КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И мировой правопорядок 1 страница
Список литературы
1. Василенко В.А. Ответственность государства за международные правонарушения. Киев, 1976. 2. Василенко В.А. Международно-правовые санкции. Киев, 1982. 3. Глотов С.А., Мазаев В.Д. Современная концепция прав человека в принципах и нормах Совета Европы. Путеводитель по специальному лекционному курсу для студентов. М., 2001. 4. Защита прав человека. Сборник документов. 1998 - 2000. М., 2001. 5. Иванов И. Международная безопасность в эпоху глобализации // Россия в глобальной политике. Т. 1. 2003. N 1. 6. Левин Д.Б. Ответственность государств в современном международном праве. М., 1966. 7. Нешатаева Т.Н. Санкции системы ООН (международно-правовой аспект). Иркутск, 1992. 8. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы. М., 2002. 9. Россия и процессы глобализации. Что делать? М., 2001. 10. Супертерроризм: новый вызов нового века. М., 2002. 11. Терроризм в мегаполисе: оценка угроз и защищенности. М., 2002. 12. Ушаков Н.А. Основания международной ответственности государства. М., 1983. 13. Хоффман, Брюс. Терроризм - взгляд изнутри. М., 2003. 14. Шмидт Гельмут. Бремя глобальной ответственности. // Россия в глобальной политике. 2002. N 1.
21.1. Понятие и основные принципы современного международного права
В современном мире, для которого характерна смена "кода" культуры, когда перед человечеством стоят глобальные проблемы выживания и существует опасность ядерного и бактериологического уничтожения, проблемы общественной безопасности приобретают особое значение. Среди них на первом плане - защита прав и свобод человека, сложившихся экосистем, культур и цивилизаций, обеспечение стабильного развития всех народов мира. Для этого необходимо создание механизма, который мог бы обеспечить ответственную деятельность всех правительств, то есть создание новых и расширение существующих полномочий международных организаций. Нужна концепция равновесного развития человечества - целостной цивилизации, гармонически сочетающей в себе наследие всех стран и народов. Особая роль в решении проблем обеспечения мирового правопорядка принадлежит международному праву, как особой системе права, нормы которой функционируют во взаимодействии с национальными правовыми системами. Международное право можно определить как систему международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами и другими субъектами международного права, направленных на поддержание международного мира и укрепление международной безопасности, установление и развитие всестороннего международного сотрудничества, которые обеспечиваются добросовестным выполнением субъектами международного права своих международных обязательств, а в некоторых случаях и принуждением, осуществляемым государствами в индивидуальном или коллективном порядке в соответствии с действующими нормами международного права. Международное право регулирует общественные отношения, выходящие за пределы как внутренней компетенции, так и территориальных границ государств. Предметом международно-правового регулирования выступают разнообразные политические, экономические, торговые, военные, научно-технические, культурные и иные отношения между субъектами международного права. Международное право имеет свою систему, которую можно представить как совокупность международно-правовых норм, институтов и отраслей международного права, взятых в своем единстве, взаимосвязи и взаимозависимости. Нормы международного права создаются непосредственно самими субъектами международного права, прежде всего, государствами, путем свободного согласования воль суверенных государств и выражения этой согласованной воли в заключаемых между ними конкретных международных договорах, принимаемых в соответствии со сложившейся договорной и обычной практикой государств. Такой порядок создания норм международного права приводит к тому, что они в максимальной степени отвечают интересам всех государств мира (например, Устав Организации Объединенных Нации 1945 года, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года и др.). Единственным способом создания международно-правовых норм является соглашение (согласие) субъектов международного права. Нормы международного права по юридической силе подразделяются на императивные и диспозитивные. В статье 53 Венской конвенции о праве международных договоров говорится, что императивная норма общего международного права (jus cogens) является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер. Отсюда можно сделать вывод, что императивные нормы составляют правовую основу всего международного права и всех международных отношений, основу всего международного правопорядка и политической стабильности в мире. Они обладают наивысшей юридической силой, в силу чего международные договоры, противоречащие хотя бы одной императивной норме, являются ничтожными с момента их заключения. Императивные нормы образуют ядро системы международного права. Сложилось общее мнение, что императивными нормами являются в первую очередь основные принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН, юридическое содержание которых раскрыто в Декларации о принципах международного права 1970 года, основные принципы, содержащиеся дополнительно в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 года, другие основные принципы международного права, находящиеся на стадии становления. Диспозитивной является такая норма, в рамках которой субъекты международного права могут самостоятельно определять свое поведение, взаимные права и обязанности в конкретных правоотношениях в зависимости от обстоятельств. Например, в соответствии со статьей 14 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года прибрежное государство может устанавливать исходные линии для отсчета ширины территориального моря, используя поочередно любой из методов в зависимости от различных условий, а именно: или линии наибольшего отлива вдоль берега (по ст. 5), или прямые исходные линии, соединяющие соответствующие точки (по ст. 7) или их сочетание. Источники международного права - это формы существования международно-правовых норм, в которых выражены согласованные и признаваемые субъектами международного права правила поведения. Основными источниками международного права являются международные договоры и международные обычаи. В соответствии со статьей 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года международный договор "означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования" <1> (договор, конвенция, соглашение, пакт, акт, протокол, обмен нотами и др.). -------------------------------- <1> Венская конвенция о праве международных договоров. Комментарий. М., 1997. С. 9.
Именно в международном договоре в письменной форме определяются цели заключения международного договора, объект договора, права и обязанности договаривающихся сторон, порядок и условия вступления договора в силу, срок действия договора, иногда устанавливается ответственность сторон за неисполнение договорных обязательств и другие обязательные для исполнения положения. Прошедший все стадии заключения, международный договор является законным средством доказывания в международных и национальных судебных органах и учреждениях. Международный обычай - это длительно повторяемое в аналогичной ситуации (обстановке) правило поведения, которое молчаливо признается и выполняется субъектами международного права в их международной практике в качестве обычной международно-правовой нормы. Статья 38 Статута Международного суда ООН определяет "международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы" <2>. -------------------------------- <2> Международное публичное право. Сборник документов. В 2-х т. Т. 1. М., 1996. С. 410.
Особенно много международных обычаев в праве внешних сношений и в международном морском праве: главу правительства иностранного государства встречает глава правительства принимающего государства ("Равный встречает равного"); при встрече в открытом море торгового судна с военным кораблем иностранного государства торговое судно первым салютует военному кораблю приспусканием своего флага до половины флагштока, военный корабль, поравнявшись с торговым судном, салютует ему своим флагом, приспуская его и тотчас же поднимая до места, и др. В системе международного права, как отмечалось выше, центральное место занимают императивные нормы (jus cogens), воплощенные в основных принципах международного права. Основные принципы международного права - это руководящие правила поведения субъектов международного права, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права. Они обладают такими особенностями, которые позволяют им занять особое место в системе норм международного права. В общем виде основные принципы международного права закреплены в Уставе ООН и детализируются рядом международно-правовых актов, прежде всего Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 года, Заключительным актом СБСЕ от 1 августа 1975 года, Парижской хартией для новой Европы 1990 года и др. К числу основных принципов международного права относятся: - принцип суверенного равенства государств; - принцип неприменения силы и угрозы силой; - принцип нерушимости государственных границ; - принцип территориальной целостности государств; - принцип мирного разрешения международных споров; - принцип невмешательства во внутренние дела государств; - принцип всеобщего уважения прав человека; - принцип равноправия и самоопределения наций и народов; - принцип сотрудничества государств; - принцип добросовестного выполнения международных обязательств; - принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем; - принцип международной защиты окружающей среды. Строгое и добросовестное соблюдение основных принципов международного права всеми субъектами данной правовой системы имеет важнейшее значение для поддержания международного мира и безопасности, международного правопорядка.
21.2. Субъекты международного права
Субъект международного права - это носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общепризнанными нормами международного права либо положениями международно-правовых актов. Условно различаются первичные и производные субъекты международного права. К первичным относятся, прежде всего, государства и в некоторых случаях народы и нации. Их появление - объективная реальность, результат естественно-исторического процесса. Производные субъекты международного права создаются первичными. Объем их международной правоспособности зависит от воли и намерения их создателей. Это могут быть межправительственные организации либо государственно-подобные образования типа вольных городов. К категории особых субъектов международного права следует относить индивидов. Так как международное право создается, прежде всего, государствами и регулирует преимущественно межгосударственные отношения (в широком смысле - международные отношения), то государства выступают как основные субъекты международного права. Исторически известно несколько способов образования новых государств как субъектов международного права: смена государств одного исторического типа другим; возникновение государства в результате достижения колониальным народом своей независимости; территориальные изменения, связанные с объединением нескольких государств в одно государство либо с распадом государства на несколько государств, либо с отделением одного государства от другого. Современное международное право исходит из того, что новое государство имеет право на международное признание. Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства, уважения суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела. Признание или непризнание не влияет на существование нового государства. Признание имеет декларативное значение. Правопреемством государств принято называть переход определенных прав и обязанностей от одного государства к другому с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве. Вопрос о правопреемстве встает в следующих случаях: - при территориальных изменениях - распаде государства на два и более государств; слиянии государств или вхождении территории одного государства в состав другого; - при социальных революциях; - при образовании новых независимых государств. Основой правопреемства является юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права. Международная жизнь богата примерами объединения и распада государств. Например, в соответствии с Соглашением о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) 1991 года прекратил свое существование СССР как субъект международного права, и в результате на его территории возникли новые независимые государства. Центральным в правопреемстве является вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику. Конкретный объем прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику, зависит от многих факторов. Существенное значение имеет суверенная воля государства-преемника, определяющего объем правопреемства согласно своим интересам. Однако это не должно противоречить основным принципам международного права, наносить ущерб остальным государствам и народам. Так, например, МИД России 13 января 1992 года заявил, что Россия продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом ССР, и просит рассматривать Россию в качестве стороны всех действующих международных договоров вместо бывшего СССР. В настоящее время основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух универсальных договорах: Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 года и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 года. В рамках СНГ разработаны и подписаны ее участниками более 20 международных договоров о правопреемстве государств. Определенный интерес представляют вопросы международной правосубъектности наций и народов. Хотя право на самоопределение признается международным сообществом за всеми нациями и народами, не каждая нация или народ могут рассматриваться как субъект международного права. Лишь нация или народ, борющиеся за свое освобождение и создавшие определенные властные структуры, объединенные единым центром, способным выступать от имени нации или народа в межгосударственных отношениях, могут претендовать на статус субъекта международного права. Определенным объемом международной правосубъектности обладают государственно-подобные образования, которые относятся к категории производных субъектов международного права. Они представляют собой особые политико-религиозные или политико-территориальные единицы, которые на основе международного акта или международного признания имеют относительно самостоятельный международно-правовой статус. В настоящее время государственно-подобными образованиями со специальным международно-правовым статусом являются Ватикан (Святейший престол) как официальный центр Римско-католической церкви и Мальтийский орден как официальное религиозное формирование с международно-признанными благотворительными функциями. Их административные резиденции находятся в Риме. Ватикан и Мальтийский орден поддерживают дипломатические отношения со многими государствами мира. Международные межправительственные организации являются субъектами международного права особого рода. Их правосубъектность не идентична правосубъектности государств, так как не проистекает из суверенитета. Любая межправительственная (межгосударственная) организация является субъектом международного права прежде всего потому, что государства согласились наделить ее соответствующими правами и обязанностями, которые четко определены в учредительных актах (уставах, статутах, договорах, конвенциях и др.) и полностью соответствуют основным принципам международного права. Поэтому международные организации как субъекты международного права вторичны, производны по отношению к государствам. Межправительственные организации являются субъектами международного права и потому, что их учредительные акты регулируют отношения между организациями и их государствами-членами, т.е. межгосударственные по своему характеру отношения. Эти учредительные акты регламентируют в первую очередь вопросы членства, статуса организации, полномочия на заключение международных договоров и другие вопросы. Объем международной правосубъектности межправительственной организации в каждом конкретном случае устанавливается ее учредительным актом, соглашениями с государствами и другими субъектами международного права. В современный период наиболее известными международными организациями являются ООН, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения и др. К числу международных организаций регионального сотрудничества относятся: Содружество Независимых Государств (СНГ), Совет Европы, Европейский союз, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация африканского единства (ОАЕ) и др. Проблема признания индивида субъектом международного права является дискуссионной и во многом спорной. В доктрине существуют различные мнения о том, может ли индивид быть субъектом международного права. В целом же заслуживает внимания и одобрения концепция признания самостоятельного международно-правового статуса личности, свидетельствующая о его специфической международной правосубъектности. Нынешнее состояние международного права позволяет констатировать прямое включение в договоры норм, ориентированных на индивида. Они касаются как устанавливаемых договорами основных прав и свобод человека, так и его обязанностей и ответственности. Первичными были как раз нормы об ответственности; конкретно речь шла о международной уголовной ответственности определенных лиц за военные преступления, за преступления против мира и человечности. Так, например, Устав Международного военного трибунала 1945 года признает индивида субъектом международно-правовой ответственности. С другой стороны, оценивая роль международных договоров в непосредственной регламентации индивидуальных прав и свобод, можно констатировать неуклонное расширение круга международно-правовых норм, предоставляющих индивидам юридические возможности их обеспечения и защиты (право на правовую защиту). Право на обращение отдельных лиц в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека сегодня признается как международно-правовыми актами (Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и 11 протоколов к ней и ряд других), так и Конституцией РФ. По этому вопросу председатель Европейского суда по правам человека Р. Рисдаль справедливо заметил, что поскольку частные лица могут инициировать разбирательство в Европейском суде, "им предоставлен статус субъектов международного права" <3>. -------------------------------- <3> М.Л. Энтин. Международные гарантии прав человека - опыт Совета Европы. М., 1997. С. 6.
Очевидно, что индивиды обладают международными правами и обязанностями, а также способностью обеспечивать (например, через международные судебные органы) выполнение субъектами международного права международно-правовых норм. Этого вполне достаточно для признания у индивида качеств субъекта международного права.
21.3. Права человека и международное право
Вторая мировая война со всей актуальностью поставила вопрос о закреплении и обеспечении прав человека в масштабе мирового сообщества. Чудовищные последствия этой войны побудили мировое сообщество к созданию в 1945 году Организации Объединенных Наций, Устав которой закрепил общие принципы обеспечения мира и безопасности, соблюдения прав человека. В документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1991 года подчеркивается, что "вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет одну из основ международного правопорядка" <4>. -------------------------------- <4> Действующее международное право. В 3-х т. Т. 3. М., 1999. С. 162.
В общем виде, с современной точки зрения, права человека могут быть представлены как "признаваемые и охраняемые обществом, государством и международным сообществом определенные равные социальные возможности для отдельных лиц и их объединений по удовлетворению ими своих естественных и социальных потребностей и соответствующих притязаний, гарантии которых обеспечивают достойное и справедливое, свободное и ответственное развитие и активное участие личности в многообразных общественных, в том числе в правовых отношениях" <5>. -------------------------------- <5> Права человека: история, теория и практика. М., 1995. С. 40.
Современное правовое государство, независимо от особенностей его политического и общественного строя, в силу своих основных принципов должно признавать и гарантировать права и свободы человека без какого бы то ни было различия по признаку расы, вероисповедания, пола, языка, национальности и другим признакам. Принцип уважения прав человека утвердился в качестве одного из основных принципов международного права в 1945 году с принятием Устава ООН. Являясь координационным центром сотрудничества государств по защите прав и свобод человека, ООН содействует повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития; разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и других проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования; всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка, религии (ст. 55 Устава ООН). Ответственность за практическое выполнение такого сотрудничества возложена на Генеральную Ассамблею ООН, Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) и Верховного комиссара ООН по правам человека. В дальнейшем в рамках ООН и ее специализированных учреждений было разработано подавляющее число важнейших международных соглашений по защите прав и свобод человека. К их числу относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 года (день ее принятия - 10 декабря 1948 года отмечается в странах мира как День прав человека), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах с факультативным протоколом I и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года с факультативными протоколами I и II, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года, Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 года, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1984 года. Помимо этих соглашений, существует целый ряд международно-правовых актов, направленных на защиту основных прав и свобод человека, в том числе регламентирующих правовой статус определенных групп людей, а также ориентированных на защиту прав индивидов и групп людей в условиях вооруженных конфликтов. В их числе - Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 года; Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 года; Женевская конвенция о защите мирного населения во время войны 1949 года; Конвенция о политических правах женщин 1952 года; Конвенция о правах ребенка 1989 года; Конвенция о статусе беженцев 1951 года; Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года; Конвенция о коренных и ведущих племенной образ жизни народах в независимых странах 1989 года; многочисленные конвенции, одобренные Международной организацией труда (МОТ). В соответствии с положениями международных договоров сложилась определенная система межгосударственных органов, наделенных функциями международного контроля в сфере обеспечения прав человека. Соответствующие полномочия от имени ООН осуществляет ЭКОСОС, под руководством которого действует Комиссия по правам человека. В составе Секретариата ООН функционирует Центр по правам человека. В декабре 1993 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию об учреждении должности Верховного комиссара ООН по правам человека. Отдельные конвенции предусмотрели создание специальных органов. В их числе: Комитет по правам человека - на основании Пакта о гражданских и политических правах; Комитет против пыток - на основании Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Комитет по правам ребенка - на основании Конвенции о правах ребенка и др. Международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека, называют международными стандартами в области прав человека. Это обязательства государств не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расовой, национальной и другой дискриминации). Стандарты могут быть универсальными, то есть признанными во всем мире, и региональными. К числу региональных международно-правовых актов, регламентирующих весь комплекс основных прав и свобод человека, можно отнести Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 года (с 11 протоколами), Американскую конвенцию прав человека 1969 года, Африканскую хартию прав человека и народов 1981 года, Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека 1995 года. Региональные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широкими, конкретными. В этой связи следует отметить стандарты, действующие в рамках европейского права. Европейское право относится к новым юридическим феноменам международной жизни и свою недолгую историю ведет с создания на континенте сначала Совета Европы (1949), а затем трех европейских сообществ - Европейского объединения угля и стали (1951), Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии (1957). Важным рубежом в развитии европейского права стала трансформация трех названных европейских сообществ в Европейский союз (1992). Европейское право выступает как особая, самостоятельная правовая система, существующая наряду с национальными правовыми системами и системой международного права. Сегодня европейское право можно определить как систему юридических норм, создаваемых в связи с образованием и функционированием европейских международных организаций (прежде всего Европейского союза и Совета Европы) и действующих и применяемых в пределах их юрисдикции на основе и в соответствии с международными договорами, общими принципами европейского права, а равно принципами и нормами международного права. Все государства - члены Европейского союза основывают свои правовые установления на общих принципах европейского права. Учредительные акты Европейского союза относят к числу таковых права и свободы человека в том виде, как они определены в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 года. Конвенция закрепила широкий круг личных, политических и социально-экономических прав и свобод. Она была принята в рамках Совета Европы. В соответствии со статьей 3 Устава Совета Европы (Устав был подписан 5 мая 1949 года в Лондоне) каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и обеспечивать всем лицам, находящимся под его юрисдикцией, пользование правами и основными свободами. Сотрудничество ради достижения этой цели включает заключение и реализацию конвенций, протоколов и соглашений, которые посвящены правам человека, вопросам образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, спорта и многим другим вопросам. В их числе Европейская социальная хартия (1961, пересмотрена в 1996), Европейская конвенция о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987), Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995), Европейская конвенция о гражданстве (1998), ряд актов уголовно-правового и процессуального характера - о выдаче (1957), о взаимной помощи по уголовным делам (1959), об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990) и др.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |