Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смысл и назначение человеческого бытия




Проблема человека в философии. Понятие человека, индивида, индивидуальности и личности. Взаимоотношение природного и социального в человеке.

 

Человек – (класс млекопитающих, отряд приматов, семейство Гоминидов (прямоходящих приматов), род Homo, вид Homo sapiens) - генетически связанный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Человек– это «живая система», представляющая единство трех начал:

· биологического (анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности и т.п.);

· психического(чувства, воображения, память, мышление, воля, характер и т.д.);

· социального(мировоззрение, ценностные установки, знания и умения и т.п.)

Человек- существо целостное- соединяет в себе физическое, психическое и духовное начало; универсальное- способное к любому виду деятельности; уникальное- открытое миру, неповторимое, свободное, творческое, стремящееся к самосовершенствованию.

Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих мыслителей на всем пути развития философии. В разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по-разному. Смысл жизни не дан человеку извне. Каждому человеку он открывается по-разному. Найти смысл жизни– единый и общий – для

всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое – надежды каждой данной эпохи. Смысл жизни – это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, на которые человек ориентируется в своей жизни. И он может меняться в зависимости от исторических условий существования человека, от его возрастных особенностей. В истории философии можно выделить следующие

основные концепции смысла жизни:

1.Гедонизм – жить, значит наслаждаться;

2.Аскетизм– жизнь – это отречение от мира ради близости к Абсолюту, к которому как к духовному бытию можно «подойти» только будучи самому максимально духовным и свободным от грехов мира;

3. Этика долга– жизнь – это самопожертвование ради высоких идеалов (служение Родине, семье, долгу, любви, счастью других людей и т.д.);

4. Утилитаризм– жить– значит извлекать из всего и всех пользу, видеть в другом человеке не самоценную личность, а средство удовлетворения своих устремлений и потребностей;

5. Эвдемонизм– жизнь – понимается как стремление к счастью как подлинному назначению человека;

6. Прагматизм– цель оправдывает любые средства ее достижения.

 

Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» нередко употребляются как синонимы для описания человека. Однако в них есть важные различия. Понятие индивида указывает, во –первых, на отдельную особь как представителя высшего биологического вида Homo sapiens и, во-вторых, на единичный, отдельный «атом» социальной общности. Это понятие описывает человека в аспекте его отдельности и обособленности. Индивидуальность –характеристика человека как носителя неповторимых, своеобразных, только ему присущих качеств, которые позволяют отличить его от других представителей человеческого рода. Индивидуальность включает в себя как унаследованные, так и благоприобретенные свойства.

Существуют две основные концепции л ичности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика.

Первая концепция опирается на понятие социальной функции человека. При всей значимости этого аспекта понимания личности (он имеет большое значение в современной социологии) он не позволяет нам раскрыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя только внешнее его поведение, которое в этом случае не всегда и не обязательно выражает действительную сущность человека.

Вторая концепция раскрывает понятие личности в сущностном плане: сгусток ее регулятивно-духовных потенций, центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий и верховной власти во внутренней жизни человека. Личность –индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм.

Человек по своей природе и биологическое, и социальное существо. Но каково соотношение этих двух начал, является ли одно из них определяющим – это предмет научных дискуссий. Существует два основных подхода в решении этой проблемы: биологизаторский и социологизаторский. Каждый из них абсолютизирует какую-то одну часть природы (биологическую или социальную) человека.

Сторонники биологизаторских концепций стремятся объяснить человека, исходя только из его биологического начала, и совершенно игнорируют влияние общества или собственный выбор личности. Так, Т.Мальтус (1766–1834) предложил рассматривать общественную жизнь как арену борьбы отдельных людей за свое существование, в которой побеждают сильнейшие, а слабые обречены на гибель (по аналогии с животным миром). Социал-дарвинизмна рубеже ХIХ-ХХ вв. продолжают развивать эту идею, вооружившись учением Ч.Дарвина о естественном отборе и эволюции. Социобиологияв ХХ в. делает акцент на генетической наследственности. Поведение человека так же, как и животного, генетически определено и никто не может преодолеть влияние своей наследственности, какой бы она не была – плохой или хорошей (общество здесь тоже не помощник). Расистские концепции, заявляют о превосходстве одних людей над другими по признаку принадлежности к «высшим» или «низшим» расам, что ярко проявилось в фашистской идеологии, призывавшей к «расовой чистоте» и «расовой гигиене». В большей степени эти идеи опирались на евгенику – учение о том, какими средствами и каким образом можно достигать «высшего качества наследственности человека». Фрейдизм с его пониманием культуры как сублимации сексуальных влечений тоже относится к биологизаторскому направлению.

Социологизаторские концепции, напротив, абсолютизируют влияние общества на формирование человека. Какова социальная среда, окружающая человека, таков и он сам. В нем, как в зеркале отражаются пороки общества или его добродетели. Злым человека делает несовершенство общественных отношений и неправильное

воспитание. Создайте человеку идеальные условия, и он будет совершенным. Такова установка всего социального утопизма, начиная с эпохи Просвещения, заканчивая К.Марксом, и его воплощением в действительность– социализма. Однако, в действительности оказалось все сложнее. Человек – это не tabula rasa (чистая доска), на которой общество пишет свои письмена (какие захочет). Не учитываются не только генетические особенности, но и сознательный свободный выборценностей и направления жизненного движения, зачастую совершенно необъяснимый (и противоположный) окружающей социальной среде. В формировании человеческой личности играют большую роль и биологические задатки, и социальное воспитание и собственный выбор. Ни один из этих трех факторов современная наука не называет определяющим. Все важно и необходимо. Человек – это целостная система, открытая миру и возможностям.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.