КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дополнительная 2 страница
§ 1. Выбор формы обучения и образа жизни в юношеском возрасте Основная задача, которая в современной школе стоит перед многими учащимися выпускного класса неполной средней школы (в настоящее время это IX класс), — принять решение о характере и форме дальнейшего образования. Редко кто просто плавно вместе со всем своим классом переходит на следующую ступень образования. Большинство принимают достаточно серьезные решения: остаться в школе или уходить (куда?), пойти в другую (какую?) школу или остаться в своей, выбрать сильный класс или слабый, математический или гуманитарный, на какие дополнительные курсы записаться, уйти в ПТУ, техникум, а, может быть, и вовсе бросить учебу и пойти работать. Выпускнику неполной средней школы подчас бывает непросто принять правильное решение, тем более что правильным может быть только такой выбор, который в максимальной степени учитывает индивидуальность того или иного молодого человека. Не всегда целесообразно пробиваться в престижную гимназию или идти туда, куда идут все твои друзья. Другим условием успешности выбора формы завершения среднего образования является включение задачи такого выбора в более широкий контекст личностного развития, который учитывает далекие жизненные перспективы. ичностное развитие на этапах раннего юношеского возраста ____________487 Наконец, принципиально важно, чтобы подобное решение было ринято девятиклассником самостоятельно. Школьный психолог — тот человек, который может, учитывая ука- нные моменты, реально помочь юноше или девушке осуществить от выбор. Важно подчеркнуть, что его помощь не должна быть пря-ым и конкретным советом пойти учиться туда-то и туда-то. Психо-ог должен скорее содействовать самостоятельному принятию реше-ия учеником, оснастив этот процесс соответствующими средствами. одчас для этого достаточно просто быть внимательным, заинтересо-анным слушателем, которому молодой человек мог бы рассказать о воих желаниях, сомнениях, переживаниях. Однако возможно и ис-ользование соответствующих тестов, выявляющих общие и специ- ьные способности, склонности и другие составляющие, которые мо- т иметь значение при решении вопроса о том, куда идти учиться осле окончания неполной средней школы. Однако далеко не каждый ученик, даже имеющий определенные удности при решении обсуждаемого вопроса, будет обращаться к сихологу. Скорее наоборот, наиболее «проблемные» в этом плане ноши и девушки к психологу не пойдут. В этом случае инициатива олжна исходить от самого школьного психолога. В контексте обсуждаемой проблемы наиболее пристальное вни-ание должно быть уделено тем учащимся, которые или уже приня-и решение уйти из школы, или не знают, оставаться в школе или ходить. Какие учащиеся принимают решение уйти из школы? Проанали-ируем данную группу, опираясь на данные специального исследо-ания (Пономарчук В. А., Толстых А. В., 1990). Это учащиеся с низ-ой успеваемостью и низкой самооценкой своих способностей. Они ало заботятся о своих жизненных перспективах, в принятии важ-ого решения о своих образовательных планах опираются главным бразом на мнение своих приятелей, а не на собственные интересы потребности. Обычно такие школьники уже имеют какой-то лич-ый доход или же озабочены тем, чтобы он был. Они стремятся как ожно быстрее и любыми средствами обрести самостоятельность и езависимость от семьи, от школы. Можно сказать, что у этих моло-ых людей доминирует прагматический, а не творческий тип разви-ия. Иными словами, это молодые люди с целым рядом психологи-еских проблем, и решение уйти из школы после IX класса (которое амо по себе не может быть обязательно оценено отрицательно, бу-учи для кого-то, возможно, даже единственно верным жизненным
