Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уточнение информационных потребностей




Уточнение информационных потребностей — ключевой этап в проектировании эмпирического исследования. Эта наиболее трудная и творческая часть исследования, к сожалению, чаще всего недооценивается в начале работы и является источником многих недоразумений на заключительном этапе. Ошибки, допущенные на этой стадии, умножаются на всех последующих.

В академической социологии этот элемент называется «определение проблемы, предмета и цели исследования» и в своем разрешении должен дать ответ на вопросы: 1) что, собственно, изучается? 2) для чего проводится эмпирическое исследование?

Нередко даже профессиональные социологи формально относятся к этому элементу и только на этапе анализа данных начинают задумываться о том, что же, по существу, они могут извлечь из собранного «по теме» материала. Это происходит потому, что возникшую в обществе актуальную проблему так или иначе ощущает практически каждый гражданин. Однако это ощущение носит скорее житейский характер, не имеющий целевой конкретно-научной постановки проблемы. Восприятие проблемы выглядит примерно так: «Переход к рыночной экономике — это проблема», «Преступность среди молодежи — это проблема», «Обострение межнациональных отношений — это проблема».

Однако формулировка, определяющая то, в чем, собственно, заключается проблема, — представляет собой сложную творческую задачу, решение которой составляет половину общего объема интеллектуальной работы исследователя. Следует заметить, что далеко не всем посильно разрешение этой задачи. Однако в проведении многих эмпирических исследований вполне допустимо ее упрощение.

Упрощение такого элемента социологического исследования, как постановка проблемы, сводится к формулировке конкретных вопросов, ответ на которые должен быть получен в результате эмпирического исследования. Таким образом, информационный запрос представляет собой вопросы, написанные в произвольной форме, требующие ответа в результате эмпирического социологического исследования.

В процессе формулировки вопросов особое внимание должно быть уделено их конкретизации. Например, на первый взгляд, достаточно конкретным представляется следующий информационный запрос: «Получить в результате исследования конкретные рекомендации, как должен поступать руководитель в случае конфликта с подчиненным». Но для социолога подобный информационный запрос не является конкретным. Здесь необходимо уточнить, какого рода конфликты интересуют заказчика (деловые, межличностные, этические и т.д.) — уточнение сфер, предмета или причин конфликтов. Все ли сферы конфликтов должно охватывать исследование или достаточно ограничиться некоторыми из них. Также необходимо уточнить, какой результат разрешения конфликтов волнует заказчика в первую очередь. Информационный запрос переформулируется таким образом: «Как должен поступать руководитель в случае конфликтов с подчиненными, чтобы добиться... а) уважения подчиненных; б) улучшения производственных показателей; в) уменьшения текучести кадров; г) улучшения социально-психологического климата в коллективе и т.п.

Обычно на просьбу социолога уточнить, какие из вопросов интересуют прежде всего, следует первая реакция заказчика: интересует все! Однако расширение круга вопросов повышает стоимость исследования (за счет увеличения объема анкеты, времени обработки и анализа материала) и снижает общее качество информации, так как слишком большой опросный лист, требующий длительного заполнения, притупляет внимание респондента. Поэтому желательно установить приоритетность различных аспектов проблемы.

Для социолога, планирующего авторское исследование, такой перечень вопросов (даже при наличии сформулированной темы и проблемы исследования) является контрольным регистром на всех этапах работы: контроль конкретности и осознанности проблемы, определение генеральной совокупности, контроль адекватности подготовленного инструментария поставленным задачам (на все ли поставленные вопросы позволит ответить составленная анкета), выбор методов статистического анализа собранного материала, содержание отчета.

Этот перечень вопросов (информационный запрос) принимается за основу уточнения всех остальных пунктов эскиза исследования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.