Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление высшим учебным заведением 1 страница




Эти позиции отражены в ФЗ «Об образовании» в типовых положениях об образовательных учреждениях, которые регла­ментируют и иные вопросы. Например, ряд функций совета го­сударственного или муниципального учреждения начального профессионального образования закреплен непосредственно в Типовом положении о нем (рассмотрение случаев отчисления и перевода в другое образовательное учреждение обучающихся и др.); Типовым положением о государственном среднем специ­альном учебном заведении определены состав его совета, возмож­ность досрочного его перевыбора и его порядок; возможность создания других органов; полномочия директора как органа юри­дического лица и распорядителя кредита и др.

Управление государственным и муниципаль­ным высшим учебным заведением регламен­тируется законодательством РФ, Типовым по­ложением о высшем учебном заведении, ус-

тавом высшего учебного заведения и договором, заключенным с учредителем.

Устав вуза принимается общим собранием (конференцией) научно-педагогических работников, представителей других кате­горий работников и обучающихся и утверждается учредителем.

Управление вузом осуществляется на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности, одним из организационно- правовых выражений которого является формирование в вузе ученого совета и должности ректора вуза. До формирования уче­ного совета вуза устав утверждается, а ректор вуза принимает­ся на работу по трудовому договору органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом город­ского округа на срок, не превышающий одного года.

Общее руководство вузом осуществляет ученый совет, в который входят ректор (он же председатель ученого совета), про­ректоры, президент, если такая должность предусмотрена уста­вом вуза, по решению ученого совета — деканы факультетов. Другие члены ученого совета избираются на общем собрании (конференции) путем тайного голосования. Количественный состав совета определяется на общем собрании (конференции), а нормы представительства от структурных подразделений и обу­чающихся — ученым советом вуза. Их представители считают­ся избранными в ученый совет, если за них проголосовали бо­лее 50 процентов делегатов на общем собрании (конференции) (при наличии двух третей списочного состава делегатов. Состав ученого совета объявляется приказом ректора.

Срок полномочий ученого совета не может превышать пять лет. Его досрочные выборы проводятся по требованию не менее половины его членов, а также в случаях, предусмотренных ус­тавом вуза.

В вузе могут создаваться попечительский и другие советы по различным направлениям деятельности в соответствии с ус­тавом вуза или положениями, принимаемыми ученым советом.

Непосредственное управление вузом осуществляет ректор. Полномочия ученого совета и ректора определяются уставом вуза.

Кандидатуры на должность ректоров вузов выдвигаются в соответствии с их уставами и представляются на рассмотрение аттестационных комиссий[136] уполномоченных органов исполни­тельной власти или исполнительно-распорядительных органов городских округов.

Ректор в порядке, установленном уставом вуза, избирается из числа кандидатур, согласованных с аттестационной комис­сией, тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет. После избрания ректора между ним и орга­ном исполнительной власти или исполнительно-распорядитель­ным органом городского округа, в ведении которого находится вуз, заключается трудовой договор на срок до пяти лет.

Должности ректоров замещаются лицами в возрасте не стар­ше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудового договора.

По представлению ученого совета вуза учредитель вправе продлить срок пребывания в должности ректора до достижения им возраста семидесяти лет.

В пределах своих полномочий ректор издает приказы и рас­поряжения, обязательные для всех работников и обучающихся в вузе.

В структурных подразделениях вуза по решению ученого совета могут создаваться выборные представительные органы — ученые советы (советы). Порядок создания и деятельности, со­став и полномочия ученого совета (совета) структурного подраз­деления определяются уставом вуза.

Факультет возглавляет декан, избираемый в порядке, опре­деляемом уставом вуза, ученым советом вуза или ученым сове­том (советом) структурного подразделения, путем тайного голо­сования из числа наиболее квалифицированных и авторитетных работников вуза, имеющий ученую степень или звание, и ут­верждаемый в должности приказом ректора.

Кафедру возглавляет заведующий, избираемый в порядке, определяемом уставом вуза, ученым советом вуза или ученым советом (советом) структурного подразделения, путем тайного голосования из числа наиболее квалифицированных и автори­тетных специалистов соответствующего профиля, имеющих, как правило, ученую степень или звание, и утверждаемый в долж­ности приказом ректора.

В вузе может учреждаться должность президента вуза. Он избирается на заседании ученого совета тайным голосованием простым большинством голосов на срок до пяти лет. С ним и ор­ганом исполнительной власти или исполнительно-распорядитель­ным органом городского округа, в ведении которого находится вуз, заключается трудовой договор на срок до пяти лет.

Президент по согласованию с ректором участвует в деятель­ности попечительского совета и иных органов самоуправления вуза; участвует в разработке концепции развития вуза; представ­ляет вуз в отношениях с государственными органами и органа­ми местного самоуправления, общественными и иными органи­зациями; участвует в решении вопросов совершенствования учебной, научной, воспитательной, организационной и управ­ленческой деятельности вуза.

Среди вузов РФ особое место занимает Московский госу­дарственный университет им. М.В. Ломоносова. Он является учебно-научным и учебно-методическим центром высшего об­разования в стране. Он не имеет ведомственной подчиненнос­ти, организация управления им регламентируется уставом, учи­тывающим особый статус и структуру университета.

На базе университета может создаваться университетский комплекс с целью повышения эффективности и качества обра­зовательного процесса, подготовки специалистов и т. д.1

При федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (далее — высшее учебное за­ведение) создаются учебные военные центры, факультеты во­енного обучения, военные кафедры.

Центр создается в целях обучения по программе военной подготовки граждан РФ, обучающихся в высшем учебном заве­дении по очной форме, для прохождения ими после окончания данного высшего учебного заведения военной службы по кон­тракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах и воинских должностях, подлежащих замещению офицерами.

Факультет военного обучения (военная кафедра) создает­ся в целях обучения по программе военной подготовки офице­ров запаса граждан РФ, обучающихся в высшем учебном заве­дении по очной форме обучения по основным образовательным программам высшего профессионального образования.

В целях подготовки офицеров запаса создаются: по военно- учетным специальностям различных профилей — факультет во­енного обучения, состоящий из нескольких военных кафедр; по военно-учетным специальностям одного профиля — военная кафедра.

Гражданин, обучающийся в высшем учебном заведении по основной образовательной программе, заключает с Министерст­вом обороны РФ договор об обучении по программе военной под­готовки на факультете военного обучения, на военной кафедре.

Гражданину, окончившему высшее учебное заведение и прошедшему итоговую аттестацию по военной подготовке, при­сваивается воинское звание офицера запаса при зачислении в запас[137].

Руководство негосударственным образовательным учреж­дением осуществляют непосредственно его учредители или по их поручению попечительский совет, формируемый учредите­лями. Многие вопросы организации управления таким учреж­дением регламентируются в его уставе.

§ 4. Органы местного самоуправления и образование

ФЗ «Об образовании» установил полномочия органов мест­ного самоуправления муниципальных районов и городских ок­ругов в области образования. К их полномочиям в данной обла­сти относится организация общедоступного и бесплатного на­чального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению об­разовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; организация предостав­ления дополнительного образования детям и общедоступного бес­платного дошкольного образования на территории муниципаль­ного района; создание, реорганизация и ликвидация муниципаль­ных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. На них возложен учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, ре­ализующих программы основного общего образования; опека и попечительство.

Указанные органы имеют право создавать и ликвидировать муниципальные органы управления образованием, контролиро­вать их работу и т. д.

В г. Москве и г. Санкт-Петербурге полномочия органов мест­ного самоуправления внутригородских муниципальных образо­ваний в области образования устанавливаются законами этих субъектов.

Им предоставлено право создавать и ликвидировать муни­ципальные органы управления образованием, осуществлять кон­троль за их деятельностью и т. д.

Компетенция в области образования разграничивается меж­ду муниципальными образованиями разных уровней в поряд­ке, установленном законодательством субъекта РФ, а между орга­нами самоуправления данного уровня — в порядке, установлен­ном уставом (положением) органов местного самоуправления.

§ 5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений

В соответствии с ФЗ «Об образовании» федеральные орга­ны управления образованием вправе в пределах своей компетен­ции инспектировать на территории Российской Федерации лю­бые образовательные учреждения и любой орган управления образованием в порядке надзора, а также могут предоставлять это право другим государственным органам управления образо­ванием (ст. 30, п. 6).

Федеральная служба по надзору в сфере образования и на­уки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнитель­ной власти, осуществляющим, в частности, функции по конт­ролю и надзору в сфере образования. Согласно Положению о ней, утвержденному Правительством РФ 17 июня 2004 г.1, данная Служба осуществляет контроль и надзор за исполнением зако­нодательства РФ в области образования, молодежной политики; за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завер­шении каждого уровня образования. Указанные функции реа­лизуются ею также в процессе лицензирования, аттестации и го­сударственной аккредитации образовательных учреждений и их филиалов. Служба уполномочена подтверждать, признавать и устанавливать эквивалентность документов об образовании, по­лученных за рубежом, и выдавать соответствующие документы.

Служба имеет право организовывать проведение необходи­мых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, необходимых для реализации возложенных на нее функций; пресекать нарушения законодательства РФ; применять преду­смотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направлен­ные на недопущение и (или) ликвидацию последствий наруше­ний юридическими лицами и гражданами обязательных требо­ваний в сфере образовательной деятельности.

Главный вектор государственного контроля — проверка ка­чества образования. В масштабе страны он возложен непосред­ственно на федеральный орган исполнительной власти, осуще­ствляющий функции по контролю и надзору в сфере образова­ния (Федеральную службу по надзору в сфере образования), в субъектах РФ — на органы, осуществляющие управление в сфере образования (далее обобщенно — уполномоченные органы, если иное не вытекает из различий в их статусе). Данный контроль осуществляется: а) в форме государственной (итоговой) аттеста­ции выпускников аккредитованных образовательных учрежде­ний, б) в форме плановых и внеплановых проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в таких учреждениях. Плановая проверка может быть проведена не более одного раза в два года, внеплановая — на основании обращения органов го­сударственной власти, органов местного самоуправления, орга­низаций, граждан.

Уполномоченные органы в случае выявленного несоответ­ствия реализуемых образовательных программ их уровню и на­правленности могут направить обязательные для исполнения предписания в образовательные учреждения и их учредителям об устранении такого несоответствия.

Контроль за соблюдением образовательным учреждением предусмотренных лицензией условий и надзор за исполнением законодательства РФ в области образования обеспечиваются органом исполнительной власти, выдавшим лицензию.

При выявлении нарушений условий и законодательства в области образования данный орган направляет в образователь­ное учреждение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения и устанавливает срок его устранения.

В случае неисполнения предписания орган, выдавший ли­цензию, вправе приостановить действие лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам с указанием срока устранения выявленного нарушения. Если оно не будет устранено в этот срок, лицензия подлежит аннулированию по решению выдавшего ее органа, которое может быть оспорено в суде.

В случаях, предусмотренных законом, они могут приоста­новить действие выданного ими свидетельства о государствен­ной аккредитации образовательного учреждения либо лишить его государственной аккредитации полностью или по отдельным программам. К ним относятся: неисполнение предписания об устранении несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся соответствующему федеральному стандарту или федеральным государственным требованиям либо несоответ­ствия реализуемых образовательных программ их уровню и на­правленности; неисполнения предписания об устранении нару­шения образовательным учреждением установленных показа­телей его деятельности, необходимых для определения его вида и категории; нарушение образовательным учреждением зако­нодательства РФ в области образования, повлекшего за собой не­правомерную выдачу документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квали­фикации либо иного нарушения прав и свобод обучающихся; аннулирования лицензии.

По согласованию с учредителями образовательное учреж­дение вправе подать заявление о повторной государственной ак­кредитации не ранее чем через год после отказа в государствен­ной аккредитации, лишения его государственной аккредитации.

Основанием для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о направлении в образовательное учреждение обязатель­ного для исполнения предписания также могут быть в установ­ленных случаях решения общего собрания родителей; обучаю­щихся; органа государственной власти или органа местного само­управления, на территориях которых находится данное образо­вательное учреждение, — в отношении образовательного учреж­дения, реализующего общеобразовательные программы, или об­разовательного учреждения дополнительного образования детей; представление органа службы занятости населения — в отно­шении образовательного учреждения, реализующего професси­ональные образовательные программы.

ГЛАВА 37 Управление здравоохранением

§ 1. Организационно-правовые формы управления здравоохранением

В Российской Федерации здоровье людей охраняется Кон­ституцией РФ (ст. 7). Каждый гражданин имеет право на охра­ну здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Охрана здоровья граждан — важнейшая задача государства как социальной по­литической организации.

Охрана здоровья людей — это совокупность мер политичес­кого, экономического, правового, научного, медицинского, са­нитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и пси­хологического здоровья каждого человека, поддержание его дол­голетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с внутренним законодательством и общепризнан­ными принципами и нормами международного права и между­народными договорами РФ. Охрана здоровья граждан базиру­ется на принципах, закрепленных Конституцией РФ и Основа­ми законодательства РФ об охране здоровья граждан, принятыми 22 июля 1993 г.[138] К ним относятся: бесплатность медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здра­воохранения; соблюдение прав человека и гражданина в облас­ти охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-санитар­ной помощи; социальная защищенность в случае утраты здоро­вья; ответственность органов государственной власти, предпри­ятий, учреждений и организаций независимо от формы соб­ственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Общие вопросы здравоохранения относятся к совместно­му ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов (п. «д», «е», «ж» ст. 72 Конституции РФ). Компетенция РФ и ее субъектов, а также органов местного самоуправления закреплена в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан.

Охрана здоровья граждан в том широком понимании, как оно раскрыто в Основах, является обязанностью различных го­сударственных и негосударственных организаций, их должност­ных лиц, включая те, для которых охрана здоровья не является их профильной задачей. Но имеется специальное понятие охраны здоровья граждан (здравоохранение), под которым понимают­ся медицинские меры профилактики заболеваний, оказание ме­дицинской помощи и поддержание общественной гигиены и са­нитарии. В этом смысле здравоохранение населения осуществ­ляется относительно самостоятельной системой учреждений и органов здравоохранения, которая является их основным назна­чением и основной деятельностью. Государственное управление здравоохранением связано именно с руководством этой специ­ализированной деятельностью государства.

С организационно-правовой точки зрения охрана здоровья граждан в РФ представляет собой неоднородную систему. Вы­деляются государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения, каждая из этих систем имеет свою структу­ру, закрепленную в Основах. Например, к государственной си­стеме относятся Министерство здравоохранения и социального развития РФ, органы управления здравоохранением ее субъек­тов, находящиеся в государственной собственности лечебно-про­филактические учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные и другие учреждения.

К муниципальной системе относятся муниципальные орга­ны управления здравоохранением и находящиеся в муниципаль­ной собственности учреждения, аналогичные тем, которые вхо­дят в государственную систему здравоохранения.

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-про­филактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающи­еся частной медицинской и фармацевтической деятельностью.

Граждане РФ имеют право на бесплатную медицинскую по­мощь в государственной и муниципальной системах здравоох­ранения в соответствии с действующими правовыми актами.

В РФ введено обязательное и добровольное медицинское страхование, порядок и условия которого установлены Законом РФ от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан РФ»1. Объем медицинских услуг гражданам поставлен в зависи­мость от вида медицинского страхования. Гарантированный объ­ем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивает­ся в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Оно предполагает формирование средств на его осу­ществление путем отчисления в фонд обязательного медицин­ского страхования фонда оплаты труда каждого работающего.

Каждый гражданин получает страховой полис на бесплат­ное медицинское обслуживание в учреждении государственной и муниципальной системы здравоохранения.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги на основании программ добровольного медицинского стра­хования, а также за счет средств организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством.

Законодательством РФ гарантируется медицинская помощь гражданам. Основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания является пер­вичная медико-санитарная помощь. Она состоит в лечении наи­более распространенных заболеваний, неотложных состояний (травм, отравлений); в проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилак­тики важнейших заболеваний; проведении мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи по месту жительства. Первичная медико-санитарная помощь оказывается учреждени­ями муниципальной системы здравоохранения и санитарно-эпи­демиологической службы.

Система органов исполнительной власти и основы их ком­петенции в области здравоохранения определены Конституци­ей РФ, Основами законодательства РФ об охране здоровья граж­дан. Важное значение для их деятельности имеют Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ, утверж­денная Правительством РФ 5 ноября 1997 г.[139], Концепция охраны здоровья населения на период до 2006 г., утвержденная Прави­тельством РФ 31 августа 2000 г.[140], Федеральная целевая програм­ма «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболе­ваниями (2007 — 2011 года)», утвержденная постановлением Пра­вительства РФ от 10 мая 2007 г. № 280[141], федеральные законы: «О предупреждении распространения в РФ заболевания, называе­мого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30 марта 1995 г.[142], «О санитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения» от 30 марта 1999 г.[143], Закон РФ «О психиатричес­кой помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г.[144] и другие нормативные правовые акты.

Общее руководство здравоохранением осуществляют Пре­зидент РФ и Правительство РФ.

Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ государст­венной политики в области здравоохранения. Оно утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохра­нения; в пределах, предусмотренных законодательством, коор­динирует в области охраны здоровья граждан деятельность орга­нов государственного управления, а также предприятий, учрежде­ний и организаций независимо от форм собственности; прини­мает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России) является федеральным ор­ганом исполнительной власти, в сферу деятельности которого входит непосредственное руководство здравоохранением в стра­не. Оно действует на основе Положения о нем, утвержденного Правительством РФ 30 июня 2004 г.[145] Осуществляет функции по: выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, включая вопросы орга­низации медицинской профилактики, в том числе инфекцион­ных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицин­ской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитар­но-эпидемиологического благополучия, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с осо­бо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека опасных факторов физичес­кой и химической природы, курортного дела.

Министерство координирует и контролирует деятельность подведомственных ему Федеральной службы по надзору в сфе­ре защиты прав потребителей и благополучия человека, Феде­ральной службы по надзору в сфере здравоохранения и соци­ального развития, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Федерального медико-биологическо­го агентства, а также деятельность Федерального фонда обяза­тельного медицинского страхования.

В порядке нормативно-правового регулирования Министер­ство принимает акты, которые с точки зрения регулируемых им вопросов делятся на две группы: акты, самостоятельно прини­маемые Министерством, их перечень дан в положении о нем, и акты по другим вопросам, не включенные в этот перечень.

Акты первой группы весьма разнообразны по своей темати­ке. Выделен их 51 вид. В соответствии с принятой классифика­цией Министерство утверждает положения о территориальных органах федеральных служб и федеральных агентств, подведом­ственных ему; квалификационные требования к работникам и номенклатуру специальностей в сфере, отнесенной к его ком­петенции; методические рекомендации по вопросам обязатель­ного психиатрического освидетельствования работников, осу­ществляющих отдельные виды деятельности, связанной с повы­шенной опасностью; перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятель­ности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности. Оно принимает акты об оказании первичной меди­ко-санитарной, а также скорой медицинской помощи[146], по воп­росам, связанным с обращением лекарственных средств; о по­рядке фармацевтической деятельности. Его актами определяются виды, объем и стандарты качества специализированной меди­цинской помощи, оказываемой в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения.

К сфере самостоятельного нормативно-правового регулиро­вания относятся многие другие вопросы, связанные с диагнос­тикой заболеваний, оказанием специализированной медицин­ской помощи, профилактическими прививками, обязательны­ми медицинскими осмотрами определенных категорий лиц, донорством, трансплантацией органов и тканей и др.

Министерство осуществляет функции по оказанию государ­ственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помо­щи, предоставление услуг в области курортного дела, организа­цию судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспер­тиз, оказание протезно-ортопедической помощи.

На него возложены организация направления граждан РФ на лечение за границу; деятельности государственной службы медико-социальной экспертизы, государственной службы реа­билитации инвалидов, Всероссийского центра медицинских ка­тастроф, профессиональной переподготовки, повышения квали­фикации медицинских, санитарно-эпидемиологических и фар­мацевтических работников, работников курортного дела. Оно также организует деятельность по установлению причинной связи заболевания, инвалидности или смерти с воздействием радиа­ции; по установлению связи заболевания с профессией и т. д.

В субъектах РФ нет единообразия в формах органов управ­ления здравоохранением. В них действуют министерства, депар­таменты, главные управления, отделы здравоохранения и др.

Задачи, функции и полномочия органов управления здра­воохранением субъектов РФ во многом сходны с теми, которые имеет Министерство здравоохранения и социального развития РФ в сфере здравоохранения. Это определяется во многом общ­ностью целей и содержанием управления здравоохранением. Разумеется, распределение предметов ведения между РФ и ее субъектами, статус и территориальные масштабы деятельнос­ти их органов государственной власти допускают возможные особенности в компетенции, в частности, органов управления здравоохранением.

Задачи и функции этих органов разнообразны. На них воз­ложено осуществление федеральной государственной политики в области здравоохранения. Они разрабатывают и реализуют программы соответствующих субъектов РФ по развитию здра­воохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицин­ской помощи и другим вопросам охраны здоровья граждан. К их компетенции относится осуществление мер по развитию сети учреждений государственной системы здравоохранения на со­ответствующей территории.

Органы управления здравоохранением субъектов РФ уча­ствуют в обеспечении санитарно-эпидемиологического благопо­лучия населения. Им поручена координация деятельности субъ­ектов государственной, муниципальной и частной систем здра­воохранения в области охраны здоровья граждан; охрана семьи, материнства, отцовства и детства. На них возложена ре­ализация мер, направленных на спасение жизни людей и защи­ту их здоровья в чрезвычайных ситуациях.

Упомянутые органы выдают разрешения на применение новых методов профилактики, диагностики и лечения, новых медицинских технологий.

Помимо органов управления здравоохранением государ­ственные функции в этой сфере осуществляют другие органы, имеющие в своем ведении учреждения здравоохранения. Меди­цинские службы имеют многие министерства и ведомства: Мин­обороны, МВД, ФСБ и др. Их учреждения действуют в общем правовом режиме, установленном правовыми актами, относящи­мися к учреждениям здравоохранения. Структуры, осуществ­ляющие управление ведомственными учреждениями здравоох­ранения, определяются соответствующими органами.

§ 2. Учреждения здравоохранения

Единая номенклатура и типовые категории учреждений здравоохранения утверждены приказом Минздрава России от 28 февраля 2000 г. Они подразделяются на три типа:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.