятся в Вашингтоне.

МАР создана в 1956г. как филиал МБРР. Официальная цель деятельности – содействие экономическому развитию наименее развитых стран путем представления им льготных кредитов. МАР предоставляет этим странам беспроцентные кредиты на 50лет (с них взимается только комиссия в размере 0,75% годовых).

ОЭСР – межгосударственная экономическая организация стран, которые активно сотрудничают в валютно-финансовой сфере. В нее входят все промышленно развитые страны. Она заменила с сентября 1961г. организацию европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), созданную после второй мировой войны в связи с осуществлением плана Маршалла. Высший орган ОЭСР – Совет, в состав которого входят главы делегаций стран-членов, председатель Комиссии Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Исполнительный орган – Секретариат. Действует более 10 комитетов по разным проблемам (Комитет содействия развитию, Комитет по проблемам платежных балансов и др.) штаб-квартира ОЭСР – в Париже. ОЭСР призвана: а) содействовать экономическому развитию стран-членов, добиваясь полной занятости и повышения жизненного уровня при поддержании финансовой устойчивости; б) способствовать подъему экономики развивающихся стран, расширению международной торговли на многосторонней недискриминационной основе: в) выявлять тенденции в экономическом развитии стран-членов, влияние внутренних действий в сфере экономики на платежные балансы других стран.

В рамках ОЭСР на основе вырабатываемых его весьма авторитетных в мире прогнозов даются рекомендации по проведению макроэкономической политики, способствующей взаимному приспособлению национальных экономик с учетом тенденций развития мирового хозяйства.

БМР является одним из важнейших международных валютно-финансовых институтов, играющих ведущую роль в международном регулировании банковской деятельности. Создан в 1930г. в Базеле (Швейцария). Он объединяет Центральные банки практически всех европейских государств, Канады, Австралии, Японии и группу коммерческих банков в США. Более 70 центральных банков хранят свои резервные валютные средства на счетах БМР. Разработанные в его комитетах и структурах правила государственного регулирования и надзора за банковской деятельностью в 1992 г. стали обязательными для всех коммерческих банков стран-членов ОЭСР. Все перечисленные международные экономические организации в той или иной мере занимаются проблемами содействия в валютно-финансовой сфере восточноевропейским странам и государствам бывшего СССР. Для координации этой помощи в 1990г. был создан ЕБРР, чья деятельность должна быть направлена на финансирование различного рода программ и проектов, связанных с процессами реформирования стран Центральной и Восточной Европы, способствовать ускорению адаптации этих стран в мировое хозяйство.

Созданные мировым сообществом механизмы координации в области валюты и финансов, основанные на противоречивом сочетании рыночных сил с межгосударственным регулированием, показали за время своего существования способность к компромиссному решению возникающих конфликтов, способность к адаптации. Однако проблема совершенствования мировой валютной системы, ее механизмов постоянно стоит на повестке дня.

Так, финансовые потрясения 1997-1998 годов были подготовлены спекулятивными операциями на рынках ценных бумаг. Международный рынок банковских операций с ценными бумагами увеличился с 1,3 трлн. долл. в 1980г. до 6,2 трлн. долл. в 1992г., т.е. более чем в 4 раза. Международный рынок ценных бумаг не ограничивается США, Японией, ЕС. Растет азиатский рынок долговых обязательств, откуда и пришел финансовый кризис. Сначала он подкосил Южную Азию. Теперь добрался до Латинской Америки. Как было заявлено на 53-й ежегодной сессии МВФ (1998г.), а также лидеры семи ведущих стран мира признали: кризис этот не азиатский, не российский, не латиноамериканский – он глобальный, мировой. Уровень уже равен тому, как если бы с карты мира вдруг исчезло государство, равное Канаде. Выправлять курс придется всем миром. Что же делать? Определились три возможные стратегии. Первая: ликвидировать МВФ и все прочие институты Бреттон-Вудской системы, с которыми мир прожил полвека, разрегулировать до конца мировую экономику, дать полную волю «невидимой руке». Вторая: не только сохранить, но еще и увеличить государственный и всемирный контроль за финансовыми потоками, а для этого учредить Центральный всемирный банк и с каждой операции взимать, как предлагал американский экономист лауреат Нобелевской премии Джеймс Тобин, от 0,1 до 0,5% ворочаемых сумм для создания фонда международной помощи. Третья: реформировать МВФ вплоть до того, что придать ему статус мирового экономического правительства. Отсюда, во втором случае по «невидимой руке» могут дать, а в третьем предполагается, что ею будут водить.

Что скажет на это США? По размеру взноса в МВФ ей в этой организации принадлежит 17% веса – голос блокирующий. «Великолепной семерки» – более 40%. Остальные 175 государств в любом случае вынуждены будут принять решение этого сильного меньшинства. Одернуть «невидимую руку» глобального рынка, где тон задают не мануфактуры, а ТНК, не смог бы теперь и сам А.Смит. Но кризис не пощадит никого. Появился первый знак: Франция объявила о намерении учредить у себя налог Дж.Тобина.

Переход к единой европейской валюте – евро дает шанс построить новый мировой денежный порядок. Сделать прозрачной международную систему расчетов. Исключить хаос и произвол в формировании и динамике курсов на глобальных финансовых рынках. Покончить с односторонними преимуществами и выгодами для США. Так, в 90-х годах в мире в долларах США формировалось 50-60% валютных резервов государств, 60-70% экспорта и импорта, 70% банковских кредитов, примерно 50% облигационных займов, 80% операций на валютных рынках, 100% оборота рынков евродолларов и нефтедолларов.

С введением евро многое изменится. Уже в переходный период 1999-2000 годы евро будет обслуживать до 30% международной торговли, до 95% расчетов внутри ЕС (против 48% в 1998г.). В среднесрочной перспективе, по самым скромным оценкам, во всем мире (включая Россию) в евро переведут до 800 млрд. долл. активов частных вкладчиков (средства на банковских счетах, госбумагах) до 500млрд. долл. резервов центральных и национальных банков, то есть прямые потери США могут составить 1,3 трлн. долл., что весьма ощутимо, учитывая, что их госдолг превысил в 1998г. 5,5 трлн.долл.

Появление в обороте евро изменит расстановку сил в МВФ. Общее число голосов европейских государств примерно в 3 раза превысит голосующий пакет Америки (17%). Укрепит евро и то, что в 1999г. свыше половины внешней госзадолжности стран ЕС, треть межбанковского оборота и краткосрочных депозитов, а также основная часть обязательных резервов кредитных институтов будут номинироваться в единой валюте.

Введение евро окажет огромное воздействие на мировые финансы. Биполярная валютная система, при которой господствующее положение занимают Европа и Соединенные Штаты, а также Япония в роли младшего партнера, заменит долларовую систему, которая доминировала большую часть XX столетия. Текущая конъюнктура финансовых рынков покажет, какое соотношение двух валют сложится в течение ближайших лет. Если гипотеза о начале рецессии в США подтвердится, экономики США и ЕС окажутся в противофазе, и исход первого раунда борьбы в мировой финансовой системе будет предрешен в пользу евро.

Для США ответ Европы крайне опасен. Экономическое могущество американцев основано на использовании их доллара как мировой резервной валюты и валюты международной торговли. Успешное введение евро приведет к частичному замещению доллара этой валютой, что грозит массовым возвратом «иностранных» долларов в экономику США. Так, российская экономика может одновременно сбросить 20 млрд. долл. и еще примерно на 15-17 млрд. в год снизить свой спрос на американскую валюту. Россия экономически не теряет ничего. А Америка – десятки миллиардов. С другой стороны, масса долларов (около 100 млрд.) сейчас обслуживает европейский нефтерынок, и с заменой их на евро до 2004г. их масса тоже ринется назад в США. Доллары может «сбросить» и теневая экономика (мафиози) всего мира. Вытеснение доллара обратно в США будет ужасающим для них по своим последствиям. Его можно сравнивать с хорошо знакомой нам неконтролируемой эмиссией. И потому новое ожесточение мировой финансовой войны просто неизбежно.

Естественно, США будут защищаться от евро. Главная их задача – связать высвобождающиеся доллары за пределами США. Это означает яростные удары по экономике третьих стран. Ведь для того чтобы они начали впитывать доллары, их надо ввергнуть в жесточайший кризис, девальвировать их валюту, заставить граждан этих стран гоняться за зелеными бумажками. Но потенциал такой политики все же ограничен, и потому войну с евро США поведут еще и на подрыв последнего подобно тому, как они в 1992г. заблаговременно подорвали экю.

 

15.4. Платежный баланс страны и его структура

 

Большое влияние на валютный курс и валютную политику страны оказывает состояние платежного баланса. Платежный баланс - это документ, отражающий все операции с денежными средствами, которые опосредуют (обслуживают) внешнеэкономические связи страны. Он служит источником информации, раскрывающей особенности участия страны в международном обмене товарами, услугами, капиталом.

Учет платежей по всем внешнеэкономическим операциям осуществляется по принципу двойной бухгалтерии (доходы и расходы). Разница между доходами и расходами по внешнеэкономическим операциям называется сальдо платежного баланса. Оно может быть положительным и отрицательным. В последнем случае страна будет иметь «дефицит платежного баланса». Другими словами, такая страна больше тратит денег за рубежом, чем получает извне, а следовательно, во внешнеэкономической области живет «не по средствам». Это может отрицательно сказаться на стабильности обменного курса ее национальной валюты. Платежный баланс состоит из трех крупных разделов: 1)баланс текущих операций; 2) баланс операций с капиталом; 3) расчеты по официальным международным резервам.

В балансе текущих операций отражается процесс обмена товарами и услугами, а также односторонние разовые платежи. Часть платежного баланса, которая отражает экспорт и импорт, называется торговым балансом страны (итак, «Платежный баланс» шире «торгового»). Если экспорт превышает импорт, то торговый баланс считается положительным («активным»), а если импорт превышает экспорт, то отрицательным («пассивным»). В этом же разделе платежного баланса отражается торговля услугами (туризм, услуги по линии связи, содержание военных баз за границей, переводы денег родственникам за рубеж, передача наследства и т.п.). Суммарный итог по торговому балансу, обмену услугами и разовыми платежами показывает «сальдо по текущим операциям».

Баланс движения капиталов отражает куплю и продажу зарубежных активов, предоставление и получение долгосрочных и краткосрочных займов и ссуд. Средства, представленные другим государствам или иностранным предприятиям, рассматриваются как отток капитала, а займы, полученные у других государств, рассматриваются как приток капитала.

В третьем разделе выделяются операции, не связанные с коммерческой деятельностью. Они служат средством уравновешивания сальдо платежного баланса (уменьшения его баланса). В этом плане используется продажа золота, привлечение новых кредитов, отсрочка платежей по кредитам, полученным ранее, и процентам за пользование ими. Все эти операции имеют особое назначение – улучшить состояние платежного баланса и поэтому выделяются в особый раздел.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.