КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные идеи философии индуизма
Предмет и структура философского знания Философия - дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундамент принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношение человека и мира. Философия возникла в 1 тысячелетии до н.э., в то время как конкретная наука - в Европе в период 15-17 в. Цель науки – получение объективных знаний о реальности, которые можно практически использовать и применять. Критерии– систематизированность, точность, доказность, опытная повторяемость и т.д. Функции:• мировоззренческая; • гносеологическая (теория познания); • методологическая; • интегративная; • критическая (все критикует, характеризует важность критического подхода); • аксиологическая (наука о ценностях, проявляется когда в науке появляется большое открытие); • социальная; • прогностическая; В философии никогда не существует господствующей теории, разделяющую всем научным сообществом. Предметом философии является всеобщие закономерности природы, общества и человека. Философия говорит о смыслах, а не о законах. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. Соотношение философии и науки: 1) Ученые отвечают на вопросы «Каковы законы объект мира», а философия «Кто я в этом мире»; 2) Цель ученого– получить точное знание о мире, задача – понять соврем сознание и его истоки; 3) для науки главное – сформулировать теории, истинность которого можно подтвердить экспериментально; 4) наука вырабатывает конкретное понятие, а философия пытается вырабатывать всеобщие понятия – категории; 5) предмет науки – изучение, необходимое для получения знаний о мире; С момента возникновения философии главный вопрос «что первично дух или материя; идеальное или материальное». Философия включает в себя такие различные науки, как логика, биология, эстетика, этика и др. Предметом называют круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, фил знания составляют четыре основных раздела: • онтология (учение о бытии); • гносеология (учение о познании); • человек; • общество. Классические разделы философии: 1) онтология (учение о всем существующем) делится на: * философия природы; * философия антропологии; * социальная философия; 2) гносеология (наука о познании); 3) этика (учение о нравственности, морали); 4) эстетика (учение о законах прекрасного); 5) история философии.
Индуизм - древнейшая национальная религия Индии. Его истоки обычно возводят ко времени существования протоиндийской (хараппской) цивилизации, т.е. ко II-IIIтыс. до новой эры. При этом индуизм до сих пор сохраняет многие обычаи и установления с древнейших времен, протягивая в современность традиции архаической культуры, зародившиеся на заре истории. Расцвет индуизма и его преобладание перед другими религиями, существовавшими в Индии на тот момент (буддизмом и джайнизмом), совпали во времени с периодом интенсивных философских исканий. Между 6 в. до н.э. и 5 в. н.э., появилось не менее десятка соперничавших доктрин. Все они сходились на том, что мокша представляет собой главную цель человека, но расходились во многих теологических и метафизических тонкостях. Особо выдвинулось шесть философских школ («шесть даршанов»): Ньяя; Вайшешика; Санкхья; Йога; Миманса; Веданта. Считалось, что каждая из них предлагает действенный способ освобождения, но наибольшую популярность обрела одна только веданта. Основные идеи: Священные книги играют большую роль во всех разновидностях индуизма. Индуистские священные тексты делят на две основные категории: шрути, или тексты божественного откровения, и смрити, традиционные книги известных авторов. Вся литература шрути написана на санскрите, языке Древней Индии, литература смрити использует как санскрит, так и региональные языки. Важнейшим текстами шрути являются веды («знание»). В Ригведе, первой из четырех книг, содержатся гимны, обращенные к богам, почитавшимся в то время в Индии. В других ведах содержатся различные обрядовые формулы, заклинания, заклятия и песнопения. В отличие от литературы шрути, тексты смрити может читать всякий. Большая их часть представляет собой либо сутры – лаконичные афоризмы, предназначенные для запоминания, либо шастры – трактаты на различные темы. Наиболее популярными произведениями являются эпические поэмы Махабхарата и Рамаяна. Они представляют собой сочетание фольклорных легенд и философских рассуждений. Кроме того, литература индуизма включает в себя пураны («рассказы о былом»), сборники легенд со множеством религиозных наставлений, книги о божественном. Происхождение Вселенной Священные книги индуистов содержат несколько разных описаний происхождения и устройства Вселенной. За пределами вечно изменчивого физического мира существует единый универсальный, неизменный, извечный дух, который называется Брахман. Душа (атман) всякого существа во Вселенной, включая и богов, есть частица этого духа. Когда умирает плоть, душа не погибает, а переходит в другое тело, в где продолжает новую жизнь. Вселенная существует в циклическом времени. Всякое событие уже некогда происходило, повторится оно и в будущем. Эта теория касается не только череды перевоплощений отдельного человека, но также истории общества, жизни богов и эволюции всего космоса. Наименьшей единицей индуистского космического цикла является юга, или мировой век. Существуют четыре юги, каждая из которых короче предыдущей, что соответствует убыванию дхармы морального порядка во Вселенной. Индуисты верят в существование двух групп сверхъестественных существ: богов и демонов. Демоны делятся на три вида: Асуры (“небоги”); Ракшасы (“те, кого сторонятся”); Пишачи (перевод неизвестен) Асуры - противники богов, а ракшасы и пишачи - противники людей. Ракшасы вредят людям всеми возможными способами, а пишачи - главным образом через болезни, которые они насылают на людей. Функции демонов: творить зло, быть противниками богов, быть противниками людей. Но среди демонов встречаются и такие, которые совершают отдельные добрые поступки. Демонов много: их количество исчисляется миллионами. Демоны имеют плоть и пол. В обычном виде они выглядят уродливо, но для осуществления своих коварных планов могут приобретать облик мужчин и женщин. Часть демонов сотворил бог Брахма. Другая часть возникла как результат сексуальных отношений демонов между собой. Демоны смертны: их тела погибают в сражениях с богами и людьми, а их души - вместе с гибелью Вселенной. Боги - это верховные сверхъестественные существа, управляющие миром. Поклонение Богам обозначается словом “пуджа”. Богам поклоняются в храмах и дома, перед семейным алтарём. В индуизме насчитываются сотни божеств, от мелких божков местного значения, до великих богов, чьи деяния знают в каждой индийской семье. Наиболее известны Вишну; Рама и Кришна, две формы или инкарнации Вишну; Сива (Шива); и бог-творец Брахма. Вишну чаще всего предстает в роли Охранителя, в отличие от Творца – Брахмы и от разрушителя Шивы. Смысл жизни. Самскара (сансара) и Закон кармы Священные книги индуизма указывают четыре цели, к достижению которых должна быть направлена жизнь человека. Это артха – богатство и власть; и кама – наслаждение и удовлетворение желаний, прежде всего любовных. Артха и кама являются законными целями и считаются важными составляющими потребностей всякого человека, однако они уступают по значимости двум другим целям жизни:дхарме – правильному поведению; и мокше – освобождению от цикла нескончаемых перерождений. Важной доктриной учения индуизма является вера в перевоплощение или трансмиграцию души (сансара). Индуизм признает душу вечной. Однако после смерти тела душа рождается в другом теле, которое может быть телом или человека, или животного, или пресмыкающегося. Конечной целью перевоплощения является мокша, то есть освобождение от длительной серии перевоплощений, посредством которых душа постепенно достигает совершенства. Этого совершенства душа достигает либо после жизни в последнем теле, либо во время пребывания в последнем теле, что считается более предпочтительным. Кастовое общество Каждый индуист принадлежит от рождения к определенной касте и не может поменять свою кастовую принадлежность. Жену он должен взять из своей же касты; род его занятий также будет традиционным для этой касты. Все касты занимают определенное место в кастовой иерархии. Верхнюю ступень этой лестницы обычно занимают касты священнослужителей, брахманов, ниже располагаются касты торговцев, земледельцев, ремесленников и слуг. О женщинах В индуизме считается, что женщины должны обязательно состоять замужем и оставаться целомудренными и чистыми любой ценой.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |