Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственные реформы Петра I




В первой четверти XVIII в. в России происходит оформление абсолютной монархии. Абсолютная монархия - это такая форма монархии, при которой верховная власть принадлежит всецело и нераздельно (неограниченно) царю. Это последняя форма монархии периода феодализма, возникающая в условиях его разложения. Особенностью России является то, что здесь становление абсолютной монархии происходило при отсутствии капиталистического уклада в экономике и при полном господстве феодальных отношений.

Во второй половине XVII в. в государственном строе России формируются признаки, свидетельствующие о начале складывания абсолютной монархии:

- уменьшалась роль и изменялся состав Боярской думы. Все большую роль в ней начинают играть думные дьяки, назначенные царем. Общий состав Думы увеличивается,из него выделяется Ближняя дума, с которой царь непосредственно решает все вопросы. С 1681 г, по 1694 гири Думе действовала Расправная палата, занимавшаяся рассмотрением некоторых судебных дел. Постепенно Дума из законосовещательного органа превратилась в судебно-управленческий орган (судебная деятельность, контроль за работой приказов и органов местного управления);

- прекратились созывы Земского собора. Последний Земский собор был созван в 1653 г.;

- увеличивалась роль приказов в управлении государством. Производилась их реорганизация, целью которой было упорядочение их деятельности. В конце XVII в, произошло укрупнение приказов, их общее число уменьшилось, усилилась централизация управления;

- складывалась новая система чинов. В 1682 г. было отменено местничество;

- происходил процесс подчинения церкви государству (дело патриарха Никона);

- совершенствовалась система налогообложения. С 1679 г. введена подворная подать, сбором которой занимался Приказ большой казны;

- было создано стрелецкое (постоянное) войско;

- происходила централизация местного управления. К концу XVII в. губное и земское самоуправление было повсеместно заменено воеводским правлением. В руках воевод была сосредоточена административная, судебная и военная власть на местах.

В первой четверти XVIII в. Петром I были проведены государственные реформы, в результате которых в России завершилось формирование абсолютной монархии.

З.В 1699 г. при Боярской думе была учреждена Ближняя канцелярия, а в 1708 г. была создана Конзилия министров (постоянные заседания начальников приказов-министров), решавшая вопросы управления государством в отсутствие царя. Боярская дума перестала собираться.

Однако Ближняя канцелярия и Конзилия министров не справлялись с управлением государством в период частых отъездов царя. 22 февраля 1711 г., накануне Прутского похода, был учрежден Правительствующий Сенат вначале как временное, а затем как постоянно действующее высшее правительственное учреждение. Состав, порядок работы и функции Сената были определены указами 1711,1712,1718,1722 гг.

Сенат являлся коллегиальным органом, состоявшим из 9 членов, назначавшихся царем. Организационная структура Сената:

- присутствие, т.е. общее собрание сенаторов. Решения принимались голосованием вначале единогласно, ас 1714 г. большинством голосов. В 1718-1722 гг. в состав присутствия входили президенты коллегий;

- канцелярия во главе с обер-секретарем, которая осуществляла делопроизводство. При Сенате имелись:

- Разрядный стол (с 1722 г. герольдмейстерская контора), ведавший прохождением службы дворянами;

- Расправная палата, ведавшая расследованием служебных преступлений;

- генерал-рекетмейстер, рассматривавший жалобы на центральные учреждения;

- Ревизией - контора (после ликвидации в 1722 г. Ревизион-коллегии), осуществлявшая финансовый контроль.

В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался надзор за деятельностью Сената (председательствовал на заседаниях Сената, созывал сенаторов, контролировал их работу). Он назначался царем и был ответственен только перед ним ("око государево"). Ближайшим помощником генерал-прокурора был обер-прокурор, которому подчинялись прокуроры (в коллегиях и надворных судах).

В 1711 г. при Сенате были созданы особые должности - фискалы, которые должны были тайно подслушивать, проведывать и доносить о преступлениях, приносящих вред государству Фискалами руководил входящий в состав Сената обер-фискал.

Первоначально Сенат исполнял функции законосовещательного, а в отсутствие царя и законодательного органа. С 1722 г. функции Сената изменяются и он превращается исключительно в высший орган управления и надзора за управлением,

В 1718-1720 гг. была проведена реформа, упразднившая большинство приказов и создавшая систему коллегии. В отличие oт приказов коллегии строились только по отраслевому принципу, компетенция их была строго ограничена, решения принимались коллегиально.

Первоначально было создано 12 коллегий: Военная, Адмиралтейская, Коллегия иностранных дел, Камер-коллегия, Штатсконтор-коллегия, Ревизион-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Вотчинная коллегия, Юстиц-коллегия, Духовная коллегия. В 1720 г. на правах коллегии был образован Главный магистрат.

В 1720 г. был издан "Генеральный регламент", определивший организационное устройство и порядок деятельности коллегий. Коллегии состояли из присутствия (10-11 членов во главе с президентом) и канцелярии во главе с секретарем. Президент коллегии назначался царем, вице-президент и члены назначались Сенатом. Коллегии подчинялись царю и Сенату. Коллегиям по разным отраслям управления подчинялся местный аппарат.

Особой коллегией была Духовная коллегияили Святейший правительственный Синод, учрежденный в 1718 г. После смерти патриарха Адриана Петр I не допустил избрания нового патриарха и назначил Стефана Яворского местоблюстителем святейшего патриаршего престола для временного управления церковью. После создания Святейшего Синода патриаршество было упразднено, церковь превратилась в одно из звеньев государственного аппарата и была полностью подчинена государству. Синод состоял из 12 членов, назначенных царем, во главе с президентом Стефаном Яворским. Синод ведал церковными делами и духовным судом. Надзор за деятельностью Синода осуществлял обер-прокурор.

В первой четверти XVIII в. была проведена реформа местного управления. В 1699 г. была учреждена Бурмистерская палата (с 1700 г. - Ратуша), фактически являвшаяся органом высшего управления городами России. В городах ей подчинялись бурмистерские (земские) избы, осуществлявшие административные, судебные и финансовые функции. В 1720 г. вместо Бурмистерской палаты начал действовать Главный магистрат, которому в городах подчинялись магистраты.

В 1708 г. страна была разделена на губернии, во главе которых назначались губернаторы. Наиболее крупные губернии управлялись генерал-губернаторами. Исполнительным органом губернатора являлась губернская канцелярия. Губернатор обладал административной, военной и судебной властью на своей территории и действовал совместно с выборными дворянскими коллегиями (ландратами).

Создание новой структуры управления сопровождалось складыванием новой структуры чинов. После отмены местничества в 1682 г. формировался бюрократический принцип комплектования аппарата управления.

В 1722 г. была издана Табель о рангах, содержащая перечень чинов гражданской и военной службы. Все чины подразделялись на 14 рангов, продвижение по службе отныне зависело лишь от личных качеств чиновника, а не от его происхождения.

Централизация системы управления сопровождалась и изменением правового статуса монарха, который был закреплен в ряде документов: Воинский Артикул (1715 г.). Морской устав (1720 г.). Духовный регламент (1721 г.) и др. Власть монарха отныне имела абсолютный характер, т.е. воля монарха являлась источником законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. В 1721 г. Петр I получает титул императора, в 1722 г. был принят "Указ о наследии престола" (в связи с делом царевича Алексея). Был утвержден принцип завещательного преемства власти, при котором государь мог сам назначать себе преемника.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.