Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование региональных бюджетов




Экономическое содержание бюджета государства

В соответствие с Бюджетным кодексом РФ (статья 6) бюджет государства - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

Бюджет выполняет следующие задачи:

-перераспределение ВВП

-государственное регулирование и стимулирование экономики

-финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства

-контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Бюджет государства по экономическому содержанию следует рассматривать с трех позиций:

1. Бюджет как экономическая категория характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам (денежная форма и основные функции финансов) Но в тоже время имеет свои особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу таких особенностей следует отнести то, что:

1) Бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части ВВП в распоряжении государства и ее использованиемс целью удовлетворения общественных потребностей.

2) Область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что предопределено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями финансовой системы.

3).Бюджет в отличие от других финансовых категорий выражает целостную систему императивных денежных отношений. Именно в бюджете признак императивности находит свое наибольшее проявление.

2. Бюджет как основной финансовый план государства:

1) Утверждается законодательными органами власти и принимается как закон

2) Представляет собой баланс доходов и расходов государства на планируемый период

3) Доходы и расходы бюджета имеют определенную структуру

4) Базируется на показателях прогноза социально-экономического развития государства или территории

3. Бюджет как основной централизованный денежный фонд

1) Бюджет характеризуется особенностями формирования и использования этого фонда

2) Бюджет играет особую роль в общественном воспроизводстве.

 

12. Государственный бюджет: понятие, методы формирования, функции, доходы и расходы.

Государственный бюджет – главное звено финансовой системы. Представляет собой финансовый план государства на текущий год и имеет силу закона – баланс (смета) доходов и расходов государства.

По материальному содержанию гос. бюджет – центральный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности гос. бюджет – основное орудие для выполнения правительством своих функций.

Функции гос. бюджета:

1. Перераспределение национального дохода.

2. Государственное регулирование и стимулирование экономики.

3. Финансовое обеспечение социальной политики.

4. Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств

Методы формирования гос. бюджета:

1. Бюджетный – путем изъятия части денежных доходов предприятий и населения безвозмездно.

2. Кредитный – поступление в виде внутренних и внешних займов и кредитов иностранных государств.

Доходы – финансовые ресурсы государства для выполнения его функций. Они включают в себя:

1. Налоговые поступления (80-90%)

2. Неналоговые поступления – доходы от продажи государственного имущества, гос запасов, дивиденды по ценным бумагам, целевые перечисления государствам и др.

3. Путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг.

4. Эмиссия.

Расходы – затраты на выполнение государственных функций путем использования централизованного фонда денежных средств:

1. по направлению: на оборону, военные цели, социально-экономические цели, финансирование народного хозяйства, содержание государственного аппарата, науку, судебную деятельность.

2. по экономическому содержанию

a. Гос. закупки товаров и услуг военного и гражданского назначения

b. Трансферты – выплаты государства.

c. Расходы по обслуживанию гос долга – затраты на выпуск и обслуживание государством ценных бумаг (облигаций, акций и выплата % по ним).

 

 


24. Бюджетный процесс и бюджетное планирование. Их содержание и особенности.

Бюджетный процесс представляет собой совокупность мероприятия, которые совершает государство и его уполномоченные органы по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.
Бюджетный процесс осуществляется на очередной финансово-бюджетный год, который в РФ совпадает с календарным.


Длительность бюджетного процесса определяется бюджетным периодом. Бюджетный период включает в себя все время, которое необходимо исполнительным органам для осуществления всех четырех стадий бюджетного процесса. Бюджетный период начинается с момента принятие решения исполнительными органами о начале составления бюджета и заканчивается утверждением отчета об исполнении бюджета законодательными органами.


Значительная часть бюджетного процесса связана с подготвкой и утверждением проекта бюджета. Эта часть бюджетного процесса называется бюджетным планированием, которая включает в себя три стадии – составление, рассмотрение и утверждение бюджета.
Целями бюджетного планирования является:

 

  1. определение общего объема расходов бюджета и отдельных направлений использования средств в соответствии с экономической, функциональной и ведомственной классификацией расходов. Поиск путей наиболее эффективного использования бюджетных средств на основе максимально возможного обеспечения государственных бюджетных стандартов.
  2. Определение максимально возможного объема доходов бюджета и отдельных источников образования доходов с учетом возможного роста поступлений налогов и других доходов.
  3. Определение бюджетного результата (бюджетного дефицита или профицита). При этом установление возможных источников финансирования бюджетного дефицита на основе оптимального сочетания внутренних и внешних кредитных ресурсов. При бюджетном профиците – это определение возможных путей его использования и распределения по дополнительным расходам государства.
  4. Установление необходимых форм и методов организации межбюджетных отношений и расчет нормативов распределения регулирующих доходов и выделяемых в нижестоящие бюджеты направлений финансовой помощи.
  5. Определение параметров обслуживания государственного долга и установления предельной величины общего государственного долга, и, в том числе, внешнего государственного долга.
  6. Контроль за деятельность государственных органов и бюджетных учреждений в процессе планирования доходов и расходов бюджета.

Бюджетный процесс включает кроме бюджетного планирования еще исполнение бюджетов. Исполнение бюджетов имеет следующие основные цели:

 

  1. Сбор и получение предусмотренных законом о бюджете доходов в целом и по каждому источнику.
  2. Полное финансирование расходов бюджета в общей сумме и по каждому направлению использования средств в соответствии со сроками и целями, установленными в законе о бюджете.
  3. Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.
  4. Контроль за сбором доходов и финансированием расходов со стороны государства.

 

Формирование доходов региональных бюджетов под влиянием бюджетного устройства Российской Федерации выражается в двух аспектах. Первый аспект связан с государственным регулированием и организацией многочисленных бюджетных взаимосвязей по мобилизации бюджетных ресурсов в распоряжение органов управления субъектов РФ и использованию их ресурсов в соответствии с задачами, вытекающими из функций региона. Наиболее сложной и важной задачей государственного регулирования региональных доходов на стадии формирования является обеспечение расходных функций собственными доходными поступлениями как основного условия эффективности создания бюджетных взаимосвязей.

Правовое регулирование разграничения бюджетных доходов между региональным и федеральным уровнями выражает второй аспект влияния бюджетного устройства государства на формирование бюджетов субъектов РФ. Посредством системы правового регулирования межбюджетных отношений обеспечивается соответствие расходных функций и доходных поступлений в региональные бюджеты.

Доходы региональных бюджетов - это определенные нормами права финансовые отношения по поводу поступления денежных средств в бюджет Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования с целью создания финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей.

Доходы региональных бюджетов выражают финансовые отношения, возникающие у органов власти субъектов РФ с предприятиями, организациями и гражданами по поводу поступления денежных средств в бюджет соответствующего региона с целью создания его финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей. Формой проявления этих финансовых отношений служат различные виды платежей и поступлений в региональный бюджет с их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд субъекта РФ.

В основу построения системы бюджетных доходов регионов положены принципы, позволяющие субъекту РФ иметь достаточные для его деятельности финансовые ресурсы и одновременно использовать платежи юридических и физических лиц для регулирования их финансового состояния.

Такая модель имеет значение для характеристики материального содержания доходной части региональных бюджетов. Каждая из групп доходов представляет совокупность отдельных видов платежей и поступлений. Cpеди них важнейшая роль принадлежит налогам, взимаемым с организаций и физических лиц.

Доходная часть регионального бюджета формируется за счет распределения и перераспределения созданного валового продукта. Она включает платежи из прибыли предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, налоги с населения, средства, выделяемые региону при перераспределении ресурсов, остающихся у предприятий и организаций, а также при перераспределении средств вышестоящих бюджетов

Собственные доходыбюджетов - это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации. В зависимости от уровня экономического развития их доля в доходах субъектов РФ различается. Чем ниже этот уровень, тем меньшую часть территориальных бюджетов составляют собственные доходы.

Для финансового обеспечения выполнения возложенных на региональные и местные органы функций социально-экономического развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы. К ним относятся и федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджет субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов. В соответствии со ст. 48 Бюджетного кодекса РФ нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы.

Таким образом, регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидии и трансфертов, полученных за счет федерального бюджета

В расходной части региональных бюджетов основные направления использования средств связаны с нуждами экономики и населения региона: обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ, обеспечение реализации региональных целевых программ, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведение органов власти субъектов РФ и т.д.

Главное место в расходах обычно занимают ассигнования на отрасли народного хозяйства, затем второе место по значимости - расходы на социально-культурные мероприятия и меньшую часть составляют расходы на управление и содержание правоохранительных органов. Следует отметить, что в современных условиях регионального воспроизводства региональные бюджеты являются весомым источником бюджетного финансирования расходов на сельское хозяйство, на транспорт, дорожное хозяйство и информатику, т.е. отрасли, составляющие современную инфраструктуру рыночной экономики, обеспечивающие экономическую безопасность региона. Одной из постоянно возрастающих статей расходов региональных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды, для поддержания необходимых условий жизнедеятельности населения. Все в большей степени из региональных бюджетов финансируются мероприятия по развитию систем водоснабжения, канализации, мусоропереработке и захоронению бытовых отходов, защите водных, лесных, земельных ресурсов от результатов хозяйственной деятельности человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.