Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и методы воздействия государственных и муниципальных финансов на экономику и социальную сферу




Сущность реформы государственного управления 2004 г. (министерства, федеральные агентства, федеральные службы) и проблемы ее реализации.

Особенности финансов России в период Великой Отечественной войны.

Социально-экономическая ситуация: 23 июня 42 года в стране объявлена мобилизация и военное положение, перестройка жизни государства на военный лад, перевод экономики на нужды экономики. Введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.

Финансовые инструменты: налоги, ценные бумаги, кредиты общества, облигации, сберегательные кассы, управление сберегательными кассами, взносы населения, с/х налоги, сбор с владельцев транспортных средств, сбор с владельцев скота.

Финансовая политика: введено ограничение на выдачу вкладов индивидуальных клиентов, размера госзаймов, прием добровольных взносов в фонд обороны и прочие фонды, обеспечение четкого кассового государственного бюджета, возрастающие потребности в наличных деньгах при осуществлении строжайшего контроля за соблюдением режима экономического ограничения эмиссионных денег.

Финансовые учреждения: ГКО, наркомат, сберегательные кассы. 45-53 года: Перевод экономики на мирные рельсы, введение Сатином тотального шпионажа. Основные инструменты: налоги, облигации, орудия учета и контроля, военные реформы, восстановление советского рубля – усиление его как меры стоимости.

Финансовая политика: 47 – денежная реформа, сберкассы – неотъемлемая часть госаппарата, льготное кредитование восстан6аливающихся отраслей промышленности, с/х и т. д., 50 – курс рубля по отношению к иностранной валюте переведен на золотую основу. Учреждения: 15.03.46 – учрежден Совет Министерств и Министерства в место СНК и наркома, МФ, комитет обороны, сберегательные кассы.

VII. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РФ

77. Управление финансами: понятие, функции.

Управление финансами – целенаправленное воздействие субъектов управления финансами на фин. отношения внутри фин. системы.

Функции управления финансами:

ü финансовое. планирование и программное

ü оперативное управление финансами

ü финансовый контроль

Цели реформы (формальные)

Создание сильного гос-ва (устойчивая экономика, военная мощь, социальная стабильность)

Укрепление контроля сверху вниз

Укрепление внутренней дисциплины

Увеличение возможностей для эффективного осуществления структурных и социальных реформ

В целях возникновения и укрепления общественной поддержки существующего порядка

Повышение эффективности путём упразднения дублирующих структур

Уменьшение возможностей для проявления коррупции посредством ликвидации конфликта интересов

Укрепление внутриведомственной ответственности при ключевой роли министров

Усиление прозрачности и внешней ответственности

Создание стимулов к повышению производительности работы и ее результатов в масштабах всех систем в целом

Было Стало
Министерства Министерства
Государственные комитеты Федеральные службы
Федеральные службы Агентства
Агентства  
Инспекции  

 

Органы государственной власти Было Стало
Министерства    
(Заместители министра) (6)  
Государственные комитеты    
Федеральные службы    
Агентства    
Инспекции    
Комиссии    
Итого:    

 

Министерства:

· Отвечают за выполнение программы работы правительства по своим направлениям

· Определяют политику и правила

· Готовят проекты законов (станут основным источником законодательных инициатив)

· Руководят работой своих служб и агентств

Службы:

· Контроль и надзор за соблюдением правил, установленных министерствами, со стороны государственных и местных органов власти, частного сектора и граждан.

· Регламентирующая деятельность: выдача лицензий и разрешений

· Регистрация актов, прав.

Агентства:

· Обеспечивают выполнение правовых норм и положений

· Управляют государственным имуществом (в том числе акциями)

· Предоставляют государственные услуги

Службы Агентства
Основной клиент – государство Клиентами могут быть представители частного сектора и физические лица
Финансирование из федерального бюджета Финансирование за счет федерального бюджета и собственных доходов
Не могут начислять сборы Имеют право начислять сборы
  На них могут быть возложены другие функции

· Министерствам не разрешается осуществлять контроль и надзор: правоприменительные функции, управлять государственным имуществом, оказывать государственные услуги.

· Службам не разрешается принимать нормативные акты, осуществлять правоприменительные функции, управлять государственным имуществом, оказывать государственные услуги.

· Агентствам не разрешается принимать нормативные акты.

Проблемы:

  • возникновение неожиданных побочных эффектов
  • возможно развитие в неизвестных направлениях

Итоги реформирования:

  • существенная (радикальная)
  • рискованная
  • гораздо больше, чем перестановка кубиков
  • чрезвычайно сложная
  • очень трудная для осуществления

79. Органы управления финансами в РФ: перечень, характеристика.

В России главными властными структурами по управлению финансами яв­ляются:

- Федеральное Собрание,

- Президент

- Правительство РФ

 

80. Министерство финансов РФ: цель деятельности и основные функции.

МинФин –явл-ся фед органом исполнит власти, осуществ-им ф-ии по выработке гос политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой, бюджетной,валютной, аудиторской деят-ти, бух учёта и бух отчётности,составляет проект фед бюджета, осуществляет управление гос долгом, выполняет ф-ии эмитента гос ценных бумаг, ведёт гос-ую долговую книгу, обеспечивает предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов

Основные функции-

1) Участие в комплексном анализе экономики страны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития, определение потребностей государственных финансовых централизованных ресурсов, подготовка предложений о распределении этих ресурсов между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;
2) Организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета, разработка предложений по нормативам отчислений от федеральных налогов, размерам дотаций и субвенций, выделяемых в бюджеты субъектов РФ, прогнозирование и составление консолидированного бюджета РФ;
3) Подготовка предложений о создании и использовании целевых внебюджетных фондов, обеспечение финансового исполнения государственных федеральных внебюджетных фондов;
4) Разработка и осуществление мер по оптимизации товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения и покупательной способности рубля, подготовка предложений по улучшению состояния расчетов в народном хозяйстве, по основным направлениям денежно-кредитной политики РФ, обеспечение изготовления Гознаком денежных билетов и металлических монет;
5) Выпуск государственных внутренних займов РФ, согласование общего объема и условий выпуска долговых обязательств субъектов РФ, заключение соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;

81. Министерство экономического развития: цель деятельности и основные функции.

Министерство экономического развития - явл-ся фед органом исполнит власти, осуществляющим ф-ии по выработке гос политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деят-ти в том числе среднего и малого бизеса, формирование межгосударственных и федеральных целевых программ, создание функционирования особых экономич зон на территории РФ

Основные функции:

1) Выработка государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития.

2) Развитие предпринимательской деятельности (а том числе малого и среднего бизнеса).

3) Формирование межгосударственных и федеральных целевых программ.

4) Создание и обеспечение функционирования особых экономических зон на территории РФ.

5) Управления государственным материальным резервом и государственным имущетсвом.

82. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора: цель деятельности и основные функции.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора - явл-ся фед органом исполнит власти осуществляющим ф-ии по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также ф-ии органа валютного контроля, проводит ревизии и проверки правомерности и эффективности использования средств фед бюджета, средств гос-х внебюджетных фондов и материальных ценностей и находящихся в фед собственности. Осущ-т контроль за соответствием валютных операций.

Основные функции:

1) Проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности на территории РФ и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и субъектов РФ;

2) Осуществление надзора за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

3) Осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в РФ резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж)валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

4) Организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте РФ;

5) Организация, формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

 

83. Федеральная служба по финансовому мониторингу: цель деятельности и основные функции.

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

1) Осуществление контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства.

2) Сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3) Проверка в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получение необходимых разъяснений по представленной информации.

4) Выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

5) Осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма контроля за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом.

 

 

84 Федеральное казначейство: основные функции.

Федеральное казначейство -явл-ся фед органом исполнит власти (фед слубы), осуществляющим правоприменительные ф-ии по обеспечению исполнения фед-го бюджета, кассовому обслуживанию,испонения бюджетов бюджетной системы, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами фед бюджета главными распорядителями,распорядителями и получателями средств фед бюджета

Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Основные функции:

1) Организация бюджетного и финансового исполнения федерального бюджета и финансовое исполнение государственных федеральных внебюджетных фондов, исходя из принципа единства кассы.

2) Ведение сводного реестра распорядителей средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств.

3) Регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами, организация контроля за поступлением и использованием федеральных внебюджетных средств.

4) Организация распределения доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, передача в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам.

5) Управление доходами и расходами федерального бюджета и другими централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства РФ, распоряжение средствами на соответствующих счетах в банках, кроме средств государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств, осуществление операций с этими средствами.

85. Федеральная налоговая служба: основные функции.

Федеральная налоговая служба -федеральный орган исполнит власти, осуществляющий ф-ии по контролю и надзору за соблюд законодательства РФ о налогах и сборах. За правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей. К компетенции службы относится осуществление гос. регистрации юр лиц.

Основные функции:

1) Контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

2) Контроль и надзор за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а также иных обязательных платежей (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

3) Контроль и надзор за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения.

4) Контроль и надзор за полнотой учета денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

5) Контроль и надзор за осуществлением валютных операций.

 

 

86. Федеральная служба по финансовым рынкам: основные функции.

 

Федеральная служба по финансовым рынкам - явл-ся фед органом

исполнит власти, осуществляющая ф-ии по нормативно-правовому регулировнаию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, за исключение банковской и аудиторской деятельности, по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, микрофинансовой деят-ти, деят-ти бирж, биржевых посредников и брокеров.

Основные функции:

1) Нормативно-правовое регулирование в сфере финансовых рынков.

2) Контроль и надзор в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности).

3) Регулирование выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг, в том числе осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг.

4) Контроль и надзор в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж.

5) Обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

87. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом: основные функции.

Федеральное агентство по управлению гос имуществом - явл-ся фед органом исполнит власти, осуществляющим ф-ии по управлению фед имуществом, ф-ии по орг-ии продажи приватизированного фед имущества, ф-ии по реализации конфискованного движимого безхозяйного,изьятого и иного имущества, обращённого в собственность гос-ва.

Основные функции:

1) Управление федеральным имуществом.

2) Организация продажи приватизируемого имущества.

3) Реализация обращенного в собственность имущества.

4) Проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений.

5)Осуществление учёта федерального имущества и ведение реестра федерального имущества.

88. Федеральное агентство по государственным резервам: основные функции.

Федеральное агенство по гос резервам - явл-ся фед органом исполнит власти, осуществляю ф-ии по оказанию гос услуг, управление гос имуществом, а также правоприменительные ф-ии в сыерер управления гос-м материальным резервам: обеспечивает формирование, размещение, хранение, использование, пополнение и освежение запасов гос-ого материального резервам.

Основные функции:

1) Управление системой государственного материального резерва;

2) Осуществление от имени Российской Федерации полномочий собственника в отношении материальных ценностей государственного резерва;

3) Формирование, размещение, хранение и обслуживание запасов материальных ценностей государственного материального резерва, организация их ведомственной охраны; контроль за наличием материальных ценностей государственного материального резерва, их движением и состоянием;

4) Своевременное освежение материальных ценностей государственного материального резерва; определение условий хранения в государственном материальном резерве материальных ценностей с учетом требований государственных стандартов и технических условий;

5) Деятельность по обеспечению возврата в установленные сроки материальных ценностей, заимствованных из государственного материального резерва.

 

89. Федеральная таможенная служба: основные функции.

Федеральная таможенная служба в соответствии с законодательством Российской Федерации разрабатывает и реализует государственную политику и нормативно- правовое регулирование в области таможенного дела, реализует программы развития таможенного дела в РФ, а также осуществляет функции по контролю и надзору в этой сфере.

ФТС разрабатывает и принимает порядок ведения реестров лиц, банков, иных кредитных и страховых организаций, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, порядок формирования и использования информационных ресурсов таможенных органов.

Федеральная таможенная служба осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, контролирует правильность их исчисления и своевременность уплаты, обеспечивает единообразное применение таможенного законодательства Российской Федерации.

ФТС ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику, информирует и консультирует по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности, осуществляет функции заказчика по строительству объектов таможенной инфраструктуры, по изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, табака и табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба выполняет функции агента валютного контроля, а также специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

ФТС находится в непосредственном подчинении Правительства Российской Федерации.

 

1) Ведение реестров лиц, организаций и объектов, включённых в область таможенного дела (таможенные брокеры, объекты интеллектуальной собственности и др.)

2) Выдача свидетельств и разрешений на право деятельности в определённых сферах таможенного дела.

3) Определение порядка и непосредственное осуществление таможенного оформления и контроля.

4) Классификация товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (а также ведение ТН ВЭД), определение страны происхождения и таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств.

5) Правоохранительная деятельность — борьба с правонарушениями в области таможенного дела.

 

90. Федеральная антимонопольная служба: основные функции.

Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

 

1) Надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг.

2) Надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях.

3) Надзор и контроль за соблюдением законодательства об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

4) Надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок заказа.

5) Надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе.

 

91. Федеральная служба по тарифам: основные функции.

1) Правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен, тарифов на товары и услуги.

2) Контроль за применением установленных цен, тарифов на товары и услуги.

3) Досудебное урегулированию различных споров и разногласий (контрольно-ревизионное управление ФСТ России).

4) Сбор регулярной отчетности субъектов регулирования, расчет тарифов на основе действующих методик, анализ полученных данных.

VIII. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

92. Государственные финансы: понятие, структура (федеральные финансы, финансы субъектов федерации). Особенности организации и управления.

Государственные финансы - это совокупность эк-их отношений, связанных с созданием, распределением и использованием гос-ых фондов финансовых ресурсов в процессе воспроизводства гос-ва в интересах политически влиятельных групп населения.

Гос-ые финансы включают по субьектам управления:

Федеральные финансы

Финансы субьектов федерации

Местные финансы – финансы муниципальных образований

Госфинансы включают структурно:

· госбюджет – представляет собой форму финансовых отношений в процессе образования и использования государственных фондов денежных средству

· внебюджетные фонды – централизованные фонды денежных средств, образуемые вне госбюджета, управляемы органами государственной власти РФ и предназначенные для выполнения обозначенных для них функций и задач, структура внебюджетных фондов:

1. государственные внебюджетные фонды

2. фед. страховые организации

3. региональные страховые организации

4. муниципальные страховые организации

· государственное страхование – одна из организационных форм страхования, при которой в качестве страховщика выступает государство, формы государственного страхования:

1. универсальная монополия – абсолютная монополия государства на проведение всех видов страхования

2. частная монополия – монополия государства на отдельные виды страхования

3. отсутствие страховой монополии – когда государственное страхование проводится параллельно с частным

· финансы госпредприятий

госкредит - совокупность экономических отношений, одним из которых является государство, по привлечению и размещению временно свободных денежных. средств, на условии срочности, платности и возвратности.

93. Муниципальные финансы: понятие, особенности организации и управления.

Муниципальные (или местные) финансы — совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

Эти отношения складываются между органами местного само­управления и населением, живущим на территории данного му­ниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.

Муниципальные финансы включают:

· средства местного бюджета;

· муниципальные внебюджетные фонды;

· государственные и муниципальные ценные бумаги, при­надлежащие органам местного самоуправления;

· другие денежные средства, находящиеся в муниципаль­ной собственности.

Муниципальные финансы основываются на принципах:

· самостоятельности;

· государственной финансовой поддержки;

· гласности.

Права собственника в отношении муниципальных финансов осуществляются от имени населения муниципального образова­ния органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уста­вом муниципального образования.

Муниципальные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления.

Органы местного самоуправления имеют право передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сда­вать в аренду, отчуждать.

Порядок и условия приватизации муниципальной собствен­ности определяются населением непосредственно или предста­вительными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственно­сти поступают в полном объеме в местный бюджет.

Органы местного самоуправления имеют право создавать предприятия, учреждения и организации, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждении и организа­ций, находящихся в муниципальной собственности, осуществ­ляют регулирование цен и тарифов на их продукцию и услуги, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Органы местного самоуправления могут выступать заказчи­ком на выполнение работ по:

· благоустройству территории муни­ципального образования,

· коммунальному обслуживанию насе­ления,

· строительству и ремонту объектов социальной инфра­структуры,

· производству продукции, оказанию услуг, необходи­мых для удовлетворения бытовых и социально-культурных по­требностей населения соответствующей территории,

на выпол­нение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

Государственные и муниципальные финансы (ГМФ) составляют важную роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП. ГМФ путем соответствующего направления средств на:

· структурную перестройку экономики;

· ускорение НТП;

· повышение эффективности производства;

· рост жизненного уровня народа.

ГМФ выражают экон. отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования

· гос. и муницип. секторов экономики,

· наиболее развитых программ развития производства и общественного сектора,

· организаций и учреждений бюджетной сферы и т.д.

Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

Состояние ГМФ — один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр.

Особое значение имеет определение роли финансов в рефор­мировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:

1. Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мо­ниторинг макроэкономических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере. Из макроэкономиче­ских показателей решающее значение имеют:

· уровень бюджет­ного дефицита,

· ход исполнения бюджета,

· уровень задолженно­сти предприятий перед бюджетом и контрагентами,

· уровень ин­фляции,

· ставка рефинансирования Центрального банка РФ, из­менение валютного курса и др.

Финансовая стабильность озна­чает наличие устойчивых источников финансирования, возмож­ность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ре­сурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.

2. Финансовая адаптация к рыночным преобразованиям вы­ражается в том, что государство и предприятия являются полно­правными участниками рынка капиталов, выступая в роли кре­диторов или заемщиков.

Реформирование экономики с целью финансовой адаптации включает:

· либерализацию цен;

· приватизацию;

· социальную трансформацию;

· интеграцию в мировую систему.

Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне. Цель трансформации — создание социально-ориентированной рыночной экономики.

3. Инвестиционная активность государства и каждого предприятия является результатом и индикатором экономического роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов. В отношении инвестиционной активности принцип стратегической направленности является определяющим и задача финансов заключается в необходимости его реализации.

IX. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ

 

95. Государственный кредит: понятие, субъекты, формы, функции.

Государственный кредит- совокупность экономических отношений, одним из субъектов которых явл-ся гос-во, по привлечению или размещению временно свободных денежных средств на условиях срочности, платности, возвратности.

Кредитные отношения - экономические отношения между кредитором и заемщиком по поводу движения ссудного (денежного)капитала, который предоставляется в ссуду на условиях срочности, возвратности, платности.

Формы Государственного кредита:

  • Государственный кредит (ссуда) – капитал, предоставленные государством заемщику на условиях срочности, возвратности и, как правило, платности.
  • Государственный заем – основная форма Государственного кредита, предоставляющая кредитные отношения, в которых государство выступает в качестве должника (заемщика)
  • Государственная гарантия – гарантийное обязательство – обязательство, выдающиеся гарантом – государством кредитору в обеспечение своевременной уплаты причитающихся с должника сумм. Государственные гарантии – кредитные отношения, в которых государство берет на себя обязательство погасить кредиторскую задолженность в случаи неплатежеспособности заёмщика.

Функции государственного кредита (воспроизводственная и регулирующая):

  • воспроизводственная (в чем проявляется), аккумулированные или привлеченные средства расходуются на:

1. финансирование госрасходов

2. на развитие сфер, которые являются приоритетными для государства

3. на поддержку предприятий, корпораций, регионов, которые являются важными для государства

  • регулирующая – заключается в посредственном влиянии на результаты социально – экономического развития:

1. осуществляет перераспределение финансовых ресурсов, их перелив из одной сферы в другую, что влечет за собой изменении производственных пропорций

2. при государственном кредитовании, которое осуществляется, как правило, на льготной основе, финансовые ресурсы направляются в отрасли непривлекательные или малопривлекательные для частного капитала

3. при государственных заимствованиях временно свободные, в экономической системе, финансовые ресурсы направляются на непроизводственные проблемы:

ü финансирование содержания органов власти управления

ü финансирование внешних долгов

ü на военные расходы

4. при гос гарантиях осущ гос целенапр поддержка инвестиц проектов, имеющ соц и экономич знач для гос-ва, но недостаточной для коммерч привлекательности, для кредиторов и спонсоров

5. регулирующ роль кред отнош связана с тем, что и кред-ие отраслей и расплата по займам и гарантиям приводит к необх-ти увелич дох-ой части бюджета. Это возможно за счет измен-ия налогов, что приводит к сниж как личного, так и частного потреб-ия




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.179 сек.