Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалектика общего и специфического, внешнего и внутреннего в медицине. Диалектика общего и местного в патологии




Диалектика, являясь важнейшей составной частью философии, состоит из ряда принципов, назначение которых состоит в познании противоречий развития. Для овладения диалектическим методом необходимо знание сущности диалектического материализма – центральной философской концепции, венчающей многовековую историю философии. Преподавание в медицинском вузе должно быть пронизано этой концепцией, поскольку нигде так ярко не проявляются законы диалектики и нигде они так прочно не лежат на материальной основе, как в организме человека.
Согласно материалистической диалектике – ни одно явление природы не будет правильно понято, если при этом не исследованы его связи с окружающими явлениями. Познавая законы медицины, врач, тем самым познает сущность болезни. В то же время необходимо учитывать, что законы медицины раскрывают сущность болезни лишь в самых общих, «типовых» чертах.
В законах медицины отражается взаимосвязь и взаимообусловленность физиологического и патологического состояния различных органов и систем человеческого организма с окружающей средой, и не отражаются индивидуальные, специфические, особенности течения болезни у отдельного человека. В частности этиология и патогенез заболевания выражают закономерный характер возникновения, развития и исхода болезни. Смена основных этапов развития болезни (латентный, продромальный, клинически выраженный и завершающий) также носит закономерный характер.
Законы медицинской науки отличаются по степени общности и диапазону охвата. В этой связи можно выделить общие, особенные и частные законы медицины. Общие законы – постоянные связи, присущие развитию всех болезней, особенные – течению той или иной группы болезни, а частные – конкретизированные условиями специфических форм развития отдельных болезней. Но было бы неправильно противопоставлять общие, особенные и частные законы медицины, так как в действительности они тесно связаны друг с другом.
Законы медицины по отношению к законам диалектики являются специфическими, частными. Как в единичном проявляется природа общего, так и в законах медицины проявляются особенности законов диалектики. Отражая наиболее общие моменты объективной связи и развития, законы и категории диалектики ориентируют мышление врача в правильном направлении, ускоряют и сокращают путь познания истины.
Среди законов диалектики три являются основными, всеобщими: 1) закон единства борьбы и противоположностей; 2) закон перехода количественных изменений в качественные; 3) закон отрицания отрицания. Этим законам подчинены все явления, все изменения, происходящие в окружающей нас природе, в обществе, в самом человеке и его мышлении. Все три закона тесно связаны между собой. На основе этих законов в человеческом сознании развивается «субъективная диалектика», то есть наше мышление, в частности врачебное диалектическое мышление.
Движущие силы развития живого организма заключены в противоречивом единстве организма с условиями его жизни. Окружающая среда изменяет наследственную основу организма, но не непосредственно, а путем сложного и опосредованного изменения его генетической конституции.
Одним из важнейших противоречий медицины, а, следовательно, одним из источников ее развития является противоречие между знанием сущности болезни, знанием в общем виде большинства патологических процессов и отсутствием знаний конкретных механизмов возникновения болезни и ее лечения. Все процессы, происходящие в организме, представляют собой наглядное либо скрытое проявление закона единства и борьбы противоположностей. Так, воспаление является сложным и противоречивым процессом, который одновременно может быть не только патологическим, но и защитным, полезным для организма. При этом положительное влияние воспалительной реакции может превратиться в свою противоположность.
Во время болезни в организме противодействуют две стороны – «полом» (патогенез) и «защита» (саногенез). Обусловливая внутреннюю противоречивость болезни, они одновременно связаны друг с другом и отрицают друг друга. Взаимопревращаемость защитных и повреждающих реакций организма следует понимать как единство противоположностей. При этом один и тот же механизм может выступать как функция защиты, так и в качестве патологического процесса. Например, фибринолиз можно рассматривать как защитно-приспособительный механизм, способствующий устранению отложений фибрина и восстановлению кровотока. Однако, чрезмерное усиление фибринолиза, возникающее как приспособительная реакция при распространенном внутрисосудистом свертывании крови ведет к афибриногенемии и патологической кровоточивости. Так приспособительная реакция перестает быть защитной и приобретает черты повреждающей [19, 23].
Нельзя забывать предостережение И.П. Павлова против одностороннего, метафизического воззрения на болезнь: «Вы должны в картине болезни отличать, что в ней есть результат повреждения и что есть результат противодействия организма данному повреждению. Эти две категории явлений спутываются. Дело науки и талантливого врача разделить их и понять, что есть истинная болезнь и что есть физиологическая мера против болезни» [15].
Закон перехода количественных изменений в качественные неразрывно связан с законом единства и борьбы противоположностей. Если первый закон вскрывает внутренний источник развития предметов, явлений и отвечает на вопрос, почему происходит развитие, то второй закон характеризует внутренний механизм этого развития и отвечает на вопрос, как происходит развитие. На основе познания качественного своеобразия болезни проводится дифференциальный диагноз заболевания. Качественная специфичность болезни лежит в основе нозологической классификации заболеваний. Качество – относительно устойчивая, существенная определенность явлений и процессов, отличающая их друг от друга.
Действие закона перехода количественных изменений в качественные зависит от конкретных условий жизнедеятельности организма. Между здоровьем и болезнью нередко наблюдаются многочисленные переходные и промежуточные фазы.Такое состояние называют субклиническим. Наличие переходных форм от физиологического к патологическому, как и наоборот, является глубоко диалектическим процессом. При достижении порогового уровня одна противоположность переходит в другую. Этот переход может совершаться в скоротечной, разовой или затяжной, замедленной форме. Таким образом, качественное различие всегда связано с новыми количественными характеристиками. Качество также в свою очередь на определенном этапе переходит в количество, порождая определенные количественные сдвиги параметров жизнедеятельности организма.
В настоящее время патологический процесс трактуется как «закономерно возникающая в организме последовательность реакций на повреждающее действие патогенного фактора».

Патологический процесс — реакция, быстро развивающаяся во времени. Медленно развивающийся патологический процесс пред­ставляет собой «патологическое состояние», например, состояние организма при развитии соединительнотканного рубца, после утра­ты части тела. В отличие от болезни патологический процесс и па­тологическое состояние имеют местное (локальное) значение, так как при этом еще (или уже) отсутствует реакция всего организма на патогенный фактор.

Т.о. болезнь представляет собой как субъективно, так и объективно проявляющуюся (т. е. клинически выраженную) совокупность симптомов (признаков) активности механизмов сохранения гомеостаза организма при их функционировании за пре­делами нормы. Для клинициста «болезнь» — понятие функциональ­ное, отражающее состояние функции адаптивных механизмов регу­ляции организма.

НОЗОЛОГИЯ (греч. nosos болезнь + logos учение) - учение о болезнях, их классификации и номенклатуре. Базисным понятием нозологии является нозологическая единица (нозологическая форма) - определенная болезнь, которую выделяют в качестве самостоятельной единицы на основе установленных причин, механизмов развития и характерных клинико-анатомических проявлений, отражающих преимущественное поражение тех или иных органов и систем организма. Представление о нозологических единицах не является стабильным; оно изменяется по мере уточнения этиологии и патогенеза болезней, под влиянием прогресса микробиологии, иммунологии, генетики, патологической анатомии и физиологии и др. При этом появляются новые нозологические формы, а некоторые из существовавших ранее могут утрачивать значение нозологических форм.

Антинозологизм (antinoso-logismus; анти- + греч. nosos - единица, болезнь) - направление в биологии, отрицающее существование отдельных нозологических форм.

11. Категории «целое» и «часть», «структура» и «функция» в медицине.

Медицина, как и любая другая отрасль творческой деятельности людей, базируется на некотором комплексе философских категорий и понятий, а также фундаментальных научных представлений о природе, обществе и, конечно, человеке. Все они в сумме образуют некую картину мира (мировоззрение), характерную для представителей медицины. Понятия (общая идея) и категории (греч.kategoria — суждение) — результат осознания становления и развития предмета научного исследования. Слово «категория» было введено еще Аристотелем для обозначения фундаментальных понятий, отражающих всеобщие свойства и качества бытия, а также процесса его познания. Философские категории и понятия в науке и медицине являются некими ступеньками или узловыми пунктами познания мира, общества и человека. Философские категории сформировались на определенном этапе интеллектуального развития человечества. Их становление свидетельствует о революционном скачке в развитии абстрактного мышления. Для медицинской науки важны многие парные философские категории, отражающие взаимосвязи, отношения в природе, обществе и человеческой жизнедеятельности, такие как: «целое и часть», «структура и функция» и многие другие. Целое и часть — понятия с предельно широким объемом, они отражают взаимосвязи как в органической, так и в неорганической природе. Медицина использует преимущественно категории общего и местного. Под целым понимают взаимосвязь, взаимодействие и единство частей, входящих в объект. Взаимодействие частей (элементов) в конкретном объекте приводит к появлению новых, интегративных свойств, отсутствующих у составных частей, находящихся в разобщенности. Соотношение целого и элементов в процессах и явлениях различных уровней неодинаково. Организм как целое, как сложно организованная система — нечто большее, чем все его части (молекулы, клетки, ткани, органы) в их вещественном проявлении.

В медико-биологических науках большую роль играют понятия функции и структуры, как некие категории содержания и формы. Под структурой понимается строение системы, а под функцией — процессы, протекающие в системе и ее частях. Так, рост и развитие, старость и дряхление, размножение и регенерация как функции связаны с обменом веществ, непрерывным превращением вещества и энергии, протекающих в организме. Ведущая роль во взаимоотношениях между структурой и функцией принадлежит функции: в процессе эволюции «отбирались» организмы с такими структурами, которые обеспечивали более успешное выполнение нужных организму функций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 4217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.