КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мероприятия по управлению ликвидностью бюджета
Характеристика государственных облигационных займов РФ, выпущенных в иностранной валюте. Облигационные займы предлагают эмиссию ценных бумаг. 120. Государственный долг Санкт-Петербурга: общая характеристика (по материалам Комитета финансов Санкт-Петербурга). Концепция управления государственным долгом Санкт-Петербурга и его ликвидностью. Структура государственного долга Санкт-Петербурга
Основным инструментом управления ликвидностью бюджета и государственными заимствованиями Санкт-Петербурга является оптимизация источников финансирования дефицита бюджета, которая подразумевает решение следующих задач: ► обеспечение полного и своевременного финансирования расходов; ► использование временно не востребованных для финансирования расходов средств бюджета Санкт-Петербурга. В рамках решения первой задачи Комитетом финансов проводятся следующие мероприятия: ► на регулярной основе осуществляется планирование исполнения бюджета Санкт-Петербурга в квартальной и помесячной разбивке; ► в основу планирования включаются прогнозы поступления доходов, финансирования расходов и привлечения государственных заимствований, а также статистический анализ исполнения предыдущих лет; ► при планировании заимствований учитываются не только потребности бюджета, но и экономические возможности по мобилизации ресурсов, конъюнктура на финансовых рынках, прогнозные оценки потребности в заимствованиях до конца года; ► объемы заимствований распределяются в течение года таким образом, чтобы не допускать ухудшения существенных условий заимствований; ► для сглаживания пиков платежей по финансированию расходов бюджета, в том числе на погашение долга, при планировании бюджета и заимствований предусматриваются резервные средства. Решение обратной задачи является следствием текущего профицита бюджета и мероприятий по резервированию средств. Средства бюджета, являясь временно не востребованными для финансирования расходов, могут быть использованы по двум направлениям: сокращение долга и размещение средств на открытом рынке. Первое направление связано с операциями по сокращению долга. При всей своей логике, данный путь не является самым эффективным способом использования временно свободных средств и в конечном итоге только увеличивает риски исполнения бюджета. Чем больше средств в начале года направляется на сокращение долга, тем больший объем необходимо будет привлекать в конце года, что чревато последствиями, описанными ранее. В этой связи, Комитет финансов применяет стратегию сокращения долга, как правило, в отношении долговых инструментов, которые погашаются в текущем финансовом году. В основном такие операции проводятся с рыночными облигациями. При этом ставки досрочного выкупа соотносятся со ставками размещения денежных средств на соответствующие сроки. Данные операции не приводят к увеличению расходов на обслуживание долга и росту нагрузки на заемные источники финансирования дефицита бюджета, а при несоответствии коротких ставок на рынке межбанковского кредитования и ставок доходности выкупаемых выпусков облигаций можно добиться положительного экономического эффекта. Вторым направлением управления ликвидностью бюджета являются так называемые операции на открытом рынке. Данные операции позволяют решать целый круг задач: управлять средствами бюджета, временно сокращать долг, поддерживать ликвидность на рынке. Среди основных видов операций можно выделить: ► сделки репо, в которых Комитет финансов может выступать как заемщиком, привлекая краткосрочные ресурсы, так и кредитором, размещая временно свободные средства бюджета; ► операции обмена облигаций, с помощью которых Комитет финансов производит выкуп одних выпусков облигаций с одновременной продажей других выпусков взамен выкупленных. В контексте управления ликвидностью бюджета цель сделок репо заключается в том, что временно свободные ресурсы бюджета размещаются на открытом рынке под рыночную ставку. Таким образом, решается задача временного сокращения долговых обязательств и остатков средств на счетах до момента, когда данные средства могут потребоваться для финансирования расходов бюджета. Операции обмена облигаций не решают задачу «стерилизации» свободных денежных средств, однако могут использоваться как дополнительный инструмент оптимизации долгового портфеля и поддержания ликвидности рынка. Кроме того, с помощью сделок обмена Комитет финансов проводит частичное рефинансирование долговых обязательств в рамках параметров, утвержденных бюджетом, выкупая краткосрочные выпуски облигаций и размещая долгосрочные. Заключение сделок репо и проведение операций обмена облигаций может производиться как в режиме вторичных торгов, так и путем проведения аукционов. При этом приоритетным способом является аукцион. В целом, описанные выше меры и варианты управления ликвидностью бюджета позволяют Комитету финансов повысить уровень управляемости бюджетом, эффективно решать проблемы несбалансированности его исполнения, а также поддерживать ликвидность на рынке петербургских облигаций. Концепция управления государственным долгом Санкт-Петербурга В 2003 году Комитет финансов Санкт-Петербурга проводил активную работу по совершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующей принципы управления государственным долгом Санкт-Петербурга. Многие нововведения можно смело назвать реформаторскими. Главным результатом проделанной работы стала подготовка Концепции управления государственным долгом Санкт-Петербурга в 2004-2008 годах, которая была одобрена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 января 2004 года № 57.
В основу разработки Концепции положено обобщение опыта управления государственным долгом Санкт-Петербурга в 1995-2003 годах, а также кодексов лучшей практике (best practice) и рекомендаций по управлению государственным долгом субъектов Российской Федерации, подготовленных ведущими рейтинговыми агентствами и специализированными институтами, занимающимися вопросами государственных и муниципальных финансов.
Переход к новой Концепции управления государственным долгом Санкт-Петербурга обусловлен изменениями экономической ситуации в стране и регионе, развитием финансового рынка, зарождением новых потребностей и одновременно возможностей города по использованию финансовых ресурсов.
Концепция построена на принципах сохранения уже достигнутых и сложившихся положительных результатов в управлении государственным долгом (полный контроль над долговыми параметрами, снижение расходов на обслуживание долга, минимизация валютных, процентных и иных рисков) в условиях реализации новых направлений долговой стратегии Санкт-Петербурга.
На протяжении всего послекризисного периода бюджетная политика Санкт-Петербурга строилась исходя из задач поддержания сбалансированности бюджета, сохранения его социальной направленности, повышения благосостояния населения, обеспечения своевременного и полного финансирования расходов, сокращения государственного долга. В то же время нерешенными оставались многие важные для региона вопросы развития городской инфраструктуры, без которых дальнейшее повышение инвестиционной привлекательности города могло стать невозможным.
Тем не менее, в последние годы складывается относительно благоприятная ситуация на рынках капитала, что способствует привлечению Санкт-Петербургом заемных средств на нужды финансирования городской инфраструктуры в объемах, которые бы позволили сохранить управляемость государственного долга на должном уровне. Сегодня Санкт-Петербург имеет возможность привлекать средства на длительные сроки и по ставкам доходности, не превышающим текущие и прогнозные темпы инфляции. Более того, темпы роста валового регионального продукта и доходов бюджета имеют положительную динамику, которая, наиболее вероятно, сохранится и в перспективе.
Таким образом, с учетом благоприятной экономической конъюнктуры и относительно низкой долговой нагрузки Санкт-Петербург имеет реальные возможности увеличения капитальных вложений не только благодаря традиционным налоговым и неналоговым доходам, но и за счёт привлечения заемных ресурсов, которые, с экономической точки зрения, должны сыграть роль финансового рычага и в будущем обеспечить мультипликативный эффект.
Вместе с тем нерациональное и необоснованное увеличение долговой нагрузки, даже с целью развития городской инфраструктуры, при отсутствии механизмов предотвращения и снижения рисков управления государственным долгом, является бесперспективной и опасной политикой. Мировой опыт показывает, что периоды экономических подъемов могут сменяться спадами, и вопросы исполнения долговых обязательств могут резко обостриться. В этой связи активное использование государственных заимствований возможно только в том случае, когда имеются четкие правила управления государственным долгом, подразумевающие полный контроль над долговой нагрузкой в любой момент времени.
Принятая на период 2004-2008 годов Концепция характеризует текущий уровень развития долговой политики Санкт-Петербурга и определяет задачи на ближайшую перспективу. В дальнейшем работа по совершенствованию стандартов управления государственным долгом будет проводиться на регулярной основе. Среди текущих целей и задач, представленных в Концепции, можно выделить:
1. Определение потенциала и экономически безопасного уровня государственного долга и государственных заимствований, способных обеспечить решение важных задач развития города и не допустить неконтролируемого роста долга и увеличения рисков исполнения долговых обязательств Санкт-Петербурга.
2. Установление более четких критериев государственного долга и государственных заимствований по сравнению с определенными законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга ограничениями, призванных повысить финансовую устойчивость бюджета в части:
► снижения влияния платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Санкт-Петербурга на финансирование иных статей расходов бюджета; ► недопущения единовременного отвлечения значительного объема средств бюджета на погашение и обслуживание государственного долга Санкт-Петербурга; ► снижения зависимости программы капитальных вложений Санкт-Петербурга от долговой политики и состояния финансовых рынков, в том числе при наступлении ситуаций экономических кризисов; ► снижения влияния негативных явлений на макроэкономическом уровне (валютные, процентные, страновые риски) на управляемость государственного долга Санкт-Петербурга.
3. Совершенствование прогнозирования рисков управления государственным долгом в среднесрочной перспективе.
4. Определение принципов управления ликвидностью и снижения рисков исполнения бюджета Санкт-Петербурга в части обслуживания долговых обязательств и осуществления государственных заимствований Санкт-Петербурга в условиях сезонной неравномерности бюджета в течение финансового года.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |