Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и юридическая природа международного коммерческого арбитража




 

Международный коммерческий арбитраж (МКА) - это инструмент рассмотрения гражданско-правовых споров, осложненных "иностранным элементом", которые возникают преимущественно при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

МКА следует рассматривать как систему, а не как отдельный судебный орган или организацию по разрешению спора, хотя, впрочем, и данное утверждение нельзя считать аксиомой. По этому вопросу, так же, как и по многим другим вопросам, связанным с МЧП, существует несколько точек зрения: некоторые ученые определяют МКА только как третейский суд; другие, напротив, - только как процесс (разбирательство в форме определенной негосударственной процедуры урегулирования коммерческих споров).

Комплексный подход к определению МКА, учитывающий особенности и процесса рассмотрения коммерческих споров, и специфику органов, уполномоченных рассматривать такие споры, позволяет глубже понять юридическую природу и сущность МКА. Однако и в этом случае МКА представляет собой юридическую метафору, поскольку ни в одном законе не содержится определения этого понятия.

В преамбуле Закона Российской Федерации от 7 июля 1993г. "О международном коммерческом арбитраже" (далее - Закон РФ о МКА 1993г.) косвенно выводится понятие МКА из следующего положения:

"Настоящий Закон исходит из признания полезности арбитража (третейского суда) как широко применяемого метода разрешения споров, возникающих в сфере международной торговли...".

Таким образом, российский законодатель определил понятие МКА, обозначив его одновременно и как третейский суд, и как метод разрешения споров. Как видно из преамбулы Закона, российский законодатель исходит из начал комплексного подхода к понятию МКА.

Итак, учитывая "разносторонность" использования понятия МКА и его собирательное значение, можно сформулировать следующее определение МКА, сочетающее в себе ранее указанные признаки:

Международный коммерческий арбитраж - это система, представляющая собой: негосударственный порядок рассмотрения гражданско-правовых споров, осложненных "иностранным элементом", возникающих в сфере международных экономических связей; специфику органов и процедуру выбора арбитров, уполномоченных рассматривать эти споры, и особые правила признания и исполнения решений, вынесенных негосударственными арбитражными судами.

Иногда в целях понимания какого-либо понятия, особенно такого собирательного, как МКА, используют метод расшифровки каждой составляющей части такого понятия. Применительно к МКА, это будет выглядеть следующим образом:

- "международный" - означает присутствие в гражданско-правовом отношении, по поводу которого возник спор, "иностранного элемента";

- "коммерческий" - подчеркивает негосударственную принадлежность органов, рассматривающих спор, обязательным условием деятельности которых является наличие арбитражного соглашения сторон;

- "арбитраж" - характеризует специфику органов (особенности их организации, состава, деятельности) и механизм рассмотрения коммерческих споров.

При изучении вопроса о понятии МКА, особенно в рамках российской правовой системы, следует обратить внимание на ряд важных моментов.

Во-первых, одинаковое название "арбитраж", используемое в российской правовой системе применительно как к государственным, так и к негосударственным органам, приводит к заблуждению о возможности принудительного исполнения на территории иностранного государства российских арбитражных решений, вынесенных государственными арбитражными судами. Некоторые ошибочно полагают, что исполнить решение, например, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на территории иностранного государства вполне реально на основе Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958г.

В связи с этим необходимо указать, что Нью-йоркская конвенция 58г.. участником которой является Россия, действует только в отношении решений, принятых в рамках международного коммерческого арбитража. то есть решений негосударственных судебных органов, к числу которых в России относятся Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Отмеченное обстоятельство не означает, что решения российских государственных арбитражных судов вообще "обречены" на невозможность исполнения на территории иностранных государств. Вопросы об исполнении государственных арбитражных решений также закрепляются в двусторонних или многосторонних международных договорах.

Положение об исполнении решений судов общей юрисдикции и арбитражных государственных судов содержится в Соглашении стран СНГ "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности" от 20 марта 1992г. В ст.7 Соглашения закреплена норма о взаимном признании и исполнении вступивших в законную силу решений компетентных судов государств - участников Соглашения. К решениям компетентных судов относятся решения судов общей юрисдикции, арбитражных (хозяйственных) судов и любых других органов (как государственных, так и негосударственных), компетентных рассматривать дела, установленные в Соглашении.

Во-вторых, следует понимать, что гражданско-правовые споры, осложненные "иностранным элементом", возникающие в сфере международных экономических связей, могут быть рассмотрены не только в рамках МКА. Согласно п.6 ст.22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995г., государственные арбитражные суды Российской Федерации рассматривают подведомственные им дела с участием иностранных организаций, иностранных граждан или лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Аналогичной компетенцией обладают и национальные третейские суды, действующие на основании Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров 1992г.

В данном случае компетенция негосударственных судов должна быть обусловлена наличием специального соглашения сторон о рассмотрении спора в конкретном суде. Этот вывод вытекает из анализа п.2 ст.1 Закона РФ о МКА, в соответствии с которым споры, являющиеся предметом рассмотрения судов МКА, могут быть рассмотрены только при наличии соглашения сторон.

В отличие от этого, государственные арбитражные суды могут рассматривать спор и без соглашения сторон, руководствуясь при этой только правилами ст.22 АПК РФ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.