Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Последующие следственные действия




Наряду с подозреваемым (обвиняемым) допрашиваются свидетели. Такими свидетелями могут быть лица, у которых взятка вымогалась, но


 

§ 4. Последующие следственные действия


 


они ее не-дали и в следственные органы не сообщили. В качестве свидетелей допрашиваются сослуживцы взяткополучателя, которым известны факты его неправомерной деятельности; лица, которые видели передачу взятки, но не подозревали об этом, например, взятка передавалась под видом папки с. деловыми бумагами, как возвращение долга и т. п.

Тактика допроса свидетеля определяется с учетом его личности и отношения к расследуемому делу. Если это лицо, у которого безуспешно вымогали взятку, то у него выясняют все те обстоятельства, что и у заявителя. У свидетелей-сослуживцев выясняют характеристику деятельности должностного лица, факты, свидетельствующие о его особом внимании к отдельным посетителям, организациям, структурам; о его повышенном интересе к прохождению отдельных дел через инстанции. Свидетели могут дать показания об обстоятельствах, связанных с расследуемым событием, изложить порядок предоставления льготного кредита, сообщить детали предоставления льгот по налогообложению; сообщить о телефонных переговорах, происходивших в их присутствии, подтвердить факт встреч должностного лица и взяткодателя и т. п.

Важной частью действий следователя по данной категории дел является детальный анализ порядка работы организации (органа, учреждения), где служит взяткополучатель. Такой анализ должен включать как ознакомление с общим порядком совершения действий, за которые была получена взятка, так и изучение функциональных обязанностей работников учреждения: каков обычный порядок прохождения документов, как они оформляются и выдаются. При этом следует иметь в виду факты совпадения времени дачи-получения взятки и решения вопроса, который до этого длительное время не рассматривался; факты подготовки дел к рассмотрению в упрощенном порядке; случаи незаконного оформления должностного лица на работу по совместительству (в коммерческую структуру), приглашение его в качестве консультанта; факты получения завышенных гонораров за научную или лекционную деятельность. Примером искусственного создания обстановки, при которой посетитель вынужден был в замаскированной форме платить "дань" (взятки,. граничащие с рэкетом), является практика, введенная в одном из районов г. Волгограда. Директор муниципального управления социально-экономического развития района гр. Л. ввел в руководимом им управлении следующий порядок. При оформлении регистрации и перерегистрации коммерческих и рыночных структур, малых и государственных предприятий сам Л. или его заместитель изучали за особую плату учредительные документы, поданные на регистрацию. Кроме того, каждый претендующий на регистрацию или перерегистрацию в обязательном порядке должен был купить пакет документов (бланков инструкций, образцов), заполняемых для регистрации. В комплект в качестве "нагрузки" входила еще и художественная литература. В итоге каждый из посетителей принудительно платил несколько миллионов рублей.

Знание указанных обстоятельств помогает следователю при допросе как свидетелей, в том числе сослуживцев, так и подозреваемых.

Наряду с допросом могут быть проведены очные ставки: между взяткополучателем и взяткодателем, любым из них и посредником, взяткополучателем и его сослуживцами.


 

Глава 50. Расследование должностных преступлений


 


При расследовании взяточничества и коррупции для опознания предъявляют: лиц, предметы, документы. Это целесообразно в тех случаях, если взяткодатель признается в передаче взятки и заявляет, что он может опознать лицо (посредника, взяткополучателя), которое отрицает знакомство с ним и факт встречи (встреч). Взяткодателю для опознания могут предъявляться вещи, передаваемые им взяткополучателю и изъятые у посредника.

В процессе расследования взяточничества и коррупции возможно и целесообразно проведение судебных экспертиз. Это могут быть судеб-но-почерковедческие экспертизы для установления исполнителя документа (черновика служебного письма, проекта решения, записки, письма); экспертиза документов технико-криминалистического направления,.выявляющая допечатки, изменение даты, отождествление машины по машинописному тексту и т. п. Возможно проведение судебно-экономи-ческих экспертиз, особенно если получение взятки связано с другими преступлениями: злоупотреблением служебными полномочиями, превьь шением должностных полномочий. Возможна и дактилоскопическая экспертиза с целью идентификации по следам рук, обнаруженным на предмете взятки, его упаковке, на денежных знаках.

На заключительном этапе от следователя требуется установить причины, способствовавшие получению взятки; коррумпированности должностного лица (лиц).

При этом может быть выявлен ненадлежащий подбор и расстановка кадров, нездоровый нравственный климат в трудовом коллективе; факты падения нравственности. Особое внимание должно быть обращено на факты умышленной усложненности процедуры решения вопросов, входящих в функциональные обязанности сотрудников данной организации.

В заключение необходимо еще раз.подчеркнуть, что коррупция – это сложное социально-правовое явление, связанное с подкупом лиц, находящихся на государственной службе, с целью извлечения "дельцами", а также преступными формированиями прибылей и сверхприбылей за счет перекачки денежных и материальных средств из федерального и местного бюджетов в рыночные структуры и теневую экономику, получение кредитов и льгот без 'достаточных оснований, ростовщичество, перевод российских денег в конвертируемую валюту, вывоз ее за рубеж, укрытие доходов и налогов.

Коррупция проявляется как в действиях, так и бездействии должностных лиц, как по их инициативе, так и по инициативе преступных и коммерческих структур. Методы коррупции различны в зависимости от среды и уровня государственного или муниципального учреждения, но всегда достаточно грамотно завуалированы и направлены на достижение личной или групповой выгоды, как правило, в ущерб государственным интересам.

В результате извращаются принципы законности, ущемляются права граждан, дискредитируется деятельность органов власти и управления и проводимые ими реформы, наносится невосполнимый вред экономике.

Указанные обстоятельства не только свидетельствуют о необходимости самых активных действий со стороны правоохранительных орга-


 

§ 4. Доследующие следственные действия


 


нов при расследовании преступлений,, связанных с коррупцией, но и о трудностях такого расследования. Трудности эти определяются самой природой коррупции (длительное сотрудничество должностных лиц с коррумпировавшими их структурами), умелым сокрытием (маскировкой) устойчивых связей, активным противодействием расследованию, покровительством лиц, занимающих достаточно высокое и ответственное положение в обществе. И тем не менее знание криминалистической характеристики преступлений, сопутствующих коррупции, владение криминалистической методикой позволяет успешно их расследовать.


Глава 51. Особенности расследования преступлений "по

горячим следам"

§ 1. Правовые и организационные основы раскрытия преступлений "по горячим следам"

Раскрыть преступление по горячим следам – значит решить эту задачу в максимально сжатые сроки – за трое суток с момента, когда были обнаружены признаки преступления или поступило сообщение о нем (в отдельных, особо сложных случаях, этот срок увеличивают до 10–15 суток). В практике органов внутренних дел и прокуратуры словосочетание "по горячим следам" употребляется в переносном смысле. Его этимологическое значение в русском языке определяется как "... тотчас же, не теряя времени", "по свежим следам",

"По горячим следам" чаще всего расследуются такие преступления, как кражи, грабежи, разбойные нападения, изнасилование, убийства, хулиганство, мошенничество и некоторые другие.

Протекает такое расследование в специфических условиях; внезапность возникновения ситуации, требующей неотложного реагирования; дефицит времени для принятия следователем, органом дознания решений и их реализации; высокая динамичность процесса расследования, быстрая смена обстановки, следственных ситуаций; недостаток нужной информации и насущная необходимость безотлагательно использовать все новые данные; противодействие расследованию, сокрытие следов и обстоятельств преступления. Эти условия определяют основные требования к организации и производству расследования "по горячим следам":

1) максимально быстрое прибытие следственно-оперативной группы на место происшествия, оперативное принятие решения о возбуждении уголовного дела и начале предварительного расследования;

2) безотлагательное включение в работу всех необходимых сил и средств;

3) широкое сочетание типового программирования действий с индивидуальностью расследования; временное ограничение круга выясняемых вопросов только теми, которые служат целям поступательного развития процесса; строгий отбор следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий и соблюдение очередности тех и других;

4) высокая интенсивность, оперативность следственных действий, их непрерывность, проведение "широким фронтом", с использованием всего состава следственно-оперативной группы;

5) широкое использование технических средств для максимально полного собирания и фиксации данных при минимальной затрате времени, оперативная передача информации взаимодействующим органам;


 

2. Первоначальные следственные действия


 


всестороннее использование помощи специалистов и экспертов для оперативного исследования носителей информации1.

Реализация этих требований обеспечивается централизованным управлением силами и средствами органов внутренних дел, чтобы обеспечить непрерывность взаимодействия всех подключенных подразделений ОВД и иных органов, а также принять заблаговременные меры, позволяющие адекватно реагировать на возникающую ситуацию. В качестве таких мер могут быть названы:

а) обеспечение постоянной готовности следственно-оперативной группы к выезду на место происшествия и готовности технических средств к работе со следами и иными вещественными доказательствами;

б) обеспечение возможности в любой момент привлечь в состав следственно-оперативной группы специалистов нужного по ситуации профиля. Данные о специалистах должны быть в дежурной части органа внутренних дел или в органе прокуратуры;

в) обеспечение следственно-оперативной группы, выезжающей на место происшествия, типовыми программами неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, рассчитанными на соответствующие ситуации. Эти своеобразные алгоритмы действий должны содержать самые необходимые указания организационного и тактического характера, их не следует перегружать комментариями, научными обоснованиями и т. п. Как правило, такая программа должна содержать перечень действий и мероприятий с указанием их целей, возможных вариантов при возникновении каких-либо трудностей. Набор программ должен находиться в дежурной части органа внутренних дел;

г) заранее продуманная система мер по охране мест происшествия до прибытия следственно-оперативной группы.

Как известно, осмотр места происшествия нередко предшествует возбуждению уголовного дела. Однако в ряде случаев дело возбуждается и до осмотра, если налицо явные признаки совершенного преступления и требуется в первую очередь принять меры к задержанию преступников или если преступник задержан с поличным. Возбуждение уголовного дела по факту совершенного преступления служит необходимой правовой основой для всех последующих действий "по горячим следам".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.