Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ затрат на 1 рубль реализованной продукции




Анализ потерь от брака

Потери от брака составляют особую группу расходов. На некоторых предприятиях, где брак неизбежен, эти расходы планируются. Тем не менее, снижение потерь от брака является одним из резервов повышения эффективности производства.

В процессе анализа необходимо также выявить причины возникновения брака и виновников. Основными причинами могут быть ошибки в конструкторской и технологической документации, нарушения технологического процесса, неисправность оборудования, низкое качество сырья и материалов, неквалифицированность работников и пр.

Расчет и анализ потерь от брака представлен в таблице 5.10

 

Таблица 5.10

Анализ потерь от брака

Показатель Предш. период Отчетный период Отклон.
1. Стоимость забракованной продукции, руб.      
2. Расходы по исправлению брака, руб.      
3. Итого потери от брака, руб. (п.1+п.2)      
4. Стоимость брака по цене использования, руб.      
5. Сумма удержаний с виновников брака, руб.      
6. Суммы, взысканные с поставщиков за некачественное сырье и материалы, руб.      
7. Итого фактические потери от брака, руб. (п.3-п.4-п.5-п.6)      
8. Объем выпущенной продукции, руб.      
9. Доля брака в выпущенной продукции, (п.7 / / п.8)      

 

При анализе брака выявляют внутренний брак и внешний. Внутренний брак выявляется в ходе производства, внешний – в ходе эксплуатации. Данные о внутреннем браке характеризуют отклонения в процессе производства, данные о внешнем – кругооборот продукции, сферу обращения.

 

 

Затраты на 1 рубль реализованной продукции – очень важный обобщающий показатель, характеризующий уровень себестоимости продукции в целом по предприятию. Во-первых, он универсален: может рассчитываться в любой отрасли производства, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется данный показатель отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к выручке от продаж. При его уровне меньше единицы производство продукции является рентабельным, при уровне выше единицы – убыточным.

Главным фактором, влияющим на изменение уровня затрат на 1 рубль реализованной продукции, является снижение себестоимости изделий, которое может произойти за счет внедрения мероприятий по снижению норм расхода, заготовительной стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов, непроизводительных затрат заработной платы, комплексных и других расходов. Кроме того, себестоимость продукции зависит от уровня ресурсоемкости производства (трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости и энергоемкости) и изменение цен на потребленные ресурсы в связи с инфляцией. Показатели емкости представлены в табл. 5.11.

Таблица 5.11

Анализ эффективности затрат

 

Показатель Прошлый год Отчетный год Отклонение
1. Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг), тыс.руб.      
2. Выручка от продаж, тыс.руб.      
3. Материалоемкость      
4. Зарплатоемкость      
5. Фондоемкость      
6. Уровень затрат на 1 рубль реализованной продукции, руб./ руб.      

 

Данные показатели уровня затрат на 1 рубль реализованной продукции можно разбить на более мелкие составляющие, например:

сырье топливо энергия

Материалоемкость = ---------- + ------------ + -------------.

выручка выручка выручка

 

Такая разбивка позволяет определить не только общую эффективность использования материальных ресурсов, но и каждого отдельно. Причем, сырье, топливо и энергию можно также разделить дальше на составляющие и получить эффективность использования каждого подвида материальных ресурсов. Заработную плату можно разбить на виды оплаты труда, основные средства – по видам и т.д. Чем мельче показатель, тем выше эффективность проведенного анализа, так как данный метод позволяет выявить неэффективные затраты на любом уровне.

 

Вопросы и задания для проверки и закрепления знаний

 

1. С какой целью проводится классификация затрат при проведении анализа?

2. Какие резервы выявляются в ходе проведения анализа затрат?

По каким направлениям проводится анализ затрат? Составьте общую схему анализа затрат.

3. Как повлияет на себестоимость продукции снижение затрат на сбыт продукции, рост материальных затрат?

4. Какие основные факторы влияют на величину затрат на производство и реализацию продукции?

5. Провести анализ выполнения плана по структуре и уровню затрат:

 

  Статья затрат Предш. период План Факт Отклонения
сумма, тыс. руб. уровень затрат, % сумма, тыс. руб. уровень затрат, % сумма, тыс. руб. уровень затрат, % от предш. периода от плана
1. Материальные затраты                
2. Заработная плата                
3. Амортизация                
4. Прочие производственные расходы                      
5. Коммерческие расходы                
Итого себестоимость                

 

 

6. Рассчитать влияние структурных сдвигов в выпуске продукции и себестоимости единицы продукции по каждому изделию на общую себестоимость производства:

 

 

Вид продукции Объем выпуска Себестоимость единицы продукции Себестоимость продукции, руб. Отклон. от плана себесто- имости продукции (+,-) (гр.9- -гр.7)
план факт   план (гр.1хгр.5) пересч. на факт. выпуск (гр.3х хгр.5)   факт
ед. % ед. % план факт
                     
А                    
Б                    
В                    
ИТОГО         119,25 123,54        

 


Часть 6. Анализ выпуска и реализации продукции (работ, услуг)

6.1. Анализ динамики и выполнения плана выпуска

и реализации продукции

 

 

Производство и реализация продукции (работ, услуг) является основным видом деятельности, ради которого создавалось предприятие (организация). Понятие «производство» и «реализация» тесно связаны, так как, по сути дела, характеризуют производственную деятельность хозяйствующего субъекта.

В условиях ограниченности ресурсов предприятие формирует производственную программу на основе имеющихся возможностей. С другой стороны, в рыночных условиях при формировании плана производства продукции (работ, услуг) должен учитываться спрос на рынке. Таким образом, объем производства и объем продаж являются взаимозависимыми показателями.

Основными характеристиками продукции являются: количество, номенклатура, объем в стоимостном выражении, качество. Чаще всего предприятие формирует «портфель» заказов по объему и номенклатуре продукции на основе прямых договоров с заказчиком, исходя из своих производственных возможностей и конъюнктуры рынка.

Цель анализа производства и реализации продукции (работ, услуг) – оптимизация ее ассортимента и объема производства.

В ходе проведения анализа могут быть поставлены следующие задачи:

1. Оценка выполнения плана производства и реализации продукции (работ, услуг);

2. Определение влияние факторов на объемы выпуска, реализации и качества продукции;

3. Выявление резервов повышения эффективности производственной деятельности и сбытовой политики.

Основным источником информации служат формы статистической отчетности П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», 1- Предприятие «Основные сведения о деятельности предприятия», данные бухгалтерского учета, отдела сбыта, производственных отделов.

Цели управления производством и реализацией продукции связаны с решением таких основных вопросов, как:

- определение стратегии, целей производства и реализации продукции;

- планирование объемов производства и реализации с учетом сложившейся ситуации на рынке;

- рациональное управление запасами готовой продукции;

- разработка мероприятий по повышению качества и конкурентоспособности продукции;

- обоснование ценовой политики предприятия.

Анализ выпуска и реализации продукции, работ, услуг имеет две особенности:

1. Ведется как в сфере производства, так и в сфере обращения;

2. В ходе анализа применяется большой объем натуральных показателей.

Анализ производства продукции включает анализ ассортимента и номенклатуры, выполнения заказов по поставкам продукции, ритмичности производства продукции и отгрузки ее на склад предприятия, качества работ и продукции; анализ реализации продукции – выполнение плана отгрузки, структуры и ассортимента отгруженной продукции, равномерность и ритмичность отгрузки, выполнение обязательств по отгрузке конкретным получателям (география поставок), претензий, рекламаций, причин принятия продукции на ответственное хранение, сроков прохождения продукции от поставщика до получателя, способов доставки продукции.

Анализ принято начинать с оценки выполнения плана производства и реализации продукции (табл. 6.1).

 

Таблица 6.1

Анализ выполнения плана производства и

реализации продукции, тыс. руб. (нат. ед.)

Вид продукции Объем производства продукции Объем реализации продукции
план факт выполнение плана план факт выполнение плана
абс. % абс. %
А                
Б                
               

 

Такого рода анализ позволяет не только оценить выполнение плана и реализации продукции, но и сравнить объемы производства и реализации по каждому виду продукции за отчетный период. Сравнение проводится для определения соответствия выпуска продукции ее реализации. Если объемы выпуска превышают реализацию, то это может означать падение спроса на продукцию или необоснованное завышение плановых показателей.

На следующем этапе проводится анализ динамики выпуска и реализации продукции (табл. 6.2).

Таблица 6.2

Анализ динамики выпуска и реализации продукции

Вид продукции     ….. 200х
Объем производства Объем реализации Объем производства Объем реализации Объем производства Объем реализации Объем производства Объем реализа- ции
А                
Б                
               

 

Результаты анализа целесообразно отразить в виде графиков.

Более подробный анализ по сравнению объемов производства и реализации проводится на основе применения балансового метода:

 

ОГПнп + Произведено = Реализовано + ОГПкп,

 

где ОГПнп и ОГПкп – остатки готовой продукции на начало и конец отчетного периода.

С учетом расчетов с покупателями баланс принимает другой вид:

 

ОГПнп + ТОнп + Произведено = Реализовано + ТОкп + ОГПкп,

 

где ТОнп и ТОкп – остатки отгруженной продукции на начало и конец отчетного периода.

При применении данного способа сопоставляются объемы производства, отгрузки и реализации продукции, а также остатки готовой продукции на начало и конец отчетного периода. Если в течение нескольких периодов остатки готовой продукции на конец периода превышают остатки на начало периода, то это может свидетельствовать о перепроизводстве. При этом необходимо выявить причины невостребованности продукции. Причины бывают внутренними и внешними. К внутренним относятся: неправильный прогноз сбыта, необоснованная цена, снижение конкурентоспособности за счет снижения качества, неэффективная организация сбыта и рекламы продукции. Внешние причины включают: неплатежеспособность покупателей, демографические, социальные, культурные и пр.

В ходе анализа реализации продукции следует учитывать спрос на рынке. Все товары делятся на 4 группы:

1. «Звезды» – приносят основную прибыль предприятию и способствуют его экономическому росту;

2. «Доходные коровы» – переживают период зрелости, способствуют экономическому росту предприятия и не нуждаются в дополнительных инвестициях, приносят прибыль для категории «трудные дети»;

3. «Трудные дети» – новые товары, нуждающиеся в рекламе и продвижении на рынок, не приносящие в данный период времени прибыли, но обещающие стать «звездами»;

4. «Мертвый груз», или «неудачники» – нежизнеспособные товары, не приносящие прибыли и не способствующие экономическому росту.

Существование четырех основных категорий товаров определяет и спрос на них. Цель анализа реализации продукции – выявить те виды продукции, которые не находят спроса, и снять их с производства.

 

 

6.2. Анализ ритмичности производства

 

Ритмичность производства означает равномерный выпуск и реализацию продукции в соответствии с плановыми заданиями. Неритмичная работа способствует снижению качества продукции, невыполнению договоров на поставку продукции, увеличению объемов незавершенного производства, несвоевременности поступления выручки, перерасходу фонда заработной платы за сверхурочную работу и пр. Все это приводит к росту непроизводительных затрат, ухудшению финансового состояния.

Ритмичность производственного процесса принято оценивать на основе расчета коэффициента ритмичности (табл. 6.3).

Таблица 6.3

Анализ ритмичности производства

Период времени Плановый выпуск продукции Фактический выпуск продукции Факт, засчитанный в выполнение плана
1 квартал      
2 картал      
3 квартал      
4 квартал      
ИТОГО      

 

Факт, засчитанный в выполнение плана

Коэффициент ритмичности = -------------------------------------------------------.

Плановый выпуск продукции

 

Таким образом, в данном случае коэффициент ритмичности будет составлять 0,98 (98 / 100). Значение коэффициента должно быть приближено к 1.

Ритмичность отгрузки и реализации продукции определяется аналогично. Аритмичность может быть связана с низким уровнем организации производства и сбыта продукции, планирования и контроля.

 

 

6.3. Анализ выполнения договоров на поставку продукции

 

От объема продаж зависят размер выручки, формирование цены на продукцию, сумма полученной прибыли и пр.

Анализ выполнения плана поставок можно провести в двух направлениях – по срокам поставок и по покупателям (табл. 6.4 и 6.5).

Таблица 6.4

Анализ выполнения плана поставок, тыс. руб.

Период времени План поставки Фактически отгружено Выполнение плана поставки
абс. %
1 квартал        
2 квартал        
3 квартал        
4 квартал        
ИТОГО        

 

 

Таблица 6.5

Анализ выполнения договоров поставки продукции

Наименование покупателя План поставки Фактически отгружено Выполнение плана поставки
абс. %
А        
Б        
В        
       
ИТОГО        

 

Приведенные виды анализа взаимно дополняют друг друга. Первый вариант позволяет скорректировать объемы производства продукции, цель второго варианта состоит в выявлении покупателей, перед которыми не выполнены договоры, и причин недопоставки продукции. Соблюдение договорных обязательств считается обязательным не только по объему, но и по срокам, номенклатуре и качеству продукции. При несоблюдении всех условий к предприятию-производителю могут быть применены штрафные санкции, что влечет за собой увеличение расходов и потерю репутации.

 

 

Вопросы и задания для проверки и закрепления знаний

 

1. Какова цель сопоставления производства и реализации продукции?

2. Как влияет структура произведенной продукции на ее финансовые результаты?

3. В чем суть анализа ритмичности производства и реализации продукции?

4. Какие факторы влияют на производство и сбыт продукции?

5. Почему при проведении анализа выпуска и реализации продукции применяется большой объем натуральных показателей?

6. Провести анализ выполнения плана выпуска и реализации продукции по следующим данным:

 

Вид продукции Объем производства продукции, ед. Объем реализации продукции, ед.
план факт выполнение плана план факт выполнение плана
абс. % абс. %
Халаты                
Брюки                
Юбки                
ИТОГО                

 

С чем может быть связано превышение объемов реализации над объемами выпуска продукции?

7. Определить выполнение предприятием договорных обязательств по видам продукции:

 

Вид продукции Покупатель План поставки по договору, шт. Фактически отгружено, шт.
Столы ООО «Мебель»    
Стулья ЗАО «Интерьер»    
Шкафы ОАО «Уют»    
Журнальные столики ООО «Студия дизайна»    
ИТОГО Х    

Часть 7. Анализ финансового состояния

7.1. Общая оценка финансового состояния предприятия

 

Анализ финансового состояния занимает особое место в системе экономического анализа, так как в его результатах заинтересован широкий круг лиц:

1) собственники - банкротство означает для них потерю собственного капитала, кроме того, с помощью анализа деятельности организации они оценивают квалификацию управляющих;

2) государство, которое заинтересовано в поступлении налогов и занятости населения;

3) кредиторы - их интерес состоит в том, сможет ли предприятие обслуживать свой долг, платить по арендным и лизинговым обязательствам;

4) управляющие несут ответственность перед собственниками организации, банкротство означает для них потерю рабочего места;

5) поставщики оценивают возможность организации платить по обязательствам и ее качества как долгосрочного партнера;

6) покупатели заинтересованы в наличии и качестве товаров и услуг, в сохранении долгосрочных договорных отношений;

7) работники заинтересованы в гарантии рабочих мест и оплаты труда.

Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность хозяйствующего субъекта финансировать свою деятельность. Способность предприятия успешно функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, постоянно поддерживать свою платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.

Главная задача финансового анализа – оценить финансовую устойчивость и платежеспособность предприятия.

Источниками информации могут служить: финансовая отчетность предприятия, данные бухгалтерского учета предприятия, внеучетная информация. Бухгалтерская отчетность дает возможность проанализировать финансовое состояние предприятия на конкретную дату. Основным источником информации для финансового анализа служит бухгалтерский баланс предприятия. Его значение настолько велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса. Анализ баланса позволяет определить, какими средствами располагает предприятие.

Оценку финансового состояния предприятия принято начинать, как уже было сказано выше, с анализа показателей бухгалтерского баланса. Финансовое состояние предприятия и его устойчивость в значительной степени зависят от того, каким имуществом располагает предприятие, в какие активы вложен капитал, и какой доход они приносят.

Для анализа состава и структуры имущества составляется аналитический баланс (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Анализ состава и структуры имущества предприятия

Показатель На начало года, тыс. руб. На конец года, тыс. руб. Структура Изменения
на начало года, % на конец года, % абс., тыс. руб. по структуре, % к началу года, % к итогу баланса, %
                 
1.Внеоборотные активы 2.Оборотные активы, в том числе: - запасы и НДС, -дебиторская задолженность и прочие оборотные активы, -денежные средства и краткосрочные финансовые вложения ИТОГО                

Графы 4 и 5 таблицы 7.1 показывают долю каждого вида имущества в общей стоимости.

Графы 6 и 7 – изменения в составе и структуре имущества, произошедшие за отчетный период.

Графа 8 показывает скорость роста или снижения каждого вида имущества и баланса в целом. Рассчитывается как отношение абсолютного изменения к значению на начало года (другими словами, это темп прироста каждого вида имущества).

Графа 9 характеризует влияние абсолютного изменения каждого вида имущества на общее изменение баланса – отношение каждого абсолютного изменения к общему изменению баланса.

К положительным изменениям в составе и структуре имущества предприятия следует отнести:

- увеличение актива баланса;

- увеличение запасов и денежных средств;

- снижение величины дебиторской задолженности и ее доли в составе имущества;

- более быстрый рост оборотных активов по сравнению с внеоборотными, что свидетельствует об увеличении средств в обороте предприятия.

Следует обратить внимание, что очень быстрый рост денежных средств может свидетельствовать об их нерациональном использовании.

После анализа состава и структуры имущества делается оценка состава и структуры источников образования этого имущества - капитала предприятия или пассива баланса. Составляется аналогичный аналитический баланс (табл. 7.2).

Таблица 7.2

Анализ состава и структуры капитала предприятия

Показатель Начало года, тыс. руб. Конец года, тыс. руб. Структура Изменения
на начало года, % на конец года, % абс., тыс. руб. по структуре, % к началу года, % к итогу баланса, %
1.Собственный капитал 2.Заемный капитал в том числе: - долгосрочные обязательства, - краткосрочные обязательства, из них: - краткосрочные кредиты и займы; - кредиторская задолженность ИТОГО                

 

В состав собственного капитала включаются: капитал и резервы (3 раздел баланса) и доходы будущих периодов (с.640 бухгалтерского баланса).

Кредиторская задолженность включает саму кредиторскую задолженность (с.620), задолженность участникам (учредителям) (с.630), и резерв предстоящих расходов (с. 650) и прочие краткосрочные пассивы (с.660).

Положительные моменты:

- собственный капитал превышает заемный, его доля в составе пассивов более 50 %;

- увеличение собственного капитала – его величина показывает, какая часть имущества сформирована за счет собственных средств.

- снижение заемного капитала.

Наличие долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов можно расценивать с двух точек зрения: с одной стороны, как недостаток средств для обеспечения производственной деятельности, с другой – о наличии доверия со стороны кредитных организаций, то есть если получение кредита в банке, особенно долгосрочного, связано с определенными затруднениями, значит предприятию следует обосновать необходимость привлечения кредитных средств и доказать свою платежеспособность. Следовательно, наличие кредитов в бухгалтерском балансе при условии соблюдения сроков и объемов их погашения свидетельствует о надежности предприятия.

Исходя из целей анализа далее можно провести анализ каждого раздела баланса: внеоборотных активов, запасов, дебиторской задолженности, собственного капитала, заемного капитала. Для этого привлекают данные формы 3 «Отчет об изменениях капитала», 4 «Отчет о движении денежных средств», 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».

Информация о внеоборотных активах содержится в первом разделе бухгалтерского баланса. Кроме того, для более качественной оценки их состава привлекаются данные формы 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». В данной форме представлена информация о составе и движении нематериальных активах, основных средств, долгосрочных финансовых вложениях, доходных вложениях в материальные ценности. Анализ состава и структуры внеоборотных активов представлен в таблице 7.3.

Таблица 7.3

Анализ внеоборотных активов

Показатель На начало года На конец года Абсол. отклон., руб. Темп роста, %
тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу
1. Нематериальные активы            
2. Основные средства            
3. Незавершенное строительство            
4. Долгосрочные финансовые вложения            
5. Доходные вложения в материальные ценности            
6. Отложенные налоговые активы            
7. Прочие внеоборотные активы            
ВСЕГО            

 

К положительным моментам в составе внеоборотных активов следует отнести:

- рост основных средств, который свидетельствует о возможности предприятия обновлять основные средства;

- наличие долгосрочных финансовых вложений – эффективное управление денежными средствами с целью получения дополнительных источников дохода.

Наличие суммы по строке «Незавершенное строительство» может означать, с одной стороны, возможности предприятия расширять производственную площадь, с другой – отвлечение значительной суммы денежных средств из оборота на достаточно длительный срок.

Особый интерес с точки зрения вложения средств представляет анализ состава и структуры запасов. Особенно важно проведение данного анализа для производственных и торговых предприятий, для которых очень важно формирование именно этой части имущества в целях обеспечения производственной и торговой деятельности.

Анализ состава и структуры запасов представлен в таблице 7.4.

Таблица 7.4

Анализ состава и структуры запасов

 

Показатель На начало года На конец года Абсол. отклон., руб. Темп роста, %
тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу
1. Сырье, материалы и др. аналогичные ценности            
2. Животные на выращивании и откорме            
3. Затраты в незавершенном производстве            
4. Готовая продукция и товары для перепродажи            
5. Товары отгруженные            
6. Расходы будущих периодов            
7. Прочие запасы и затраты            
ВСЕГО            

 

Одновременный рост сырья и незавершенного производства может свидетельствовать об увеличении объемов производства продукции. Быстрое увеличение остатков готовой продукции может говорить о перепроизводстве или снижении спроса на продукцию. Нежелательным моментом является наличие высокой доли расходов будущих периодов.

Далее следует провести анализ собственного капитала (табл. 7.5).

Таблица 7.5

Анализ собственного капитала

 

Показатель На начало года На конец года Абсол. отклон., руб. Темп роста, %
тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу
1. Уставный капитал            
2. Собственные акции, выкупленные у акционеров            
3. Добавочный капитал            
4. Резервный капитал            
5. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)            
ВСЕГО            

 

В ходе анализа оценивается доля уставного, добавочного и резервного капиталов, наличие и изменение нераспределенной прибыли (убытка). Рост прибыли (снижение убытка) свидетельствует о более эффективной работе предприятия.

Кредиторская задолженность является текущими обязательствами. Так как она особо учитывается при оценке платежеспособности предприятия, то следует более подробно рассмотреть ее состав, структуру и их изменения за отчетный период (табл. 7.6).

Таблица 7.6

Анализ состава и структуры кредиторской задолженности

 

Показатель На начало года На конец года Абсол. отклон., руб. Темп роста, %
тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу
1. Поставщики и подрядчики            
2. Задолженность перед персоналом            
3. Задолженность перед государственными внебюджетными фондами            
4. Задолженность по налогам и сборам            
5. Прочие кредиторы            
ВСЕГО            

 

В ходе анализа проводится сравнение показателей на начало и конец отчетного периода:

- изменение размера задолженности перед поставщиками может быть связано с изменением объема производства продукции – изменение по статьям актива баланса «сырье» и «незавершенное производство»;

- рост задолженности перед персоналом по оплате труда может быть вызван как ростом заработной платы, так и задержками по ее выплате. Увеличение заработной платы, с одной стороны, является стимулом для работников, с другой – способствует росту затрат, а следовательно и себестоимости продукции;

- нежелательным моментом является высокий удельный вес задолженности перед государством по налогам и перед государственными внебюджетными фондами, так как их несвоевременное погашение влечет за собой высокий уровень штрафных санкций, что способствует росту задолженности.

Тем не менее, многие предприятия используют средства кредиторской задолженности как бессрочный и почти бесплатный кредит. Дополнительная информация о кредиторской задолженности содержится в форме 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» раздел «Дебиторская и кредиторская задолженность». В этом разделе кредиторская задолженность подразделяется на долгосрочную и краткосрочную.

Данное деление может быть использовано при оценке платежеспособности предприятия для определения доли срочных и несрочных обязательств, а также для оценки объема кредиторской задолженности, которую длительное время можно использовать в обороте.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 6294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.187 сек.