КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 8. Публицистический стиль. Его особенности и жанры
СРС СРСП Из Всемирной декларации по интеллектуальной собственности. 2.Ответьте на вопросы: - Что понимается под выражением «права человека»? Как они защищаются? - Что такое «права собственности»? Как защищают их? - Какова в Казахстане ситуация с правами человека и правами на интеллектуальную собственность? Кто в нашей стране защищает эти права? 3. Прочитайте следующие утверждения. Согласитесь или опровергните их: - «Нет человека, который не любил бы свободу, но справедливый человек требует ее для всех, а несправедливый – только для себя». Карл Людвиг Бёрн, немецкий мыслитель и публицист, защитник доктрины свободы человека, равенства всех перед законом и демократической справедливой формы правления. - Уважение прав человека и демократических норм – одно из основных показателей, по которым оценивается степень развития общества и государства. - Права человека – универсальные. Они одинаково подходят для каждого человека, будь он в Китае, Мьянме, Беларуси или на Кубе. 4. Выпишите из текста Конституции основные права и обязанности гражданина Республики Казахстан. 1. Охарактеризуйте данный фрагмент «Конвенции о правах ребенка» по следующему плану: 1) стиль речи; 2) задачи речи; 3) отличительные стилевые черты; 4) языковые особенности на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях. Статья 13 1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка. 2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы: а) для уважения прав и репутации других лиц; б) для охраны государственной безопасности или общественного порядка или здоровья или нравственности населения. Статья 14 1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии. 2. Государства-участники уважают права и обязанности родителей и в соответствующих случаях законных опекунов руководить ребенком в осуществлении его права методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка. 3. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц. 2. Объясните отсутствие запятых между однородными членами в пункте б) статьи 13. 3. Подчеркните слова, принадлежащие письменной деловой речи. Десять, тождественный, подлежит изъятию, чуть-чуть, домовладелец, тетрадь, истец, мешанина, инвентаризация, местожи-тельство, жульничать, текущий период, ньшешний, безотлагательно, уведомление, в самом деле, нижеизложенный, немножко, бюрократ. 4. Объясните значение слов, называющих различные виды документов. При необходимости обращайтесь к толковому словарю. Запомните написание этих слов. Абонемент, аккредитив, атгестат, анкета, бюллетень, ведомость, декрет, директива, извещение, коммюнике, лицензия, мемораңдум, облигация, патент, прейскурант, реестр, резолюция, рекламация, сертификат, ультиматум, ходатайство. 5. Подберите к данным существительным глаголы, с которыми они сочетаются в деловой речи. Приказ, выговор, служебное письмо, счет, оклад, порицание, контроль, акт, благодарность, апелляция. Подсказка: предъявить, осуществлять, направить, составить, устанавливать, возложить, объявить, вынести, издать, подать. 6. Прочитайте служебные документы.Оцените, во всем ли они соответствуют требованиям деловой речи. При необходимости внесите исправления. I. Уважаемый господин Гришанов! К сожалению, в связи с повышением цен на сырье мы вынуждены поднять цену и на нашу продукцию, о чем уведомляем всех наших клиентов. Вместе с письмом мы высылаем Вам новый прейскурант, чтобы Вы могли изучить его до повышения цен с 01.01.13 г. Все заказы до 30.12.12 г. будут оплачиваться по старым ценам. Нам хотелось бы поблагодарить Вас за сотрудничество с нашсй компанией и выразить уверенность, что Вы поймете вынужденность предпринимаемой нами меры. II. Начальнику цеха Стриганову В.А. Обращаюсь к Вам с настоящей докладной по следующему поводу. Контрольные испытания отремонтированных нашим участком приборов требуют иногда оставления на кратковременную свсрхурочную работу слесарей-наладчиков. Мы подчас сталкиваемся с трудностями при оформлении сверхурочных бухгалтерией. Поэтому Вам срочно необходимо разобраться в этом вопросе и обсспечить принятие нужных мер, касающихся сказанного мною выше. Начальник участка И. Смирнов 7. Писатель В. Ардов сочинил такое шутливое объявление. Замечено, что ученики портят учебники, каковые выдаются только во временное пользование таковым. Замечено, что таковые марают каковые посредством клякс, каковые уменьшают ценность каковых, не давая возможности следующим группам таковых пользоваться каковыми. Также замечено, что из каковых вырываются страницы таковыми, что свидетельствует о недооценке каковых таковыми. Впредь, если будут замечены таковые, портящие каковые, то из школы будут изыматься вместе с каковыми и таковые. Директор школы Над чем иронизирует автор? Для чего нужны в тексте повторяющиеся слова каковые и таковые. Помогают ли они точно выразить мысль, сделать текст более ясным или у них другая роль? Можно ли считать этот текст принадлежащим официально-деловому стилю? 8. Сравните два варианта служебного письма, написанного вице-президентом крупной страховой компании для распространения среди сотрудников. Почему автор решил изменить текст письма? («Мышь» — устройство управления компьютером). I. Мне стало известно, что прошлой ночью из стола Петровой М.И. украдена «мышь». Очевидно, что совершивший это имел ключ и доступ на этаж, а следовательно, является одним из наших сотрудников. Я еще раз хотел бы напомнить всем, что столы на ночь необходимо запирать и не хранить там ценные вещи. Уличенные в воровстве будут немедленно уволены. II. Сегодня утром стало известно, что из стола Петровой М.И. украдена «мышь». Это — часть ценного оборудования, которое мы не должны терять. Начато расследование этого происшествия. Если кто-иибудь располагает информацией о случившемся, прошу связаться со мной. До выяснения картины случившегося хочу напомнить, что столы и двери офиса необходимо оставлять закрытыми. Прошу соблюдать правила внутреннего распорядка и обеспечивать безопасное хранение документов и оборудования после окончания рабочего дня. 9. Определите вид каждого из приведенных ниже текстов. С чем связано разное языковое выражение данных текстов?
10. Подготовьтесь к викторине «Знаем ли мы свои права?». Составьте тексты резюме, заявления о приеме на работу, контракт, рапорт. Общественно-политическое устройство Республики Казахстан.
Лексический минимум слов для усвоения: парламент, депутат, сенат, мажилис, ассамблея.
Публицистический стиль — функциональный стиль, обслуживающий сферу общественных отношений. Основными задачами высказываний в публицистическом стиле являются информирование людей и воздействие на их разум и чувства. Публицистический стиль реализуется в письменной и устной формахв средствах массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, сеть «Интернет» и др.), общественно-политической литературе, агитационно-пропагандистских выступлениях и т.д. Функции сообщения и воздействия по-разному проявляются в разных жанрах публицистического стиля. Если основной целью является информирование людей, используются такие жанры, как заметка, передовая статья, обзор (международный, спортивный и т. д.) и др. Если необходимо одновременно и сообщить информацию, и воздействовать на сознание и чувства слушающих либо читающих, прибегают к таким жанрам, как проблемная статья, очерк, репортаж и др. В полемических статьях, агитационно-пропагандистских выступлениях, фельетонах, памфлетах и др. доминирует функция воздействия. Отличительными чертами публицистического стиля являются широкая информативность, доступность изложения, сочетание стандарта (в одних жанрах) и экспрессивности (в других жанрах). Широкая информативность связана с необходимостью доносить разностороннюю и всеобъемлющую информацию о жизни общества. Доступность изложения продиктована тем, что разные по возрасту, социальному положению, уровню развития и образованности люди читают газеты и журналы, слушают радио, смотрят передачи телевидения, пользуются Интернетом. Стандартность одних жанров публицистического стиля связана с его информативной функцией: языковые стандарты помогают автору лаконично, оперативно, доступно изложить информацию, а читателю либо слушателю — быстро и адекватно воспринять ее. Экспрессивность других жанров обусловлена воздействующей функцией публицистики, ориентацией на массового и многоликого читателя (слушателя), широтой и разнообразием тематики и проблематики, открытостью идеологических позиций авторов. Хотя в публицистическом стиле довольно полно отражается современный русский литературный язык, все же есть и такие языковые средства, которые можно назвать специфичными для данного стиля. Например, на лексическом уровне: 1) широкоеупотребление общественно-политической лексики: прогрессивный, реакционный, тоталитарный, президент, парламент, конституция, спикер, депутат, общество, альтернатива, мировая общественность, политическая партия, избирательная кампания, активизация торгово-экономических отношений; 2) частое переосмысление общеупотребительной лексики, терминов: арена политической борьбы, национальные квартиры, близорукая политика, дикий рынок, инвестиционный климат; 3) использование речевых стереотипов: люди в белых халатах, черное золото, труженики полей, живой отклик, горячая поддержка, коренные преобразования, обострение обстановки, живая легенда, кузница кадров, дипломатические каналы и т. д. (необходимо отметить, что речевые стереотипы характерны для определенного времени и постоянно обновляются); 4) употребление слов, имеющих как книжную (высокую), так и разговорную (сниженную) окраску (благоговение, ореол, Отчизна; тусовка, фанат и т. д.): Впервые огонь от Гроба Господнего, зажженный в Иерусалиме, был принесен белорусскими паломниками в Минск более десяти лет назад. Тогда же и возникла мысль о том, чтобы совместно с представителями Православной церкви, искусства, науки, образования донести этот огонь в самые отдаленные места, чтобы в каждом храме горела лампада, перенявшая чудодейственное светло (Е. Песецкий); 5) наличие неологизмов, в том числе авторских): Пультомания (зиппинг) — одна из самых распространенных болезней Западной Европы (М. Дубовик). На морфологическом уровне: 1) высокая частотность форм родительного падежа имен существительных: В ирландском городке Корке состоялся восьмой европейский «Круглый стол» центров чистого производства. На нем рассмотрены вопросы оценки природоохранной эффективности и эффективности чистого производства на промышленных предприятиях европейских стран (Е. Конышева); 2) употребление форм единственного числа в значении множественного: Белорусский потребитель импортной бытовой техники, наверно, хорошо знает, что такое подпольная продукция с маркой известной фирмы (В. Зданович); 3) доминирование форм настоящего и прошедшего времени глагола: Западная мода на исследование генеалогического дерева докатилась и до наших широт. Знание своей родословной постепенно становится хорошим тоном, интерес к истории собственной семьи растет. А вместе с ним растет и очередь любознательных в Национальном историческом архиве — месте, где стопки бумаг хранят стертую с памяти вечность (О. Балашевич); 4) частотность глаголов в форме повелительного наклонения: Представьте себе на минуту, что в мире живут разумные люди, искренно озабоченные благоустройством жизни, уверенные в своих творческих силах (М. Горький). На синтаксическом уровне: 1) большое количество осложненных предложений, способствующих информативной насыщенности текста: Около Комаровского рынка внимание людей привлекают, кроме уже известного многим фонтана, установленные тут скульптурные композиции: дама с собачкой у декоративной ограды, фотограф с аппаратом образца начала прошлого века, конь и торговка с мешком семечек, «присевшая» прямо на крыльце крытого павильона (С. Расолько); 2) наличие вопросительных предложений (в том числе риторических вопросов), восклицательных предложений: Что больше объединяет людей — любовь или искусство? Не синонимы ли это? (Ю. Бондарев); 3) расчленение синтаксических конструкций: И опять, в который уже раз за десятилетия своей журналистской работы, убеждаюсь в том, как нужна газете правда. Потому что хотят ее читатели, наши люди. Особенно когда речь идет о явлении, которое не то что волнует, а крайне беспокоит общество (М. Шиманский); 4) использование конструкций, состоящих из двух частей, одна из которых (чаще всего первая) представляет собой существительное в именительном падеже либо словосочетание с данным существительным (именительный темы): Полесская Третьяковка. Именно так называют (неофициально) картинную галерею, находящуюся в поселке Криничный Мозырского района (Т. Подоляк); 5) частое использование инверсии (обратного порядка слов) для выдвижения на первый план логически выделяемых слов: Уникальную для Беларуси народную студию детского творчества «Свистелка» создал в Кричеве выпускник истфака Велгосуниверситета Вячеслав Яковенко (Ю. Бествицкий); 6) широкое распространение (особенно в заголовках) односоставных и неполных предложений: «Праздник на колесах», «Чистый четверг по-наровлянски», «Анатомия зообизнеса», «Пока работаешь — живешь?», «За несвоевременный расчет — к ответственности»; 7) широкое употребление вводных слов, словосочетаний и предложений (особенно указывающих на источник сообщения): Оказывается, ведомство, которое должно следить за охраной и реставрацией памятников, целое десятилетие, как говорится, спало в шапку (В. Корбут); 8) использование элементов синтаксиса разговорного стиля: Люди в Приболовичах живут добрые, труженики. Правда, в основном женщины. Мужчин совсем не осталось. Да и молодежь разъехалась кто куда (Е. Жукова).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |