Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятия человека, личности, индивида и индивидуальности




Структура личности. Ее свобода.

Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических

задатков, воздействия социальных факторов и ее психосоциального ядра - "Я". Это Я определяет характер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формирования соц чувств человека: собственного достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит основой внутр самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов.

Жизненная позиция — отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках. Свобода есть специфически человеческий способ бытия: "Мера свободы входит в понятие человека". Мера свободы как творческого самовоплощения чел определяется уровнем развития производ сил и общ отношений, а также степени познания и овладения природными и соц законами.Но свобода для одного есть несвобода для другого (диктатура). Свобода есть относительное понятие.Новая этическая проблема соотношения свободы и ответственности личности. В техногенной цивилизации человек может сделать больше, чем он имеет прав.

 

 

Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных.

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие "личность" — совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

Индивид --- единичный представитель человечества, безотносительно к его реальным или антропологическим особенностям. Родившийся ребёнок индивид, но не личность, так как не обладает индивидуальностью. Индивид становится личностью по мере того, как перестает быть единицей челрода и приобретает относительную самостоятельность. Индивид есть существо общественное и всякое проявление его жизни явл проявлением общ жизни.

Индивидуальность --- неповторимый, самобытный способ существования конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности.

Индивидуальность выражает собственный мир индивида, особый жизненный путь, по происхождению и форме носит индивидуальный характер.

 

 

56. Проблема человека есть основная проблема философии. "Человек - высшая ступень живых организмов наЗемле, субъект общественно-исторической деятельности культуры"

Проблема человека является центральной для сознания нашей эпохи и одной из самых важных для всей философии. Человек хочет знать, кто он, откуда он пришел, куда идет и чему предназначен. Представления о человеке как о Homo Sapiens на протяжении всей истории философии постоянно менялись.

Во времена античности господствовало представление о человеке как о микрокосме, т.е. о своего рода космоса в миниатюре Издревле в человеке видели двойственное существо, обладающее телом и душой. В контексте различных философских концепций это утверждение трактовалось по-разному. В понимании древних греков человек мыслит всем телом – то есть «в здоровом теле здоровый дух», поэтому они уделяли большое значение тренировке тела. Платон противопоставлял вечную душу и бренное тело, в которое душа вселяется.

В средневековой философии образ человека – теоцентричный, человек верит в Бога, заботиться нужно о душе. Фома Аквинский считал: «Человек – актер божественных комедий и трагедий».

Деятели Эпохи Возрождения воспевали гармонию души и тела. Макиавелли говорил: «Желания человека ненасытны, природа наделила человека желанием ко всему стремиться, а фортуна благосклонна не ко всем»

В Новое время сформировалась концепция человека, в соответствии с которой его основной признак – наличие рассудка, разума. Это воззрение нашло свое отражение в словосочетании Homo Sapiens, что в переводе с латинского «человек разумный».

 

 

57.Природа как объект философского осмысления.Совр.Экологич.проблемы. природа - вся совокупность естественных условий существования человека и человечества. Человек, человеческое общ-во и культура одновременно противостоят природе, и включены в нее. Природа может восприниматься как нечто уступающее культуре, нечто неоформленное, неорганизованное, неразумное и поэтому более низкое, чем культура. Другая позиция: природа понимается как образец совершенства, как нечто более высокое, превосходящее культуру и человека.Античное мышление: природа - подвижное, изменяющееся целое, и человек не столько противопоставлен природе, сколько является одной из ее частей. Идеал: жизнь в согласии с природой. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:
- уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;
- в значительной мере истреблен лесной покров;
- стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;
- мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов;
- атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров- частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения;Для человечества становится жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе.
Какие же необходимы меры для решения глобальных экологических проблем! Прежде всего следует перейти от потребительско-технократического подхода к природе к поиску гармонии с нею. Для этого, в частности, необходим целый ряд целенаправленных мер по экологизации производства: природосберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла.Другой мерой, направленной на улучшение взаимоотношений человека и природы, является разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно — энергетических источников (нефть, уголь), имеющих для жизни человечества важнейшее значение. Еще одним является формирование в обществе экологического сознания, понимания людьми природы как другого живого существа.

 

 

58. Информац.общество:сущность и черты.
информационное общество
— теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительные черты:увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;создание глобального информационного пространства, У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям:Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.Социальный:информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

 

59.Общественный прогресс.
Проблемы общественного прогресса являются важнейшими проблемами социальной философии. Они всегда волновали мыслителей, исследовавших социум по восходящей линии его развития. Самому термину «прогресс» дали жизнь французские просветители XVIII века А.Р.Тюрго и А.Кондорсе. А.Сен-Симон, социалист-утопист, уже переживший Великую французскую революцию, критерием прогресса соглашался считать только развитие общественной нравственности.. Основатель коммунистического движения К.Маркс считал основой человеческой жизни развитие производительных сил, однако прогрессивным он считал совершенствование не только техники, но общественных отношений и самого человека – главного творца материальных и духовных ценностей.
Развитие науки и техники, разумности общественного устройства, свободы и права, наконец, экономики - все эти критерии прогресса могут показаться верными, но недостаточными, неполными. Ясно, что главной целью развития общества должно быть всестороннее совершенствование условий жизни каждого человека и его становление как личности – свободной, творческой, гуманной.
История учит нас, что развитие общества не бывает простым, однонаправленным. Революции и реформы сменяются периодами реакции, эпохи активности и расцвета выделяются на будничном фоне повседневности, контрастируют с глубочайшими кризисами и падениями. Явления несомненно прогрессивные имеют свою обратную сторону: революции не обходятся без страданий, технический прогресс несёт опасность здоровью человека и существованию цивилизации.

60. Глобальные проблемы современности – это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают, как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.Глобальные проблемы современного существования и развитиячеловечества:предотвращение термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение несанкционированного мировым сообществом распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;регулирование стремительного роста населения;предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды и снижениябиоразнообразия;обеспечение человечества ресурсами;преодоление разрыва в развитии между богатыми и бедными странами, устранение нищеты, голода и неграмотности.озоновые дыры;проблема СПИДа. Человек, как и все живое на Земле, неотделим от биосферы,которая является необходимым естественным фактором его существования. Природа-предпосылка и естественная основа жизнедеятельности людей, причем полноценная их жизнедеятельность возможна только в адекватных природных условиях. Человек может существовать лишь в достаточно определенных и весьма узких рамках окружающей природной среды, соответствующих биологическим особенностям его организма. Он испытывает потребность в той экологической среде, в которой проходила эволюция человечества на протяжении всей его истории.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.