Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль философии в формировании научных знаний об обществе




Понятие общества является одним из наиболее многозначных среди тех, которые используются для описания и изучения социальных процессов.

До XVIII века в анализе общества фигурировало действие руки провидения, где люди не выступали активными участниками в развитии общества, они попадали под действие тотальной необходимости, поэтому выпадали из философского взгляда.

С XIX века в философии вырабатываются понятия, в которых делаются попытки охватить проблему общества, его структуры и так далее. Обстоятельства выступали как результат деятельности человека. Всегда считалось, что выдающиеся личности вершат историю, а что стоит за этим процессом было неизвестно, хотя эти личности могут искажать ход истории.

В подходе к понятию общества существуют три концепции:

- натуралистическая (суть в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге – Космоса);

- идеалистическая (сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов);

- материалистическая (суть составляет положение о способе производства, который складывается объективно, то есть независимо от воли и сознания людей).

Общество есть некая совокупность людей – бытующее раньше мнение. Но как разделить между собой эти совокупности, кроме того невозможно определить, что такое история, что направляет исторический процесс, какие существуют этапы развития общества. Общество есть определенно организованная система. А история есть деятельность людей, которые преследуют свои интересы (Гегель). Гегель впервые вводит понятие общественное бытие. Человек в ходе своей жизни стремится реализовывать себя, поэтому человек вступает во взаимодействие с другими людьми. Из чего складываются законы общества? Из взаимодействия людей между собой (религиозное, нравственное, юридическое и так далее), поэтому в обществе есть устойчивые связи, которые возникают не из-за сверхъестественных сил, а в результате деятельности людей. Человек может свободно выбирать с кем ему контактировать.

В эпоху Просвещения была выдвинута идея, что человек должен обладать частной собственностью. Это возможно путем введения прав: право на собственность, свободную жизнь, равенство друг перед другом, которое выражалось равенством перед законом. Разделение труда приводит к возникновению частной собственности. Когда возникает способ производства, задается эволюция форм собственности.

В XX в. продолжалось и продолжается развитие концепций, основанных на натуралистическом подходе к объяснению феноменов общества и человека. С этих позиций общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей. Ход истории и судьбы народов в основном определяются ритмами Космоса и солнечной активности (А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностями природно-климатической среды (Л. Мечников), эволюцией природной организации человека и его генофонда (социобиология). Общество рассматривается как высшее, но далеко не самое удачное творение природы, а человек как самое несовершенное живое существо, отягощенное генетически стремлением к разрушению и насилию. Это ведет к нарастанию угрозы самому существованию человечества и определяет потенциальную возможность перехода в иные "космические" формы бытия (К. Э. Циолковский).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.