Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия нового времени и её специфика




Философия Давида Юма

Философия Джорджа Беркли

Так, например, английский философ, епископ Джордж Бер-кли (1685—1753), открыто выступивший против материализма, атеизма и деизма, отвергает объективную основу любых качеств, фактически приравнивая их к ощущениям человека.

Согласно Дж. Беркли, в действительности существуют прежде всего “души”, сотворивший их Бог, а также “идеи” или ощущения, будто бы влагаемые Богом в человеческие души. Беркли все объективное во внешнем мире сводит к субъективному: он отождествляет все вещи с “комбинациями” ощущений. Для него существовать — значит быть воспринимаемым. Беркли заявлял, что все вещи находятся в уме Бога.

Английский философ Дэвид Юм (1711—1776) так же, как и Дж. Беркли, решал проблемы онтологии, выступая против материалистического понимания субстанции. Он отвергал реальное существование материальной и духовной субстанции, но считал, что есть “идея” субстанции, под которую подводится “ассоциация восприятий” человека, присущая обыденному, а не научному познанию.

Философия Нового времени сделала крупный шаг в развитии теории познания (гносеологии). Главными стали проблемы философского научного метода, методологии познания человеком внешнего мира, связи внешнего и внутреннего опыта. Стави-основанием всей получаемой системы знаний. Выбор разных путей решения этой задачи обусловил появление двух основных гносеологических направлений — эмпиризма и рационализма.

Философия Нового времени содержит ряд ценных социальных концепций, среди которых особое место принадлежит концепциям “естественного права” и “общественного договора”. Так, Дж.Локк объявляет естественным правом человека его свободу и владение собственностью, приобретенной посредством труда. В работе “Два трактата о государственном правлении” он рассматривает первоначальное состояние людей как состояние господства их “естественных прав”: свободы, равенства и охраны собственности. Но он, как и Т. Гоббс, считает, что с целью защиты “естественных прав” граждан, включая их жизнь, необходимо государство, которое является результатом “общественного договора”. В “Левиафане” Т. Гоббса государство возникает через общественный договор, чтобы люди не уничтожали друг друга, так как они по природе все сильны и злы и к ним применим принцип “человек человеку — волк”. У Локка на государство переносится лишь часть естественных прав — ради эффективной защиты всех остальных, прежде всего свободы слова, веры и собственности. У Гоббса государство есть смертный Бог — Левиафан, оно охраняет мир и благоденствие граждан. Государство это абсолютистское по своему характеру общественное состояние, организация, которая обладает такой силой власти, что внушает страх, способный управлять волей всех людей, направляя ее на внутренний мир и взаимную помощь против внешних врагов'.

Локк развивает учение о разделении властей на исполнительную, законодательную и судебную. Решающее значение, по его мнению, должна иметь сосредоточенная в парламенте законодательная власть. Именно законодательная власть прежде всего определяет порядок и режим, который устанавливается в обществе.

Концепции “естественного права” и “общественного договора” разделял Б.Спиноза. У него эти теории получают обоснование не просто через естественную природу человека, но через такое ее качество, как свобода. Спиноза пишет о свободе как праве рассуждать и свободе как праве действовать. “Цель государства в действительности есть свобода”. В то же время он считал, что “общее решение должно преобладать над личным мнением и “изволением своего сердца”, иначе в обществе возникает произвол.

Абстракция – отвлечение от несущественных, второстепенных признаков и мысленное выделение и обобщение наиболее существенных особенностей, свойственных той или иной группе явлений.

Агностицизм – идеалистическое учение, утверждающее, что мир не познаваем, что человеческий разум ограничен и за пределами ощущений ничего знать не может (Юм, Кант, Протагор).

Аксиология – философское учение о ценностях и их природе.

Анамнез – воспоминание (по Платону воспоминание – сущность процесса познания).

Антропология – учение о человеке (философия человека).

Атрибут – неотъемлемое свойство предмета, без которого тот не может ни существовать, ни мыслиться.

Бытие – В узком смысле – объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком – все существующее: материя, сознание, идеи, чуства, фантазии.

Верификация – подтверждение истины чувственными, наблюдаемыми фактами.

Взаимодействие– положение о всеобщей связи и взаимодействии явлений в природе и обществе (марксизм).

Возможность – есть то, что может реализоваться лишь при наличии определенных условий.

Воля – сознательные действия и поступки человека, направленные на достижение поставленной цели, путем преодоления препятствий.

Время – вместе с пространством есть суть наши собственные формы созерцания. Время характеризует наличие или отсутствие бытия тех или иных объектов (небытие – бытие – небытие), а также относительные сроки бытия этих объектов.

Всеединство – объединение себя с богом (Шеллинг, Соловьев).

Гармония – правильное соотношение, соразмерность между целым и частями, а также между самими частями.

Гедонизм – направление в этике, утверждающее, что удовольствие, наслаждение является высшим благом и составляет цель жизни.

Герменевтика – искусство и теория интерпретации текстов.

Гносеология – теория познания или философское учение о способности человека познать действительность, постичь истину, учение об источниках познания и формах, в которых процесс познания совершается.

Гуманизм – культурное движение, выступающее в защиту прав и достоинства личности.

Дао – “жизненный путь”, закон природы, это естественный вечный закон возникновения и развития мира.

Дедукция – способ рассуждения от общего к частному, от общих положений к частным выводам.

Деизм – учение, которое признает существование бога, но резко принижает его функции, сводя их к творению материи и сообщению ей первоначального импульса, а в остальном мир предоставлен действию законов природы.

Детерминизм – учение о закономерной, необходимой связи всех событий и явлений и их причинной обусловленности.

Догматизм – слепое принятие на веру положения, без критики, без учета условий его применения.

Долг – нравственный закон, требующий, чтобы каждый человек поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения всех.

Дуализм – философское направление, считающее началом бытия не одну, а две различных субстанции: материальную и идеальную, которые отрицают друг друга и борются между собой.

Единичное – характеристика отдельных явлений, предметов или процессов, которые отличаются от других предметов, явлений или процессов и заключают в себе те или иные общие черты.

Заблуждение –иллюзорное осознание действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической практики.

Закон – выражение существенной необходимости связи явлений, внутренней связи между причиной и следствием, обуславливающей определенное закономерное развитие явлений.

Знание – такие убеждения, которые соответствуют реальному положению дел и которые имеют определенные основания.

Идеализм – антинаучное направление в философии, которое за первичное берет сознание (дух) и отрицает, что сознание есть продукт материи, т. е. мир есть воплощение “сознания”, “абсолютной идеи”, “мирового духа”. Реально существует лишь наше сознание, а материальный мир, бытие, природа есть лишь продукт сознания, ощущений, представлений понятий.

Идеальное – есть материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.

Идея – отражение действительности в сознании, характеризующее отношение людей к окружающему их миру.

Иерархия – порядок безоговорочного подчинения нижестоящих органов вышестоящим, которые наделены властными полномочиями по отношению к нижестоящим.

Индивид – единичный представитель человеческого рода.

Индукция – способ размышления от частного к общему, от фактов к обобщению.

Интуиция – Идеалисты (Шеллинг): особенная способность внутреннего созерцания, состояние наития, благодаря которому человек якобы может познать истину без участия рассудочной, логической деятельности сознания. Материалисты (Спиноза): высшее, разумное, не затемненное страстями, чувствами познание природы.

Иррационализм – философское направление, отвергающее способность разума, разумного размышления, способность науки познавать истину, проповедующее первенство воли, инстинкта, интуиции, слепых, бессознательных сил (Шопенгауэр, Ницше).

Искусство – одна из форм общественного сознания, обладающая огромной познавательной и общественной силой, отражающая действительность в форме художественных, чувственно воспринимаемых образов.

Истина – соответствие понятия, идеи с объектом; знание правильно отражающее объективную действительность.

Категория – основные логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные связи и отношения предметов и явлений в действительности.

Качество – существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом.

Количество – выражает степень, уровень развития предмета.

Коммуникация – средство связи, общения (в языкознании – сообщение, словесная передачи мысли).

Концепция – Система взглядов на те или иные явления.

Космизм – определение места человека в космосе и его связи с ним.

Космополитизм – направление, признающее то, что отечеством для каждого человека является весь мир.

Личность – субъект с присущими ему индивидуальными чертами, качествами, являющийся продуктом определенной социально-экономической формации и собственного опыта.

Ложь – высказывание, искажающее действительное положение вещей (именно с целью исказить действительное положение вещей).

Материализм – одно из двух главных направлений философии, признающее материю первичной, а сознание, мышление – вторичным.

Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая отражается в сознании человека в виде ощущений. Материя несотворима и неуничтожаема, вечна и бесконечна (Ленин).

Менталитет – часть нашего сознания, где коренятся традиции, привычки, исторически обусловленные способы интеллектуального освоения мира, т. е. это духовный инструментарий народа.

Мера – философская категория, выражающая единство качественной и количественной стороны предметов.

Метафизика – ненаучный антидиалектический метод подхода к явлениям природы, как к отдельным, изолированным друг от друга и неизменным.

Мировоззрение – система взглядов, понятий, представлений об окружающем мире в целом.

Мнение – индивидуальное представление субъекта о чем-либо.

Монада – самостоятельные духовные сущности, обладающие самодвижением, из которых якобы состоит мир (Лейбниц).

Монизм – философское учение, признающее только одно начало всего существующего – материю или дух.

Мораль – правила, нормы общежития, поведения людей, определяющие их обязанности и отношения друг к другу и к обществу, одна из форм общественного сознания.

Народ (этнос) – это исторически сложившаяся на определенной территории общность людей с общей культурой, языком, психикой, сознанием своего единства и отличия от других таких образований.

Необходимость – существенная, закономерная связь явлений материального мира, которая вытекает из самой природы вещей.

Наука – итог, совокупность знаний о природе, обществе и мышлении, накопленных в ходе общественно-исторической жизни.

Нирвана – высшее состояние человеческой души, достигаемое в результате полного прекращения процесса ее перевоплощений и избавление таким образом от страданий, составляющих сущность жизни.

Номинализм – направление в средневековой схоластической философии, утверждавшее, что общие понятия являются лишь названиями, именами единичных предметов.

Норма – общепринятое, узаконенное правило или мера чего-либо.

Общее – сходство единичных предметов, их однотипность.

Общество – совокупность людей, связанных между собой общими для них условиями материальной жизни.

Объект – внешний предмет, предмет познания и деятельности субъекта.

Онтология – направление философии, в котором исследуются будто бы высшие, постигаемые не чувствами, но разумом, начала всего существующего.

Опыт – совокупность взаимоотношений между общественным человеком и объективным материальным миром.

Отчуждение – превращение деятельности индивида, ее продуктов в самостоятельную довлеющую над ним, враждебную ему силу.

Пантеизм – философское воззрение, отождествляющее бога с природой, рассматривающее природу, как воплощение бога.

Патристика – христианская философия, изложенная в сочинениях отцов церкви, ожесточенно выступавших против язычества и античного материализма.

Плюрализм – антинаучное идеалистическое воззрение, считающее, что мир состоит из множества самостоятельных и независимых друг от друга сущностей.

Пограничная ситуация – попадание человека на границу между бытием и небытием (перед лицом смерти, в страданиях, через чувство вины, в борьбе).

Позитивизм – идеалистическое течение, утверждающее, что оно опирается только на позитивные, положительные факты и поэтому отвергает философию и стоит выше материализма и идеализма.

Познание – особая форма отражения действительности, присущее человеку.

Покой – всегда относителен, временен и является лишь моментом движения.

Практика – 1) совокупность деятельности людей, направленной на создание необходимых условий существования общества (Маркс). 2) практическое применение и закрепление знаний, полученных теоретическим путем.

Принцип – 1) основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения. 2) внутреннее убеждение человека, определенное его отношение к действительности, норма поведения и деятельности.

Причина – есть явление, процесс повлекший за собой другие явления, процессы.

Пространство – есть форма существования материи.

Религия – вера в существование сверхъестественного мира, в управление миром божественных сил.

Релятивизм – идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания.

Сенсуализм – философское учение, признающее ощущения единственным источником познания.

Скептицизм – философское направление, выражающее сомнение в возможности достоверного знания объективной истины.

Случайность – есть то, что может быть и что может не быть, что может произойти так, а может и иначе.

Смерть – прекращение жизнедеятельности организма, прекращение биологического обмена веществ.

Смысл – идеальное содержание, идея, конечная цель чего-либо.

Сознание – высшая, присущая только человеку, форма отражения действительности; функция высокоорганизованной материи – мозга.

София – всеединство в лице “божественной женственности”, она и есть истина.

Структура – определенное сочетание составных частей целого.

Сублимация – переключение энергии с неприемлемых целей и объектов на приемлемые.

Субстрат – общая основа многообразных явлений, состояний.

Субъект – существо, одаренное сознанием и волей.

Сущность – главное, характеризующее предметы, их внутреннюю, наиболее важную сторону, их основу, глубинные процессы, протекающие в них.

Теология – церковное учение о боге и религиозных догматах.

Теория – 1) обобщение опыта, практики, система основных идей в той или иной области знания. 2) научное объяснение объективных закономерностей развития природы, общества и мышления.

Утилитаризм – идеалистическое философско-этическое учение, согласно которому в основе человеческих поступков лежит личная польза.

Фатализм – идеалистическаятеория, согласно которой историческое развитие предопределяется неведомой силой – роком, судьбой.

Форма – структура данного содержания, способ его существования.

Функция – деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.

Целое – сочетание частей того или иного объекта.

Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности.

Цивилизация – уровень общественного развития и материальной культуры, достигнутый данной общественно-экономической формацией.

Часть – предметы, которые в своей совокупности образуют новые более сложные предметы.

Человек – высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Эволюция – форма движения, развития явлений в природе и обществе, благодаря которой происходят незначительные, скрытые, количественные изменения.

Эвтанзия – право выбора человека между жизнью и смертью.

Экзистенция – существование, индивидуальная духовная жизнь.

Эмпиризм – философское учение, считающее чувственный опыт единственным источником знания.

Этика – учение о морали, о ее происхождении и развитии, о правилах и нормах человеческого поведения, об обязанностях людей по отношению друг к другу, к обществу, к родине, к государству.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.