Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретическое изучение. Революционный кризис в России 1917г





Революционный кризис в России 1917г.

Тема 8

 

1. Причины кризиса 1916-1917гг.

2. Февральская революция 1917г. Проблема двоевластия.

3. От Февраля к Октябрю. Нарастание кризисных явлений.

4. Захват большевиками власти.

 

В результате работы над темой Вам необходимо:

 

а) выявить причины кризиса 1916-1917гг

б) определить, в чём заключалось своеобразие политической системы в России, сложившейся после Февральской революции

в) проанализировать развитие ситуации в период от февраля до октября 1917г.

г) выявить факторы, приведшие к власти большевиков.

 

Материалы учебного пособия издательства МГАПИ “История России с древних времен до наших дней” и учебника “История России с древнейших времен до наших дней” Орлова А.С. и др. позволят Вам в целом представить события 1916-1917г. С этого рекомендуется начать самостоятельную работу. Далее Вам необходимо изучить документы по теме, которые помещены в конце раздела. Самостоятельный анализ источников поможет качественно разобраться в проблемах данной темы и лучше усвоить изучаемый материал.

Кризисные явления зимы 1916-1917гг. были вызваны, прежде всего, объективной причиной - участием России в первой мировой войне. Характеризуя общественно-политическую ситуацию в это время, необходимо отметить, что в первые месяцы войны страну захлестнула волна патриотических настроений. На какой-то период все слои населения сплотились вокруг правительства. Мало кто задумывался о последствиях войны. Оптимизм общества основывался и на том, что к 1916 году общее состояние экономики страны не вызывало серьёзного беспокойства в стране. Объём валовой продукции промышленности за это время даже увеличился по сравнению с довоенным периодом. Хороший урожай 1915 года позволил обеспечить запасы на будущее. Однако в системе управления возникали проблемы, связанные с дублированием работы министерств особыми совещаниями со своей системой комитетов и комиссий. В губерниях фактически административными функциями были наделены не только губернаторы, но и председатели земских управ. Это вносило неразбериху в управление страной. Такое положение давало оппозиции повод для критики правительства.



Длительная война требовала перестройки всей экономики на военный лад. Стали проявляться и развиваться тенденции к однобокому экономическому развитию. Это негативно сказалось на повседневной гражданской жизни. Кроме этого, ряд военных поражений привёл к тому, что от России отошла экономически развитая Польша, часть Прибалтики, Западной Белоруссии и Западной Украины, а вступление в войну Турции и связанное с этим закрытие черноморских проливов почти полностью отрезали Российскую империю от мирового рынка. В стране сложилась сложная экономическая обстановка. Анализ документа №2 в конце раздела позволит представить Вам масштабы кризисных явлений, охвативших страну зимой 1916-1917гг.

Национальная экономика не могла длительное время выдерживать бремя войны. Проблемы экономического порядка стали одной из основных составляющих общенационального кризиса к 1916-1917гг. В этой ситуации правительство не приняло никаких мер по стабилизации положения. Отсутствие ясной и последовательной экономической программы привело к увеличению напряжения в обществе и способствовало углублению его противостояния с властью. Усиливается критика царского режима оппозицией. В этот период оппозицией правительству выступала либеральная буржуазия, которая ещё в 1915 году объединилась в так называемый Прогрессивный блок в Государственной думе. Стержнем программы блока стала формула создания правительства из лиц, пользующихся доверием страны. Радикализация оппозиции намечается осенью 1916г. Связано это было с ухудшением социально-экономического положения в стране, кризисом власти и вылилось в знаменитую антиправительственную речь П. Милюкова в Государственной думе. При этом нужно отметить, что факты из речи Милюкова не подтвердились, а многие его соратники позже признавали, что выпад оппозиции носил чисто политический характер. Оппозиция пыталась дискредитировать правительств, и это ей удалось. Становится очевидным кризис власти, оформившийся в постоянную смену состава правительства. Обратитесь к документу №3. Ответьте на следующие вопросы: Какие настроения царили в ближайшем окружении царя? Какую систему власти предлагалось отстаивать? Какими методами?

Кризис социальных коммуникаций, т.е. углубление процесса взаимонепонимания между властью и обществом стал основной составляющей общенационального кризиса зимы 1916-1917гг. Проанализируйте документы №4, №5 и №6 в конце раздела. Охарактеризуйте политическую ситуацию, которая сложилась к зиме 1917г. Особенно обратите внимание на позицию Николая II по вопросу о власти.

Начало Февральской революции оказалось довольно неожиданным для большей части российского общества. Необходимо особо отметить, что массовые акции протеста конца февраля 1917г не воспринимались серьёзно царским правительством. Однако к февралю 1917г. налицо все признаки революционного кризиса, а исход всякой революции зависит от того, на чьей стороне будет армия. Поражение революции 1905-1907гг. во многом было обусловлено тем, что армия оставалась верной правительству и была использована для подавления крестьянских и рабочих бунтов. В феврале 1917г армия поддержала, в большинстве своём, восставших.

После победы революции основным вопросом стал вопрос о власти. В переходный период с момента победы революции до принятия конституции и формирования постоянных органов власти действовало Временное революционное правительство. На него возлагалась задача по слому старого государственного аппарата, созыву Учредительного собрания, которое должно было утвердить форму будущего государственного устройства, принять конституцию. Временное правительство на переходный период до созыва Учредительного собрания должно было обладать как законодательно-распорядительными функциями, так и исполнительными. Так было во время Великой французской революции, так представляли себе путь революционного переустройства все русские революционные партии начала XX века. Однако процесс формирования государственной власти в России после Февральской революции пошёл по иному пути. В России создалось двоевластие в лице Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, с одной стороны, и Временного правительства - с другой. По инициативе социалистов был учрежден Временный исполнительный комитет Совета рабочих и депутатов. В это же время депутаты Государственной Думы приняли решение о создании “Временного комитета членов Государственной Думы для водворения порядка в столице и для сношения с лицами и учереждениями”. Костяк этого органа составляли лидеры “Прогрессивного блока”. Временный комитет Государственной Думы старался перехватить власть и взять инициативу по управлению города и государства в свои руки. В ходе переговоров между Временным комитетом Государственной Думы и исполкомом Петросовета была достигнута договоренность об образовании Временного правительства. Это означало отстранение от власти Николая II, которое подтвердилось его отречением от престола. Обратитесь к документу №7. В нём представлен текст отречения Николая II от престола.



Оценивая события Февраля, необходимо обратить внимание на следующие моменты: если проводить сравнительный анализ между революцией 1905-1907гг. и Февральской 1917 года, - налицо схожесть причин, характера и задач революций. Задачи революции 1905-1907гг. — свержение самодержавия, введение демократических свобод, решение аграрного и рабочего вопросов оставались актуальными и в феврале 1917 года. Это были задачи буржуазно-демократического преобразования страны. С другой стороны, некоторые современники и участники февральских событий оценивали их как начало очередной русской смуты. Эти настроения связывались с растерянностью в рядах бывших лидеров оппозиции, которые пришли к власти. В дальнейшем они оказались не способными к созидательной государственной работе.

Установление двоевластия Временного правительства и Петроградского Совета явилось главным своеобразием политической ситуации в стране после свержения самодержавия. Проанализируйте документ №8. Какие задачи ставило перед собой Временное правительство? Термин двоевластие далеко не полно отражает противоречивость проблемы власти весной 1917г. Это противоречие выражалось в том, что с одной стороны, Временное правительство сосредоточило в своих руках и законодательную и испольнительную власть, а с другой стороны, в своей деятельности испытывало ограничение в связи с решениями Петросовета. Противостояние Временного правительства и Петроградского Совета не следует преувеличивать. Идеи сотрудничества были положены в основу работы так называемой “Контактной комиссии”. Ее цель состояла в выработке совместной с правительством политики. На местах власть приобрела ещё более коалиционный характер. Таким образом, противостояние “буржуазных” органов власти Советам наблюдалось только в Петрограде. Определяющим же в их отношениях было стремление к сотрудничеству. Однако более действенной революционной властью явились Советы. Обратитесь к документу №8. Какие изменения вводились в армии? Насколько они были оправданы? Знаменитый приказ №1 в литературе характеризуется как глубоко демократический акт. Историки по - разному оценивают его значение. Одни считают, что этот приказ нарушил основной армейский принцип единоначалия и тем самым способствовал падению армейской дисциплины. Другие отрицают этот факт. Часть историков утверждает, что после приказа №1 армия автоматически становилась инструментом в политической борьбе.

Анализируя расстановку политических сил, необходимо отметить, что победа Февральской революции превратила партию Народной свободы из оппозиционной в правящую. Главную задачу кадеты видели в продолжении войны, подготовке Учредительного собрания, которое должно было определить решение всех принципиальных вопросов. Осуществление глубоких социально-экономических преобразований откладывалось. Так, кадеты выступали против немедленного введения 8-часового рабочего дня, уклонялись от радикального решения аграрного вопроса. Наибольший взлет популярности в этот период приходился на социалистические партии. Главным вопросом, который разделял соцал-демократическую партию, был вопрос о войне. Общим для всех меньшевиков было признание того, что Россия вступила в стадию буржуазно-демократической революции, которая создала предпосылки постепенного перехода в будущем к социалистическому строю. Еще одна крупная социалистическая партия - эсеры - по большинству принципиальных вопросов была солидарна с меньшевиками. Кроме этого, эсеровская программа “социализации земли” была самой популярной в русской деревне. Идеи межпартийного сотрудничества социалистов в марте 1917г разделяли и большевики, но их роль в февральских событиях не была решающей. Тактика большевиков кардинально изменилась после возвращения в апреле 1917г из эмиграции В. Ленина. Анализ документа №10 позволит Вам представить взгляд большевиков на развитие политической ситуации. Какие действия предполагались в апрельских тезисах? Насколько реально это было осуществимо весной 1917 года? Большевики также требовали полновластия Советов, заключение немедленного мира, национализации земли, установление рабочего контроля над производством и потреблением. По вопросу о передачи всей полноты власти Советам большевики расходились с меньшевиками и эсерами. Последние пытались не допустить углубления революции.

Надежды общества на изменение социально-политической ситуации после Февральской революции не оправдались. У правительства не было ясной и последовательной программы преобразований. Действия Временного правительства в социально-экономической сфере являлись продолжением политики предшествующего режима. Решения основных вопросов ставились в зависимость от воли Учредительного собрания. Но этот орган так и не был созван в период действия Временного правительства. Политическая ситуация усугублялась тем, что правительство настаивало на продолжении войны, чем подрывало свой авторитет в широких слоях населения. Конец весны - начало лета 1917г были отмечены всплесками революционной активности и усилением позиций большевиков. Они решили придерживаться активной тактики и усиленно организовывали мощное давление на власть. Невозможность как-то повлиять на улучшение положения в стране привела к правительственной чехарде. Складывалась ситуация, когда реальностью становилось установление военной диктатуры. Изучите документы №11 и №12. Ответьте на следующие вопросы: в чём была причина провала корниловского мятежа? Какие силы противостояли попытке Корнилова захватить власть? Каковы были последствия провала мятежа Корнилова?

В сентябре-октябре 1917г. наметилось расширение кризисных явлений. Но нужно особо подчеркнуть, что проблемы экономики и промышленности этого периода в большей степени были порождены революцией, нежели мировой войной. Ведь всякая революция, какой - бы характер она не имела, — это, прежде всего, разрушение, перевес деструктивности над порядком. Выпуск бумажных денег не поддерживался производством. Фактически шёл процесс распада финансовой системы страны. Одновременно в стране наблюдалось обострение продовольственного вопроса. Проблема состояла не в нехватке продуктов, а в невозможности эффективно организовать заготовительную компанию. Хозяйственная разруха и понижение жизненного уровня явились основными причинами углубления социальной напряженности в стране.

Важным фактором социально-политической дестабилизации российского общества явились крестьянские выступления в сентябре-октябре 1917г. и выступления солдат против войны. В этой ситуации необходимы были незамедлительные действия Временного правительства, прежде всего, в решении вопросов о земле и войне. Но этого не случилось. Правительство хотело всю ответственность по наиболее острым проблемам переложить на плечи Учредительного собрания. Таким образом, инициаторы февральских событий к осени 1917г растеряли кредит доверия.

В большевистском руководстве не было единого мнения по вопросу о выборе тактики борьбы. Каменев и Зиновьев предлагали занять выжидательную позицию для того, чтобы добиться поддержки масс, обеспечить себе большинство в Учредительном собрании и Советах, а после этого - реализовывать программу своей партии ненасильственными методами. Обратитесь к документу №13. Как предлагал действовать Ленин? Чем он руководствовался? Сравните его программу с планами Зиновьева и Каменева. Острые дискуссии в руководстве большевистской партии по выработке тактики закончились победой Ленина. Глубокий общественно-политический кризис и правительственный кризис, связанный с корниловщиной и её ликвидацией, а также отказом эсеров и меньшевиков от коалиции с кадетами, создал условия, когда вновь возникла возможность мирного развития революционного процесса. Однако попытки руководителей партий умеренно социалистического толка заключить альянс с либералами привёл к тому, что Ленин тут же высказался за изменение тактики борьбы большевиков за власть. Считая, что по вине эсеров и меньшевиков ко времени открытия Демократического совещания была упущена возможность мирной передачи власти Советам и что в стране созданы все условия для успешного восстания, он предлагал поставить на очередь вопрос о вооружённом восстании. Большевикам удалось склонить на свою сторону большое количество солдат столичных гарнизонов. Кроме этого, своими недальновидными шагами правительство усиливало позиции своих политических противников. Речь идет, прежде всего, о разработке плана эвакуации петроградской промышленности вглубь страны, давшего возможность большевикам обвинить правительство в трусости. Ещё большим подарком для большевиков стало распоряжение властей о переброске на фронт части войск петроградского гарнизона. Это привело к радикализации настроений в солдатской среде. Они отказывались подчиняться приказу и на своих митингах требовали передачи власти Советам.

Вооружённый захват власти большевиками в стране был воспринят лишь с лёгким беспокойством. Прочитайте документ №14. Документы №15 и №16 позволят Вам проанализировать первые декреты Советской власти. Необходимо особо подчеркнуть, что Декрет о земле лишь узаконил то, что было сделано, начиная с лета, многочисленными земельными комитетами. Текст Декрета включал наказ о земле, выработанный эсерами. По сути, большевики заимствовали эсеровскую программу. В свою очередь, Декрет о мире скорее преследовал своей целью обращение к мировому общественному мнению, т.к. державы, участвовавшие в войне, не могли принять его условий. Союзники отказались рассмотреть предложения большевиков и не признавали новое правительство, надеясь на скорое его исчезновение с политической арены.

Почему большевикам удалось захватить власть? Если суммировать многочисленные высказывания по этой проблеме, то основной причиной называется политическая атрофия, утрата способности к сопротивлению. Попробуйте и Вы ответить на этот вопрос. Для анализа используйте документ №1.

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1810; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА
  2. Библиографический подбор и изучение научной литературы по проблеме исследования
  3. БУФЕРНЫЕ СИСТЕМЫ. ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ БУФЕРНЫХ И НЕБУФЕРНЫХ СИСТЕМ.ОПРЕДЕЛЕНИЕ БУФЕРНОЙ ЕМКОСТИ РАСТВОРА.ОПРЕДЕЛЕНИЕ рН ПОТЕНЦИОМЕТРИЧЕСКИМ МЕТОДОМ В БИОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ.
  4. Взаимосвязанное изучение производственных, финансовых и хозяйственных процессов
  5. Выявление, изучение и конспектирование источников по теме
  6. ДЕНЬ 3. ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ ШУТКИ – СМЕШНАЯ ЧАСТЬ
  7. ЕВАНГЕЛИЗАЦИОННОЕ ИЗУЧЕНИЕ БИБЛИИ
  8. Закономерность распределения. Изучение формы распределения
  9. Изучение вариации оплаты труда
  10. Изучение взаимосвязи между социально-экономическими явлениями
  11. Изучение влияния амперметра на режим работы электрической цепи постоянного тока
  12. Изучение влияния вольтметра на режим работы электрической цепи постоянного тока

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.