КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диалектика общего и специфического, внешнего и внутреннего в медицине. Диалектика общего и местного в патологии
Диалектика, являясь важнейшей составной частью философии, состоит из ряда принципов, назначение которых состоит в познании противоречий развития. Для овладения диалектическим методом необходимо знание сущности диалектического материализма – центральной философской концепции, венчающей многовековую историю философии. Преподавание в медицинском вузе должно быть пронизано этой концепцией, поскольку нигде так ярко не проявляются законы диалектики и нигде они так прочно не лежат на материальной основе, как в организме человека. Патологический процесс — реакция, быстро развивающаяся во времени. Медленно развивающийся патологический процесс представляет собой «патологическое состояние», например, состояние организма при развитии соединительнотканного рубца, после утраты части тела. В отличие от болезни патологический процесс и патологическое состояние имеют местное (локальное) значение, так как при этом еще (или уже) отсутствует реакция всего организма на патогенный фактор. Т.о. болезнь представляет собой как субъективно, так и объективно проявляющуюся (т. е. клинически выраженную) совокупность симптомов (признаков) активности механизмов сохранения гомеостаза организма при их функционировании за пределами нормы. Для клинициста «болезнь» — понятие функциональное, отражающее состояние функции адаптивных механизмов регуляции организма. НОЗОЛОГИЯ (греч. nosos болезнь + logos учение) - учение о болезнях, их классификации и номенклатуре. Базисным понятием нозологии является нозологическая единица (нозологическая форма) - определенная болезнь, которую выделяют в качестве самостоятельной единицы на основе установленных причин, механизмов развития и характерных клинико-анатомических проявлений, отражающих преимущественное поражение тех или иных органов и систем организма. Представление о нозологических единицах не является стабильным; оно изменяется по мере уточнения этиологии и патогенеза болезней, под влиянием прогресса микробиологии, иммунологии, генетики, патологической анатомии и физиологии и др. При этом появляются новые нозологические формы, а некоторые из существовавших ранее могут утрачивать значение нозологических форм. Антинозологизм (antinoso-logismus; анти- + греч. nosos - единица, болезнь) - направление в биологии, отрицающее существование отдельных нозологических форм. 11. Категории «целое» и «часть», «структура» и «функция» в медицине. Медицина, как и любая другая отрасль творческой деятельности людей, базируется на некотором комплексе философских категорий и понятий, а также фундаментальных научных представлений о природе, обществе и, конечно, человеке. Все они в сумме образуют некую картину мира (мировоззрение), характерную для представителей медицины. Понятия (общая идея) и категории (греч.kategoria — суждение) — результат осознания становления и развития предмета научного исследования. Слово «категория» было введено еще Аристотелем для обозначения фундаментальных понятий, отражающих всеобщие свойства и качества бытия, а также процесса его познания. Философские категории и понятия в науке и медицине являются некими ступеньками или узловыми пунктами познания мира, общества и человека. Философские категории сформировались на определенном этапе интеллектуального развития человечества. Их становление свидетельствует о революционном скачке в развитии абстрактного мышления. Для медицинской науки важны многие парные философские категории, отражающие взаимосвязи, отношения в природе, обществе и человеческой жизнедеятельности, такие как: «целое и часть», «структура и функция» и многие другие. Целое и часть — понятия с предельно широким объемом, они отражают взаимосвязи как в органической, так и в неорганической природе. Медицина использует преимущественно категории общего и местного. Под целым понимают взаимосвязь, взаимодействие и единство частей, входящих в объект. Взаимодействие частей (элементов) в конкретном объекте приводит к появлению новых, интегративных свойств, отсутствующих у составных частей, находящихся в разобщенности. Соотношение целого и элементов в процессах и явлениях различных уровней неодинаково. Организм как целое, как сложно организованная система — нечто большее, чем все его части (молекулы, клетки, ткани, органы) в их вещественном проявлении. В медико-биологических науках большую роль играют понятия функции и структуры, как некие категории содержания и формы. Под структурой понимается строение системы, а под функцией — процессы, протекающие в системе и ее частях. Так, рост и развитие, старость и дряхление, размножение и регенерация как функции связаны с обменом веществ, непрерывным превращением вещества и энергии, протекающих в организме. Ведущая роль во взаимоотношениях между структурой и функцией принадлежит функции: в процессе эволюции «отбирались» организмы с такими структурами, которые обеспечивали более успешное выполнение нужных организму функций.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 4326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |