Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выберите правильный ответ




Задачи

3.1. В набор потребителя входят два товара: пиво и раки. Общая

полезность характеризуется следующими данными:

Количество кружек пива

Общая полезность

Количество раков

Общая полезность

Цена одной кружки пива равна 10 долл., цена одного рака —

50 центов.

Общий доход потребителя, который он тратит на пиво и раков,

равен 25 долл. Какое количество кружек пива и раков покупает

рациональный потребитель в состоянии равновесия?

3 2. Предельная полезность масла для француза зависитот его

количества:

MU = 40 - 5Q,

где QM — количество масла, в кг;

MUM — предельная полезность масла.

Предельная полезность хлеба равна:

MUx = 20 - 3Qx,

где Qx — количество батонов хлеба;

MUX — предельная полезность хлеба.

Цена килограмма масла равна 5 франкам, цена батона хлеба —

1 франку. Общий доход потребителя составляет 20 франков в неделю.

Какре количестро хлеба и масла потребляет француз?

(jLS. Функция полезности потребителя описывается формулой

U = XY/2, где X — объем потребления бананов, Y — объем потребления

пепси-колы. Цена 1 кг бананов 3 руб., 1 л пепси-колы стоит

2 руб. Летом потребитель тратил на эти товары 20 руб. в неделю.

Зимой цена бананов поднялась до 5 руб. за килограмм, цена пепси-

колы не изменилась. Определите:

а) Объем оптимального потребления бананов и пепси-колы летом.

б) Величину расходов, необходимую зимой для достижения

того же уровня полезности, что и летом.

в) Количественное значение эффекта дохода и эффекта замещения

3 4. Студент, занимаясь 11 часов в день, может улучшить свою

успеваемость. Он должен распределить свое время между тремя

предметами: экономической теорией, линейным программированием

и историей. Дополнительные баллы, которые он может получить,

посвящая время тому или иному предмету, следующие:

Часы занятий

Дополнительные баллы:

экономическая теория

линейное программирование

история

1-й

-18

2-й

3-й

4-й

5-й

6-й

7-й

-4

8-й

-10

154 Глава 4. Поведение потребителя в рыночной экономике

Каким образом рациональный студент распределит свое время

между предметами?

3 5. Нарисуйте карты кривых безразличия для следующих пар

товаров:

а) красные и желтые яблоки;

б) ботинки и шнурки для ботинок;

в) хлеб и вода;

г) картофель и шоколад, если у потребителя сахарный диабет;

д) отходы и сантехническое оборудование;

е) соленые огурцы и шоколад.

Вариант Б

1. Верно ли следующее утверждение?

1.1. Если картофель — товар Гиффена, то для него эффект

замещения превышает эффект дохода.

Да Нет

1 2. Если старая зубная щетка — малоценный товар, то для нее

эффект дохода является отрицательным.

Да Нет

1.3. Если автомобиль не является предметом роскоши для рационального

потребителя, то эффект дохода для него меньше эффекта

замещения.

Да Нет

1.4. Если чтение газет для рациональногопенсионера Иванова

является необходимостью, то он не откажется от него ни1 при каких

обстоятельствах.

Да Нет

1.5. Введение налога на продажи не затрагивает равновесия

потребителя.

Да Нет

1.6. Введение налога на продажи не затрагивает предпочтений

потребителя.

Да Нет

1.7. Если для Васи предельная полезность приключенческого

романа равна предельной полезности детектива, то для него предельная

норма замещения детектива романом равна единице.

Да Нет

1.8. Кривые Энгеля показывают изменение спроса на товар в

зависимости от изменения его цены.

Да Нет

1.9. Предельная норма замены всегда постоянна вдоль данной

кривой безразличия.

Да Нет

1 сеты 155

1.10. Рациональный потребитель предпочтет купить диван, а

не кровать, если для него предельная полезность дивана выше предельной

полезности кровати.

Да Нет

2.1 Оптимальное правило покупки состоит в следующем:

а) цена товара соответствует его общей полезности;

б) предельная полезность товара соответствует его цене;

в) наивысшая цена должна быть меньше предельной полезности

товара;

г) такого не существует, каждый руководствуется собственными

представлениями.

2.2 Ограничением рационального поведения потребителя является

следующий факт:

а) люди делают ошибки;

б) люди иррациональны по природе;

в) отсутствие необходимой информации,

г) верно а) и в).

2 3. Предпочтения потребителя имеют следующий вид:

Количество единиц

товара, в шт.

Общая полезность

Э

Предельная полезность потребления третьей единицы блага

равна:

а) 20; в) 10;

б) 15; г) 8.

2.4. Доход Кати составляет 10 руб. в день. Коробок спичек стоит

0,1 руб., а пачка сигарет — 5 руб. Наклон линии бюджетного

ограничения Кати, если она тратит доход полностью на спички и

сигареты, будет равен (спички на вертикальной оси).

а) 1/50; в) 50;

б) -1/50, г) -50.

2.5. Когда цена товара увеличивается, эффект замещения означает:

а) снижение потребления данного товара и увеличение потребления

других товаров;

б) повышение потребления данного товара и снижение потребления

других товаров;

в) снижение потребления данного товара и других товаров;

г) снижение потребления данного товара и никаких изменений

г, потреблении других товаров.

2 6. Какой из следующих товаров покажет наибольший эффект

дохода:

а) алкогольные напитки; в] бензин;

б) холодильники; г) жилье?

156 Глава 4. Поведение потребителя в рыночной экономике

2.7. Какой из следующих товаров покажет наименьший эффект

дохода:

а) соль; в) картофель;

б) мясо; г) клубника?

2.8. Если рациональный потребитель тратит 10 руб. в день на

мясо и 2 руб. на хлеб, то:

а) рубль, истраченный на последний килограмм мяса, приносит

столько же полезности, что и рубль, истраченный на последний

килограмм хлеба,

б) потребитель предпочитает мясо, а не хлеб;

в) мясо приносит потребителю большую полезность, чем хлеб;

г) предельная полезность мяса выше предельной полезности

хлеба.

2.9. В положении равновесия Дима потребляет 2 кг помидоров

по цене 3 руб. за 1 кг и 4 кг груш по цене 5 руб. за 1 кг. Чему равна

для него предельная норма замены помидоров грушами?

а) 2/4; в) 3/5;

б) 1/4; г) 5/3?

2.10. Предельная полезность товара А равна 100. Цена товара

А равна 10. Цена товара В равна 5 Предельная полезность товара

В в равновесии равна:

а) 1/2; в) 50;

б) 20; г) 10.

3. Задачи /

3.1. У Кати есть выбор: съесть шоколадку или получить денежную

компенсацию. Катя очень любит шоколад, но после четырех

шоколадок они превращаются для нее в антиблаго, т. е. она

согласна съесть еще одну шоколадку, только если ей за это заплатят.

Нарисуйте карту кривых безразличия Кати (выбор между деньгами

и шоколадками) и укажите направление возрастания предпочтений.

3.2. Функция полезности потребителя U = 2XY, где X — количество

покупаемых им видеокассет, Y — количество покупаемых

аудиокассет. Его еженедельные расходы на приобретение этих двух

товаров составляют 50 руб. Цена видеокассеты —15 руб., цена аудиокассеты

— 5 руб.

а) Определите оптимальный объем еженедельных закупок видео-

и аудиокассет.

б) Как изменится спрос на эти товары, если цена видеокассет

возрастет до 20 руб.?

в) Определите эффект дохода и эффект замещения.

3 3. В набор потребителя первоначально входили в равном количестве

10 товаров. С увеличением дохода количества разных благ

изменялись следующим образом.

Тесты 157

Доход

потребителя, руб.

А

Б

В

1отребляемые товары

Г

д

ПО

Е

Ж

, шт

И

К

Классифицируйте ____товары по группам: предметы роскоши,

предметы первой необходимости, малоценные товары.

3.4. Функции общей полезности двух товаров для трех потребителей

имеют вид:

U = 5х х у,

U2 = 10х / ЗЗу,

U3 = (7х х у)/х,

где х и у — количества товаров X и Y.

Какими товарами с точки зрения предпочтений потребителей

(благо, антиблаго, нейтральный товар) являются для каждого потребителя

товары X и Y?

3.5. Мороженое является обычным товаром для Иры и малоценным

для Оли Покажите на кривых безразличия, как изменится

потребление мороженого Ирой и Олей вследствие снижения его

цены в 2 раза.

Глава 5. Производство экономических благ

Теория поведения потребителя позволила глубже понять явления,

которые лежат на стороне спроса. Теория фирмы поможет

нам глубже разобраться в отношениях, складывающихся со стороны

предложения. Однако прежде чем выявить особенности рыночной

стратегии и тактики фирмы, кратко охарактеризуем общие (универсальные,

не зависящие от типа экономической системы) основы

производства благ.

5.1. Производство с одним переменным фактором.

Закон убывающей предельной производительности

„, Как мы уже отмечали в гл. 2, под

Производство и факторы производством в современной

производства микроэкономике понимается деятельность

по использованию факторов производства (ресурсов) с

целью достижения наилучшего результата. Если объем использования

ресурсов известен, то максимизируется результат, если известен

результат (которого необходимо достичь), то минимизируется

объем ресурсов. Понятия "затраты", "выпуск", "деятельность

фирмы" трактуются в современной экономической науке довольно

широко Под затратами понимается все, что производитель (фирма)

закупает для использования в целях достижения необходимого

результата. Выпуском может быть любое благо (продукция или

услуга), изготовленное фирмой для продажи. Деятельность фирмы

может обозначать как производственную, так и коммерческую

деятельность, например транспортировку, хранение и даже покупку

продукции с целью ее последующей перепродажи. В современном

обществе любая фирма производит, как правило, не одно, а

целый ряд экономических благ, однако мы в целях упрощениябудем

пренебрегать этим обстоятельством, предполагается, что производится

лишь один товар (или услуга).

Экономическая деятельность фирмы может быть описана производственной

функцией:

Q = f (Fi:F2,..., Fn), (5.1)

где Q •— максимальный объем производства при заданных затратах,

F[ — количество использованного фактора f;

F — количество использованного фактора f;

F — количество использованного фактора f.

ЗакоцПубывающей предельной Предположим сначала что F, яв-

производителыюсти ' лястся переменным фактором,

тогда как остальные (п—1) факторов

(F,..., F J постоянны

Q = f (F„ F2 Fn)

const

5 1 Производство с одним переменным фактором 159

Для того чтобы отразить влияние переменного фактора на производство,

вводятся понятия совокупного (общего), среднего и предельного

продукта.

Совокупный продукт (total product)это количество экономического

блага, произведенное с использованием некоторого количества

переменного фактора Разделив совокупный продукт на

израсходованное количество переменного фактора, можно получить

средний продукт (average product):

Q

Предельный продукт (marginal product) обычно определяется

как прирост совокупного продукта, полученный в результате

бесконечно малых приращений количества использованного

переменного фактора:

ДО.

Совокупный продукт (Q) с ростом использования в производстве

переменного фактора (Ft) будет увеличиваться, однако этот

рост имеет определенные пределы в рамках заданной технологии

(рис 5—1). При неизменном состоянии техники, например, рост использования

труда ограничен. На первой стадии производства (ОА)

увеличение затрат труда способствует все более полному использованию

капитала: предельная и общая производительность труда

растут. Это выражается в росте предельного и среднего продукта,

при этом MP > АР (рис. 5—16). В точке А предельный продукт

достигает своего максимума. На второй стадии (АБ) величина предельного

продукта уменьшается и в точке Б становится равной

среднему продукту (MP = АР). Если на первой стадии (ОА) совокупный

продукт возрастает медленнее, чем использованное количество

переменного фактора, то на второй стадии (АБ) совокупный продукт

растет быстрее, чем использованное количество переменного

фактора (рис. 5—1а). На третьейстадии производства (БВ) MP < АР,

в результате чего совокупный продукт растет медленнее затрат

переменного фактора и, наконец, наступает четвертая стадия (после

точки В), когда MP < 0. В результате прирост переменного фактора

F, приводит к уменьшению выпуска совокупной продукции

(конечно, при условии, что все единицы переменного фактора качественно

однородны и добавление все новых и новых единиц не ведет

к качественному изменению технологии). В этом и заключается

закон убывающей предельной производительности (law of diminishing

marginal returns). Он утверждает, что с ростом использования

какого-либо производственного фактора (при неизменности

остальных) рано или поздно достигается такая точка, в которой

дополнительное применение переменного фактора ведет к сниже-

160 Глава 5 Производство экономических благ

нию относительного и далее абсолютного объемов выпуска продукции.

Увеличение использования одного из факторов (при фиксированное

™ остальных) приводит к последовательному снижению отдачи

его применения.

Закон убывающей производительности никогда не был доказан

строго теоретически, он выведен экспериментальным путем (сначала

в сельском хозяйстве, а потом и применительно к другим отраслям

производства). Он отражает реально наблюдаемый факт

определенных пропорций между различными факторами. Нарушение

их, выражающееся в чрезмерном росте применения одного из

ресурсов, может довольно быстро исчерпать границы взаимозаменяемости

ресурсов и в конечном итоге приведет к недостаточно

эффективному его использованию (если другие факторы производства

остаются неизменными).

Стадия I Стадия II Стадия III Стадия IV

X.

Переменный

фактор F,

Рис. 5—1. Рост переменного фактора, стадии производства

Закон убывающей предельной производительности носит не

абсолютный, а относительный характер. Во-первых, он применим

лишь на краткосрочном отрезке времени, когда хотя бы один из

факторов производства остается неизменным Во-вторых, технический

прогресс постоянно раздвигает его границы. Проиллюстри-

5.1. Производство с одним переменным фактором 161

руем эту мысль на графике (рис. 5—2). Максимально возможное

использование переменного фактора в технологииI обозначим через

X. Очевидно, что переход к технологии II позволяет увеличить

количество переменного фактора до Х2 (Х2 > Х^, переход к технологии

III — до X. и т. д.

ько ок, >

л

X с>> Ойоио

Переменный

фактор F,

Рис. 5—2. Рост совокупного продукта и использование переменного

фактора в процессе перехода к новым технологиям

В заключение скажем несколько слов о взаимосвязи предельного

и среднего продукта. Предельный продукт для какой-либо точки

на кривой совокупного выпуска равен тангенсу угла наклона касательной

к кривой в этой точке. Для точки А (рис. 5—1а)

АХ,

tgoc = — •




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3095; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.