Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семья как социальная общность и сфера бытия человека




То, что мы видим так мало удачных браков, как раз и свидетельствует о ценности и важности брака.

М. Монтень

Общественные науки рассматривают семью в нескольких измерениях – как социальную общность, социальный институт, малую кровно-родственную группу и элемент социальной структуры общества. Семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. По благополучию семьи обычно судят и о благополучии общества в целом. Если обратиться к истории, то видно, что процветали, как правило, те общества, где уделялось большое внимание семье, семейным отношениям. Как утверждал Конфуций, «нравственный принцип начинается в отношениях между мужем и женой, но пронизывает всю Вселенную и завершается лишь в глубинах ее»[113].

В настоящее время семья переживает проблемы, характерные для всего индустриально развитого мира. Многие утверждают, что семья перестала выполнять свои социальные функции, в первую очередь, воспитательные. Другие говорят о кризисе нравственности, интенсивном распаде семей. Третьи связывают кризисные явления с духовным вырождением.

Давайте попытаемся разобраться, что такое семья и как она связана с развитием общества.

Семья – это социальная общность, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Брак – это сугубо половое по характеру отношение между мужчиной и женщиной. Круг функций брака значительно уже, чем семьи: удовлетворение любовных чувств и продолжение рода. В семье же функций гораздо больше, но об этом ниже. Правила, устои, обычаи семьи и брака отличаются своеобразием и специфичны для каждого общества.

При подходе к анализу семьи и брака необходимо учитывать различные трактовки семьи в истории общественной мысли. Теоцентризм считает семью продуктом неисторического развития: семья – это продукт Бога, великое таинство. Натурализм чаще всего биологизирует семью, считает ее чисто биологической единицей, т.е. независимой от социальных отношений. Социоцентристская позиция выражается в том, что семья – категория историческая, в ней закономерно переплетаются естественно-биологические отношения с социальными. Социальные же имеют преобладающее значение. Семья – чрезвычайно деятельная сфера реализации различных потребностей человека, здесь они формируются, удовлетворяются и развиваются.

Семья как социальная общность реализует свое бытие через определенные виды отношений, в том числе социально-биологические, хозяйственно-экономические, правовые, нравственные, психологические.

Когда же и в силу каких причин возникает семья? Семья возникла в эпоху первобытного общества и прошла длинный путь исторического развития. Большинство ученых вслед за Л. Морганом и Ф. Энгельсом считают, что семья в своем развитии проходит следующие этапы: промискуитет (беспорядочные половые отношения); групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся между собой в брачных отношениях; парная семья – постоянный, легко расторжимый союз одного мужчины и одной женщины; моногамия – прочный союз одного мужчины и одной женщины.

Однако, по мнению ряда современных исследователей (В.М. Бахта, Н.А. Бутинова, Г.П. Григорьева, В.И. Колосницина), промискуитета вообще не существовало и его нет даже у наших ближайших родственников – обезьян, а групповой брак не был господствующей формой. Семья, по их мнению, изначально присуща человеку, так что его можно назвать не только «человеком разумным», но и «человеком семейным».

Моногамия возникает в результате разложения родового строя и появления частной собственности, в связи с потребностью в сохранении, приумножении и передаче по наследству собственности. Вмешательство экономики в интимные отношения между полами кардинально повлияло на саму сущность брачного союза. Родившийся ребенок чаще всего рассматривался не как венец супружеской любви, а как наследник собственности. Итак, союз Купидона (крылатого бога любви) и Меркурия (бога торговли) говорит о том, что исторические корни семьи лежат в экономике, а побеги ее – в духовной сфере. Связь материи и духа в семье нерасторжима, но соотношение их меняется.

Каждая эпоха вносила в этот союз свое. Конечно, во все времена бывали браки по расчету, но товарный характер любви никогда ранее не проявлялся так наглядно, как в современном буржуазном обществе. Это торжество брака по расчету, безжалостно сводящего на почве денежных соображений молодых и старых, красивых и безобразных, равнодушных и страстных, можно проследить во всех капиталистических странах.

За годы советской власти произошло определенное огосударствление семейных отношений. Семья была излишне идеологизирована и политизирована. Она лишалась своей автономии. Порой развод, супружеская измена, аборты ставились на одну доску с противоправным поведением. Интимный мир человека безжалостно разрушался, теряя свою неприкосновенность. Феномен отчуждения проникал и в семью.

В развитии семейно-брачных отношений можно выделить различные исторические типы семьи.

