Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к тексту




1. Как подействовали слова аль-Фараби на переписчика книг Махмуда?

2. О каких функциях языка идет речь в тексте? Найдите эти места.

3. Объясните, какие виды и формы речи представлены в тексте.

4. Что означает слово «каллиграфия»?

Задание 2.

а) «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения», - писал известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Можно ли на этом основании считать, что основное назначение языка состоит в том, чтобы приносить людям удовлетворение от общения? Приведите примеры.

б) Конфуций писал, что общение с людьми – великое благо и в минуты горести, и в минуты радости. Объясните, почему?

в) «Язык повторяет то, что подсказано сердцем» (так утверждали в академии Платона). Аль-Фараби размышлял: «Но как тяжело, как неимоверно тяжко бывает тогда, когда язык не может вслух выразить то, что просится наружу, чего от него требует сердце?!» Почему так происходит?

Задание 3.

Прочитайте пословицы. Как Вы их понимаете? О каких видах речи говорится в них?

Хорошую речь хорошо и слушать.

Живое слово дороже мертвой буквы.

Слово – серебро, молчание – золото.

Ласковым словом и камень растопишь.

· Приведите примеры казахских пословиц о языке.

Задание 4.

Ниже приведен отрывок из романа А.Алимжанова «Возвращение учителя». Успешно ли прошел процесс общения? Почему?

 

- Как Вы считаете, Учитель, что я ценю в этих людях? – султан указал на слуг и на двух музыкантов, сидевших у входа в зал и ожидавших приказаний.

- Слуг – за их дар угождать, а музыкантов – еще и за их дар, который приносит нам наслаждение, ласкает наш слух, мой повелитель.

- Ты ошибаешься, Учитель. Я ценю их за преданность.

- Угождать и быть преданным – не одно и то же, мой повелитель, - заметил Абу Наср. Было очевидно, что его ответы начал раздражать не только султана, но и стоявшего рядом великого визиря.

- И то, и другое можно добыть богатством и силой. Дикий конь не подставит спину под седло, если его шею не стянет петля. А звон монеты ласково прозвучит и для слуги, и для красотки… - вступил в беседу визирь.

- Не всякая истина всеобъемлюща, досточтимый визирь. Не всякая женщина продаст свою честь за монету.

- Довольно споров и бесед! Начнем веселье! - приказал султан.

 

Задание 5.

Объясните, чем отличается разговор в семейном кругу за завтраком и разговор руководителя с подчиненным о проблемах в работе.

 

§2. Устная речь: ее ведущие признаки

 

Устную речь нередко характеризуют слова: произносимая, звучащая, говоримая.

Какое из этих определений, на наш взгляд, более точно обозначает суть устной речи?

Непосредственность живого общения делает устную речь несколько нестройной: человек и мыслит, и говорит одновременно, да и форма выражения мысли его не особенно беспокоит – он уверен, что, если не поймут, переспросят. К тому же при устном общении во многом «помогают» жесты, мимика, а иногда и предметы, находящиеся в поле зрения говорящих. Даже заранее подготовленная устная речь в ходе произнесения может претерпевать целый ряд изменений, вызванных конкретной ситуацией, когда говорящий будет вынужден перестроиться, направить речь в «стихийное» русло.

Языковые черты устной речи обусловлены ее непосредственностью. В устной речи словоупотребление свободнее, чем на письме – говорящий по своему усмотрению «наделить» слово каким-то значением, применимым только к данному случаю. Словарный состав устной речи невелик, из грамматических форм наиболее часто употребляются местоимения, частицы, именительный и родительный падежи существительных. Наблюдается синтаксическая неполнота конструкций. Фразы по ходу речи могут перестраиваться, отсюда – паузы с различным наполнением, добавлением, вставки, разрывы словосочетаний, перерастание одного синтаксически незавершенного предложения в другое. Порядок слов в устной речи отражает последовательность формирования мысли, главное в высказывании выделяется интонационно. В устной речи возможны неосознанные, а потому и некорректируемые ошибки.

Итак, устная речь – это живая речь, которая не только произносится. Звучит, но – главное – создается в считанные секунды, в момент говорения, на глазах у всех. Это – творимая, говоримая речь.

Контрольные вопросы и задания

 

Задание 1.

Прочитайте высказывания Поля Л.Сопера и приведите примеры на виды устной речи из собственной речевой практики.

 

«Устная разговорная речь существует в форме монолога рассказа о каких-либо событиях, о чем-либо увиденном или прочитанном и т.п. (рассказ о поездке, кинофильме, о встрече с другом, о новой книге). Отличительная черта монолога в устной речи – диалогичность, т.е. обращенность к слушателю (слушателям), который может перебить рассказчика, задать ему вопрос, согласиться с ним или возразить ему».

