Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные школы и теории современной социологии




 

Теоретическая ситуация в социологии в самом общем виде характеризуется теоретическим плюрализмом, разнородностью теоретических ориентации. Наряду с поисками единственно верной теоретической ориентации, среди научной общественности распространялось убеждение в том, что неоднородность предмета социологии дает право на жизнь множеству очень различных теорий. В связи с этим на первый план выступает понятие парадигмы. Парадигма -признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает модель постановки проблем и их решения. Этот термин введен в науковедение американским историком науки и философии Т.Куном.

Основным социологическим парадигмам (социальных фактов, социальных дефиниций, социального поведения) соответствуют и определенные виды социологических теорий. Парадигма "социальных фактов" интерпретируется с позиций теорий - структурно-функциональной, системной и конфликтной. Парадигма "социальных дефиниций" исходит из теорий социального действия, символического интеракционизма, феноменологической социологии, этнометодологии. Парадигма "социального действия" трактует социальную реальность с позиций теории социального бихевиоризма, бихевиористской социологии и теории социального обмена.

Вместе с тем ряд социологических теорий нельзя отнести ни к одной из названных парадигм. Рассмотрим некоторые из них.

Социология знания - концепция, в основе которой лежит представление о социальной зависимости, механизмах и функциях знаний, исследуемых с применением социологических методов. Виднейшими представителями этой концепции являются Карл Манингейм и Томас Лукман.

На рубеже 80-х гг. сформировался постмодернизм. Данное направление в современной социологии утверждает, что обществу постмодерна должна соответствовать своя специфическая концепция общества и социологическая парадигма. Виднейшим представителем этого направления является английский социолог Э.Гидденс.

Сторонники теории социальных систем ищут условия, обеспечивающие позитивные для системы последствия. Это своеобразный синтез структурно-функциональной модели равновесия и модели социального конфликта. Объектом социологии считаются социальные отношения и структуры, которые абсолютно не зависят от людей, их намерений и стремлений. Например, организацию создают люди, но раз возникнув, она начинает жить по собственным законам, не зависящим от воли создавших ее людей. Поведение людей, по мнению сторонников теории социальных систем, определяется "императивами системы", обусловливающими направленность их действий и диктующими типы принимаемых решений.

2.12.1. Функционализм, структурализм, структурный функционализм

Для наиболее полного представления о структурном функционализме следует рассмотреть его основные составляющие: функционализм и структурализм. Функциональный подход в социологии (функционализм) - один из основных методологических подходов. Его сущность состоит в выделении исследуемого социального объекта как целого, его элементов, определении их места и значения, функций, а также функциональных зависимостей между составными элементами и между элементами и социальным целым. В том или ином виде функциональный подход присутствовал во всех социальных концепциях, где общество рассматривалось системным образом. Особую роль в разработке функциональной парадигмы сыграл Р.Мертон.

Р.Мертон (1910) - американский социолог, президент Американской социологической ассоциации (1957). Он разработал понятие "функция", функция совокупность наблюдаемых последствий, которые способствуют приспособлению системы к окружающей среде и ее сохранению. Мертон различал явные и латентные функции. Разграничение между явными и латентными функциями было введено для того, чтобы исключить смешивание сознательной мотивации социального поведения с его объективными последствиями.

Наряду с понятием "функция", Мертон ввел понятие "дисфункция", то есть заявил о возможности отклонения системы от принятой нормативной модели, что должно повлечь за собой новый этап в приспособлении системы к существующему порядку, или определенное изменение социальных норм.

Дисфункция - совокупность наблюдаемых последствий, которые ослабляют приспособление системы к окружающей среде и ведут к нарушению ее устойчивости, стабильности.

Структурализм в социологии - концепция применения структурного анализа к социальным явлениям, преимущественно явлениям культуры. Наиболее широкое распространение структурализм получил в середине 60-х гг. в работах французских исследователей Леви-Стросса, Фукса, М.Лакана и др.

Сторонники теории структурализма заявляют о возможности построить новую модель социальной реальности. Такой моделью для структуралистов явился язык как изначально и прозрачно структурированное образование. Это определило методологический аппарат структурализма как механизм, связанный со структурными свойствами знаковых систем (естественный, разговорный язык, язык программирования и т.д.), с привлечением некоторых методов, используемых точными и естественными науками.

Структурно-функциональный анализ - господствующее направление в американской социологии после Второй мировой войны, согласно которому главная задача социологии заключается в изучении механизмов и структур, обеспечивающих устойчивость социальной системы. Автор теории - Толкотт Парсонс (1902-1979), социолог-теоретик, президент Американской социологической ассоциации (1949). В основе структурно-функционального анализа лежит идея социального порядка, в котором над конфликтом доминирует согласие (консенсус). Для структурно-функциональной теории характерно сознательное стремление построить законченную систему социального действия как наиболее полную систему объяснения эмпирических фактов реальной действительности.

Совместить свойственную для функционализма идею системности с идеей развития пытаются сторонники неоэволюционизма. Сегодня этот термин употребляется для обозначения различных вариантов пересмотра идей эволюционизма. Неоэволюционизм исходит из принципов прерывистости изменений и многолинейности эволюции. Традиционно рассматривая социальную эволюцию как продолжение биологической, неоэволюционизм для объяснения происхождения человеческой культуры привлекает новые данные социальных наук, результаты эмпирических исследований. Ограниченность классического эволюционизма неоэволюционизм пытается преодолеть путем разработки понятия "открытой системы", учитывающей влияние внешних фактов, случайных и катастрофических событий.

2.12.2. Теории социального конфликта

Теории социального конфликта - направление в социологии, признающее и исследующее конфликт как важнейший фактор общественного развития. Термин был введен Г.Зиммелем. Главные положения наиболее распространенной из этих теорий разработал Ральф Дарендорф (1929), немецкий социолог, который утверждал, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, которое и является источником конфликтов. Согласно этой теории, люди, обладающие властью, способны с помощью различных средств, среди которых главным является принуждение, добиваться выгоды от людей, обладающих меньшей властью. Возможности распределения власти и авторитета крайне ограничены, поэтому члены любого общества борются за их перераспределение. Эта борьба может не проявляться открыто, но основания для нее существуют в любой социальной структуре.

Таким образом, согласно Дарендорфу, в основе конфликтов человеческих интересов лежат не экономические причины, а стремление людей к перераспределению власти. Источником конфликтов становится так называемый homo Polltikus (политический человек). Поскольку одно перераспределение власти выдвигает на очередь другое, социальные конфликты присущи любому обществу. Они неизбежны и постоянны, служат средством удовлетворения интересов, смягчения проявления любых человеческих страстей.

2.12.3. Теория социального обмена

Теория социального обмена - направление в современной социологии, рассматривающее обмен различными социальными благами (в широком смысле слова) как фундаментальную основу общественных отношений, на которой вырастают различные структурные образования (власть, статус и др.). Ее яркими представителями являются Джордж Хоманс и Питер Блау. Дж.Хоманс провозгласил лозунг: "Вернуть человека в социологию". Согласно его взглядам, социология явилась результатом естественного развития психологии. Существенным элементом этого направления стала теория социального поведения, которое интерпретировалось как обмен. Сущность данной теории состоит в том, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Поведение человека обусловлено тем, вознаграждались ли его поступки в прошлом. Такой подход к объяснению социального взаимодействия еще называют бихевиористским.

Исходным положением теории социального обмена П.Блау является то, что людям необходимы многообразные виды вознаграждений, получить которые они могут только взаимодействуя с другими людьми. Люди, пишет Блау, вступают в социальные отношения, поскольку ожидают, что будут вознаграждены, и продолжают эти отношения потому, что получают то, к чему стремятся. Вознаграждением в процессе социального взаимодействия могут быть социальное одобрение, уважение, статус, а также практическая помощь.

2.12.4. Бихевиоризм

Бихевиоризм (от англ. - поведение, буквально - наука о поведении) -направление в позитивистской социологии, в основе которого лежит понимание поведения человека как совокупности длительных реакций на воздействие внешней среды (стимулы). Основная формула бихевиоризма: стимул - реакция. Это направление зародилось в американской психологии в конце XIX - начале XX вв. Его классическая форма достигла расцвета в 20-е гг. нынешнего столетия.

В качестве основного метода бихевиоризм использует описание, регистрацию и измерение внешних проявлений поведения в контролируемых условиях. Философским основанием бихевиоризма является позитивизм, а его экспериментальную основу составляют исследования поведения животных. Вместе с тем эксперименты проводились не только на животных, но и на людях. В результате были получены уникальные методики воздействия на поведение.

Бихевиоризм абсолютизирует прямую связь между стимулом и реакцией, рассматривая ее как универсальный объяснительный принцип. Попытки преодолеть ограниченность схемы "стимул - реакция" путем включения в нее дополнительного звена - "промежуточных переменных" сохраняют главный порок бихевиоризма - механическое понимание человека и его поведения.

Бихевиоризм оказал значительное влияние на все отрасли знания, связанные с изучением человека. В социологии оно выразилось в появлении "социального бихевиоризма", впитавшего в себя основные идеи, методы и термины этого направления. Кроме уже названной теории "стимул-реакция", социальный бихевиоризм включает теорию "поля", теории "социального обучения", а также различные "психотерапевтические" теории. Теория "поля" отличается от теории "стимул-реакция" тем, что в ней делается акцент на индивидуальных особенностях, реакции организма на стимулы внешней среды. Сторонники этой теории считают, что на основе учета индивидуальных особенностей организма можно определить такие стимулы, которые вызовут заранее планируемые реакции. В "психотерапевтических" теориях главное внимание уделяется прошлым событиям в жизни того или иного индивида. Теории "социального обучения" придают при объяснении социального поведения равное значение как индивидуальным особенностям человека, так и факторам внешнего воздействия на них.

2.12.5. Символический интеракционизм

Символический интеракционизм (от англ interaction - взаимодействие) -направление в социологии, сосредотачивающееся на анализе социальных взаимодействий преимущественно в их символическом содержании.

В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых, жестовых и других символов. Характерными чертами символического интеракционизма стали: во-первых, стремление исходить при объяснении социального поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества, понимаемого как совокупность межличностных взаимодействий; во-вторых, попытка рассматривать все многообразные связи человека, как связи опосредованные символами. При этом большое значение придается языковой символике Г.Мид, виднейший американский ученый, представитель данного направления, рассматривает личность как социальный продукт, обнаруживая механизм ее формирования в ролевом взаимодействии. Ролш устанавливают границы подобающего поведения индивида в определенной ситуации. Необходимое в ролевом взаимодействии принятие роли другого обеспечивает превращение внешнего социального контроля в самоконтроль и формирование человеческого "Я".

2.12.6. Этнометодология

Этнометодология - направление в американской социологии, распространяющее методы этнографии и антропологии на общую методологию социальных наук.

Этнометодология изучает принятые на веру правила, регулирующие взаимоотношения между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки. Ее ярким представителем является Гарольд Гарфинкель. Он стремился распространить методы социальной антропологии и этнографии на всю сферу общественных дисциплин. По мнению представителей этой концепции, предметом социологии являются процедуры интерпретаций вкупе со скрытыми, неосознаваемыми механизмами коммуникации между людьми. По мнению Г.Гарфинкеля, все люди в обществе - социологи, ибо, приписывая значение действиям других и претендуя на их понимание, они выступают в качестве практических теоретиков.

2.12.7. Феноменологическая социология

Феноменологическая социология - направление в социологии, представляющее собой разновидность понимающей социологии. Сторонники этой теории рассматривают общество как явление, созданное и постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов. Основоположник направления - философ и социолог А. Щюц; его основной труд - "Феноменология социального мира". Главной задачей социологии, согласно А.Щюцу, является открытие общих принципов организации повседневной жизни.

Полагая, что позитивизм неправильно понимает сущность социальных явлений, приписывая им сходство с явлениями природы, А.Щюц подчеркивал, что мир природы не обладает внутренней смысловой структурой. Социальный мир - это мир, конституированный смыслом. Социальным явлениям внутренне присущ смысл. Согласно его концепции, социальный мир являет собой повседневный мир, переживаемый и интерпретируемый действующими в нем людьми как структурированный мир значений, выступающих в форме типичных представлений об объектах этого мира. Эти типичные представления приобретают форму обыденных интерпретаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.