КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторы развития международной торговли в послевоенный период
1. НТР , приведшая к изменениям в МРТ , созданию новых отраслей, технологий и товаров, ускоренному обновлению основного капитала. 2. Развитие процессов торгово-экономической интеграции, устраняющих региональные барьеры, формирующих зоны свободной торговли, общие рынки. 3. Активная деятельность ТНК на мировом рынке, вовлекающих в международную торговлю новые страны, регионы, товары. 4. Процесс либерализации МТТ под эгидой ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле)/ВТО (Всемирная торговая организация) и других международных организаций. 5. Получение политической независимости колониальными странами и выделение из их числа НИС , ориентированных на производство товаров для внешних рынков; 6. Переход стран Центральной и Восточной Европы к рынку и повышение степени открытости их экономики. Эти факторы обусловили современные тенденции развития МТТ. 1. Динамика МТТ характеризуется высокими темпами развития. С 1948 г. мировой экспорт товаров увеличился с 346 до 6272 млрд. долларов, т.е. в 18 раз. 2. Среднегодовой темп роста МТТ более чем в полтора раза опережал темп роста мирового производства. Внешняя торговля стран росла более быстрыми темпами, чем общие темпы внутрихозяйственного развития национальных экономик. 3. Выросли экспортная и импортная квоты многих государств. 4. Географическая конфигурация МТТ отличается ассиметричностью: товарные потоки между отдельными странами или их группами формируются по территориальному или организационному признаку: а) доля промышленно развитых стран в МТТ составляет 70—75%, развивающихся государств — 20% и бывших социалистических стран — 10%; б) ведущую роль играют три мировых экономических центра — США , ЕС и Япония , на которые приходится 60% мирового экспорта ; в) около половины мирового товарооборота приходится на страны «Большой семерки» ; г) тенденция к постоянному росту удельного веса в МТТ присуща развивающимся странам. Но эта тенденция неодинаково проявляется в различных регионах развивающихся стран: растет удельный вес в мировом экспорте НИС Юго-Восточной Азии , возрастает доля Китая, намечается тенденция к снижению доли стран Африки (без ЮАР ) в МТТ; снижается доля развивающихся стран Латинской Америки (за исключением Мексики , Бразилии , Аргентины и Чили ); д) с распадом СССР и СЭВ доля стран с переходной экономикой в МТТ резко снизилась, тенденцию удалось переломить только в начале ХХI в. 5. Основные потоки МТТ приходятся на взаимную торговлю передовых стран (61%), 27% — между этими странами и развивающимися государствами , 7% — между развивающимися странами, 5% — между странами с переходной экономикой и другими странами. 6. Особенностями товарной структуры МТТ (соотношение товарных групп в мировом экспорте) являются: а) диверсификация потока товаров, вовлекаемых в МТТ; б) увеличение удельного веса готовых изделий в целом и машинотехнической продукции в частности в МТТ под влиянием НТП , причем главными экспортерами и импортерами на этих товарных рынках выступают промышленно развитые страны ; в) сокращается доля МТТ сырьем и минеральным топливом, что связано со снижением роли сырьевых товаров в производстве развитых стран (в результате перехода в 80-е гг. к ресурсосберегающим технологиям), повышением их самообеспеченности сырьем (за счет интенсивного внедрения современных технологий в добывающие отрасли); г) снижается удельный вес продовольствия из-за падения доли аграрного сектора в ВВП во всех группах стран, растущей самообеспеченности стран на базе интенсивных технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции, падения цен. Тенденции развития мирохозяйственных связей на рубеже XX—XXI вв. свидетельствуют об интенсивном развитии международной торговли услугами (МТУ) . В развитых странах доля сектора услуг в ВВП достигает 70 и более процентов. МТУ — специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран. За последнее десятилетие объем МТУ вырос в 6—7 раз и составляет 1,6 трлн. долларов. В мировом товарообороте доля услуг достигает более 20%. Кроме того, рост МТУ на 25% опережает рост МТТ. Поэтому МТУ оказывает все большее влияние на МТТ. Основные отличия услуг от товаров в материальной форме заключаются в том, что, во-первых, они не осязаемы и невидимы; во-вторых, не поддаются хранению; в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту. Этим обусловливаются особенности МТУ по сравнению с МТТ: 1. экспорт (импорт ) услуг часто требует непосредственной встречи продавца и покупателя; 2. в экспорт услуг включается оказание услуг иностранным гражданам, находящимся на таможенной территории страны-продавца; 3. ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках, меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот; 4. имеет специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования как на национальном, так и на международном уровнях. Долгое время услуги, согласно Международной стандартной классификации, принятой ООН , относились к «неторгуемым» товарам, т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП , интернационализации хозяйственной жизни, часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот, и появился термин «торгуемые услуги», которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны. В соответствии с руководством МВФ по составлению платежного баланса все торгуемые услуги подразделяются на виды: · транспорт; · поездки; · связь; · строительство; · страхование; · финансовые услуги; · компьютерные и информационные услуги; · роялти и другие лицензионные платежи; · другие бизнес-услуги (правовые, рекламные и др.); · лицензионные культурные и рекреационные услуги; · правительственные услуги. ВТО выделяет следующие формы МТУ: · поставка услуг через границу, когда торговля происходит с территории одной страны на территорию другой (транспорт, связь); · перемещение потребителя услуг в страну их производителя (туризм, образование и др.); · временное перемещение за границу физического лица -поставщика услуг (квалифицированных служащих или лиц определенных профессий: консультантов, инженеров, врачей); · коммерческое присутствие поставщика услуг на территории другой страны (банковские, страховые, аудиторские, рекламные и другие услуги). Факторы бурного роста МТУ: · длительный экономический подъем в большинстве стран, который привел к повышению темпов экономического роста , деловой активности, производительности труда, уровня доходности фирм и платежеспособности населения; · увеличение доли услуг в структуре ВВП стран мира, особенно промышленно развитых ; · НТП способствовал росту объемов производства, образованию новых видов услуг и расширению сфер их применения; · развитие международных экономических связей стран и форм международных экономических отношений (МЭО) . Особенности и тенденции на мировом рынке услуг: 1. Сокращение доли транспорта в экспорте услуг, связанное с падением доли перевозки грузов под влиянием уменьшения удельного веса сырья в МТТ ; снижением фрахтовых ставок в условиях уменьшения спроса на перевозки. 2. Увеличение доли туризма за счет увеличения доходов населения, совершенствования средств транспорта и гостиничного хозяйства. 3. Наиболее динамично развивается сегмент «Особые частные услуги», в состав которого входят финансовые и разнообразные бизнес-услуги. 4. Сокращение доли официальных или правительственных услуг. 5. Увеличение инвестиций в сферу услуг. В США , Японии и ФРГ доля ПЗИ в сферу услуг других стран в начале 90-х гг. приблизилась к 50%. 6. Долгое время на мировом рынке услуг (кроме финансовых) действовали мелкие и средние фирмы, но в конце 70-х — начале 80-х гг. на нем стали доминировать ТНК . Поэтому степень монополизации мировой торговли услугами выше, чем международной торговли товарами.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |