Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Итак, предметом фил-ии явл. отношения чел-ка к миру




Предмет фил-ии. Изменение предмета фил-и в ходе истор-ого развития.

Предметом фил-ии называют круг вопросов, кот-е она изучает.

Фил-ия самая древняя область знания. Она возникла в 1 тыс. до н.э. одновременно в Китае, Индии и Греции. Возникновение фил-ии было подготовлено. Во-1 накоплением знаний. Во-2, неудовлетворенностью господствующим в обществе религ-ми и мифолог-ми представлениями о мире.

Фил-ия (с греч. «фило»-люблю, «софия»- мудрость)- "любомудрием".Фил-ия- это форма общественного сознания, это учение об общих принципах бытия и сознания и об отношении чел-ка к миру. Как наука фил-ия собирает, обобщает и анализирует инф-ию с целью получения новой. Фил-ия вырабатывает обобщенную систему знаний на мир и место чел-ка в нем. Она исследует познавательные, целостные, соц-но – пол-ие, нравственные и эстетические отношения чел-ка к миру.

Онтология- учение о бытии, как таковом.

Гносеология- теория познания Аксиология- наука о ценностях

 

2. Осн-ым в фил-ии традиционно считается вопрос об отнош-ии мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).

Важность данного вопроса закл-ся в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окруж-ем мире и месте чел-ка в нем, а это и явл. главной задачей фил-ии.

Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характ-ки бытия. В связи этим сущ-ют две стороны основ-го вопроса фил-ии — онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса фил-ии закл. в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в фил-ии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

2. Онтологическую сторону основного вопроса фил-ии представляют:• материализм;• идеализм;• дуализм.

Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направление в фил-ии, сторонники кот-о считали, что в отношениях материи и сознания первичной явл-я материя.

Идеализм ("линия Платона") — направление в фил-и, сторонники кот-о в отнош-х материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

• существуют две независимые субстанции — материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

3. Гносеологическая сторона основного вопроса фил-ии представлена:• эмпиризмом (сенсуализмом);• рационализмом.

 

3.. Основная специфика фил-го знания закл-я в его двойственности, так как оно:

• имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием в чистом виде.Главное отличие фил-ии от всех иных наук зак-я в том, что фил-ия явл. Теор-им мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных чел-твом знаний.Предмет фил-и шире предмета исследования любой отдельной науки, фил-ия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

2. Можно выделить следующие особенности фил-ого знания:

• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

• в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;

• опирается на категории — предельно общие понятия;

• неисчерпаемо по своей сути;

• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир).

 

 

4. Предмет фил-ии – фил-ия – наука, кот. изучает наиболее общие законы развития природы, общ-ва и познания(правильное и бесполезное определение).

Назначение фил-ии – поиск удела чел-ка, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении чел-ка, в обеспечении его совершенствования. Общую структуру фил-ого знания составляют четыре осн-ых раздела: онтология(учение о бытие), гносеология(учение о познании), человек, общество.

Специфика фил-кой мудрости состоит в ее нацеленности на смыслы мак­симально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости.Фун-ии фил-ии — осн-е направления применения фил-ии, через кот. реализуются ее цели, задачи, назначение.

Мировоззренческая фун-я способствует формир-ию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте чел-а в нем, принципов взаимодействия с окруж-м миром.

Методологическая фун-ия зак-ся в том, что фил-ия вырабатывает основные методы познания окруж-ей действ-ти (см. вопрос 3 "Предмет и методы философии").

Мыслительно-теоретическая фун-я выражается в том, что фил-ия учит концептуально мыслить и теоретизировать Гносеологическая — одна из основополагающих фун-ий фил-ии — имеет целью правильное и достоверное познание окруж-й действительности (то есть механизм познания).

Роль критической фун-и - подвергать сомнению окруж-й мир и существ-ее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Социальная фун-я.

 

 

5. Фил-ия вкл. в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и др., в кот-х задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» Фундаментальным методом фил-и явл. построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии фил-ии не сущ-т. Споры идут и по поводу того, что считать фил-й, и само определение фил-ии различно в многочисленных фил-их школах.Однако даже при отсутствии возможности претендовать на роль науки наук, фил-ия может рассматриваться как наука, имеющая дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения, воссоединяя частные науки. Первичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача второго — выявление более общих закономерностей и тенденций. Надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению как научно-фил-их выводов, так и филосо-ой ветви, представляющей иррационалистические спекуляции. Также сама фил-ия может влиять на частные науки, как положительно, так и негативно.Нужно также отметить, что история фил-ии — это гуманитарная наука, основной метод кот. — толкование и сравнение текстов.Ответ на вопрос о соотношении ненаучного знания и фил-ии связан с вопросом о соотношении фил-ии и «заблуждающегося разума». Этот момент необходим с истор-ой точки зрения в силу самого хар-ра процесса познания. Он свойственен любой науке. Фил-ия также не может быть гарантирована от заблуждений.

 

 

6. возникла в ионийских городах западного побережья малой Азии, основанных греками. Здесь раньше развилась работорговля и выросшая на их основе культура.

Произошло освобождение мировоззр-их представлений о природе и чел-ке из плена мифологических схем. А произошло это при развитии классового общества и гос-ва. Возникли фил-ие и в первую очередь космологические системы. При отсутствии средств экспериментальной проверки гипотез число систем было велико, что означало многообразие фил-их типов объяснения мира.

1. Древнегреческой называется фил-ия (учения, школы), выработанная греч-и фил-ми, проживавшими на тер-ии современной Греции, а также в греч-х полисах (торгово-ремесленных городах-гос-х) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических гос-х Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко фил-я Др. Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием "античная философия".)

2. Милетская школа существовала в Др. Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета — крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии.

Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Фил-ы милетской школы:

• выступали с материалистических позиций;

• занимались не только фил-ей, но и др-и науками — точными и естественными;

• пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа "физиков");

• искали первоначало - субстанцию, из кот. возник окруж-ий мир.

3. Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древнегреческий философ-материалист, основатель фил-ого направления (первоначально принадлежал к логической школе):

• первоначалом всего сущего считал огонь;

• вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);• считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды");• был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;• признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);

4. Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика:

• первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

• выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);

• считали единицу мельчайшей частицей всего;

6. Атомисты — материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) "строительным материалом", "первокирпичиком" всего сущего считали микроскопические частицы — "атомы".

Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии ("линия Демокрита" — противоположность "линии Платона" — идеалистическому направлению).

В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

• весь материальный мир состоит из атомов;

• атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего;

• атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

 

 

7. Атомисты — материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) "строительным материалом", "первокирпичиком" всего сущего считали микроскопические частицы — "атомы".

Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии ("линия Демокрита" — противоположность "линии Платона" — идеалистическому направлению).

В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

• весь материальный мир состоит из атомов;

• атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего;

• атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

• атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.);

• между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

• атомы находятся в вечном движении;

• существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;

• атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания

 

8. Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Элеаты:

• изучали проблемы познания;

• жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое;

• были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из единого первоначала;

Э. ш. впервые противопоставила мышление (и мыслимое бытие) чувственному восприятию (и чувственно-воспринимаемому бытию), отмечая неустойчивость, текучесть человеческих ощущений и чувственного бытия и отводя главную роль в познании мышлению. Э. ш. впервые в истории философии выдвинула и сделала основой философствования понятие единого бытия. Оно понимается Э. ш. как непрерывное, неизменное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом мельчайшем элементе действительности, исключающее какую-либо множественность вещей и их движение В дальнейшем понятие единого неизменного бытия послужило одним из источников философии Платона и неоплатонизма.

 

 

9. Софисты — философская школа в Древней Греции, существовавшая в V — первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого "софисты" — мудрецы, учителя мудрости).

Для софистов характерно:

• критическое отношение к окружающей действительности;

• стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

• отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

• стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 - 399 гг. до н. э.).

Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.

Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.Сократ вел свою филсофию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло

 

 

10. 1. Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы — Академии, основоположник идеалистического направления в философии.

Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются "Апология Сократа", "Парменид", "Горгий", "Федон", "Государство", "Законы".

Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:• материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;• окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;• реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы)• чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;• любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.);

Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:

• "единого";

• "ума";

• "души".

"Единое ":

• является основой всякого бытия;

• не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.);• есть ничто;

• выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;

• первоначало всего — всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

 

 

11. Аристотель (384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся:"Органон", "Физика", ""О душе", "Афинская политая", "Поэтика".

Философию Аристотель делил на три вида:

• теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название "первичная философия");

• практическую - о деятельности человека, устройстве государства;

• поэтическую.

Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.

Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на "мир вещей" и "мир чистых (бестелесных) идей", и "мир вещей" в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей "чистой идеи".

Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики - протяженность, покой, движение и др.

по Аристотелю, бытие — это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

 

 

12. Средневековье — это господство религиозного миросозерцания, выраженного в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты).

Патристика. Средневековье принципиально переменило ситуацию в философии. Этому способствовали два глобальных изменения в жизни Европы — фактическая утрата античной культуры, ее разру­шение и практически безраздельное властвование в духовной жизни новой мировой религии — христианства. Господство церкви диктовало приоритет теологии над любыми другими видами зна­ния. В этих условиях философия становится служанкой богосло­вия. Схоластика. С IX—X вв. ведущее положение в богословском философствовании Европы занимает схоластика. Схоластика, с одной стороны, как бы приняла эстафету от патристики: проблематика, находящаяся в центре ее внимания, фактически не изменилась. С другой стороны, в 1054 г. произошло событие, которое не могло не внести изменений в философию, остававшуюся «служанкой бо­гословия», — христианская церковь разделилась на католическую и православную ветви. Реализм. В рамках схоластики развернулся важный для этого направления спор, который в конечном счете сводился к вопросу о существовании Бога и об объяснении его троичности. Доказательство бытия Бога Ансельмом Кентерберийским сводилось к тому, что Высшее существо может существовать только реально; если оно — лишь мыслимо, то оно не может быть высшим. Раз Бог как высшее существо реален, то реальны и общие понятия — универсалии. Номинализм. Номиналисты довели идею отрицания объективно­го существования общего до логического конца. Они считали, что общее присутствует только в человеческом разуме, в мышлении. Они отрицали существование общего как в самой вещи, так и до вещи, считали универсалии лишь именами вещей, «звуками голоса» — «номена» (отсюда название направления).

 

 

13. Ав. Блаженный. (патристика) В развитии философии Средневековья выделяют 2 периода: патристика и схоластика.Патристика -совокупность теологических, философских, политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII в. (отцов Церкви). Наиболее значительными представителями патристики является Августин Блаженный (354 - 430 гг.).Основные произведения - "Исповедь", "О Граде Божьем".Он создал религиозно-философскую систему, в которой главное внимание сосредоточено на отношении Бога и мира, вера и разума, истины и знания, добра и зла, свободы воля и исторического прогресса. Августин Блаженный категорически отрицает наличие материала для сотворения мира, т.к. это ограничивает всемогущество Бога.Проблема времени рассматривается через творение. Бог пребывает вне времени (в вечности, в постоянном настоящем). Соотношение добра и зла Августин Блаженный рассматривал как градацию добра (зло не существует само по себе, зло - это отсутствие добра, также как тишина - это отсутствие звука). Абсолютность добра и относительность зла снимает с Бога ответственность за зло, которое существует в мире. Учение Августина Блаженного о душе. Августин Блаженный определяет человеческую душу как созданную Богом, разумную и бесконечную. Главные свойства души - мысль, память и воля. Она хранит в себе все предшествующие события и управляет телом.

 

 

14. Эмпиризм и рационализм философии Нового времени. Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.

Рационализм имеет два основных направления — онтологическое и гносеологическое.

Согласно онтологическому рационализму в основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом смысле рационализм близок к идеализму (например, учению Платона о "чистых идеях", которые предшествуют материальному миру и воплощением которых данный материальный мир ("мир вещей") является). Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гносеологические рационалисты выступали против средневековой теологии и схоластики, представители которых видели в основе познания Божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рационалисты были оппонентами эмпиристов — сторонников философского направления, распространенного в новое время, тоже выступавших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт (девиз эмпиристов — "Знание — сила"). Эмпиризм — направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: "нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)", "знание — сила". Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США.Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.