Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценовая дискриминация. В долгосрочном периоде




В долгосрочном периоде

 

Долгосрочное равновесие предприятия в условиях монополии позволяет ему:

· значительно недопроизводить количество товаров по сравнению с конкурентным уровнем;

· сильно завышать цены в сравнении с величиной, которая сложилась бы при совершенной конкуренции;

· постоянно получать экономическую прибыль.

Это объясняется следующим.

Полное отсутствие конкурентов на рынке позволяет предприятию-монополисту резко ограничивать предложение, а уровень цен поднимать до экономически обоснованного (с точки зрения монополии) максимума. В долгосрочном периоде в силу непреодолимости барьеров для входа в отрасль никогда не создаются новые производственные мощности помимо воли монополиста. Экономическая прибыль, однажды возникнув в краткосрочном периоде, постоянно присваивается монополистом.

 

 

Своеобразным способом смягчения остроты недопроизводства в условиях чистой монополии без нарушения интересов монополиста является ценовая дискриминация. Ценовая дискриминация предполагает политику установления разных цен на один и тот же продукт для различных категорий покупателей.

Для ценовой дискриминации важны два основных условия:

· отсутствие у покупателя возможности перепродажи продукта;

· наличие у продавца возможности разделить покупателей на группы.

В качестве примеров ценовой дискриминации могут служить разные цены на авиабилеты для отдельных групп потребителей, а также различные телефонные тарифы в зависимости от дня недели и времени суток.

Разные цены на один и тот же товар, если нет различий в затратах, существуют по следующей причине.

Дело в том, что цены зависят не только от интересов продавцов-монополистов, но и от оценки товара покупателями. Как известно, в глазах разных покупателей одно и то же благо имеет разную полезность, поэтому и цены, которые они готовы платить, – разные.

Поскольку существуют разные группы покупателей, постольку монополист выделяет эти группы и учитывает их готовность платить разные цены за одинаковый товар. Главная причина такой готовности – различные эластичности спроса: у богатых – более жесткий спрос, у менее обеспеченных – более эластичный. В итоге каждая группа покупателей приносит предприятию-монополисту, использующему ценовую дискриминацию, максимально возможные прибыли.

Экономические последствия ценовой дискриминации двойственны. С одной стороны, ценовая дискриминация позволяет увеличить доходы монополиста. С другой стороны, ценовая дискриминация позволяет увеличивать объем производства, поскольку кривая предельного дохода графически будет совпадать с кривой спроса. Такая политика в области ценообразования выгодна обеим сторонам. Однако в некоторых странах ценовая дискриминация рассматривается как препятствие конкуренции и усиление монопольной власти, и ее отдельные проявления подпадают под антимонопольное законодательство.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.