Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек




2.1. ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Под словом «человек» понимают отдельного представителя всего сообщества людей без выделения его индивидуальных особенно­стей. Наука еще в XIX в. доказала, что человек — это существо биологического вида homo sapiens (человек разумный), которое есть продукт биологической эволюции. С этого времени наука за­далась вопросом отличия человека от животных, разрешением проблемы ускорения эволюционного развития человека по срав­нению с другими биологическими видами.

Поведение животных заранее генетически запрограммировано. Животное рождается с определенным набором инстинктов, ко­торые обеспечивают его приспособленность к среде обитания, обусловливая действия в той или иной ситуации. Вне заданных условий существования ни одно животное выжить не может.

Человек в отличие от животных может варьировать свое пове­дение в соответствии с конкретными условиями, приспосаблива­ясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей среды, в каких любое другое животное существовать не в состоя­нии. В чем же причина такого отличия? Ведь человек в сравнении с другими млекопитающими — самое беззащитное существо. Дете­ныши животных уже через несколько дней или даже часов могут сами передвигаться, а через несколько недель — самостоятельно добывать себе пищу. Человек же с рождения беспомощен, самосто­ятельным он становится только через несколько лет. Многие жи­вотные имеют природные средства самозащиты — клыки, рога, когти и т.д. У человека такой защиты нет. Его тело весьма уязвимо.

Почему же именно человек в результате эволюции становится разумным существом, способным активно воздействовать на при­роду? В первую очередь человек не может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми. Человек, таким образом, — существо общественное, социальное. В то же время в отличие от стадных животных взаимодействие между людьми в обществе пер­сонифицировано, основано не на инстинктах, а на личных отно­шениях.

Выделение человека из мира животных заняло несколько мил­лионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных процесса: антропогенез — становление человека и социогенез — становление общества. Современные теории объединяют эти два процесса в один под названием антропосоциогенез.

Важную роль в развитии антропосоциогенеза сыграла орудий­ная деятельность человека. По словам американского просветите­ля Б. Франклина, человек — это животное, создающее орудия труда. Некоторые животные могут использовать предметы из ок­ружающей их природы: палки, камни и т.д. Но только человек научился приспосабливать эти предметы для орудийной деятель­ности. Только человек может изготовлять орудия труда с помо­щью других орудий труда.

Производство орудий труда, безусловно, способствовало раз­ложению инстинктивной основы поведения и появлению абст­рактного мышления. Кроме того, первые элементарные орудия труда были орудиями охоты, а значит убийства. Несомненно, они использовались при конфликтах внутри человеческого стада, на­пример за обладание пропитанием. Это ставило под вопрос само существование человеческого стада. Поэтому возникновение ору­дий труда и орудийной деятельности требовало установления внутристадного мира.

Первым шагом к этому стало изменение в характере брачных связей. Изначально человеческое стадо, так же как и стадо живот­ных, основывалось на эндогамии, т.е. на брачных связях внутри одной группы особей. Близкородственные брачные связи приво­дили к появлению неполноценного потомства, что отрицательно сказывалось на генофонде. Вряд ли древние люди понимали при­чины пагубных изменений у своих детенышей. Скорее всего, в целях прекращения вооруженной и кровопролитной борьбы за брачного партнера и установления внутристадного мира возникла необходимость поиска брачных связей на стороне, в других груп­пах людей. Появилась экзогамия — брачные связи вне данного че­ловеческого стада. Так возникла первобытно-родовая община, в которой существовали определенные правила поведения, в пер­вую очередь запреты (табу). Появились представления о проис­хождении своего племени от общего предка, в большинстве слу­чаев — от животного (тотемизм). Вместе с этим появилось и по­нятие родства и равенства родственников. Накопленный опыт передавался от поколения к поколению, пополняясь новыми зна­ниями. Человек становился единственным существом, осознаю­щим межпоколенную связь, уважающим своих предков.

Со временем установленные правила поведения приобретали все более сложный характер, что способствовало усилению от­личия человека от животных. Запреты касались всех членов об­щины — слабых и сильных, взрослых и детей, тогда как в живот­ном мире запреты существуют только для слабых. Поведение че­ловека не сводилось только лишь к инстинкту самосохранения, поскольку для него свойственно самоограничение и даже самопожертвование в пользу других людей. Кроме того, в отличие от ста­да животных в первобытной обшине существовало требование под­держания жизни соплеменника, независимо от его физических качеств и приспособленности к жизни.

Еще одним фактором антропосоциогенеза стало появление и развитие языка. Язык — это процесс передачи информации с по­мощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции. Речь имеет предметный характер и напрямую связана с предметно- практической деятельностью людей.

Важным шагом, еще более отдалившим человека от живот­ных, было использование огня как источника тепла, средства обо­роны от хищников, приготовления пищи.

С развитием орудий труда и языка усложнялась практическая деятельность людей, а с ростом населения требовалось все боль­ше продуктов питания. Поиск новых, более эффективных источ­ников существования привел в конечном итоге к неолитической революции — переходу от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

С завершением антропогенеза человек как биологический вид перестал меняться, напротив, процесс развития общества про­должается до сих пор. Люди могут различаться по ряду биологических параметров, таких как возраст, рост, черты лица и т.д. Есть и более существенные отличия, например национальность, раса, т.е. определенные признаки, появившиеся у людей, населя­ющих разные районы планеты, в связи с их адаптацией к конк­ретным условиям среды обитания. Но несмотря на все различия люди являются представителями одного биологического вида и обладают равными способностями.

Наличие в человеке двух начал, биологического и социально­го, породило массу дискуссий об их соотношении. В итоге возник­ли две концепции, которые рассматривают этот вопрос с проти­воположных точек зрения. Первая из них, биологизаторская, ут­верждает первичность биологических начал в человеке, вторая, социологизаторская, абсолютизирует его социальное начало.

Биологизаторскими концепциями являются расизм и фашизм. Они провозглашают превосходство одной расы или нации над другой, неполноценность представителей низших рас, необходи­мость опеки над ними, регулирования их численности, а в неко­торых случаях и уничтожения.

Одной из биологизаторских концепций был социал-дарвинизм, возникший в XIX в. на основе учения Ч.Дарвина. Социал-дарви­нисты объясняли многие явления общественной жизни с точки зрения теории естественного отбора и борьбы за существование. Причем переносили эти законы и на взаимоотношения между слоями общества, и на конкуренцию в сфере экономики. Социал-дарвинизм был отвергнут современной наукой, поскольку тезис «выживает сильнейший» неприменим к человеческому обществу.

Социологизаторские концепции признают несущественным все проявления биологического в человеке, в том числе и его инди­видуальность. Человек воспринимается как часть общества, вин­тик в общественной машине, заранее приспособленный к выпол­нению определенных функций, но ограниченный во всех других отношениях, которым можно манипулировать в целях достиже­ния определенного социального идеала.

В действительности биологическое и социальное существуют в человеке неразрывно. Сейчас, в эпоху научно-технического про­гресса, появилась масса факторов, пагубно влияющих на природу человека: загрязнение окружающей среды, экологические пробле­мы, стрессы — все это отражается на здоровье людей.

Человек как биологический вид может выжить в различных условиях окружающей среды. Но его возможности не безграничны. Единство биологического и социального в человеке — это резуль­тат длительной эволюции. В условиях стремительно развивающей­ся технической цивилизации возможности адаптации человечес­кого организма к меняющимся условиям существования могут быть исчерпаны. Появление новых болезней, ослабление иммунной системы наглядно свидетельствуют об этом. Загрязнение среды обитания человека вредными веществами, радиоактивные излу­чения, употребление в пищу синтетических продуктов, приготов­ленных с помощью генной инженерии, могут привести к мутаци­онным изменениям следующих поколений людей. Неслучайно одной из глобальных проблем стала необходимость сохранения человека как биологического вида.

Вопросы и задания

1. Объясните понятие «человек». Чем человек отличается от животных?

2. Охарактеризуйте понятия антропогенеза и социогенеза. Как протекали эти процессы?

3. Какую роль в развитии антропогенеза сыграли орудия труда и язык?

4. Что такое неолитическая революция? Каковы ее причины?

5. В чем отличие биологизаторской и социологизаторской концепций сущности человека?

6. В чем проявляется единство биологического и социального в человеке?

7. Немецкий биолог Э.Геккель писал в 1904 г.: «Хотя значительные различия в умственной жизни и культурном положении между высшими и низшими расами людей в общем хорошо известны, тем не менее их относительная жизненная ценность обычно понимается неправильно. То, что поднимает людей так высоко над животными... это культура и более высокое развитие разума, делающее людей способными к культуре. По большей части, однако, это свойственно только высшим расам людей, а у низших рас эти способности развиты слабо или вовсе отсутствуют... Следовательно, их индивидуальная жизненная значимость должна оце­ниваться совершенно по-разному».

В чем автор видит отличие человека от животных? Чем, по его мне­нию, отличаются высшие и низшие расы? Какую концепцию сущности человека представляет автор? Свой ответ объясните.

2.2. БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА. СООТНОШЕНИЕ БЫТИЯ И СОЗНАНИЯ

Бытие — философская категория. Философия — это наука, изучающая систему идей, взглядов на мир и место в нем человека. Бытие означает прежде всего существование, основанное на поло­жении «я есть». При этом необходимо различать реальное и иде­альное бытие. Реальное бытие имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально и неповторимо и означает действи­тельное существование вещи или человека. Идеальное бытие пред­ставляет собой сущность предмета. Оно лишено временного, прак­тического характера, остается неизменным. Идеальным бытием обладают идеи, ценности, понятия. Наука выделяет четыре формы бытия:

1) бытие вещей, процессов, природы как единого целого;

2) бытие человека;

3) бытие духовного;

4) бытие социального, включающее индивидуальное бытие и бытие общества.

Первая форма бытия означает, что природа существует вне сознания человека, она бесконечна в пространстве и во времени как объективная реальность, так же как и все предметы, создан­ные человеком.

Бытие человека включает в себя единство телесного и духовно­го существования. Функционирование тела тесно связано с рабо­той мозга и нервной системы, а через них — с духовной жизнью человека. С другой стороны, сила духа может поддерживать жизнь человека, например в случае его болезни. Важную роль для бытия человека играет его мыслительная деятельность. Р.Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно, я существую». Человек существует по­добно любой другой вещи, но благодаря мышлению он способен осознавать факт своего существования.


Бытие человека — объективная реальность, независящая от сознания конкретного человека, поскольку является комплексом природного и общественного. Человек существует как бы в трех измерениях бытия. Первое — это существование человека как объек­та природы, второе — как особи вида homo sapiens, третье — как социально-исторического существа. Каждый из нас — реальность для самого себя. Мы существуем, и вместе с нами существует наше сознание.

Бытие духовного можно условно разделить на два вида: духов­ное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности ин­дивидов, — индивидуализированное духовное, и то, которое су­ществует вне индивидов, — внеиндивидуальное, объективирован­ное духовное. Индивидуализированное бытие духовного включает, прежде всего, сознание индивида. С помощью сознания мы ориен­тируемся в окружающем мире. Сознание существует как совокуп­ность сиюминутных впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, а также более стабильных идей, убеждений, ценностей, стерео­типов и т.д.

Сознание отличается большой подвижностью, не имеющей внешнего проявления. Люди могут сообщать друг другу о своих мыслях, чувствах, но могут и скрывать их, подстраиваться под собеседника. Конкретные процессы сознания возникают с рожде­нием человека и умирают вместе с ним. Остается только то, что преобразуется во внеиндивидуальную духовную форму или пере­дается другим людям в процессе общения.

Сознание неотделимо от деятельности мозга и нервной систе­мы человека. В то же время мысль, переживание, образ, создан­ный в сознании, — не материальные предметы. Они — идеальные образования. Мысль способна мгновенно преодолевать простран­ство и время. Человек может мысленно воспроизводить времена, в которые никогда не жил. С помощью памяти он может возвращать­ся в прошлое, а с помощью воображения — думать о будущем.

Индивидуализированное духовное включает в себя не только сознательное, но и бессознательное. Под бессознательным пони­мается совокупность психических процессов, лежащих вне сферы осознанного, не подчиняющихся контролю разума. Область бес­сознательного составляют бессознательная информация, бессо­знательные психические процессы, бессознательные поступки. Бес­сознательная информация — это ощущения, восприятия, эмо­ции, чувства, которые не были переработаны сознанием. Человек воспринимает огромное количество информации, из которой осо­знается лишь незначительная часть. Остальная информация либо исчезает из памяти, либо существует на подсознательном уровне, «в глубинах памяти», и может проявиться в любой момент.

Бессознательные процессы — это интуиция, сновидения, эмоцио­нальные переживания и реакции. В них может проявляться инфор­мация, хранящаяся в подсознании. Бессознательные процессы играют определенную роль в решении творческих задач, в науч­ном поиске, когда не хватает объективной информации.

Бессознательные поступки представляют собой импульсивные Действия в состоянии аффекта (душевного волнения), простра­ции (физического и психического расслабления), лунатизма и т.д. Бессознательные действия встречаются редко и часто связаны с нарушением психического равновесия человека.

Ученые считают, что бессознательное представляет важную сторону психической деятельности индивида, его духовной цело­стности. В науке выделяются три уровня бессознательного. Первый уровень — это неосознанный психический контроль человека за жизнью своего организма, координацией функций, удовлетворе­нием наиболее простых потребностей тела. Этот контроль осуще­ствляется автоматически, бессознательно. Второй уровень бессо­знательного — это процессы, сходные с сознанием человека в период бодрствования, но до какого-то времени остающиеся не­осознанными. Так, осознание человеком какой-либо мысли про­исходит после того, как она возникнет в недрах бессознательного. Третий уровень бессознательного проявляется в творческой инту­иции. Здесь бессознательное тесно переплетено с сознанием, так как творческое озарение может возникнуть только на основе уже полученного опыта.

Индивидуализированное духовное неразрывно связано с бы­тием человека и бытием мира в целом. Пока живет человек, раз­вивается и его сознание. В некоторых случаях этого не происходит: человек существует как организм, но сознание его не работает. Но это — ситуация тяжелой болезни, при которой прекращается мыслительная деятельность и функционирует только тело. Чело­век, находящийся в состоянии комы, не может контролировать даже элементарные физиологические функции.

Результаты деятельности сознания конкретного человека мо­гут существовать отдельно от него. В этом случае выделяют бытие объективированного духовного.

Духовное не может существовать без материальной оболочки. Оно проявляется в различных формах культуры. Форма духовно­го — это различные материальные предметы (книги, чертежи, картины, статуи, фильмы, ноты, машины, здания и т.д.). Также и знания, концентрируясь в сознании конкретного человека в виде идеи (индивидуализированного духовного), воплощаются в пред­метах и ведут самостоятельное существование (объективирован­ное духовное). Например, человек хочет построить дом. Он снача­ла обдумывает идею строительства, разрабатывает проект, а затем воплощает его в действительности. Так идея трансформируется в реальность.

Духовная жизнь человечества, духовное богатство культуры — это способ существования бытия духовного. Особую роль в духов­ном бытии играют духовно-нравственные принципы, нормы, идеалы, ценности, например такие, как, красота, справедливость, истина. Они существуют в виде и индивидуализированного, и объективированного духовного. В первом случае речь идет о слож­ном комплексе побуждений, мотивов, целей, которые определя­ют внутренний мир человека, во втором случае — о воплощенных в науке и культуре идеях, идеалах, нормах, ценностях.

Как видно, бытие тесно связано с сознанием — свойством чело­веческого мозга воспринимать, осмысливать и активно преобра­зовывать окружающую действительность. В структуру сознания вхо­дят чувства и эмоции, самосознание и самооценка человека.

Сознание неразрывно связано с языком. Язык — один из ярких примеров единства индивидуализированного и объективирован­ного духовного. С помощью языка мы передаем друг другу инфор - мацию, последующие поколения получают знания от предыду­щих. Благодаря языку мысль получает свое законченное выраже­ние. Кроме того, язык служит важным средством взаимодействия людей в обществе, выполняя функции общения, познания, вос­питания и т.д.

Отношение бытия и сознания выступает предметом споров в науке с глубокой древности. Материалисты считают, что бытие определяет сознание. Идеалисты же указывают на первичность сознания по отношению к бытию. Из этих положений вытекает проблема познаваемости мира. Материалисты говорят, что мир познаваем. Идеалисты отрицают познаваемость мира, познание, по их мнению, — это приобщение человека к миру «чистых» идей.

Сознание, несомненно, идеально, так как отражает окружаю­щий человека мир в субъективных образах, понятиях, идеях. Тем не менее идеальное — это отражение действительности в форме знаний, эмоций, практической деятельности человека. Кроме того, нельзя отрицать, что если мы не знаем о каком-либо предмете, это не значит, что его не существует.

Человеческое сознание индивидуально, неповторимо и уни­кально. Однако человек — существо общественное, поэтому из совокупности сознаний индивидов складывается общественное сознание.

Общественное сознание — это сложное явление. Оно подразде­ляется на общественную идеологию, которая отражает обществен­ное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, партий, и общественную психологию, определяющую ду­шевную, эмоционально-волевую жизнь людей на обыденном, бытовом уровне.

В зависимости от сферы проявления выделяют различные фор­мы сознания: моральное, правовое, научное, обыденное, религиоз­ное, философское и др.

Сознание человека — это одновременно и его самосознание, т.е. осознание своего тела, своих мыслей и чувств, своего поло­жения в обществе, отношения к другим людям. Самосознание не существует обособленно, оно является центром нашего созна­ния. Именно на уровне самосознания человек не только познает мир, но и воспринимает себя и определяет смысл своего суще­ствования.

Первой формой самосознания (самочувствием) является эле­ментарное осознание своего тела и включенности его в мир окру­жающих вещей и людей. Следующий, более высокий уровень са­мосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной куль­туре и социальной группе. Наконец, самый высокий уровень само­сознания — это осознание себя как уникального и неповторимого, непохожего на других людей индивида, обладающего свободой совершать поступки и нести за них ответственность. Самосозна­ние, особенно на последнем уровне, всегда связано с самооцен­кой и самоконтролем, сопоставлением себя с идеалом, приня­тым в обществе. В связи с этим возникает чувство удовлетворения или неудовлетворения собой и своими поступками.

Для формирования самосознания необходимо, чтобы человек видел себя «со стороны». Мы видим свое отражение в зеркале, замечаем и исправляем недостатки внешнего вида (прическу, одеж­ду и т.д.). Также и с самосознанием. Зеркалом, в котором мы ви­дим себя, свои качества и поступки, служит отношение к нам других людей. Таким образом, отношение человека к самому себе опосредовано его отношением к другому человеку. Самосознание рождается в процессе коллективной практической деятельности и межличностных взаимоотношений.

Однако собственный образ, который формируется у человека его самосознанием, не всегда соответствует реальному положе­нию вещей. Человек в зависимости от обстоятельств, характера, личных качеств может завышать или занижать самооценку. В ре­зультате отношение человека к себе и отношение общества к нему не совпадают, что в конечном итоге приводит к конфликту. По­добные ошибки в самооценке нередки. Бывает, человек не видит или не желает видеть своих недостатков. Они могут обнаружиться только во взаимоотношениях с другими людьми. Часто один чело­век может лучше понять другого, чем последний сам себя. В то же время, объективно оценивая себя в процессе коллективной дея - тельности и взаимоотношений с другими людьми, человек сам может судить о себе более точно. Таким образом, самосознание постоянно корректируется и развивается с включением человека в систему межличностных отношений.

Вопросы и задания

1. Что такое бытие? В чем отличие реального и идеального бытия?

2. Какие формы бытия вы знаете? Объясните их.

3. Какую роль играет сознание в жизни человека?

4. В чем состоит взаимосвязь сознательного и бессознательного?

5. Охарактеризуйте уровни бессознательного.

6. Как взаимодействуют индивидуализированное духовное и объекти вированное духовное?

7. Как взаимосвязаны бытие и сознание? В чем состоит различие взглядов на этот вопрос идеалистов и материалистов?

8. Какими бывают формы сознания? Что такое общественное сознание?

9. Что такое самосознание? Каковы его формы? В чем состоят предпо сылки формирования самосознания?

10. Гегель пишет: «Солнце, луна, горы, реки, вообще окружающие нас предметы природы — суть, они обладают для сознания авторитетом, внушающим ему, что они не только суть, но и отличаются особенной природой, которую оно признает и с которою оно сообразуется в своем отношении к ним, в своем трактовании их и пользовании ими... Авторитет нравственных законов бесконечно выше, потому что предметы природы воплощают разумность лишь внешне и разрозненно и скрывают ее под образом случайности».

Объясните, как Гегель объясняет взаимодействие индивидуализиро­ванного духовного и объективированного духовного.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4154; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.