Патриархальная семья характеризуется зависимостью женщины от мужчины, а детей от родителей. Само слово «патриархальная» говорит о том, что главой такой семьи является старейший в роду мужчина, старик-отец – единоличный собственник всего семейного достояния, в том числе и приданого жены. Мать семейства всегда остается на вторых ролях, ее власть основана на господстве мужа. Овдовев, она продвигается не вверх, а вниз по лестнице семейной иерархии, попадая в подчинение к старшему сыну. Ось «родители – дети» характеризуется абсолютной родительской властью, до брака дети бесправны. В патриархальной семье воспитывается уважение к авторитету старших. Педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Итог социализации ребенка в такой семье – способность легко вписываться в вертикально организованную общественную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют, исходя из представлений о должном. Патриархальные семьи в большей степени сохранились в сельской местности, где их доля составляет около 1/3.

Детоцентристская семья. В такой семье объединяющим стержнем являются дети. Здесь уже существует предбрачный ритуал ухаживания, женитьба осуществляется по взаимной договоренности. Родители стараются дать максимум своим детям (лучшее образование, материальные и духовные блага). Часто даже на одного ребенка тратится половина бюджета семьи. Это, конечно, шаг вперед по сравнению с патриархальной семьей.

Супружеская семья – определяется супружеством как свойством, т.е. личностным взаимодействием брачных партнеров. В такой семье налицо культурный сдвиг – возвышение ценностей личности, интимности. Происходит расширение избирательности, ответственности, самоконтроля. Ось «родители – дети» характеризуется созданием условий для всестороннего развития личности, раскрытия всех ее сущностных сил. Это диалог равных. Воспитательное воздействие здесь горизонтальное. Итогом такого воспитания является освоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности уверенности в себе, эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по вертикальному принципу.

Социальная сущность семьи как особого социального института и одновременно социальной общности находит свое проявление в следующих функциях:

репродуктивная функция семьи – это воспроизводство в детях численности родителей. Для того, чтобы через 30 лет количество людей не уменьшалось, необходимо, чтобы каждая семья имела двух, а желательно трех детей. Однако сегодня семьи ориентируются чаще всего на одного или двух детей. Это приводит к неблагоприятным последствиям: депопуляции нации; старению населения, а значит, старению трудовых ресурсов; упрощению кровно-родственной структуры; росту одиночества; трудностям социализации и т.д.;

воспитательная функция семьи – самая важная и ответственная. Именно в семье формируется наш характер и личность, дети наследуют не только гены своих родителей, но и отношение к жизни, их способы и методы справляться с трудностями, их модель общения с людьми. От родителей дети наследуют гражданские, нравственные, эстетические и другие ценности, которые впоследствии станут для них ориентирами в жизни;

хозяйственно-бытовая функция охватывает ведение домашнего хозяйства, управление бюджетом семьи, решает проблему распределения хозяйственных обязанностей. Она включает в себя и структуру семейной власти. В семье ребенок учится разумному потреблению различных материальных и духовных благ;

функция сексуального регулирования выражается в приобщении к нормам супружеской верности, в ограничениях, запретах и предписаниях. Благодаря этому формируется определенный тип сексуальной культуры, которая не просто запрещает или разрешает те или иные проявления сексуальности, она определяет социальную, этическую и эстетическую ценность отношений между близкими людьми;

психологическая функция выражается в эмоциональном удовлетворении в процессе общения и взаимной заботе друг о друге.

От того, насколько успешно семья осуществляет эти функции, зависит и решение демографических проблем, и формирование личности, и нравственное здоровье общества, и личное счастье людей.

Семья является главным носителем базисных отношений общества, поэтому кризисная ситуация общества сегодня затрагивает и семейно-брачные отношения. Между семьей как субъектом общественных отношений и остальным обществом возникают противоречия:

1) между общественной потребностью в воспроизводстве населения и решением демографических проблем в рамках отдельной семьи;

2) между материальными и духовными потребностями людей и сложностью, и невозможностью их удовлетворения из-за кризисного развития экономики;

3) между интересами предприятий и интересами работников (отцов, матерей). Социальные программы сегодня идут с трудом, а иногда и откладываются до лучших времен;

4) комплекс противоречий в решении женского труда. Прежде всего, это противоречие между конституционным равно­правием мужчины и женщины и их реальным неравноправием.

Сегодня в семейно-брачных отношениях проявляется ряд тенденций, в том числе: омоложение сексуального дебюта и повышение возраста вступления в брак и рождения детей; уменьшение количества детей за счет более раннего завершения репродуктивной практики и возможности планирования; эмансипация женщин; нуклеаризация – дробление сложных многопоколенных семей; рост числа гражданских браков.

Сложность и противоречивость современных процессов развития семейных отношений требует целостного, научного подхода при решении многих проблем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.