“Те, кто преуспел в решении проблем качества – те, кто освоил построение диаграммы «причина – следствие»”.
Результат процесса зависит от многочисленных факторов, между которыми существуют отношения типа: причина – следствие. С помощью диаграммы Исикавы можно выразить эти отношения в простой и доступной форме.
Диаграмма причин и результатов – это диаграмма, которая показывает отношение между показателем качества и воздействующими на него факторами.
Главным достоинством диаграммы Исикавы является то, что она дает наглядное представление не только о тех факторах, которые влияют на изучаемый объект, но и о причинно-следственных связях этих факторов. В основе построения диаграммы лежит определение (постановка) задачи, которую необходимо решать.
Для постановки задачи отправной точкой служит правило 5М (7M):
1. М1 – Man (персонал): исполнители (их квалификация, стаж работы, пол и т. п.).
2. М2 – Machine (машина): машины, станки, оборудование (новое и старое оборудование, марка, конструкция, выпускающая фирма и т. п.).
3. М3 – Material (материал): вид материала, сырьё, комплектующие (место добычи или производства, фирма-изготовитель, партии сырья, сорт материала и т. п.).
4. М4 – Method (метод, технология): способ производства (температурный режим, технологический прием, номер цеха, бригады, участка, смены, рабочие и т. п.).
5. М5 – Measurement (измерение): метод измерения, тип измерительных средств, классу точности прибора и т. п.
6. М6 – Medium (окружающая среда): температура, влажность воздуха в цехе, магнитные и электрические поля, солнечное излучение и т. п.
7. М7 – Management (Менеджмент, управление): типы систем управления, финансовое управление, сложность системы управления, скорость реакции менеджмента и т.п.
На основе этого правила определяются 5 (либо 7) основных направления анализа причин, влияющих на изучаемый объект.
Принцип построения диаграммы Исикавы изображён на рис. 18.
Рис. 18. Диаграмма Исикавы
М1
М2
М3
Признак качества
М5
М4
Порядок составления диаграммы Исикавы:
1. Определяется показатель качества и записывается в прямоугольник справа от большой стрелки.
2. Отмечаются главные причины (помещаются в прямоугольники М1-М5), как причины первого уровня.
3. Находятся причины второго уровня для каждой причины первого уровня.(рекомендуется использовать метод «мозгового штурма»)
4. Находятся причины третьего уровня.
5. Проверяется логическая связь каждой причинной цепочки.
6. Методом «мозгового штурма» или «экспертным методом» проводятся ранжирование причин – определяются важные причины.
7. На диаграмму наносится вся необходимая информация (наименование, ФИО оператора и т.д.)
Часто построение диаграммы сопровождается «мозговым штурмом». Это прекрасный метод приведения в действие творческого мышления группы для быстрого формулирования, разъяснения и оценки значительного перечня идей, проблем, причин, вопросов.
Диаграмма Исикавы не является «статичным» документом. Она требует постоянного анализа и актуализации по мере накопления знаний и опыта по данному вопросу. Обычно это выражается в периодическом пересмотре диаграммы Исикавы.
Для продуктивной работы с диаграммой Исикавы рекомендуется поддерживать записи по всем проведенным усовершенствованиям в результате анализа данной диаграммы. Стандартным подходом в данном случае является ведение истории изменений и работ по результатам анализа диаграммы. Пример построения диаграммы Исикавы приведен на рис. 19.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление