КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деятельность практического психолога образования
Р 56________________ Часть I. Введение в практическую психологию образовани я § 4. Задачи психологической службы образования Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачи психологической службы образования: ♦ реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития ребенка каждого возраста; ♦ развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.; ♦ создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой — созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой; ♦ оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям. Основными средствами достижения главной цели психологической службы образования являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Нарушение этих условий мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной или специально развивающей работы с ними. Подведем итог всему сказанному. Психологическая служба образования — один из компонентов целостной системы образования страны. Целью ее деятельности является психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста. Основной задачей — содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного и школьного детства; основным средством — создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности. § 5. Актуальное и перспективное направления в деятельности психологической службы В деятельности психологической службы образования можно выделить два направления — актуальное и перспективное. лмет и задачи психологической службы образования __________________57 дктуальное направление ориентировано на решение злободневных поблем, связанных с теми или иными трудностями в воспитании 0(jy4eHUU детей, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности. В настоящее время в детских садах, школах, лицеях, интернатах и других образовательных учреждениях много таких проблем, поэтому конкретная помощь детям, воспитателям, учителям, родите-яМ _ существенная задача службы сегодняшнего дня. Перспективное направление нацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка. Напомним, что индивидуальность — это психологическая неповторимость отдельного, единичного человека, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях (Б. Г. Ананьев). Это направление реализует теоретическое положение о богатстве возможностей развития личности каждого ребенка. Здесь в центре профессионального внимания психолога — анализ психологических условий развития способностей всех и каждого. Конечно, уровень развития и содержательная специфика способностей у детей будут различными, различными будут и задачи, которые решает психолог совместно с педагогами и родителями по отношению к каждому ребенку. Эти два направления неразрывно связаны между собой: психолог, решая перспективные задачи, оказывает повседневно конкретную помощь нуждающимся в ней детям, воспитателям, учителям, родителям. Главная цель психологической службы образования — психологическое здоровье детей — связана прежде всего с перспективным направлением ее деятельности, ориентированным на своевременное и полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Эта цель может быть реализована только тогда, когда психологическая служба обеспечивает преемственность психологического внимания к ребенку на разных возрастных этапах работы с детьми, когда происходит «стыковка» представлений, понимания, умений взрослых, работающих с детьми одного возраста, и взрослых, работающих с детьми другого возраста. Приведем пример. Психолог, занимаясь в детском саду с детьми дошкольного возраста, своей центральной задачей считает создание психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для продуктивного с точки зрения полноты и многогранности развития проживания детьми своего дошкольного детства. В качестве перспективы их развития он рассматривает сформированность полноценной психологической готовности к обучению в школе. Психолог как бы заглядывает в будущее ребенка и пытается определить, насколько благополучно перешагнет тот с одной возрастной ступени — дошкольной на другую — школьную, что нужно ■ 58________________ Часть I. Введение в практическую психологию образовани я еще сделать, чтобы быть уверенным, что уровень психического и личностного развития ребенка соответствует тем новым требованиям, которые будут предъявлять ему в школе. Школьный же психолог, участвуя в приеме ребенка в первый класс, пытается понять его прошлое, представить условия, в которых он рос и развивался, определить уровень его психологической зрелости, представить перспективу дальнейшего поступательного движения его психического развития и становления личности. То, что дошкольным психологом рассматривалось в качестве перспективы развития ребенка и цели своей профессиональной деятельности, для школьного психолога — это данность сегодняшнего дня. Как наиболее эффективно подойти к этой психологической данности, чтобы она стала плацдармом для развития новых, дальнейших перспектив развития ребенка, — вот проблема. И такие проблемы возникают на каждом возрастном этапе. При профессионально грамотном решении задач психологической службы и дошкольный, и школьный психолог занимаются в основном психопрофилактической работой. Но если на одной из возрастных ступеней нормальные условия развития ребенка нарушаются, на последующей ступени приходится основное внимание сосредоточивать на коррекции и проводить специальную развивающую работу. Поэтому именно взаимодействие специалистов-психологов, работающих с детьми разного возраста, составляет основу перспективного направления деятельности психологической службы. Перспективное направление, по существу, защищает (обеспечивает) право каждого родившегося человека на полноценное психическое и духовное развитие. § 6. Структура службы1 Психологическая служба образования создается как единая система в масштабах любой административной единицы: города, области, региона, а в перспективе — всей страны. Каждое звено этой системы имеет свои четко определенные функции. Гарантией эффективности деятельности психологической службы служит последовательное и четкое профессиональное взаимодействие всех подразделений. В самом общем виде структура включает три звена: ♦ практический психолог (или группа психологов) в образовательном учреждении; 1 Здесь изложено понимание данной проблемы авторским коллективом, а не разъясняется содержание существующих нормативных документов. {Примеч. ред.) лмет и задачи психологической службы образования f районный (муниципальный) кабинет (отдел) психологической службы; Центр (окружной, городской, региональный) психологической службы. Практический психолог работает в конкретном учебном заведении — детском саду, общеобразовательной школе, гимназии, детском доме и др. Здесь он осуществляет в первую очередь следующую работу:» психологическое изучение детей для индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения, обеспечения полноценного развития каждого ребенка, раннего выявления, преодоления и профилактики неуспеваемости и недисциплинированности детей; + консультирует воспитателей, учителей, администрацию образовательного учреждения, родителей по проблемам обучения и воспитания; ♦ повышает уровень психологических знаний; ♦ помогает решению проблем педагогов как профессионалов. Психологические кабинеты (отделы) при районных (муниципальных), областных, городских (в зависимости от структуры органов управления народного образования в конкретном регионе) сосредоточивают свою деятельность на следующем: ♦ ведут непосредственную работу с психологами образовательных учреждений; ♦ контролируют и организуют их деятельность; ♦ оказывают методическую и иную профессиональную помощь; ♦ пропагандируют психолого-педагогические знания; ♦ проводят психодиагностику и психокоррекцию особо сложных случаев; ♦ участвуют в работе медико-психолого-педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних; ♦ консультируют администрацию образовательных учреждений по социально-психологическим проблемам управления, создания оптимального социально-психологического климата в педагогическом коллективе и другим вопросам профессиональной деятельности. В штат кабинета помимо психологов входят также социальные работники, педагог, врач-психоневролог. 60__________________ Часть I. Введение в практическую психо логию образования Центр психологической службы образования — головная организация, руководящая деятельностью психологов, работающих в образовательных учреждениях, психологических кабинетах, и специалистов всех психологических служб определенного региона. Центр отвечает за научно-методическое и научно-организационное обеспечение этих служб, за профессиональный уровень психологов, работающих в данных службах. В Центр могут обращаться родители, педагоги, другие работники народного образования. Центр состоит из двух основных отделов — индивидуальной помощи и психологического обеспечения образовательных учреждений. Руководящим органом психологической службы образования выступает отдел психологической службы органов (или психолог) управления образованием соответствующего уровня. На федеральном уровне — отдел, занимающийся вопросами психологической службы в Министерстве образования России. Резюме Психологическая служба образования — интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов, — научного, прикладного, практического и организационного. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки. Главной целью деятельности психологической службы образования является психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. Основные задачи психологической службы образования: ♦ реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; ♦ развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.; ♦ создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется, прежде всего, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками; ♦ оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям. Основными средствами достижения главной цели психологической службы образования являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. для самостоятельной работы 61 Темы для самостоятельной работы 1. Общие тенденции развития психологической службы образования в различных странах мира. 2. Взаимодействие науки и практики в психологической службе образования. 3. Соотношение возрастного и индивидуального развития у детей и школьников. 4. Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах. 5. Сочетание общих и специальных задач психологической службы в учреждениях образования разного типа (например, в детском саду, школе, лицее, колледже, интернате для детей, лишенных попечения родителей, и др.). Литература Обязательная 1. Бажовым Л. И. Избранные психологические труды. — М., 1995. 2. БрунерДж. Психология познания. — М., 1977. 3. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984. Т. 4. 4. Давыдов В. В. Личности надо «выделаться» // С чего начинается личность. — М., 1979. 5. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. — М., 1995. 6. Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984. 7. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. 8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1977. 9. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986. 10. Мухина В. С. Возрастная психология. — М., 1997. 11. Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. - М., 1976. 12. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности в онтогенезе. - М., 1989. 13. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971. — № 4. 14. Якобсон П. М. Психология чувств. — М., 1996. я 62________________ Часть I. Введение в практическую психологию образовани я Дополнительная 1. Асмолов А. Г. Психология личности. — М., 1990. 2. Адлер А. О воспитании детей. — Ростов н/Д, 1990. 3. Арямов И. А. Основы педологии. — М., 1928. 4. Басов М. Я. Общие основы педологии. — М., 1931. 5. Блонский 77. П. Избранные педагогические произведения. — М., 1961. 6. Блонский П. П. Память и мышление. — М.-Л., 1931. 7. Бодалев А. А.,Ломов Б. Ф., Матюшкин А. М. Психологическая наука — реформе школы // Вопросы психологии, 1984. — № 3. 8. Витцлак Г. Основы психодиагностики // Психодиагностика: Теория и практика / Под ред. Н. Ф. Талызиной. — М., 1986. 9. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. — М., 1967. 10. Ганнушкин П. Б. Избранные труды. — М., 1964. 11. Глассер У. Школы без неудачников. — М., 1991. 12. Давыдов В. В. Психологические проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения // Вопросы психологии, 1977. — №5. 13. ЗанковЛ. В. Память. - М, 1949. 14. Зинченко В. 77., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. — М., 1994. 15. Кала У. В., Pay дик В. В. Психологическая служба в школе. — М., 1986. 16. Кон И. С. Ребенок и общество. — М., 1988. 17. КорчакЯ. Избранные педагогические произведения. — М., 1979. 18. КорчакЯ. Как любить детей. — М., 1990. 19. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д. М. Гвишиани, И. И. Лапина. - М., 1989. 20. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — 3-е изд. — М., 1972. 21. ЛичкоА. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1977. 22. ЛичкоА. Е. Подростковая психиатрия. — М., 1979. 23. МудрикА. В. Общение как фактор воспитания школьников. — М., 1984. 24. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. — М., 1995, 2002. дитератуРЁ 25 Петровский А. В. О некоторых подходах к феноменам межличностных отношений // Психологический журнал, 1981. — Т. 2. — №2. 26. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии. — М., ' 1984. 27. Петровский А. В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии, 1984. — № 4. 28. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. — М, 1995. 29. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946. 30. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. — М., 1959. 31. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. — М., 1966. 32. Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. — М., 1984. 33. С чего начинается личность? / Под ред. Р. И. Косолапова. — М., 1973. 34. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Л., 1974. 35. Теплое Б. Н. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961. 36. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. 37. Элъконин Д. Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до семи лет. — М., 1960. 38. Элъконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989. 39. Элъконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971. — № 4. 40. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. — М., 1996. 41. Passow H. Educating the gifted in the USA// International Review of Education, 1960. -№ 2. Раздел II Глава 1. Практический психолог образования как профессионал § 1. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении Все взрослые люди, работающие в детских садах, школах и других учреждениях образования, решают общую задачу — обеспечивают обучение и воспитание подрастающего поколения. При этом каждый из них занимает свое определенное место в учебно-воспитательном процессе, имеет свои конкретные задачи, цели и методы. Например, конкретные задачи и методы работы воспитателей детских садов варьируют в зависимости от того, в какой возрастной группе детей онп реализуются. Конкретные задачи и методы работы учителя истории отличаются от задач и методов работы учителя математики, биологии, физкультуры и пр. В свою очередь, задачи и методы деятельности всех учителей-предметников принципиально меняются, когда они выступают в роли классных руководителей. У каждого воспитателя и педагога есть свои функциональные обязанности, основанные на профессиональной специализации. Практический психолог приходит в детское образовательное учреждение тоже как специалист, а не как «скорая помощь» для воспитателя или учителя и «нянька» для детей. Он равноправный член педагогического коллектива и отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно — за психическое (интеллектуальное, эмоциональное, мотивационно-потребностное, коммуникативное и др.) развитие и психологическое здоровье детей и школьников. В своей работе психолог опирается на профессиональные знания о возрастных закономерностях и индивидуальном своеобразии психи- актический психолог образования как профессионал 65 еского развития, об истоках психической деятельности и мотивах поведения человека, о психологических условиях становления и расчета личности в онтогенезе. Смысл любого учреждения образования — содействовать взрослению ребенка, постепенно готовить его к самостоятельной жизни в обществе. Каждый взрослый реализует этот смысл в соответствии со своей предметной программой: игра, рисование, математика, литература, язык, пение и т. д. А психолог? Практический психолог, работая в детском саду, школе, интернате и пр., имеет дело с детьми самого разного возраста: с дошкольниками, младшими школьниками, подростками, старшеклассниками. При этом он видит возраст детей не в статике, а в динамике — на его глазах дети растут, взрослеют, переходят с одной ступени онтогенеза на другую, более сложную и содержательную. Помочь этому переходу — одна из сложнейших задач психолога. Поэтому в центре его внимания — психологическая готовность ребенка к новым поступательным возрастным этапам его жизни и как итог — к самоопределению. Эта готовность формируется постепенно, с момента рождения ребенка — в общении со взрослыми и сверстниками, в игре, в посильном труде и дошкольном обучении. Затем ребенок поступает в школу, чтобы там в течение 10-11 лет готовиться к взрослой жизни — получить достаточные знания, научиться учиться, думать, работать, дружить, ориентироваться в идеях, ценностях, смыслах, осознать свою индивидуальность и т. д. Иными словами, к моменту окончания школы при нормальном процессе развития у каждого выпускника должна быть сформирована внутренняя готовность к новой жизни вне школы, к самоопределению в ней в личностном, профессиональном и социальном плане. Психологическая готовность к самоопределению, как основное новообразование старшего школьного или раннего юношеского возраста, предполагает: ♦ сформированность на высоком уровне всех психологических структур, прежде всего — самосознания; ♦ развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность, внутреннее богатство личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, многообразие чувств и переживаний, временные перспективы, ценностные ориентации, жизненные смыслы; ♦ становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих интересов, способностей, особенностей каждым выпускником школы. 3 Зак. 746
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |