КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Билет №8. 1. Западная философия 20 века: важнейшие направления и идеи
1. Западная философия 20 века: важнейшие направления и идеи Философия XX века включает в себя огромное многообразие направлений, течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающие традиции классической философии (эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, психоанализ) так и совершенно новые течения. Противоборство и взаимодействие разнообразных философских учений составляет богатое содержание духовной мысли XX века. Рассмотрим основные направления западной философии XX века. Направление философии, которое возникло в конце XIX века и получило наибольшее распространение в первой четверти XX века, называется «Философия жизни». Оно выдвигает в качестве исходного понятия «жизнь» как постигаемую интуитивно целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Феноменология - направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт. Эмпириокритици́зм - философское направление, родоначальником которого является Рихард Авенариус: отправным пунктом теории познания Авенариуса является не мышление или субъект, не материя или объект, а чистый опыт в том виде, в котором он непосредственно познаётся людьми. Неопозитивизм – одно из основных направлений западной философии 20 в. Неопозитивизм возник и развивался как философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием науки, в частности отношений философии и науки в условиях дискредитации традиционной спекулятивной философии, роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического оазиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр. Гермене́втика - направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.
2.Во-первых, термин "структура научных революций" был придуман Томасом Куном, известным философом науки, профессор Массачусетского технологического института. У Куна была такая идея – есть "парадигма", которая определяет некоторые образцы деятельности и способ видения реальности, которую изучает наука. Ломку парадигмы, ее смену Кун определял как научную революцию. Он попытался дать структуру научных революций. А структура научных революций у него связана с понятием "парадигма". Паради́гма — означает совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки, а также универсальный метод принятия эволюционных решений, гносеологическая модель эволюционной деятельности.
Билет №9
1. Артур Шопенгауэр (1788-1860), создавая свою пессимистическую концепцию морали, исходит из того, что «страдание — неизбежный и истинный удел человека». Оптимизм — свидетельство плоской тупости его сторонников или кровавое издевательство над безмерностью человеческого страдания. Из страсти и страдания Шопенгауэр выводит всемирный закон как результат слепой воли и жизни. Произвола слепой воли способен избежать лишь беспристрастный, творческий гений или аскет. Достичь этого можно лишь попиранием воли, т. е. уничтожением жизни, к чему и движется человечество. Впрочем, с его точки зрения, лучшего оно и не заслуживает. Все поступки, мотивированные желанием личного блага, Шопенгауэр расценивает как эгоистические и исключает их из числа нравственных. Критерием нравственности является отсутствие эгоистических мотивов. Это возможно, когда люди настолько близки друг к другу, что чужое страдание воспринимают как свое. Такое отношение возможно лишь при взаимной симпатии, поэтому симпатия — единственная, реально существующая форма нравственности. Из принципа сострадания вытекают две нормы поведения: пассивное (не вреди никому) и активное (помогай каждому по мере сил). При пессимистическом взгляде на мир нравственный поступок может привести лишь к облегчению страдания, но не избавить от него, ибо страдание бесконечно. Поэтому, чем глубже и нравственнее человек, тем шире его сочувствие, тем больше его собственное страдание и чувство безысходности, ибо мир полон страданий, нищеты, несчастий. Единственным искуплением может быть аскетизм: «Слепая воля к жизни зажгла в человеке светильник разума, и он освещает безмерность страдания и открывает путь к его прекращению через сознательное подавление воли аскетическим отрицанием жизни, отказом от стремления к продолжению рода, а тем самым отказом от постоянно растущей цепи мучений». Покончить со страданием можно лишь отказом от жизни, через преодоление воли к жизни человек приходит к вечной добродетели. Учение Шопенгауэра оказало большое влияние на философию Ницше, последующую буржуазную этику, экзистенциализм и др. 2. Если ценностные представления имеют какую-то объективную основу, то такой основой может быть только сама объективная реальность, т.е. то, что есть. Поэтому в истории философии одной из ведущих линий в объяснении ценностных представлений оказываются попытки выведения должного из того, что есть. В качестве одной из самых первых таких попыток рассмотрим точку зрения Демокрита, греческого философа V-IV века до н.э. Он интересен тем, что у него сразу намечаются типичные противоречия, связанные с проблемой ценностей. Демокрит материалист, поэтому он кладет в основу объяснения ценностей природу, то есть то, что есть. Добро, справедливость, прекрасное - это проявление естественного порядка вещей, это то, что соответствует природе, а зло, безобразное - это то, что ей противоречит. Поэтому люди в своих стремлениях и оценках должны следовать требованиям естественного. Итак, опора на природу, на естественное не позволила Демокриту найти основу для ценностей. Или по-другому: опора на то, что есть, не позволяет понять, почему должным является именно это, а не иное.
Билет №10.
1. Кант один из самых оригинальных мыслителей XVIII в., представитель классической философии. Кант считал, что в ходе познания человек может понять объект только на уровне явления и то только если в духовном горизонте есть соответствующий феномен. Разум человека слишком слаб, что бы понять сущность явления, поэтому для человека все объекты выступают как объекты, хранящие свою сущность. Но Кант при этом считал, что некоторые люди могут понять сущности, но делают это не рассудком, а практическим разумом с помощью интеллектуальной интуиции. Основа интуиции – ситуативное мышление, глубина памяти и личный жизненный опыт. Названные компоненты являются важными элементами бытия человека. Кант считал, что сущность и явление – плохо связанные вещи. На самом деле явление – верхняя часть сущности и человек, глядя на вещь, сразу видит сущность, но только ее верхнюю часть. Очень интересная позиция Канта о проблеме пространства и времени. Кант считал, что люди с самого начала раскладывают все по пространственно-временным параметрам, таким образом, пространство и время являются априорными формами чувственного познания. Это на самом деле серьезная проблема соотношения объективного пространства и времени и их отражения в духовном горизонте людей и различных теориях. В критике способности суждения Кант говорит об эстетике ее основания. По Канту получается, что человек – житель двух миров: мира необходимости и мира свободы. Кант фактически определил проблему, как человек в ходе своей жизни должен найти гармонию между этими двумя мирами. Эта проблема и сейчас очень актуальна.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 8435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |