Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы творческого воображения




Виды воображения

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Вместе с тем аппарат воображения может быть использован и используется не только как условие творческой деятельности личности, направленной на преобразование окружающего. Воображение в некоторых обстоятельствах может выступать как замена деятельности, здесь фантазия может создать образы, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществленными. Данная форма воображения называется пассивным воображением.

Человек может вызывать пассивное воображение преднамеренно: такого рода образы, фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами. В грезах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности, он свидетельствует о ее пассивности.

Пассивное воображение может возникать и непреднамеренно. Это происходит в основном при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, при временном бездействии человека, в полудремном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации).

Если пассивное воображение может быть подразделено на преднамеренное и непреднамеренное, то активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим.

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.

Этапы творческого воображения:

· возникновение творческой идеи;

  • “вынашивание” замысла;
  • реализация замысла.

Синтез, реализуемый в процессе воображения, осуществляется в различных формах:

· агглютинация - “склеивание” различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;

  • гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;
  • схематизация - отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;
  • типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
  • заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Как же можно способствовать развитию мышления. Отметим, прежде всего, особую роль самоорганизации, осознания приемов и правил умственной деятельности. Человек должен осознать основные приемы умственного труда, уметь управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, а также снижение излишней критичности при оценке результата - все это позволяет активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным. Увлеченность, интерес к проблеме, оптимальная мотивация - один из важнейших факторов продуктивности мышления. Так, слабая мотивация не обеспечивает достаточной развернутости мыслительного процесса, и наоборот, если она слишком сильна, то это эмоциональное перевозбуждение нарушает использование полученных результатов, усвоенных ранее методов при решении других новых задач, появляется тенденция к стереотипизации. В этом смысле конкуренция не способствует решению сложных мыслительных задач.

Перечислим основные факторы, препятствующие успешному мыслительному процессу:

1. косность, стереотипность мышления;

2. излишняя приверженность к использованию привычных методов решения, что затрудняет возможность взглянуть на задачу “по-новому”;

3. страх ошибки, боязнь критики, страх “оказаться глупым”, излишняя критичность к своим решениям;

4. психическая и мышечная напряженность и т.д.

Для активизации мышления можно применить специальные формы организации мыслительного процесса, например “ мозговой штурм ” или брейнсторминг - метод предложен А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей и решений при работе в группе. Основные правила проведения “мозгового штурма”:

1. Группа состоит из 7-10 человек, желательно различной профессиональной направленности, в группе имеется лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме.

2. “Запрет критики” - чужую идею нельзя прерывать, можно лишь похвалить, развить чужую или предложить свою идею.

3. Участники должны быть в состоянии релаксации, т.е. в состоянии психической и мышечной расслабленности, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу.

4. Все высказываемые идеи фиксируются без указания авторства.

5. Собранные в результате брейнсторминга идеи передаются группе экспертов - специалистов, занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных идей. Как правило, таких идей оказывается примерно 10%. Участников в состав “жюри-экспертов” не включают.

Эффективность “мозговых штурмов” высока. “Мозговой штурм”, который ведет группа, постепенно накапливающая опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синектики, предложенной американским ученым У. Гордоном. При “синектическом штурме” предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на аналогии: прямой (подумайте, как решается задача, похожая на данную); личной или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения); символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники).

Еще один способ активации поиска - методфокальных объектов. Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность. Так, если случайным объектом взят “тигр”, а фокальным “карандаш”, то получается сочетания типа “полосатый карандаш”, “клыкастый карандаш” и т.д. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям.

Для усиления творческих мыслительных возможностей используют и “экзотические” приемы: введение человека в особое суггестивное состояние психики (активация бессознательного), внушение в состоянии гипноза воплощения в другую личность, в известного ученого, например, Леонардо да Винчи, что резко повышает творчество у обычного человека.

Для повышение эффективности умственной деятельности применяется и методика “гимнастика ума”, направленную на активизацию и гармоничную синхронизацию активности левого и правого полушарий мозга с помощью специальных упражнений (см. Приложение №3).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2095; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.