КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Транспортная система Башкортостана
Большое влияние на экономическое и социальное развитие страны и ее регионов оказывает транспортная система. Для республики роль транспорта особенно важна, поскольку в ее производственной сфере широко развиты грузоемкие отрасли хозяйства, имеющие обширные зоны сбыта. Кроме того, крупные масштабы производства требуют и большого количества ввоза недостающих видов сырья, машин и оборудования, товаров народного потребления. Значительные размеры территории определяют также весьма объемные масштабы внутриреспубликанских перевозок грузов. Все основные виды современного транспорта в достаточно большой степени имеются и работают на территории Башкортостана. Общая длина железных дорог (без учета подъездных путей промышленных предприятий) составляет чуть более 1500 км. Главной железнодорожной артерией является магистраль Самара-Уфа-Челябинск. Она пересекает территорию республики с запада на восток и является частью главной общероссийской магистрали Москва-Владивосток. В районе Уфы к этой главной магистрали примыкают еще две важные магистральные линии: Чишмы-Ульяновск и Карламан-Магнитогорск. Ряд северных районов выходят к современной крупной магистрали Москва-Казань-Екатеринбург. Все четыре магистральные дороги в основном пропускают транзитные грузы. Имеется также дорога районного значения Дема-Мурапталово-Оренбург и несколько линий местного значения (обход Уфы, Аксаково-Белебей и др.). 30% железных дорог – двухпутные, остальные - однопутные, причем 2/3 дорог работают на электрической тяге. Особо высокий уровень развития получил в Башкирии трубопроводный транспорт, по которому перекачивают нефть, газовый конденсат, бензин и другие нефтепродукты, природный газ, а также некоторые другие виды жидкостей. Через территорию Башкирии проложено также несколько ниток нефте- и газопроводов из Западной Сибири в центр и Европу. Общая протяженность трубопроводов – более 5000 км. Из общей массы грузовых перевозок на долю этого вида транспорта в Башкирии приходится около 70 %. Автомобильный транспорт занимает первое место по перевозкам пассажиров и третье место по перевозке грузов. В настоящее время в республике эксплуатируется около 35 тыс. км автомобильных дорог, в том числе 30 тыс. км имеют твердое покрытие (и ежегодно добавляется до 1 тыс. км). Речной транспорт играет важную роль, особенно в сообщении с северными и северо-западными районами республики, не имеющими железнодорожного сообщения. Для судоходства на протяжении навигационного периода используются река Белая от устья Сима до впадения в Каму, река Уфа от села Нижний Суян до впадения в Белую в районе г. Уфы и река Кама, с которой территория республики соприкасается на протяжении 40 км. В силу географических особенностей расположения республики важное экономическое значение имеет воздушный транспорт. Работа осуществляется авиакомпанией "Башкирские авиалинии", которая располагает двумя десятками магистральных пассажирских самолетов, парком самолетов АН-2 и вертолетами. Более 50 авиалиний связывают Уфу с городами России, странами ближнего и дальнего зарубежья. Уфимский аэропорт имеет статус международного. Около 10 местных воздушных линий связывают Уфу с городами и районными центрами республики. Степень обеспеченности Башкортостана основными видами транспортной сети в сравнении с другими регионами России представлена в табл. 3.4.
Таблица 3.4 Обеспеченность регионов России путями сообщения (на конец 1995 г.)
Из приведенных данных видно, что обеспеченность железнодорожными путями у нас хотя и выше среднероссийского уровня, но заметно ниже, чем в соседних регионах и в целом по европейской части России. Заметим, что существует проект строительства железной дороги Уфа-Пермь, которая могла бы значительно улучшить транспортную ситуацию в республике. Обеспеченность автодорогами неплохая и положение в этой области в последние годы улучшается. В целом приведенные показатели свидетельствуют об отставании Башкортостана по обеспеченности транспортными артериями (кроме трубопроводного транспорта) от других регионов России, имеющих примерно такую же степень хозяйственного освоения. Однако надо отметить, что в условиях спада хозяйственной деятельности в последние 10 лет объемы перевозок грузов и пассажиров как в России, так и в Башкирии заметно сократились. Таким образом, образовался даже резерв в транспортных возможностях по обеспечению возврата экономики республики к прежним уровням объема перевозок грузов и пассажиров. Конечно, при условии поддержания сложившейся транспортной системы, прежде всего ее материальной базы, на должном уровне.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 7546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |