КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контрреформы 80 - 90-х годов XIX в
После проведения либеральных реформ 60-70-х гг. в стране активизировалось общественное движение за дальнейшие демократические преобразования России. Либералы выдвигали проекты создания общегосударственного земского собрания. Революционеры-народники встали на путь проведения террористических акций с целью ускорения народной революции. В этих условиях Александр II, пытаясь стабилизировать ситуацию, согласился на создание комиссии по подготовке введения представительного собрания. Министром внутренних дел был назначен Лорис-Меликов, под руководством которого стала разрабатываться программа реформ. Было ликвидировано третье отделение императорской канцелярии, проявившее свою полную несостоятельность и снискавшее дурную славу. Вместо него был создан Департамент полиции в составе Министерства внутренних дел. Одновременно Лорис-Меликов усилил борьбу с терроризмом. Политику Лорис-Меликова современники определили как политику "пушистого лисьего хвоста" и волчьей пасти". Ситуация резко изменилась после убийства народовольцами 1 марта 1881 г. Александра II. Новый император Александр III стал проводить политику усиления самодержавной власти, Лорис-Меликов был отправлен в отставку. Началась политика свертывания реформ. Контрреформы прежде всего коснулись системы местного управления и суда. В августе 1881 г. было издано Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия, согласно которому губернаторам было предоставлено право объявлять местность на положении усиленной охраны. В условиях усиленной охраны генерал-губернаторы, губернаторы и градоначальники получали чрезвычайные полномочия издавать обязательные постановления, рассматривать дела об их нарушении и налагать административные взыскания, запрещать народные, общественные и даже частные собрания, закрывать торговые и промышленные предприятия, осуществлять административное выселение неблагонадежных лиц. По их указанию могли быть закрыты городские и земские органы самоуправления. Генерал-губернаторы получили широкую судебную компетенцию. Они направляли дела на рассмотрение в военный суд, назначали закрытый порядок рассмотрения дел, касавшихся "государственного строя и общественного спокойствия". При объявлении местности на чрезвычайном положении генерал-губернаторы наделялись полномочиями главнокомандующих в военное время. Уже в 1881 г. на режиме усиленной охраны на три года были объявлены ряд губерний. Издание этого закона сужало действие земской, городской и судебной реформ. Отход от принципов судебной реформы начался несколько ранее и был прежде всего связан с необходимостью борьбы властей с активизацией политики террора народовольцами. В 1871 г. дознание по государственным преступлениям было передано корпусу жандармов. В 1872 г изменилась подсудность по государственным преступлениям. Эти дела теперь рассматривало Особое присутствие Сената в составе председателя, пяти сенаторов и с участием четырех сословных представителей. Заседания по усмотрению Сената могли быть закрытыми. В 1874 г. из ведения общих судов были изъяты дела об организации противозаконных обществ и участии в них, а в 1878 г. - дела о противодействии или сопротивлении властям и покушении на должностных лиц. В 1889 г. было принято положение о земских участковых начальниках, по которому в уездах вместо мировых судей вводитесь земские участковые начальники. Земский участковый начальник назначался губернатором из местных дворян, обладавших определенным имущественным и образовательным цензом (высшееобразование, служба не менее трех лет на должностях, близких к судебным). Земские участковые начальники обладали широкими административными и судебными полномочиями: - надзор за органами крестьянского самоуправления; - надзор за деятельностью волостных судов; - рассмотрение гражданских и уголовных дел, ранее подсудных мировым судьям (в сельской местности и в ряде уездных городов). В городах дела, изъятые у мировых судей, передавались уездным членам окружного суда и городским судьям, назначаемым министром юстиции. Земские начальники, городские судьи и уездные члены окружного суда решали дела единолично. Второй инстанцией для земских начальников и городских судей являлось судебное присутствие уездного съезда, которое состояло из земских начальников, городских судей, уездного члена окружного суда, почетных мировых судей, и возглавлялось уездным предводителем дворянства. Второй инстанцией для уездных членов окружного суда был окружной суд. Кассационной инстанцией для вновь созданной системы судов стали губернские присутствия. Руководил работой губернских присутствий губернатор. Институт мировых судей был ликвидирован повсеместно, за исключением Петербурга, Москвы и еще нескольких городов. Судебная контрреформа нарушала принципы отделения суда от администрации, независимости суда, выборности судебных органов. Была сужена компетенция общих судов. Одновременно были осуществлены земская и городская контрреформы. В 1890 г. было введено новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Для выборов в земские учреждения устанавливались три избирательные курии по сословному принципу: от дворян (потомственных и личных), от городских сословий, от крестьян. Для дворянской курии снижался имущественный ценз, для городской значительно увеличивался. Крестьяне выбирали на волостных сходах кандидатов в гласные, из числа которых губернатор назначал гласных. Каждая курия имела право иметь определенное представительство на уездном земском собрании, при этом большее число мест имела дворянская курия. Кроме гласных в состав уездного земского собрания входили представители ведомств государственных имуществ (по назначению министров), депутат от духовного ведомства, городской голова уездного города, председатель и члены уездной земской управы прежнего созыва. Очередные земские собрания собирались ежегодно, чрезвычайные - по разрешению или указанию министра внутренних дел. Земские собрания избирали земские управы, председатели уездных управ утверждались в должности губернатором, губернских - министром внутренних дел. Губернатор имел право приостановить любое решение земского собрания, если оно не соответствовало государственным интересам. В 1892 г. было принято новое Городовое положение, которое ограничило число гласных, сузило компетенцию органов городского самоуправления, усилив административный контроль за их деятельностью. Податный ценз был заменен имущественным, т.е. к выборам допускались не все плательщики налогов, а только владельцы крупных недвижимостей, торговых и промышленных заведений. Контрреформа системы местного самоуправления в целом была направлена на усиление контроля над земскими и городскими органами, увеличение числа представителей высших сословий в них. Нарушались принципы все сословности и выборности в органы местного самоуправления. Все лица, проживавшие на территории России, делились на 1) природных обывателей (коренных граждан); 2) инородцев (кочевые народы и пр.); 3) иностранцев. Природные обыватели делились на четыре сословья: дворяне, духовенство, городские обыватели, сельские обыватели. Дворянство по-прежнему обладало привилегиями. Оно имело право на особые титулы, родословные книги, особые формы землевладения (майоратные земли и др.). Однако крупное землевладение утратило свой дворянский характер. После отмены крепостного прав часть дворян так и не смогла перестроиться на новые отношения. Многие из них продавали или закладывали свои земли, помещичье землевладение сокращалось. Дворянство сохраняло свои сословные организации: губернские и уездные собрания. В 1896 г. в Петербурге было созвано Совещание губернских предводителей дворянства для обсуждения дворянского вопроса. В 1897 г. учреждалось Особое совещание по делам дворянства для разработки мер, направленных на укрепление позиций дворянства, упрочения его экономического положения. Предлагалось расширить площади дворянского землевладения, ввести дополнительные преимущества для дворян в сфере государственной службы, организовать для них долгосрочный кредит. В 1906 г. был созван всероссийский съезд уполномоченных дворянских обществ, на котором был избран Совет объединенного дворянства. Совет сыграл большую роль в сплочении дворянства, оказывал влияние на правительственную политику. В государственном аппарате дворянство по-прежнему играло большую роль, хотя доля его в государственных учреждениях стала снижаться. Деление городских обывателей на категории утрачивало свою роль. В концу XIX в. сословная обособленность потеряла реальное значение. Права на торгово-промышленную деятельность были отделены от купеческих. На промышленную деятельность ежегодно стали выдаваться промысловые свидетельства. Приобретение свидетельств проходило по имущественному, а не сословному признаку. После отмены крепостного права численность городского населения увеличилась за счет уходившего в города крестьянства. Активно формировались классы буржуазии и пролетариата. Буржуазия росла численно, увеличивалась ее роль в политической жизни страны. Уже в конце XIX в. стали создаваться различные предпринимательские организации и общества: Русское техническое общество (1866 г.). Общество для содействия развитию русской промышленности и торговли (1867 г.), биржевые комитеты, комитеты торговли и мануфактур, купеческие управы. С 1870 г. стали регулярно созываться торгово-промышленные съезды, избиравшие постоянно действующие органы - Советы съездов. Деятельность Советов съездов способствовала согласованию экономической политики государства и предпринимателей. Стали созываться отраслевые съезды. В августе 1906 г. состоялся всероссийский съезд представителей промышленности и торговли, сформировавший постоянно действующие исполнительные органы - Совет и Комитет съезда. Сотрудничество общественных организаций торгово-промышленной буржуазии и правительственных органов было весьма тесным. Это объясняется большой ролью Российского государства в экономике страны. Государству принадлежали значительные массивы земель. Государственный банк, казенные железные дороги, казенные заводы, винная монополия и др. Значительную часть городского населения составляли лица, работавшие по найму, из которых складывался класс рабочих. В 80-гг. XIX в. начинает формироваться рабочее законодательство. Была ограничена работа в ночное время, упорядочен порядок оплаты труда рабочих, система штрафования, установлены обязательные дни отдыха в выходные и праздничные дни. Надзор за работой осуществляла фабричная инспекция в составе губернской администрации. Фабричная администрация издавала обязательные местные положения. Однако охрана труда была организована чрезвычайно плохо. Было запрещено участие рабочих в стачках и забастовках. С 1903 г. рабочие цехов получили право избрания старост для защиты их интересов. В 1906 г. было разрешено образование профсоюзов без испрашения на то разрешения правительственной власти. При этом требовалось предоставление проекта устава общества для его утверждения. Деятельность профсоюзов должна была быть направлена на улучшение условий труда, увеличение заработной платы и т.д. Запрещалось создание обществ, деятельность которых могла повести к "нарушению общественного спокойствия и безопасности". Государственные служащие не могли создавать профсоюзы. Запрещалось объединение нескольких обществ в один союз. За нарушение правил была определена уголовная ответственность. В 1912 г. было введено социальное страхование. Сословье сельских обывателей составляли крестьяне. В начале XX в. правовое положение крестьянства серьезно изменилось. Еще в конце XIX в. были проведены некоторые преобразования в интересах крестьян. В 1882 г. был создан Крестьянский банк, выдававший ссуды крестьянам на покупку земли. С 1 января 1882 г. крестьяне, еще не заключившие с помещиками выкупные сделки, были переведены на обязательный выкуп. Тем самым были прекращены временнообязанные отношения. В 1881 г., а затем в 1906 г. была существенно снижена сумма выкупных платежей, а с 1907 г. они отменялись вообще. С 1883 по 1886 г. крестьяне были освобождены от уплаты подушной подати (казна компенсировала это, увеличив налог на спирт). В 1903 г. были отменены телесные наказания, применявшиеся по приговорам волостных судов. Тем не менее положение крестьян оставалось очень тяжелым. Конец века знаменовался сильным неурожаем, принесшим в деревню голод. Права крестьян по-прежнему были весьма ограничены, что прежде всего было связано с сохранением крестьянской общины. В марте 1903 г. была отменена круговая порука в сельской общине. По указу от 5 октября 1906 г. "Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и других лиц бывших податных состояний" все российские подданные (кроме инородцев) наделялись одинаковыми правами относительно государственной службы. Отныне крестьянам не требовалось получать разрешение общины при их поступлении на службу и в учебные заведения. Отменялся порядок обязательного исключения крестьян из сельского общества при поступлении на гражданскую службу, получении ордена, ученой степени, при окончании учебного заведения, производстве в чин, приобретении высших прав состояния. Крестьяне теперь могли свободно избирать место жительства, обязываться векселями. Отменялись подушная подать, круговая порука, принудительное направление неплательщиков на заработки. Расширялись имущественные и избирательные права крестьян. В 1906-1911 гг. была проведена столыпинская аграрная реформа, по которой крестьяне получили права свободного выхода из общины и частной собственности на свою землю. Аграрная реформа значительно улучшила положение крестьянства и способствовала подъему сельского хозяйства.
ГЛАВА 7. ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ В ПЕРИОД 1905-1917 гг. В начале XX в. в условиях бурного развития капитализма Россия продолжала оставаться абсолютной монархией. В стране отсутствовали представительные учреждения, элементарные демократические свободы. В этих условиях начали формироваться различные политические партии, выдвигавшие идею "народного представительства", которая приобретала различные формы: от создания конституционной монархии до демократической республики. В начале 1905 г. произошло резкое нарастание революционных событий, показавших необходимость немедленных преобразований, в том числе введения прдставительного правления. Однако император Николай II продолжал настаивать на сохранении самодержавия. На него было оказано давление со стороны некоторых министров и 18 февраля 1905 г. Николай II вынужден был подписать рескрипт министру внутренних дел А.Г.Булыгину, в котором поручал ему начать разработку законопроекта об учреждении высшего представительного законосовещательного органа - Государственной думы. Для подготовки проекта была создана специальная комиссия. 6 августа 1905 г. Николай II утвердил "Учреждение Государственной думы" и "Положение о выборах в Государственную думу". Государственная дума, создаваемая этими указами, вошла в историю под названием "Булыгинская дума". Государственная дума имела законосовещательный характер, она не имела права принимать законы, а могла лишь вносить свои предложения о желательности изменения или отмены действующих законов. Избирательный закон предусматривал куриальную систему выборов. Было образовано три курии: землевладельческая, городская и крестьянская. Для землевладельческой и городской курий был предусмотрен имущественный и земельный ценз, выборы были двухстепенными (уездные и городские избирательные собрания выбирали выборщиков на губернское собрание, на котором от каждой курии избирали установленное законом число членов Государственной думы). Для крестьянской курии имущественный ценз не был предусмотренно выборы были четырехстепенными. Избирательных прав были лишены женщины, военнослужащие, учащиеся и рабочие. Выборы и созыв Думы были сорваны Октябрьской стачкой. Николай II под влиянием С.Ю.Витте 17 октября 1905 г подписал манифест "Об усовершенствовании государственного порядка". В нем правительство обещало предоставить Думе законодательные функции, право контроля за исполнительными органами, расширить избирательные права. В Манифесте также провозглашались гражданские права и свободы: неприкосновенность личности, свобода слова, совести, собраний, союзов и др. Одновременно 19 октября был утвержден указ "О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений", в соответствии с которым Совет министров превращался в постоянно действующее правительственное учреждение. Законопроекты не могли быть внесены в Государственную думубез предварительного обсуждения в Совете министров. Совет министров собирался 2-3 раза в неделю, председатель назначался царем и был ответственен перед ним. 11 декабря 1905 г. был утвержден новый избирательный закон, расширявший избирательные права (была установлена рабочая курия). На основании этого избирательного закона были созваны два состава Государственной думы (I Дума - 27 апреля-8 июля 1906 г., П Дума - 20 февраля-3 июня 1907 г.).20 февраля 1906 г.; был принят закон "Учреждение Государственной думы". Закон устанавливал срок деятельности Государственной думы (5 лет), при 'этом царь мог досрочно распустить ее и назначить новые выборы. Дума работала сессионно, продолжительность сессий и сроки перерыва в их работе определялись императором. Дума обладала законодательными правами. Право законодательной инициативы было ограничено: Дума могла "возбуждать дела об отмене или изменении действующих или издании новых законов, за исключением основных государственных законов." Члены Думы распределялись по партийным группам - фракциям. Депутаты (не менее 50 человек) имели право обращаться с запросами к председателю Совета министров, министрам. Аппарат Думы состоя» из общего собрания, канцелярии, отделов и комиссий. Общее собрание ежегодно избирало председателя и двух его товарищей. Для управления канцелярией на пять лет выбирался секретарь и его товарищ. Учреждение Государственной думы вызвало реформу Государственного совета. 20 февраля 1906 г. был принят закон "О Переустройстве Государственного совета", а 23 апреля 1906 г. "Учреждение Государственного совета". Государственный совет провозглашался законодательным органом, имел равные права с Государственной думой, мог отклонить любой законопроект, принятый думским большинством. Половина членов Государственного совета стала выборной от земств, дворянских собраний, буржуазии и интеллигенции. Вторая половина назначалась императором. Состав. Совета обновлялся в течение 9 лет (на 1\3 каждые три года). Царь ежегодно назначал председателя и вице-председателя из состава Государственного совета. Работа Совета носила сессионный характер, сроки ежегодных заседаний определялись указами императора. Изменения, произошедшие в государственном строе России, были закреплены в своде "Основных государственных законов Российской империи" (ОГЗ), утвержденных Николаем II 23 апреля 1906 г. Согласно статье 4 ОГЗ "Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть". Определение царской власти как неограниченной было упразднено. Статья 7 гласила, что император осуществляет законодательную власть совместно с Государственным советом и Государственной думой. Законопроекты, не принятые законодательными учреждениями, считались отклоненными. Согласно ст. 87 император имел право в перерывах между заседаниями Думы и Совета издавать законы без их участия, но при этом он не мог вносить изменения в ОГЗ, Учреждения Государственного совета и Государственной думы и Положения о выборах в Государственную думу и Государственный совет. В. течение двух месяцев после возобновления заседаний Думы и Совета изданные указы вносились на их обсуждение, не получившие одобрения указы отменялись. ОГЗ вводили в определенной степени конституционные ограничения самодержавной власти императора. Созданные выборные центральные органы государственно власти - Государственный совет и Государственную думу можно рассматривать как двухпалатный парламент. Тем не менее, в России не произошел переход от абсолютной монархии к конституционной, о чем свидетельствовали события 3 июня 1907 г. 1 июня на закрытом заседании Думы членам социал-демократической фракции было предъявлено обвинение в подготовке к ниспровержению государственного строя и 3 июня по инициативе П.А.Столыпина были обнародованы Манифест о роспуске Думы и новый избирательный закон. Новый избирательный закон предусматривал ограничение избирательных прав отдельных слоев населения: на 56 процентов сокращалось число выборщиков от крестьян, рабочие только 6 губерний могли выбирать своих депутатов в Думу, городская курия разделялась на две (крупная, средняя торгово-промышленная буржуазия, чиновники, владельцы значительного недвижимого имущества и мелкие владельцы недвижимой собственности, ремесленники), сокращалось представительство национальных окраин (Польши и Кавказа - в 2,5 раза, Сибири - в 1,5 раза, население Средней Азии лишалось избирательных прав). В то же время на 33 процента выросло число выборщиков от помещиков. Нарушение императором ст. 87 ОГЗ большинством исследователей трактуется как государственный переворот. Сложившаяся в последующем система законодательства и политические средства его осуществления получили название режима "третьеиюньской монархии". III и IV Государственные думы, избранные по новому избирательному закону, были полностью "послушны" императору, фактически его власть ничем не была ограничена и по-прежнему носила абсолютный характер.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |