Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потенциал предприятия как фактор эффективности и конкурентоспособности строительного предприятия




Планирование потенциала строительного предприятия

В общем понимании, потенциал – степень мощности, совокупность средств, необходимых для чего-нибудь. В экономике это совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, с помощью которых можно получить определенные результаты.

Потенциал производственной системы – это имеющиеся в системе возможности: наличие современной технологии, оборудования, подготовленных кадров, обеспечивающих функционирование и стратегическое развитие организации в условиях конкуренции.

Формирование и оценка потенциала предприятия в условиях проявления экономической нестабильности и кризисных явлений – актуальная проблема. Подходы к ее решению отличаются разнообразием точек зрения и теоретических положений. Процесс формирования потенциала предприятия во многом определяется его целевыми установками и факторами, влияющими на потенциал.

Диапазон целей, приоритетов и задач строительного предприятия обширен, при этом степень важности побудительных мотивов со временем претерпевают изменения во внешней и внутренней среде предприятия, так и в субъективных предпочтениях его менеджеров. В общем случае любое предприятие стремится к оптимальному соотношению экономического, финансового и социального эффекта от производственной деятельности.

Определение факторов, влияющих на потенциал строительного предприятия в экономической литературе, носит дискуссионный характер.

Один из подходов к классификаций представлен в таблицах 6.1.

В связи с большим множеством факторов, обуславливающих формирование и развитие конкурентоспособного потенциала предприятия можно представить его в виде локальных составляющих. Например, производственный потенциал, характеризует объем производства, который может освоить предприятие при полной загрузке имеющихся производственных мощностей. Он показывает потенциальные возможности производства, наличие факторов производства, необходимых ресурсов.

Таблица 6.1

Факторы формирования потенциала предприятия

Признаки классификации Факторы
   
  Финансовая стабильность и независимость организации 1.1 Объем соответственных финансовых средств; 1.2 Возможность привлечения дополнительных средств; 1.3 Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности
  Производственная мощность 2.1 Состояние основных производственных фондов; 2.2 Технологический уровень и гибкость мощностей; 2.3 Расположение и характер производственных площадей; 2.4 Возможность расширения
  Общая эффективность деятельности организации 3.1 Уровень эффективности выше среднего по отрасли
  Производственный товар (услуга) 4.1 Уровень соотношения цена/качество; 4.2 Конкурентоспособность; 4.3 Номенклатура предлагаемых сопутствующих услуг
  Эффективная система сбыта 5.1 Реальные объемы продаж; 5.2 Пропускная способность каналов сбыта
  Возможности персонала организации 6.1 Уровень квалификации; 6.2 Уровень мотивации; 6.3 Способность работать творчески

 

Окончание таблицы:

     
  Маркетинговая политика 7.1 Основные покупатели; 7.2 Конкуренты; 7.3 Доля рынка; 7.4 Имидж строительной компании
  Эксклюзивные возможности и преимущества на рынке 8.1 Эксклюзивный доступ к сырью; 8.2 Доступ к эксклюзивной информации
  Устойчивые договорные отношения с поставщиками 9.1 Наличие альтернативных поставщиков; 9.2 Кредит доверия у поставщиков; 9.3 Мощность поставщика; 9.4 Форма расчета с поставщиком; 9.5 Коммуникации с поставщиком
  Система управления 10.1 Качество управленческих решений; 10.2 Уровень делегирования полномочий; 10.3 Проходимость информации; 10.4 Система стимулирования; 10.5 Стиль руководства; 10.6 Горизонт планирования

 

Финансовый потенциал – это денежные средства предприятия, которые могут быть использованы в различных направлениях: на расширение и модернизацию производства, на социальные нужды и др. Он образуется за счет денежных, инвестиционных, кредитных, валютных ресурсов, ценных бумаг, уставного капитала, издержек производства, стратегического бюджета, трансакционных издержек, расходов и страховок.

Инновационный потенциал строительного предприятия характеризуется процессом создания товаров и услуг высокого качества. Предприятие, которое не обеспечивает смену техники и технологических процессов, не сможет выдержать конкуренции в течение длительного времени. Инновационный потенциал предприятия это, в конечном итоге, возможности его по разработке и освоению новой техники, технологии, развитию изобретательства, рационализации, использованию достижений научно-технического прогресса.

Объединение локальных составляющих представляет совокупный потенциал, который характеризует способность предприятия осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке.

Совокупный потенциал предприятия способный обеспечить освоение больших объемов и номенклатуры работ при условии сохранения их высокого качества и сроков выполнения, является важнейшим преимуществом при усиливающейся рыночной конкуренции.

Потенциал организации должен обладать специфическими свойствами:

1) достаточности для обеспечения конкурентоспособности и стратегического развития;

2) адаптивности организационного поведения системы для обеспечения конкурентоспособности и развития в соответствии с изменениями внешней среды и научно-техническим (инновационным) развитием;

3) стабильности, определяемой техническим циклом и заданным периодом времени, т.е. нормами и нормативами на какой-либо определенный период;

4) саморегулирования и саморазвития в соответствии с динамикой внутренней среды в период инновационных преобразований.

Достаточность потенциала свидетельствует о наличии имеющихся начальных возможностей фирмы, при которых можно организовать предпринимательство и выпускать конкурентоспособную продукцию и услуги.

Адаптивность выражается способностью приспосабливаться к изменениям потребительского спроса на продукцию организации, к различным финансово-экономическим явлениям и ситуациям в стране и регионе, результатам деятельности конкурентов, возникновению новых товаров и технологий.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются российские предприятия при формировании потенциала, можно условно классифицировать на общие, характерные, главным образом, для строительного комплекса.

Среди общих проблем можно выделить внешние и внутренние. К внешним относятся: нестабильность экономического окружения, высокая стоимость банковских кредитов, занижение курса акций вследствие политических причин и неразвитости фондового рынка и др.

Внутренними проблемами являются: устаревшее оборудование и технологии, несовершенство организаций труда, недостаточная квалификация персонала, неэффективные маркетинговые технологии и др.

Множество проблем, стоящих перед строительными организациями, настоятельно требуют переосмысливания стратегии и тактики их деятельности, решение вопросов оценки уровня потенциала, эффективности его использования и развития. В связи с этим возникает потребность в определении необходимого и достаточного количества критериев, которые характеризовали бы наиболее существенные стороны развития потенциала предприятия. Так, критериями оценки ресурсного потенциала как неотъемлемой части производственного потенциала являются:

материалоотдача - отношение выручки от реализации строительной продукции к материальным и приравненным к ним затратам в себестоимости строительной продукции;

доля материальных затрат в себестоимости строительной продукции – определяется как доля переменных затрат в себестоимости строительной продукции;

производительность труда – отношение объема выпущенной продукции к численности занятых рабочих;

рентабельность капитала - отношение полученной суммы прибыли к сумме вложенного капитала;

уровень риска – отношение максимально ожидаемой суммы убытка к объему собственных финансовых ресурсов на данный период, связанных с потерями.

Критерием оценки инновационного потенциала может быть соотношение коэффициентов обновления и выбытия основных фондов.

Коэффициент выбытия основных фондов рассчитывается как отношение стоимости выбывших основных фондов к стоимости основных фондов на начало года. Если обновление основных фондов опережает выбытие, то следует предполагать, что основные фонды не только находятся в работоспособном состоянии, но и происходят процессы существенного обновления и расширения производственной базы строительной организации.

Критерии и их показатели должны отражать конкретные направления развития потенциала предприятия, быть количественно измеримыми, иметь стабильную и достоверную информационную базу, исключать дублирование друг друга, быть сопоставимыми между собой как по объекту исследования, так и по времени, обеспечивать однозначность толкования, быть простыми в вычислениях.

Формирование системы критериев имеет своей целью определение резервов развития потенциала, повышение эффективности деятельности организации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.