«Устная публичная речь является, несомненно, официальной, нередко подготовленной и обычно осуществляется без непосредственного контакта говорящего с аудиторией. Она делится на два подтипа: массовая (радио телевидение и т.п.) и коллективная (лекция, доклад, выступление на собрании и т.п.)».

«Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и образной. Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходит до сознания через эмоциональную сферу.

Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства. Важнейшим условием является умение пользоваться образными картинами. Без этого речь бедна и скучна, а главное – неспособна воздействовать на чувства, и через них на разум.

Цель публичной речи может заключаться в том, чтобы развлечь, информировать, воодушевлять, убедить, призвать к действию. Отсюда и деление на развлекательные, информационные, воодушевляющие, убеждающие, склоняющие к действию речи».

«Развлекательная речь. Такая речь не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлечь и потешить слушателя. Она и проникнутое единством связанное повествование, или состоит из анекдотов. В ней юмор, много личного, ирония, насмешливая серьезность, карикатура и преувеличение».

«Информационная речь. Задача – не только пробудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением.

Информационная речь должна отвечать следующим требованиям:

а) в ней не должно быть ничего спорного;

б) она должна вызывать пытливость;

в) она должна удовлетворять запросы слушателя;

г) сообщение должно быть актуально».

«Воодушевляющая речь. Такие речи в значительной мере развиты на основе примеров и соответствующих данных, однако материал должен быть подобран и подан так, чтобы вызвать не только любознательность, но и обострить в сознании значение традиций, личности, правил поведения, веры. Поэтому такие речи содержат в себе прямой призыв к чувствам. Затрагивая чувства, они напоминают слушателю об уже известном, но не полностью осознанном».

«Убеждающая речь. Убедить – значит логическими доводами доказать или опровергнуть какие-нибудь положения. Но хотя такая речь стремится определить образ мышления и поведения, она не представляет собой призыва к непосредственному действию.

Предмет речи – вопросы факта (что представляет правду, а что нет) или вопросы поведения (что надо делать, а что не надо)».

«Призывающая к действию речь. Слушателя призвали к действию: к новому, к продолжению или прекращению прежнего. Следовательно, его убедили».

 

Задание 2.

Проанализируйте таблицу-схему Т.А.Ладыженской.

 

 

· Почему графа «озвученная письменная речь» отделена от графы «устная речь»?

· Почему некоторые жанры встречаются дважды (в двух графах)?

· Дополните данную схему-таблицу названиями других устных жанров.

Подсказка: репортаж с места происшествия, спортивный репортаж, устный комментарий к тексту, характеристика выдвигаемого кандидата; выступление-возражение по обсуждаемому вопросу, отзыв-отклик о просмотренной телепередаче; информационное сообщение, прочитанное диктором; обращение президента, главы правительства к народу.

 

Задание 3.

Определите вид текста: по смене позиции (говорящий – слушающий, диалог – монолог, диалогизированный монолог), стиль, жанр, степень спонтанности (подготовленности) речи.

Пример анализа: устное высказывание – монолог научно-публицистического стиля, жанр – лекция, частично спонтанная речь.

 

1. – Что и говорить, настоящая Корим, - твердил Абай.

- Ай, Корим!… Ай, Корим!… - восхищенно протянул Ербол.

- Как, как ты сказал? – быстро переспросил Абай и рассмеялся.

- Слушай, Ербол… Шукиман – удивительно некрасивое имя и совсем к ней не подходит… Давай назовем ее по-своему! Ты сейчас нашел имя: будем звать ее – Айкорим… Нет – Айгерим!…

(М.Ауэзов.Путь Абая).

 

2. Уважаемые родители!

Участвуя в весенних работах, привлекая к труду своих детей и внуков, вы сеете семена, которые, взойдя, принесут вам богатые плоды. Это трудолюбие ваших детей, их прилежание, любовь к родной земле и природе. Работайте вместе с детьми, прививайте им уважение к труду.

(Акция «Весна год кормит». «Казахстанская правда»).

 

3. – Вот уже сто раз угрюмая осень сменяла над этими могилами благодатное лето… Целый век глядят эти курганы на шумящую вокруг них жизнь новых поколений. Страшную тайну хранят они в себе. И каждый раз, когда я проезжаю мимо, я чувствую себя должником… Мой долг им – долг поэта… Здесь похоронены джигит и девушка. Джигита звали Кебек, девушку – Енлик…

Абай поднял голову. Голос его звучал громче, теперь он говорил, обращаясь к молодежи:

- Жестокий родовой обычай принудил тех, кто жил в одно время с ними, убить их обоих. Убить лишь за то, что они любили друг друга… Их привязали к хвостам коней и вскачь волокли по этой земле, пока жизнь не покинула их тела… Так велел закон рода сто лет тому назад.

(М.Ауэзов. Путь Абая).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.