Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взгляды и публицистика областников




Подъем гражданского самосознания выявил проблему идентификации сибирской молодежи, обучающейся в столичных университетах. Еще в 1850-е гг. на базе высших учебных заведений стали образовываться кружки сибирских землячеств. В них входили будущие писатели и публицисты, философы, ученые, чиновники – Н.И. Наумов, Н.С. Щукин, И.В.Федоров-Омулевский, А.К. Шешуков, В.И. Перфильев, В.М. Березовский, И.А. Куклин, И.А. Худяков, Н.Н. Пестерев, С.С. Попов и мн. др. Исследователи отмечают, что один из первых кружков сибирских студентов был образован в Казани, где учились такие деятели, как А.П. Щапов, Г.З. Елисееев, А.Н. Балакшин, И.Я. Орлов, С.С. Шашков, И.А. Худяков, С.Я. Капустин, Д.Л. Кузнецов и др. Среди них наибольшее влияние имели Григорий Николаевич Потанин, «отец сибирского областничества» и яркий публицист, пропагандист областнический идей Николай Михайлович Ядринцев. Сибирское областничество развилось одновременно с идеями регионализма, сегодня это направление общественно-политической мысли можно назвать федерализмом. Современные исследователи подробно изучают все стороны этого движения, взгляды, научные работы и публицистику областников[55].

Областничество делится на несколько этапов[56]. Первый этап связан с включенностью его в революционное народническое движение, повлиявшее на радикальные установки, особенно идею сепаратизма. Вопросы, которые решали областники в период 1852–1868 гг.: колониальное положение Сибири в составе государства, необходимость преобразований, будущее региона; экономическое и политическое отставание Сибири; штрафная колонизация (ссылки уголовных преступников) и произвол приезжих чиновников. Выход они видели в отделении Сибири от России (сепаратизм) и в создании собственного федеративного государства по примеру Соединенных Штатов. В 1863 г. С.С. Попов, С.С. Шашков и Н.М. Ядринцев в рукописных прокламациях «Сибирским патриотам» и «Патриотам Сибири» призвали сибиряков к восстанию с целью образовать сибирское государство, за что были арестованы вместе со своими товарищами[57]. Текст листовки «Патриотам России» отличается радикальностью, призывами к свержению существующей власти, но также пронизан и любовью к родине, патриотическими чувствами, в нем выражена уверенность в будущем Сибири:

Сибирь может быть экономически самостоятельной страной, это не подлежит сомнению. Правда, ей недостает фабрик и заводов, но они возникнут по свержению российской власти, убивающей нашу торговлю и промышленность, задерживающей свободное заселение Сибири. Лишь только Сибирь сделается самостоятельной страной, в нее хлынут толпы эмигрантов русских и колонистов иностранных, населятся пустыни, расцветут города и закипит торгово-промышленная жизнь.

При всей эмоциональности текста, искренности, образности, он все же сложен для необразованного человека. Чтобы понять некоторые нюансы и тонкости логических построений, надо знать российскую и мировую историю, разбираться в политике, понимать соотношение либеральных и консервативных сил в обществе и т.д.

Нам могут возразить, что мы тоже русские. Как мы можем составить отдельное государство? Но ведь и американцы – те же англичане. Мексиканцы – те же испанцы, бразильцы – те же португальцы. Единство языка и веры не служит препятствием к разделению одного и того же народа на разные государства. Мы должны помнить одно: для блага отечества, для блага каждого из нас необходимо отделиться от России!

Против них было возбуждено дело, которое называлось «Дело об отделении Сибири от России и образование республики подобно Соединенным Штатам». Ядринцев и Потанин были приговорены к каторжным работам, а затем к ссылке. Общественность восприняла это наказание как несправедливое[58]. Второй этап движения – 1870–1890-е гг. После суда областники отойдут от идей политического сепаратизма, сконцентрировав свою работу на «культурничестве» (приобщении малообразованного населения и местной интеллигенции к краеведческой работе, образованию, науке и пр.), на требованиях открыть сибирский университет, на создании собственной публицистики и пр. На этом этапе они высказывают либерально-народнические взгляды: по их мнению, в Сибири экономика, сельское хозяйство должны быть основаны на крестьянской общине (как более справедливом экономическом устройстве, чем капитализм), должны развиваться кооперативные отношения. Главной их задачей было выявление специфики Сибири и пропаганда областнических идей на страницах местной прессы – томских газет «Сибирь» (1875–1887), «Сибирской газеты» (1881–1888), иркутской газеты (с 1888 г.) «Восточное обозрение» (1882–1906) и ее литературно-публицистического приложения «Сибирский сборник» (1886–1905) и др. Победой областников было открытие в 1888 г. Томского государственного университета – первого высшего учебного заведения в Сибири, они участвуют также в основании научных обществ в Сибири (восточный и западносибирский отделы РГО – Русского географического общества). При живом участии и по инициативе областников по всей Сибири широко отмечают празднование 300-летнего присоединения к России (26 октября 1882 г.), после чего вплоть до 1919 года этот день будет считаться «сибирским днем».

Ядринцев, публикуясь в разнообразных столичных и сибирских периодических изданиях, поднимает множество тем: например, тему евразийства, которое считал особенностью географического положения Сибири, призванной, по его мнению, установить взаимопонимание между двумя культурами, европейской и азиатской. Еще одна его тема – сибирская ссылка, создание особой тюремной общины, психология преступника. В 1872 г. он издает книгу «Русская община в тюрьме и ссылке», в которой делает вывод о том, что русская община в тюрьме не распалась, а сохранилась и создала свой «братский союз отверженных и страдающих», подчиняющийся моральным и нравственным принципам. Немало работ Ядринцев посвятил переселенческому и инородческому вопросам. Его материалы о переселенцах выходили в «Азиатском вестнике» (за 1972 г.): «Очерки из жизни переселенцев», «На роздыхе», «Тюмень», «Перед выходом на поселение», «На чужой стороне» и др. В «Камско-Волжской газете» (1973) совместно с Г.Н. Потаниным он публикует посвященный положению коренного населениябольшой очерк «Аул» о специальной камере для арестантов-киргизов, а в 1891 году издает книгу «Сибирские инородцы, их быт и современное положение».

Наиболее ярко публицистический талант Ядринцева раскрылся в сатирических жанрах. Еще в 1860-е гг. он пишет фельетоны о порядках, царящих в сибирских городах, в журнал «Искра» (например, в 1866 г. выходит фельетон «Тюленьская жизнь» о купеческой Тюмени). В них появляются те самые щедринские «чумазые», колоритные представители невежественного и грубого класса новых буржуа, играющих в Сибири роль местной аристократии. Работая в своей газете «Восточное обозрение», Николай Михайлович публикует более 170 фельетонов, литературно-критических статей, очерков, мемуаров, стихов. В целой череде фельетонов присутствует типизированный образ Кондрата, сибирского купца-воротилы, «фантастически разбогатевшего, фантастически осатаневшего»[59]. У него есть фельетоны, посвященные только Кондрату: «Кондрат у себя дома», «Кондрат на поприще литературы», «Беседа с Кондратом и его потомством» и мн. др. Кондрат, по слову Ядринцева, встречался ему в разных обличиях – от случайного убийцы и дикого самодура до образованного ханжи-живоглота, разоряющего свой край. Фельетоны Ядринцева отличаются документальностью и яркой эмоциональной образностью, в них много метафор, гипербол, есть горечь и сарказм.

Пользующийся большим авторитетом среди сибиряков, Ядринцев принимает участие в организации общественной работы: например, в 1891–1892 гг., во время голода в Тобольской губернии, он налаживает помощь голодающим, а во время холеры – санитарные отряды. Второй этап областничества заканчиваетсясо смертью Н.М. Ядринцева в 1894 году, в тот момент, когда современники отмечают угасание интереса к областническим идеям в обществе.

На третьем этапе (сер. 90-х гг. XIX в. – 1917 г.) идеологом и лидером движения становится Г.Н. Потанин, обсуждающий на страницах печати вопрос введения земства в Сибирь и др. Областники работают в Государственной Думе, вступают в союзы с различными политическими партиями – кадетами и социал-революционерами (ПСР), на пике революционных настроений в 1905 г. высказывают идею об учреждении Сибирской Думы[60]. Потанин утверждает: «Областничество – не партия, а союз партий. Как вопрос о переустройстве всего государства примиряет все партии в государстве, так при обсуждении судеб области все партии должны объединиться». Еще один этап, четвертый, переживет областничество после февральской революции, когда его идеи в условиях складывающейся новой государственности вновь становятся актуальными.

Основные издания, поддерживающие областников, находились на территории Восточной Сибири и в Томске (Западная Сибирь) и были образованы в первые десятилетия пореформенного периода. В Тобольской губернии частная периодика появилась гораздо позже и во 2 пол. XIX века не носила выраженной политической или общественно-социальной окраски. Связано это было с близостью уральского и казанского административных центров (значит, и с давлением цензуры), а также с тем, что в Тобольской губернии ссыльные, традиционно образующие костяк редакции, местной администрацией не поддерживались. Возможно, значение имел и статус губернского Тобольска как бывшего столичного города, не только давнего оплота сибирской власти, но и долгое время центра православной культуры (традиционное отличие литературы Восточной Сибири от Западной).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.