Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История и основные этапы развития ИС




Информационные ресурсы - это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных, банках данных, депозитариях, и т.д.).

Обычно ИС имеют дело с большими объемами информации разной сложности структуры, получивших название информационных ресурсов.

Еще в конце 70-х годов председатель программы по формированию политики в области информационных ресурсов, профессор Гарвардского университета А. Оеттингер писал, что наступает время, когда информация становится таким же основным ресурсом, как материалы и энергия, и, следовательно, по отношению к этому ресурсу должны быть сформулированы те же критические вопросы: кто им владеет, кто в нем заинтересован, насколько он доступен, возможно ли его коммерческое использование? Президент Академии наук США Ф. Хендлер сформулировал эту мысль следующим образом: “Наша экономика основана не на естественных ресурсах, а на умах и на применении научного знания”.

Термин “информационные ресурсы” стал широко использоваться в научной литературе после публикации известной монографии Г.Р. Громова “Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации”. Это понятие является одним из ключевых в проблеме информатизации общества. Поэтому важной проблемой является понимание сущности информационного ресурса, как формы представления данных и знаний, его роли в социальных процессах, а также закономерностей формирования, преобразования и распространения различных видов информационных ресурсов обществе.

В настоящее время идет борьба за контроль над наиболее ценными из всех, известных до настоящего времени ресурсов - национальные информационные ресурсы.

Важнейшими информационными ресурсами является та часть национальных ресурсов, которую составляет информация, доступная для автоматизированного поиска, хранения и обработки: формализованные и законсервированные на машинных носителях в виде работающих программ, профессиональные знания и навыки, текстовые и графические документы, а также любые другие содержательные данные, потенциально доступные на коммерческой основе пользователям национального парка компьютеров.

 

Понятие информационной системы (ИС) на протяжении своего существования претерпело значительные изменения. Первоначально ИС считалась любая система, позволяющая собирать, хранить и обрабатывать информацию ,например- система каталогов в библиотеке, телефонный справочник и т.п. С появлением ЭВМ к ИС стали относить программы, которые выполняют перечисленные функции и имеют дело с большими объемами информации.

Условно можно выделить три поколения ИС. Рассмотрим основные характеристики компонентов этих ИС.

Первое поколение предназначалось для решения установившихся задач, которые четко определялись на этапе создания системы и затем практически не изменялись.

Первые ИС появились в 50-х гг. Основу их составляли созданные на рубеже 50-х годов ламповые вычислительные машины. Эти были огромные, неудобные и слишком дорогие машины, которые могли приобрести лишь крупные корпорации или правительства. Лампы потребляли огромное количество электроэнергии и выделяли много тепла. Для ввода-вывода информации в них использовались перфоленты, перфокарты, магнитные ленты и печатающие аналоговые устройства. Несмотря на ограниченность возможностей, эти компьютеры позволяли выполнять сложные расчёты, необходимые для прогнозирования погоды, решения задач атомной энергетики и др.

60-е гг. знаменуются изменением отношения к ИС в связи с развитием средств вычислительной техники. Были построенные компьютеры сначала на транзисторной элементной базе, а затем в качестве элементной базы стали используются интегральные схемы, которые получили называние микросхемы. Вычислительные машины стали более компактными, производительным и самое главное доступными для отдельных организаций. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Стало возможным использовать вычислительные машины для обработки счетов, расчета зарплаты сотрудников организации и т.д.

Можно выделить следующие основные черты 1-го поколения ИС:

· Техническое обеспечение систем составляли ЭВМ 2-3 поколения.

· Информационное обеспечение (ИО) представляло собой массивы (файлы) данных, структура которых определялась той программой, в которой они использовались.

· Программное обеспечение - специализированные прикладные программы, например, программа начисления заработной платы.

· Архитектура ИС - централизованная. Как правило, применялась пакетная обработка задач. Конечный пользователь не имел непосредственного контакта с ИС, вся предварительная обработка информации и ввод производились персоналом ИС.

ИС 1-го поколения имели ряд существенных недостатков:

· Сильная взаимосвязь между программами и данными, то есть изменения в предметной области приводили к изменению структуры данных, а это заставляло переделывать программы.

· Трудоемкость разработки и модификации систем.

· Сложность согласования частей системы, разработанных разными людьми в разное время.

Второе поколение.

Стремление преодолеть указанные недостатки породило в 70-х годах технологию баз данных. База данных создается для группы взаимосвязанных задач, для многих пользователей и это позволяет частично решить перечисленные проблемы. Вначале СУБД разрабатывались для больших ЭВМ, и их количество не превышало десятка. Каждая система была уникальным и очень сложным произведением, но на ее основе можно было намного быстрее и эффективнее разрабатывать прикладные ИС. Однако стоимость самой развитой СУБД была и остается очень большой. Благодаря появлению ПЭВМ технология БД стала массовой, создано большое количество инструментальных средств и СУБД для разработки ИС, что в свою очередь вызвало появление огромного количества прикладных ИС в разных областях, в том числе в области экономики, которые отличаются эффективностью, полнотой функций и уровнем сервиса. ИС начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.

Основные черты 2-го поколения ИС:

· Основу информационного обеспечения составляет база данных.

· Программное обеспечение состоит из прикладных программ и систем управления базами данных (СУБД).

· Технические средства: ЭВМ 3-4 поколения и персональные ЭВМ (ПЭВМ).

· Средства разработки ИС: процедурные языки программирования 3-4 поколения, расширенные языком работы с БД (SQL, QBE).

· Архитектура ИС отличается популярностью две разновидностей: персональная локальная ИС и централизованная БД с сетевым доступом (рис.1).

 
 

Рис.1. Архитектура централизованной БД с сетевым доступом

 

Большим шагом вперед явилось развитие принципа "дружественного интерфейса" по отношению к пользователю (как к конечному, так и к разработчику ИС ).

Интерфейс - правила взаимодействия пользователя с ИС. Сегодня н апример, повсеместно применяется графический интерфейс, с развитыми средствами помощи и подсказки пользователю, используются разнообразные инструменты для упрощения разработки ИС: системы быстрой разработки приложений (RAD- системы), средства автоматизированного проектирования ИС (CASE- средства).

К концу 80-х годов выявились и недостатки систем 2-го поколения:

· большие капиталовложения в компьютеризацию предприятий не дали ожидаемого эффекта, соответствующего затратам (увеличились накладные расходы, но не произошло резкого повышения производительности);

· внедрение ИС столкнулось с инертностью людей, нежеланием конечных пользователей менять привычный стиль работы, осваивать новые технологии;

· к квалификации пользователей стали предъявляться более высокие требования (знание персонального компьютера, конкретных прикладных программ и СУБД, способность постоянно повышать свою квалификацию).

В связи с этим постепенно стало формироваться 3-е поколение ИС.

Третье поколение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.