Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозная, философская и научные картины мира. 4 страница




Отражая мир в его материальности, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его зако­нах. Вместе с тем она разделяется на множество отраслей зна­ния (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают. По предмету и методу познания можно выделить на­уки о природе — естествознание; обществе — обществознание (гуманитарные, социальные науки); познании и мышлении — логика, гносеология, диалектика. Отдельную группу составля­ют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика.

Основные особенности научного познания (критерии науч­ности):

1.Основная задача научного познания — обнаружение объективных законов действительности.

2.Непосредственная цель и высшая ценность научного позна­ния — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами

3.Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию

4.Научное познание есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и дру­гих идеальных форм

5.В процессе научного познания применяются такие специ­фические материальные средства, как приборы, инструмен­ты, другое так называемое «научное оборудование».

6.Для научного познания характерны строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

7.Для науки характерна постоянная методологическая реф­лексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выяв­ление их специфики, свойств и связей всегда в той или иной мере сопровождается осознанием самих исследовательских процедур

Вненаучное знание. Кроме научного, существуют и другие формы знания и познания, которые не укладываются в выше­перечисленные критерии научности. О некоторых из них уже ранее шла речь — обыденное, философское, религиозное, ху­дожественно-образное, игровое и мифологическое познание. Кроме того, к вненаучным формам познания относят также магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мистическое и эзотерическое познание, так называемые «оккультные науки» и т.п.

В современной теоретико-методологической литературе (Т. Г. Лешкевич, Л. А. Мирская и др.) определяют следующие формы вненаучного знания:

1.ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематизи­рованное знание, которое не формализуется и не описыва­ется законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

2.донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной ба­зой научного;

3.паранаучное как не совместимое с имеющимся гносеологи­ческим стандартом. Широкий класс паранормального (от греч. пара — около, при) знания включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями;

4.лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание;

5.квазинаучное знание ищет себе сторонников и привержен­цев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях строго иерархичной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим;

6.антинаучное как утопичное и сознательно искажающее пред­ставления о действительности. Приставка анти- обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с «противоположным знаком»;

7.псевдонаучное знание представляет собой интеллектуаль­ную активность, спекулирующую на совокупности популяр­ных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

 

1 вопрос:

В 17 веке определилась просветительско-модернистская философская парадигма, формируется вера в неограниченные возможности разума. В Новое Время в отличие от античности и Средневековья сформировалось новое представление о науке. Наукой стали заниматься ради практической пользы. Появилось стремление познать природу. Природа стала пониматься как практическое бытие и поэтому главной наукой стало естествознание. Происходит "очищение" философии от гуманизма и ориентация на познание объективной природы, осмысление и обобщение результатов науки, утверждение философского материализма.

Особенностью науки Нового Времени является, с одной стороны, опора на опытно-экспериментальное знание с другой стороны, успехи математики.

Формируется механическая и метафизическая картина мира. В данной картине мира роль Бога сведена к минимуму - создание материи и ее первотолчка. Далее - развитие мира подчиняется законам причинно-следственных связей.

Развитие науки побуждает философов постоянно согласовывать свои представления с достижениями науки. Философия перенимает у естествознания стиль мышления, идеалы, ценности. Акцент философов 17 в. - на методологических проблемах. Познание рассматривается как зеркальное действительности в сознании человека. Разуму отводится роль стороннего наблюдателя.

Предпосылки для формирования Ф. нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натур ф.

На первом плане проблемы гносеологии. Два основных направления ф.: Эмпиризм - направление в теории познания к-ое признает чувственный опыт как единственный источник знаний. а) идеалистич. (Беркин, Юм) Э. опыт совокупность ощущений и представлений, величина мира = величине опыта. б) материалистический (Бекон, Гобсс) - источник чувственного опыта сущ. внешний мир. 2. Рационализм (лат. разумный) выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его инстинности.

2 вопрос:

Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: • законы диалектики; • категории; • принципы.

Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение — основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности

Среди способов понимания диалектики развития — законов, категорий, принципов — основополагающими являются законы диалектики.

Выделяются три базовых закона диалектики: • единства и борьбы противоположностей; • переход количества в качество; • отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).

Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

Можно также выделить различные виды борьбы: • борьба, приносящая выгоду обеим сторонам • борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является "раздражителями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития; • антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия: • содействие • солидарность, союзничество • нейтралитет • мутуализм — полная взаимосвязь

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные. Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). Мера — единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок".

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития - дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения: • развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие; • развитие может быть как восходящим, так и нисходящим; • развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне. 6. Основными принципами диалектики являются: • принцип всеобщей связи; • принцип системности; • принцип причинности; • принцип историзма.

Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся: • сущность и явление; • форма и содержание; • причина и следствие; • единичное, особенное, всеобщее; • возможность и действительность; • необходимость и случайность.

3 вопрос:

научное познание включает в себя два ос­новных уровня — эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание); рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют под­чиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и прояв­лений Любое научное исследование начинается со сбора, систе­матизации и обобщения фактов. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание («протоколирование») наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность — характерные признаки эмпирического позна­ния. Эмпирическое исследование направлено непосредственно (без промежуточных звеньев) на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как сравнение, на­блюдение, измерение, эксперимент, анализ, индукция. Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента и его форм (понятий, теорий, законов и других сторон мышления). Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, постигае­мых с помощью рациональной обработки данных эмпиричес­кого знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка», таких как понятия, умоза­ключения, законы, категории, принципы, проблемы, гипотезы, идеи и т.п. Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, внутринаучная рефлексия, т. е. иссле­дование самого процесса познания, его форм, приемов, мето­дов, понятийного аппарата и т.д. Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. В определен­ных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому.

 

1 вопрос:

Фрэнсис Бэкон (1561-1626

Труд Бэкона “О преуспевании знания”(1605), главном труде философа “Новый органон”(1620

Ф.Бэкон был уверен, что цель научного познания в принесении пользы и выгоды человечеству. Наука - средство, а не цель сама по себе. Человек же - властелин природы,

Ф.Бэкон восставал против господствующей в то время схоластической учености и духа самоуничижения человека. Он ориентирует науку на поиск истины в практике, в непосредственном наблюдении и изучении природы.

“Опыт” – главная категория в философии Бэкона, ибо с него начинается и к нему приходит познание, именно в опыте проверяется достоверность знания, именно он дает пищу разуму. Без чувственного освоения действительности разум мертв, ибо предмет мысли всегда черпается из опыта

Центральная часть философии Бэкона - учение о методе. Метод для Бэкона имеет глубокое практическое и социальное значение. Он - величайшая преобразующая сила, метод увеличивает власть человека над силами природы. Опыты, по Бэкону, должны ставиться по определенному методу.

Таким методом в философии Бэкона выступает индукция. Бэкон учил, что индукция - это необходимая для наук, опирающаяся на показания органов чувств, единственно истинная форма доказательства и метод познания природы. Если в дедукции порядок движения мысли от общего к частному, то в индукции - от частного к общему.

Индуктивный метод применим ко всему эмпирическому научному исследованию, и с тех пор конкретные науки, прежде всего, науки, опирающиеся на непосредственные эмпирические исследования, широко используют индуктивный метод, разработанный Бэконом.

Бэкон создает собственную теорию форму. Форма есть материальная сущность принадлежащего объекту свойства.

На основе своей индукции и учений о формах Бэкон разработал новую систему классификации наук.

В основу классификации Бэкон положил принцип, исходящий из различия между способностями человеческого познания. Способности эти – память, воображение, рассудок, или мышление. Каждой из этих трех способностей соответствует особая группа наук.

Главным препятствием на пути познания природы Бэкон считал засоренность сознания людей так называемыми идолами, или призраками - искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. Он различал 4 вида идолов, с которыми человеку надо бороться:

Идолами рода Бекон считал ложные представления о мире, которые присущи всему человеческому роду и являются результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств.

Идолами пещеры Бэкон называл искаженные представления о действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира.

К идолам рынка или площади Бекон относит ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов.

В категорию идолов театра Бекон включает ложные представления о мире, некритические заимствованные людьми из различных философских систем.

Идолы рода и пещеры относятся к естественным свойствам индивида, и их преодоление возможно на пути самообразования и самовоспитания. Идолы рынка и театра приобретены умом. Они являются следствием господства над человеком прошлого опыта: авторитета церкви, мыслителей и т. д. Поэтому борьба с ними должна проходить через преобразование общественного сознания.

Таким образом, философия Ф.Бэкона – это первый гимн научному знанию, формирование основ современных ценностных приоритетов, зарождение “нового европейского мышления”, которое остается господствующим и в наше время.

 

2 вопрос:

Детерминизм - общенаучное понятие и философское учение о причинности, закономерности, генетической связи, взаимодействии и обусловленности всех явлений и процессов, происходящих в миреК числу всеобщих категорий Д. относятся причина и следствие, отношение, связь, взаимодействие, необходимость, случайность, условие, обусловленность, возможность, действительность, невозможность, вероятность, закон, детерминация, причинение, функция, связь состояний, корреляция, предвидение и др

Виды детерминации и Д. можно также классифицировать по их объектам, предметам, всеобщности и специфике, их универсальности и субординации, стихийности и регулярности, и др. наиболее общей формой должна быть корреляция, за ней будет следовать функциональность, вероятностная причинность, а затем причинение в его генетическом аспекте, необратимости, повторяемости, линейной (цепной) и ветвлящейся формах, и т.д

Индетерминизм, философское учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи (онтологический Индетерминизм), либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологический Индетерминизм. Индетерминизм трактует волю как автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применимы к объяснению человеческого выбора и поведения, обвиняет сторонников детерминизма в фатализме.

 

3 вопрос:

Научные революции и смена типов рациональности.

Этапы развития науки, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, получили название научных революций.

Первая научная революция сопровождалась изменением картины мира, перестройкой видения физической реальности, созданием идеалов и норм классического естествознания. Вторая научная революция, хотя, в общем, и закончилась окончательным становлением классического естествознания, тем не менее способствовала началу пересмотра идеалов и норм научного познания, сформировавшихся в период первой научной революции. Третья и четвертая научные революции привели к пересмотру всех указанных выше компонентов основания классической науки.

1 вопрос:

Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 — 1650) - видный французский философ и ученый-математик.

Заслуга Декарта перед философией в том, что он: • обосновал ведущую роль разума в познании; • выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах; • стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии; • выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".

То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом: • в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку;

• зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться;

• следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;

• сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, -мыслит;

• мыслить может реально существующий человек;

• следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;

• поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.

В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: "Я мыслю, следовательно, я существую".

Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.

Субстанцияэто все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции — не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: материальные (вещи); • духовные (идеи).

Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).

Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека.

С точки зрения дуализма Декартом решается и "основной вопрос философии": спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе.

Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс. В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле — от общего к частному, а в философском).

Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует "врожденными идеями", которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.

Данные идеи могут быть двух видов: • понятия; • суждения.

2 вопрос:

НКМ — целостный образ предмета научного исследования. Он создается посредством фундаментальных понятий, представлений и принципов науки на каждом этапе ее исторического развития. НКМ исторична, соответствует уровню развития науки в каждую историческую эпоху.

Разновидности: 1) общенаучная — обобщенное представление о Вселенной, живой природе, обществе и человеке; 2) социальная и естественнонаучная КМ; 3) специальные НКМ (представления о мире с точки зрения отдельных наук.

Специальная НКМ создается на основе представлений: a) о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые данной наукой; b) о типологии изучаемых объектах; c) об особенностях их взаимодействия; d) о пространственно-временной организации реальности.

Т.о., НКМ является особым типом теоретического знания, теоретической моделью исследуемой реальности.

Функции: 1) систематизируют научные знания, объединяют их в сложные целостности; 2) выступают в качестве исследовательских программ; 3) обеспечивают объективацию научных знаний, включение научных знаний в культуру.

ФКМ можно понимать в двух смыслах. 1)как основа и источник формирования представлений общенаучной и более частных НКМ. 2)как специальная картина мира философии как науки, изучающей вопросы онтологии, гносеологии, логики, философской антропологии, социального устройства, этики, эстетики. Основное понятие — категория бытия. Философы исходили из одного начала (вода, огонь, материя, идея итд.)

РКМ, как и НКМ объясняет мир с точки зрения современных знаний человека, но основывается не на научном знании, а на признании иной действительности, лежащей за чертой чувственно познаваемой реальности. При этом существует взаимное влияние РКМ, ФКМ и НКМ, так как все они представляют собой мировоззрение конкретной эпохи. РКМ исторична как все иные формы общественного сознания.

Относительно будущего РКМ можно сказать: пока НКМ не ответит столь же доступно и эффективно на смысложизненные проблемы, переживаемые каждым, для значительной части вера в Бога останется основой надежды на приобщенность к вечным истинам бытия. Т.о., РКМ является такой же важной частью мировоззрения, как и др КМ.

3 вопрос:

Понятие «техника» встречается уже у Платона, Аристотеля. В первом приближении, техника — есть совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Но в это понятие входят не только технические устройства.

В сфере техники важно не столько производство научно-технических знаний, сколько их применение и получение дальнейших знаний на основе нового опыта, для развития техники

Впервые словосочетание «философия техники» возникло в XIX веке (немецкий философ Эрнст Капп

Однако только в ХХ веке техника, ее развитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации — становится предметом систематического изучения. Собственно технические дисциплины концентрируют свое внимание на отдельных видах техники или на отдельных сторонах техники.

 

Технические науки прошли следующие этапы развития:
— в качестве приложения различных областей естествознания к определенным классам инженерных задач
— как особый класс научных дисциплин, отличающихся от естественных наук как по объекту, так и по внутренней структуре, но также обладающих дисциплинарной организацией (к сер. ХХ в.).
— в качестве системотехники как попытки комплексного теоретического обобщения всех отраслей современной техники и технических наук при ориентации не только на естественнонаучное, но и гуманитарное образование инженеров, т. е. при ориентации на системную картину мира (по наст. время).
ряд требований к законам развития технических систем:

1. Законы развития технических систем должны выражать действительное развитие 2. Закон развития — отношение, существенное для развития, и, следовательно, он должен быть выявлен и подтвержден на базе изобретений достаточно высокого уровня (не ниже третьего).
3. Закон развития технических систем образуют систему, для которых надсистема — законы диалектики, поэтому они не должны противоречить последним 4. Законы развития технических систем должны быть инструментальны, то есть помогать находить новые конкретные инструменты решения задач, прогнозирования развития т. п. и обеспечивать получение на их основе конкретных выводов и рекомендаций.
5. Каждый выявленный закон должен допускать возможность его проверки на практике по материалам патентного фонда и при решении практических задач и проблем.
6. Выявленные законы и закономерности должны иметь «открытый» вид, то есть допускать дальнейшее совершенствование по мере развития техники и накопления новых патентных материалов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.