488 ________________________________ Часть II. Детская практическая псих ология шагом) в подавляющем большинстве случаев может служить знаком определенного неблагополучия, на который психолог должен обратить внимание. Образовательные планы девятиклассников обычно связаны с более широкой проблемой — выбором будущей профессии. Однако нередко эта проблема оказывается субъективно важной для девятиклассников и вне зависимости от предполагаемого пути завершения среднего образования. Проблема профессионального самоопределения в последнее время все чаще оказывается актуальной именно для 15-летних, а период обучения в старших классах школы становится уже периодом не только и не столько общеобразовательной, сколько специальной, профессиональной подготовки. Школьный психолог должен быть готов к проведению профориен-тационной и профконсультационной работы уже со старшими подростками, знать ее специфику. Главным в такой работе с 14-15-летними является расширение сферы возможных профессиональных решений, примеривание и проигрывание в условном плане самых разных сценариев жизни. Вторым важным моментом является работа по повышению самооценки учащихся: нередко подростки с самого начала отказываются от привлекающей их профессии, полагая, что у них нет соответствующих способностей. Вместе с тем известно, что чаще всего сильное желание кем-то стать оказывается значительно важнее наличия соответствующих специальных знаний и умений. Если планируемая профессия оказывается действительно желанной, отвечает главным потребностям человека, то это создает наилучшие условия для развития его способностей, умений, усвоения соответствующей информации и т. п. Отметим и еще одну проблему, впервые достаточно отчетливо возникающую именно в IX классе, — это проблема сдачи экзаменов. По существу, впервые в конце IX класса учащиеся сдают экзамены, от результатов которых многое зависит: во многих школах именно по этим результатам формируются разные по составу учащихся и характеру программы обучения классы; иногда плохо сдавший экзамены ученик бывает вынужден покинуть школу. Все это вызывает подчас такой уровень напряжения и тревоги, который препятствует успешной сдаче экзаменов. Учитывая также и то, что в дальнейшем молодых людей ждут многократные экзаменационные испытания, школьному психологу полезно уже в IX классе вести определенную профилактическую работу, обучая учащихся психотехникам, полезным в процессе сдачи экзаменов. д ичностное развитие на этапах раннего юношеского возраста ____________489 § 2. Социально-психологическая адаптация в новой группе Работа школьного психолога со старшеклассниками в известном мысле проще, чем с подростками, и в первую очередь потому, что са-ые «трудные», как правило, покидают школу после IX класса. Мно-ие из тех, кто в средней школе учился «из-под палки», к X классу уже ачинают понимать, что, если хочешь получить высшее образование ли не попасть сразу после окончания школы в армию, учиться все же адо, поэтому такая острая на предыдущих этапах школьной жизни роблема, как мотивация учения, также отходит на второй план. Теря-т свою значимость и многие другие проблемы. Однако на их место риходят новые. Для современного X класса важной является проблема социаль-о-психологической адаптации к новому коллективу. Выше уже го-орилось о том, что сегодня редко кто продолжает обучение в X клас-е в том же классном коллективе, в котором учился раньше. Кто-то ереходит в другую школу, гимназию, лицей. Кто-то — в параллель-ый класс в своей же школе. Кто-то остается в своем классе, но сюда риходят новые ученики. Иными словами, классный коллектив час-о оказывается совсем другим. А поскольку после IX класса уходят з школы чаще всего слабоуспевающие учащиеся, то средний ин-еллектуальный уровень в старшей школе оказывается сравнитель-о высоким. В результате бывший отличник может неожиданно для ебя оказаться средним или даже слабым учеником. А бывший «твер-ый четверочник» — неуспевающим. Родители не всегда задумыва-тся об этом, настаивая на учебе в каких-то престижных учебных заведениях, и часто не понимают, почему вдруг их ребенок становится рачным, подавленным или, напротив, злобным и агрессивным. Дело же в том, что при резкой смене критериев оценок, при потере привычного статуса в группе сверстников возникают значительные (и, что самое главное, часто неосознаваемые) сдвиги в области самооценки, отношения к себе, происходит как бы разрыв преемственности в становлении идентичности, в сфере основных переживаний человека, связанных с осознанием самого себя. Часто это ведет к развитию разного рода защитных механизмов, которые позволяют человеку сохранять привычную высокую самооценку, привычное отношение к себе за счет искажения субъективного восприятия действительности и самого себя, что выражается внешне в неадекватном поведении, в снижении конструктивности поведения, в возникновении аффективных реакций, а также чувства подавленности, депрессии и прочих
490 _____________________________ Часть И. Детская практическая психо логу самых разных проявлениях. Возникает то, что принято называть социально-психологической дезадаптацией. Для измерения и анализа меры социально-психологической дезадаптированное™ и характера субъективных искажений в случаях, когда знание подростка и юноши о себе и его отношение к себе отличаются глубокой неадекватностью, хорошо себя зарекомендовала шкала социально-психологической адаптированное™ (СПА) — в оригинале разработана К. Роджерсом и Р. Даймонд (см. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и К. Даймонд (опросник СПА), 1998; Снегирева Т. В., 1987). Шкала СПА обнаруживает высокую дифференцирующую способность в диагностике состояний школьной адаптации-дезадаптации, особенностей представления юноши/девушки о себе, его перестройки в критических периодах и в критических ситуациях, побуждающих молодого человека к переоценке себя и своих возможностей, и поэтому может быть рекомендована в качестве валидного психодиагностического инструмента для работы школьного психолога. Конечно, диагноз «социально-психологическая дезадаптация» требует пристального внимания психолога и адекватных психокоррекци-онных мероприятий, чаще всего индивидуальных. § 3. Установка на продление моратория Нередко встречающаяся в X классах проблема — установка на продление моратория. После напряженного IX класса с его заботами и проблемами завершения неполного среднего образования и перехода к новому этапу и в преддверии напряженного периода окончания полной средней школы и поступления в институт многие юноши и девушки «расслабляются», они как бы впадают в беззаботное детство: неожиданно на первый план выступает общение со сверстниками (как у подростков), снижается интерес к учебе, а повышается к спорту, досугу и всему, что — не учеба и не работа. Это можно понять. Более того, по-видимому, для многих такой мораторий просто необходим как отдых, как передышка. Более того, опыт такого широкого и разнообразного взаимодействия с окружающей действительностью, даже опыт наслаждения новой «почти взрослой» жизнью, не связанной с одной только учебой, имеет огромное развивающее значение в этом возрасте. И все же это хорошо лишь как временное явление. Если же формируется установка на такую жизнь или же школьник уже приходит в X класс с такой установкой (по данным социологов, сегодня немало родителей хотят, чтобы их дети перешли учиться в X класс именно В ременная перспектива будущего и профессиональное самоопределение 491 для того, чтобы был продлен мораторий детства), то это должно становиться заботой и учителей, и школьного психолога. Когда мы говорим, что юность есть историческое завоевание цивилизации, позволяющее молодому человеку максимально развить свой ум, свои творческие потенции, свою личность и индивидуальность перед вступлением во взрослую жизнь, то ясно, что это не происходит само собой, просто с течением времени, но требует огромной работы, в том числе внутренней, рефлексивной. Сложность, трепетность, глубина этой работы, прекрасно описанная во многих художественных произведениях, посвященных юности, явно недооценивается как сторонниками «трудового воспитания» подростков, так и теми, кто ориентируется на продление моратория детства. В обоих случаях это ведет к отклонениям в личностном развитии и вытекающим отсюда ■многочисленным частным проблемам, некоторые из которых будут рассмотрены ниже. < Особенно опасно продление моратория в выпускном классе, на завершающем этапе школьного обучения. В норме в XI классе на первый план — вновь и на новом уровне — выступают, с одной стороны, проблемы профессионального самоопределения: выбор будущей профессии и построение дальнейших образовательных планов, а с другой — проблемы, связанные с подготовкой к школьным выпускным и институтским вступительным экзаменам. Последняя проблема оказы- \ вается у современных старшеклассников настолько аффективно значимой, что подчас, особенно в последние месяцы школьного обучения, затмевает все остальные. Так, при изучении особенностей временной перспективы будущего у старшеклассников оказалось, что у многих к концу школьного обучения вся временная перспектива сужается до одного-двух месяцев и ее содержание составляют только два мотива: первый — хорошо окончить школу и второй — поступить в вуз. Глава 3. Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение § 1. Обращенность в будущее — аффективный центр жизни в ранней юности Центральным, основным направлением работы школьного психолога с учащимися IX-XI классов является помощь юношам и девушкам в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы будущего, в профессиональном и личностном самоопределении. 492 ________________________________ Часть II. Детская практическая психо логии Почему такая работа представляется столь важной и своевременной в этом возрасте? Общепринятое положение о том, что обращенность в будущее является главной чертой старшеклассника, что жизненные планы, перспективы составляют «аффективный центр» (Л. И. Божович) жизни юноши, не означает, что это возрастное новообразование вызревает само собой, повинуясь неким возрастным законам развития. Напротив, подростки и юноши испытывают огромные субъективные трудности при определении своих жизненных целей и перспектив. Так Э. Эриксон, подробно анализируя общие закономерности и различные варианты развития в этом возрасте, приходит к выводу о том, что типичной для ранней юности психопатологией является именно расстройство временной перспективы, тесно связанной с кризисом идентичности. И. С. Кон пишет, что если число ребят, озабоченных своим настоящим Я, в подростковом и юношеском возрасте практически одинаково, то в 15-16 лет резко увеличивается озабоченность своим будущим «Я» (Кон И. С, 1989, с. 71-72). Он также отмечает, что не всем дается легко формирование временной перспективы, нередко обостренное чувство необратимости времени сочетается в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, будто время остановилось. По мнению Э. Эриксона, чувство остановки времени психологически означает как бы возврат к детскому состоянию, когда время еще не существовало в переживании и не воспринималось осознанно. Есть юноши, которые вовсе не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения на «потом». И. С. Кон считает, что установка (как правило, неосознанная) на продление эпохи моратория с ее весельем и беззаботностью не только социально вредна, но и опасна для самой личности. Огромные проблемы возникают у старшеклассников и при попытке совместить ближнюю и дальнюю перспективы. Временная перспектива будущего представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с более или менее отдаленным будущим. Она формируется на протяжении всего детства и главным образом стихийно: через интериоризацию ценностных установок родителей, их ожиданий в отношении данного ребенка, через усвоение общекультурных, социальных паттернов, наконец, через развитие всей моти-вационной сферы. Сформировавшись таким образом, временная перспектива будущего приобретает собственную побудительную силу, оказывая мощное обратное влияние на развитие личности человека. ременная перспектива будущего и профессиональное самоопределение 493 бычно лишь в подростковом или даже юношеском возрасте человек ачинает не только задумываться, но и самостоятельно выстраивать вою перспективу будущего, формулировать собственные планы, на-ерения, выбирать, кем и каким ему быть в будущем. Но и эта чрезвы-айно важная работа делается обычно урывками, несистематически, т случая к случаю, становясь часто в результате не только бесполез-ой, но и вредной, поскольку приобретает форму пустых, бездействен-ых фантазий. § 2. Жизненные цели и психологическое здоровье Известный немецкий психолог, специалист по возрастной пси-ологии Ш. Бюлер, которая рассматривала в качестве главной дви-ущей силы развития врожденное стремление человека к самоосуще-твлению, убедительно показывала, что полнота самоосуществления, амоисполненности прямо связана со способностью человека ста-ить перед собой цели, адекватные его внутренней сущности, и что бладание такими жизненными целями — условие сохранения пси-ического здоровья личности. С ее точки зрения, причиной неврозов ыступают не столько сексуальные проблемы или чувство неполно-енности, как учит психоанализ, сколько недостаток направленности, амоопределения. Обретение же целей жизни приводит к интеграции ичности. Близкую позицию занимает и знаменитый австрийский психолог, основатель логотерапии В. Франты. Отсутствие осмысленной цели в жизни он считает одной из причин так называемого ноогенного невроза, проявляющегося прежде всего в скуке и апатии, во внутренней пустоте, для описания которой он ввел понятие «экзистенциальный вакуум». Франкл отмечает, что феномен экзистенциального вакуума в последнее время одновременно усиливается и распространяется. Сегодня даже фрейдистские психоаналитики признают, что все больше пациентов страдает от отсутствия содержания и цели в жизни. Проблема поиска смысла своего существования, определения жизненных целей важна для сохранения психического и психологического здоровья любого человека и в любом возрасте. Но есть период в жизни человека, когда она становится действительно ключевой, определяющей, — это период юности. В последние годы в психологии растет интерес к проблемам це-леполагания, выработки человеком стратегии своей жизни, развития временной перспективы. Разрабатываются как исследовательские и диагностические методики, так и развивающие, тренинговые. 494 _____________________________ Часть II, Детская практическая психо логу Школьному психологу можно посоветовать воспользоваться компьютерной программой «Lifeline»1. Приведем в качестве примера использовавшуюся нами программу (тренинг) развития способности к целеполаганию и временной перспективы будущего. В основе предлагаемой программы лежат психотехники, заимствованные из различных источников2. Они не имеют прямого отношения к содержанию целей, ценностей; ориентированы на то, чтобы помочь человеку осознать то, к чему он сам стремится, придать этим целям реальную побудительную силу. Программа развития временной перспективы Предлагаемая программа может быть использована как пособие для саморазвития юношей и девушек, и тогда психолог будет выступать в качестве инструктора, консультанта, советчика, который в зависимости от общего контекста деятельности может либо последовательно вводить отдельные фрагменты программы, либо дать их сразу, а затем по мере необходимости обсуждать с молодыми людьми отдельные упражнения, возникающие вопросы, трудности. Но возможна и коллективная форма работы как развернутая во времени (например, занятия могут проводиться раз в неделю), так и в виде «марафона», т. е. интенсивного многочасового тренинга, рассчитанного на один-два дня. Существенным элементом всех нижеизложенных психотехник является фиксация на бумаге того, что так или иначе проигрывается во внутреннем плане, — обычно это какие-то записи, иногда рисунки, которые должны делать старшеклассники. Десятилетия назад существовала целая культура ведения дневников. По существу, психология юношеского возраста в начале века и брала свое начало в изучении этих дневниковых записей. Но анализируя их содержание, не всегда 1 См.: «Lifeline» и другие новые методы психологии жизненного пути. — М., 1993; в книге обсуждаются способы использования этой программы в школе со старшеклассниками, приведены сценарии групповых (для 10-15 человек) занятий жизнетворчеством, которые помогают сформировать определенные навыки биографического самоанализа и проектирования собственной жизни. 2 Time Manager international, 1981; Rabbins A. Unlimited power, 1986; Мольц М. Я — это Я, или Как стать счастливым, 1994; Рейиуотер Д. Это в ваших силах, 1992, и др. В ременная перспектива будущего и профессиональное самоопределение 495 обращалось внимание на важное психотехническое значение этого занятия. А ведь именно фиксация на бумаге мыслей, фантазий, планов на будущее придавала этому занятию огромную развивающую силу. Сейчас культура ведения юношеских дневников практически ушла, но, возможно, именно специальный психологический тренинг сможет в какой-то степени восполнить образовавшийся пробел. На первом, предварительном, этапе работы психологу необходимо сформировать у юношей и девушек соответствующую мотивацию для последующих занятий. Как показывает опыт, краткий рассказ о том, как важны целеполагание и временная перспектива, далеко не всегда бывает достаточным. Часто молодые люди, в особенности юноши, для которых подобный тренинг более важен, чем для девушек, первоначально весьма скептически относятся к необходимости тратить время на подобную работу. Длительность и конкретное содержание этого этапа зависит, с одной стороны, от самого психолога, его персональных приемов, возможностей и способностей убеждать юношескую аудиторию, а с другой — от того, в контексте какой более широкой деятельности будет проходить этот тренинг: будет он частью систематических занятий по психологии, типа школьных уроков или кружка, или фрагментом каких-то психотерапевтических — индивидуальных или групповых — занятий. Однако в любом случае вначале полезно просто дать старшеклассникам определенную информацию о том, какую важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют такие, на первый взгляд кажущиеся эфемерными, образования, как жизненные цели, представления о будущем и т. н. Подобная информация содержится, например, в книге Максуэла Мольца «Я — это Я, или Как стать счастливым» (М., 1994). Знаменитая «психокибернетика» Мольца основывается на следующем тезисе: «Человеческий мозг и вся нервная система действуют целенаправленно, в соответствии с принципом осуществления личностных целей. Они функционируют как великолепный, "направленный на заданную цель механизм", как своего рода внутренняя автоматическая система наведения, которая работает на вас, как "механизм успеха" или "механизм неудач", в зависимости от того, как ВЫ, оператор, управляете им и какие устанавливаете ему цели» (Там же, с. 21). Стремление к позитивной цели — ключ к счастливой жизни. «Человек — существо, которое всегда стремится к какой-нибудь цели; он живет нормально и естественно, когда сориентирован на определенную цель. Состояние 496 Часть II. Детская практическая психология счастья и есть признак нормальной, естественной жизнедеятельности Когда человек действует целенаправленно, он обычно чувствует себя сравнительно счастливым» (с. 98). Книгу М. Мольца мы привели лишь в качестве примера. Конечно психолог может воспользоваться и другими доступными ему источниками информации, а также любыми иными средствами убедить молодых людей в полезности работы по развитию временной перспективы и способности к целеполаганию. Можно, скажем, предложить такую физическую метафору. Попросите юношей и девушек встать, поставить ноги на ширину плеч, руки вытянуть вперед параллельно полу. Затем повернуться всем корпусом назад И зафиксировать взглядом на стене то место, до которого удалось повернуться. Вернуться в исходное положение. Закрыть глаза. Представить себе, что в следующий раз вы сможете повернуть свой корпус значительно дальше. А затем, открыв глаза, попробовать вновь повернуться. Сравнивая то место в пространстве, в котором вы теперь оказались, с мыс-лепной отметкой на степе, зафиксировавшей ваш прежний поворот, можно наглядно убедиться в реальной силе воздействия поставленной перед собой цели. Итак, задача первого этапа работы — показать старшеклассникам чрезвычайную значимость определения собственных жизненных целей, убедить их в том, что предстоящий тренинг даст им в руки такие психологические «инструменты», которые позволят им стать в жизни не неудачниками, а победителями, научат пользоваться всеми своими лучшими, сильными сторонами для того, чтобы достигать этих целей. Второй этап программы включает серию заданий, психотехник, которые имеют цель помочь юношам и девушкам ответить на, возможно, самый главный и самый трудный вопрос «Чего я хочу?», научить их формулировать свои цели, делать их действенными. Итак, обратимся непосредственно к заданиям, которые необходимо выполнять последовательно. Первый шаг включает в себя следующие задания. Инструкция к первому заданию такова: «Возьмите карандаш и бумагу. Устройтесь поудобнее, там, где вы чувствуете себя максимально комфортно. А теперь постарайтесь, не ставя себе никаких (!) ограничений, нарисовать свою будущую жизнь — так, как вы хотели бы, чтобы она сложилась, с теми дорогами, по которым вы хотели бы пройти, с теми вершинами, на которые вы хотели бы взойти. Начните со списка того, В ременная перспектива будущего и профессиональное самоопределение 497 о чем вы мечтаете, кем хотите стать, каким хотите стать, где жить, чем заниматься, что иметь. Сосредоточьтесь и в течение 10-15 минут заставьте свой карандаш беспрерывно работать. Где только можно сокращайте слова и переходите к следующему желанию. Дайте волю своему воображению, отбрасывайте ограничения. Если какие-то сомнения, ограничения все же будут приходить вам в голову, представьте себе мысленно, что вы их выводите с поля, удаляете с ринга. Записывая то, чего вы хотели бы в результате достичь, следуйте таким правилам: ♦ формулируйте свои мечты в позитивных терминах, не пишите, чего бы вы не хотели, но только то, к чему вы стремитесь; ♦ будьте предельно конкретны: постарайтесь ясно представить себе, как это выглядит, как пахнет, как звучит, как на ощупь; чем сенсорно богаче ваше описание, тем более оно задействует ваш мозг для достижения цели; ♦ постарайтесь составить ясное представление о результате: что именно будет, когда вы достигнете своей цели, что вы будете тогда чувствовать, что и кто будет вас окружать, как это будет выглядеть, как вообще узнать, что ты достиг того, к чему стремился; ♦ важно формулировать такие цели, достижение которых в принципе зависит от вас; не надо рассчитывать на то, что кто-то что-то должен сделать и тогда все будет хорошо; то, к чему вы стремитесь, должно принадлежать вам, исходить от вас, быть вашим; ♦ спроецировав в будущее последствия ваших сегодняшних целей, подумайте, не нанесут ли они ущерба другим людям; ваши результаты должны приносить пользу и вам и другим. Эти пять правил необходимо будет помнить и учитывать и при дальнейшей работе». На данном этапе возможно использование — в качестве дополнительного — такого эффективного приема, как рисунок. Психолог может предложить старшеклассникам представить всю свою будущую жизнь как художественный фильм, в котором каждый из них играет главную роль, являясь одновременно и сценаристом, и режиссером, и директором картины. Каждый волен выбирать, о чем будет этот фильм, какие будут действовать в нем персонажи, где будут происходить события. Начать работу над этим фильмом следует с того, чтобы нарисовать на бумаге портрет героя будущего фильма, или, иными словами, автопортрет. Но это должен быть не портрет себя сегодняшнего, а портрет такого человека, каким хотелось бы стать. Такой эскиз к фильму можно сделать и в технике коллажа, используя белую и цветную бумагу, старые газеты и журналы и т. п. Достоинством рисунка 498 _____________________________ Часть II. Детская практическая псих ологу является не только то, что он непосредственно задействует сенсорику но и то, что для большинства старшеклассников рисование — далеко не привычное рутинное занятие (некоторые признаются, что не рисовали с детства), а эмоционально заразительное, сбивающее привычные стереотипы действие, позволяющее максимально «растормозиться» снять барьеры, дать волю воображению. Второй шаг заключается в том, что следует просмотреть составленный ранее список, и по нарисованному портрету определить, в какой временной сетке работает каждый участник тренинга. Инструкция здесь такая: «Хотите ли вы все то, о чем написали, иметь уже завтра или, напротив, ваши цели относятся к весьма отдаленному будущему? Соответственно в первом случае подумайте о дальней перспективе, а во втором — о ближайших целях, планах, шагах. Важно иметь ясное представление и о первом шаге, и о последнем». На т р е т ь е м шаге инструкция звучит следующим образом: «Теперь из всего того, о чем вы написали, выберите четыре самые важные на этот год цели. Выберите то, что в случае реализации, достижения цели доставит вам самое большое удовольствие, то, что вас больше всего волнует. Выпишите эти четыре цели. А затем напишите, почему вы точно уверены, что это для вас так важно. Дело в том, что вы можете добиться всего, чего угодно, если у вас есть для этого серьезные внутренние основания, уверенность в необходимости достижения определенной цели, результата. Эти основания отличают просто интерес от субъективной необходимости, обязательности этого достичь. Если вы точно знаете, почему нечто так важно для вас, то вы найдете, как к этому прийти. В этом смысле "почему" намного важнее, чем "как"».
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |