Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Публицистический стиль. Его особенности и жанры




СРС

СРСП

Из Всемирной декларации по интеллектуальной собственности.

2.Ответьте на вопросы:

- Что понимается под выражением «права человека»? Как они защищаются?

- Что такое «права собственности»? Как защищают их?

- Какова в Казахстане ситуация с правами человека и правами на интеллектуальную собственность? Кто в нашей стране защищает эти права?

3. Прочитайте следующие утверждения. Согласитесь или опровергните их:

- «Нет человека, который не любил бы свободу, но справедливый человек требует ее для всех, а несправедливый – только для себя». Карл Людвиг Бёрн, немецкий мыслитель и публицист, защитник доктрины свободы человека, равенства всех перед законом и демократической справедливой формы правления.

- Уважение прав человека и демократических норм – одно из основных показателей, по которым оценивается степень развития общества и государства.

- Права человека – универсальные. Они одинаково подходят для каждого человека, будь он в Китае, Мьянме, Беларуси или на Кубе.

4. Выпишите из текста Конституции основные права и обязанности гражданина Республики Казахстан.

1. Охарактеризуйте данный фрагмент «Конвенции о правах ребенка» по следующему плану: 1) стиль речи; 2) задачи речи; 3) отличительные стилевые черты; 4) языковые особенности на лексическом, морфологическом и синтаксиче­ском уровнях.

Статья 13

1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, неза­висимо от границ, в устной, письменной или печат­ной форме, в форме произведений искусства или с по­мощью других средств по выбору ребенка.

2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограниче­ниями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

а) для уважения прав и репутации других лиц;

б) для охраны государственной безопасности или общественного порядка или здоровья или нравственности населения.

Статья 14

1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

2. Государства-участники уважают права и обя­занности родителей и в соответствующих случаях за­конных опекунов руководить ребенком в осуществле­нии его права методом, согласующимся с развиваю­щимися способностями ребенка.

3. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, ко­торые установлены законом и необходимы для охра­ны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или за­щиты основных прав и свобод других лиц.

2. Объясните отсутствие запятых между однород­ными членами в пункте б) статьи 13.

3. Подчеркните слова, принадлежащие письменной деловой речи.

Десять, тождественный, подлежит изъятию, чуть-чуть, домовладелец, тетрадь, истец, мешанина, инвентаризация, местожи-тельство, жульничать, текущий период, ньшешний, безотлагательно, уведомление, в самом деле, нижеизложенный, немножко, бюрократ.

4. Объясните значение слов, называющих различные виды документов. При необходимости обращайтесь к толковому словарю. Запомните написание этих слов.

Абонемент, аккредитив, атгестат, анкета, бюллетень, ведомость, декрет, директива, извещение, коммюнике, лицензия, мемораңдум, облигация, патент, прейскурант, реестр, резолюция, рекламация, сертификат, ультиматум, ходатайство.

5. Подберите к данным существительным глаголы, с которыми они сочетаются в деловой речи.

Приказ, выговор, служебное письмо, счет, оклад, порицание, контроль, акт, благодарность, апелляция.

Подсказка: предъявить, осуществлять, направить, составить, устанавливать, возложить, объявить, вынести, издать, подать.

6. Прочитайте служебные документы.Оцените, во всем ли они соответствуют требованиям деловой речи. При необходимости внесите исправления.

I.

Уважаемый господин Гришанов!

К сожалению, в связи с повышением цен на сырье мы вынуждены поднять цену и на нашу продукцию, о чем уведомляем всех наших клиентов.

Вместе с письмом мы высылаем Вам новый прейскурант, чтобы Вы могли изучить его до повышения цен с 01.01.13 г. Все заказы до 30.12.12 г. будут оплачиваться по старым ценам.

Нам хотелось бы поблагодарить Вас за сотрудничество с нашсй компанией и выразить уверенность, что Вы поймете вынужденность предпринимаемой нами меры.

II.

Начальнику цеха Стриганову В.А.

Обращаюсь к Вам с настоящей докладной по следующему поводу. Контрольные испытания отремонтированных нашим участком приборов требуют иногда оставления на кратковременную свсрхурочную работу слесарей-наладчиков. Мы подчас сталкиваемся с трудностями при оформлении сверхурочных бухгалтерией. Поэтому Вам срочно необходимо разобраться в этом вопросе и обсспечить принятие нужных мер, касающихся сказанного мною выше.

Начальник участка И. Смирнов

7. Писатель В. Ардов сочинил такое шутливое объявление.

Замечено, что ученики портят учебники, каковые выдаются только во временное пользование таковым. Замечено, что таковые марают каковые посредством клякс, каковые уменьшают ценность каковых, не давая возможности следующим группам таковых пользоваться каковыми. Также замечено, что из каковых вырываются страницы таковыми, что свидетельствует о недооценке каковых таковыми. Впредь, если будут замечены таковые, портящие каковые, то из школы будут изыматься вместе с каковыми и таковые.

Директор школы

Над чем иронизирует автор? Для чего нужны в тексте повторяющиеся слова каковые и таковые. Помогают ли они точно выразить мысль, сделать текст более ясным или у них другая роль? Можно ли считать этот текст принадлежащим официально-деловому стилю?

8. Сравните два варианта служебного письма, написанного вице-президентом крупной страховой компании для распространения среди сотрудников. Почему автор решил изменить текст письма? («Мышь» — устройство управления компьютером).

I.

Мне стало известно, что прошлой ночью из стола Петровой М.И. украдена «мышь». Очевидно, что совершивший это имел ключ и доступ на этаж, а следовательно, является одним из наших сотрудников. Я еще раз хотел бы напомнить всем, что столы на ночь необходимо запирать и не хранить там ценные вещи. Уличенные в воровстве будут немедленно уволены.

II.

Сегодня утром стало известно, что из стола Петровой М.И. украдена «мышь». Это — часть ценного оборудования, которое мы не должны терять. Начато расследование этого происшествия. Если кто-иибудь располагает информацией о случившемся, прошу связаться со мной.

До выяснения картины случившегося хочу напомнить, что столы и двери офиса необходимо оставлять закрытыми. Прошу соблюдать правила внутреннего распорядка и обеспечивать безопасное хранение документов и оборудования после окончания рабочего дня.

9. Определите вид каждого из приведенных ниже текстов. С чем связано разное языковое выражение данных текстов?

 

Уважаемый Виктор Иванович! Довожу до Вашего сведения, что не смогу прибыть к месту назначения в указанный Вами срок и приступить к исполнению своих служебных обязанностей, так как состояние моего здоровья ухудшилось. Я остро нуждаюсь в лечении. Прошу предоставить мне отпуск за свой счет. Ассистент Сидорова Милый Витюша! Прости, что огорчаю тебя, но я не смогу приехать, когда ты хочешь, и выйти на работу. Я устала как собака, чувствую себя отвратительно, еще хуже, чем раньше. Буду просить дать мне отпуск, чтобы подлечиться. Хоть бы дали, пусть и без оплаты, это не беда! Целую. Твоя Галочка

 

10. Подготовьтесь к викторине «Знаем ли мы свои права?».

Составьте тексты резюме, заявления о приеме на работу, контракт, рапорт.

Общественно-политическое устройство Республики Казахстан.

 

Лексический минимум слов для усвоения: парламент, депутат, сенат, мажилис, ассамблея.

 

Публицистический стиль — функциональный стиль, обслуживающий сферу общественных отношений. Основными задачами высказываний в публици­стическом стиле являются информирование людей и воздействие на их разум и чувства.

Публицистический стиль реализуется в письмен­ной и устной формахв средствах массовой инфор­мации (газеты, журналы, радио, телевидение, сеть «Интернет» и др.), общественно-политической лите­ратуре, агитационно-пропагандистских выступлени­ях и т.д.

Функции сообщения и воздействия по-разному проявляются в разных жанрах публицистического стиля. Если основной целью является информирова­ние людей, используются такие жанры, как заметка, передовая статья, обзор (международный, спортив­ный и т. д.) и др. Если необходимо одновременно и сообщить информацию, и воздействовать на сознание и чувства слушающих либо читающих, прибегают к таким жанрам, как проблемная статья, очерк, репор­таж и др. В полемических статьях, агитационно-про­пагандистских выступлениях, фельетонах, памфле­тах и др. доминирует функция воздействия.

Отличительными чертами публицистического стиля являются широкая информативность, доступ­ность изложения, сочетание стандарта (в одних жан­рах) и экспрессивности (в других жанрах). Широкая информативность связана с необходимо­стью доносить разностороннюю и всеобъемлющую ин­формацию о жизни общества. Доступность изложения продиктована тем, что разные по возрасту, социальному положению, уров­ню развития и образованности люди читают газеты и журналы, слушают радио, смотрят передачи телеви­дения, пользуются Интернетом.

Стандартность одних жанров публицистического стиля связана с его информативной функцией: язы­ковые стандарты помогают автору лаконично, опера­тивно, доступно изложить информацию, а читателю либо слушателю — быстро и адекватно воспринять ее. Экспрессивность других жанров обусловлена воздей­ствующей функцией публицистики, ориентацией на массового и многоликого читателя (слушателя), ши­ротой и разнообразием тематики и проблематики, от­крытостью идеологических позиций авторов.

Хотя в публицистическом стиле довольно полно от­ражается современный русский литературный язык, все же есть и такие языковые средства, которые мож­но назвать специфичными для данного стиля. Например, на лексическом уровне:

1) широкоеупотребление общественно-политиче­ской лексики: прогрессивный, реакционный, тота­литарный, президент, парламент, конституция, спикер, депутат, общество, альтернатива, мировая общественность, политическая партия, избира­тельная кампания, активизация торгово-экономи­ческих отношений;

2) частое переосмысление общеупотребительной лексики, терминов: арена политической борьбы, на­циональные квартиры, близорукая политика, дикий рынок, инвестиционный климат;

3) использование речевых стереотипов: люди в белых халатах, черное золото, труженики полей, живой отклик, горячая поддержка, коренные пре­образования, обострение обстановки, живая легенда, кузница кадров, дипломатические каналы и т. д. (необходимо отметить, что речевые стереотипы ха­рактерны для определенного времени и постоянно об­новляются);

4) употребление слов, имеющих как книжную (вы­сокую), так и разговорную (сниженную) окраску (бла­гоговение, ореол, Отчизна; тусовка, фанат и т. д.): Впервые огонь от Гроба Господнего, зажженный в Иерусалиме, был принесен белорусскими паломни­ками в Минск более десяти лет назад. Тогда же и воз­никла мысль о том, чтобы совместно с представи­телями Православной церкви, искусства, науки, об­разования донести этот огонь в самые отдаленные места, чтобы в каждом храме горела лампада, перенявшая чудодейственное светло (Е. Песецкий);

5) наличие неологизмов, в том числе авторских): Пультомания (зиппинг)одна из самых рас­пространенных болезней Западной Европы (М. Дубо­вик).

На морфологическом уровне:

1) высокая частотность форм родительного падежа имен существительных: В ирландском городке Корке состоялся восьмой ев­ропейский «Круглый стол» центров чистого произ­водства. На нем рассмотрены вопросы оценки при­родоохранной эффективности и эффективности

чистого производства на промышленных предпри­ятиях европейских стран (Е. Конышева);

2) употребление форм единственного числа в зна­чении множественного: Белорусский потребитель импортной бытовой техники, наверно, хорошо знает, что такое подполь­ная продукция с маркой известной фирмы (В. Зданович);

3) доминирование форм настоящего и прошедше­го времени глагола: Западная мода на исследование генеалогическо­го дерева докатилась и до наших широт. Знание своей родословной постепенно становится хорошим то­ном, интерес к истории собственной семьи растет. А вместе с ним растет и очередь любознательных в Национальном историческом архивеместе, где стопки бумаг хранят стертую с памяти вечность (О. Балашевич);

4) частотность глаголов в форме повелительного наклонения: Представьте себе на минуту, что в мире жи­вут разумные люди, искренно озабоченные благо­устройством жизни, уверенные в своих творческих силах (М. Горький).

На синтаксическом уровне:

1) большое количество осложненных предложе­ний, способствующих информативной насыщенности текста: Около Комаровского рынка внимание людей при­влекают, кроме уже известного многим фонтана, установленные тут скульптурные композиции: да­ма с собачкой у декоративной ограды, фотограф с ап­паратом образца начала прошлого века, конь и тор­говка с мешком семечек, «присевшая» прямо на крыльце крытого павильона (С. Расолько);

2) наличие вопросительных предложений (в том числе риторических вопросов), восклицательных предложений: Что больше объединяет людейлюбовь или ис­кусство? Не синонимы ли это? (Ю. Бондарев);

3) расчленение синтаксических конструкций: И опять, в который уже раз за десятилетия своей журналистской работы, убеждаюсь в том, как нужна газете правда. Потому что хотят ее чита­тели, наши люди. Особенно когда речь идет о явле­нии, которое не то что волнует, а крайне беспоко­ит общество (М. Шиманский);

4) использование конструкций, состоящих из двух частей, одна из которых (чаще всего первая) представ­ляет собой существительное в именительном падеже либо словосочетание с данным существительным (именительный темы): Полесская Третьяковка. Именно так называют (неофициально) картинную галерею, находящуюся в поселке Криничный Мозырского района (Т. Подоляк);

5) частое использование инверсии (обратного по­рядка слов) для выдвижения на первый план логиче­ски выделяемых слов: Уникальную для Беларуси народную студию дет­ского творчества «Свистелка» создал в Кричеве вы­пускник истфака Велгосуниверситета Вячеслав Яковенко (Ю. Бествицкий);

6) широкое распространение (особенно в заголов­ках) односоставных и неполных предложений: «Праздник на колесах», «Чистый четверг по-наровлянски», «Анатомия зообизнеса», «Пока работа­ешь — живешь?», «За несвоевременный расчет — к ответственности»;

7) широкое употребление вводных слов, словосоче­таний и предложений (особенно указывающих на ис­точник сообщения): Оказывается, ведомство, которое должно сле­дить за охраной и реставрацией памятников, целое десятилетие, как говорится, спало в шапку (В. Корбут);

8) использование элементов синтаксиса разговор­ного стиля: Люди в Приболовичах живут добрые, тружени­ки. Правда, в основном женщины. Мужчин совсем не осталось. Да и молодежь разъехалась кто куда (Е. Жукова).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.