КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды бизнес-инноваций
Классификация инноваций Необходимость проведения классификации инноваций обусловлено не только научным подходом к изучению такого сложного процесса как инновационный, практической применимостью таких классификаций для четкого представления о создаваемых услугах и продуктах. В связи с многообразием типов инноваций и большим количество специалистов, занимающихся их изучением, породило огромное количество классификаций инноваций. Для упрощения понимания инноваций, все классификации можно свести в таблицу. Таблица 4 Классификация инноваций
Продолжение табл. 4
Продолжение табл. 4
Окончание табл. 4
Примечание. Существуют и другие классификации, но их применение носит фрагментарный характер.
Различают две категории бизнес-инноваций – поддерживающие и подрывные. Поддерживающие инновации направлены на совершенствование уже существующих продуктов. Каждую новую модель автомобиля отличают от предыдущей именно поддерживающие инновации: усовершенствованные системы безопасности, управления режимами работы двигателя, климат-контроля и т. д. Подрывная инновация обозначает разработку и раскрутку ноу-хау и кардинально меняет ситуацию на глобальных рынках. К «подрывным» инновациям относятся продукты, которые основаны на новой и еще относительно недостаточно совершенной технологии и уступают существующим традиционным товарам, но при этом предоставляющие новые потребительские свойства, которые делают данные продукты более простыми, удобными и мобильными, компактными в применении. При этом в силу неразвитости технологии данные продукты могут быть дороже уже существующих продуктов по абсолютной величине или дороже в смысле стоимости единицы использования. Примеры «подрывных» технологий в сравнении с традиционными:
Новая технология, как правило, не столько открывает, сколько закрывает целые отрасли, уничтожая конкурентов нестандартным взглядом на производство товара или услуги. Часто бывает и так, что подрывные инновации создают новый рынок (или новый сегмент на уже существующем рынке). В качестве примера можно привести рынок космического туризма, который формируется на наших глазах: компания Space Adventures договорилась с американским инвестиционным фондом Prodea о создании суборбитального космического корабля, предназначенного для туристических экспедиций на околоземную орбиту. Этот проект подорвет бизнес Роскосмоса, который первым начал продавать туристам кресла в космическом корабле «Союз». Дополняя и сменяя друг друга, поддерживающие и подрывные инновации определяют технологические циклы в отраслях и подотраслях. Поддерживающие подгоняют технологический прогресс, совершенствуя уже имеющиеся продукты и технологии, а подрывные – обрывают технологический цикл на сложившихся рынках и начинают его новый виток. С точки зрения бизнеса это означает, что для расширения своего рынка и выхода в верхние, наиболее прибыльные его сектора следует реализовать поддерживающие инновации, а для входа на новый рынок и для создания рынков там, где их никогда не существовало, – подрывные. Поддерживающими инновациями в той или иной степени занимаются все наши производители. Масштаб этих инноваций определяется объемом интеллектуальных и финансовых ресурсов компании. К примеру, Ярославский электромашиностроительный завод и Владимирский электромоторный завод (входит в концерн «Русэлпром») освоили электродвигатели нового поколения: в отличие от традиционных они имеют «мозги» – электронный преобразователь частоты, который организует работу двигателя в оптимальном режиме в соответствии с внешними условиями. В самых продвинутых странах – Германии и США – такие двигатели используются пока только в 4–6 % технологических процессов (хотя, по оценкам, могли бы дать ощутимый экономический эффект в 80 % технологических процессов). Подрывные инновации реализовать сложнее, чем поддерживающие: в самом механизме «подрыва» заложены высокие риски и большая неопределенность относительно будущего рынка подрывного продукта. Подрывные инновации могут носить как глобальный, так и локальный характер. Глобальные подрывные инновации способны «закрыть» направления бизнеса или даже целые подотрасли и знаменуют собой смену отраслевого технологического устоя (так, в электронной технике произошла смена ламповой технологии на полупроводниковую), или открыть новые подотрасли, как это сделали, например, технология управления цепной реакцией деления урана, положившая начало атомной энергетике, и интернет-технологии, потеснившие сразу целый пучок бизнесов: почту, проводную телефонную связь, печатные СМИ. При этом в разных отраслях технологические циклы прокручиваются с разной скоростью: интернет, связь и телеком можно отнести к «быстрым» отраслям, где подрывные инновации появляются сравнительно часто, а «медленным» – тяжелому машиностроению, энергетике и авиации требуется несколько десятилетий, чтобы завершить один цикл и перейти на новый виток технологического развития. Локальные подрывные инновации не привносят в экономику столь революционных изменений, как глобальные: они переворачивают рынок в узких подотраслевых нишах. Локальные «подрывы» редко получают столь же широкую известность, как глобальные инновации, однако это не умаляет их значения для бизнеса. Мировой опыт показывает, что компании-новички, вытеснившие признанных лидеров с рынка, делают это, как правило, именно с локальной инновацией. Пример тому – история длиною в полвека о том, как технология выплавки стали в электродуговых печах сегмент за сегментом отнимала рынок у сталелитейных комбинатов. Мини-заводы, пришедшие на рынок с этой технологией, начали с изготовления арматуры, для которой годилась любая сталь, даже низкого качества, затем отвоевали сегмент углового железа, потом вытеснили комбинаты из сегмента конструкционной стали и в конечном итоге посягнули на производство листовой стали. Помимо доступа к новым рынкам локальные подрывные инновации дают бизнесу и существенный выигрыш в конкурентоспособности. Фирмы-новички с локальными подрывными инновациями получают долгосрочное конкурентное преимущество – по меньшей мере до тех пор, пока не оформится новый рынок. Поддерживающие инновации такого эффекта не дают: отрыв, достигнутый за счет освоения поддерживающей инновации на сложившемся рынке, конкуренты сокращают очень быстро.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |