Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешние миграционные процессы




Важной компонентой изменения общей численности населения является миграция. Россия пережила несколько крупных эмиграционных потоков, повлиявших на уменьшение численности населения. Прежде всего, это так называемый «Великий исход», вызванный Гражданской войной 1918–1921. Оценить его масштабы с достоверной точностью пока не удалось: скорее всего, он находится в интервале от минимума в 4 млн. человек до максимума в 12 млн. чел. Приводимые в публицистике цифры в 15 млн. и больше подвергаются сомнению со стороны экспертов.

Второй эмиграционный поток – это растянутый на весь период с 1970 по 1988 выезд из СССР на постоянное место жительства в другие страны по этническим и политическим мотивам. В этом потоке присутствуют две составляющие: первая – так называемая еврейская эмиграция в США и Израиль (примерно 200 тыс. человек); вторая – диссиденты, покинувшие в тот период СССР, их число крайне невелико в масштабах всей страны и не превышает 50 тыс. чел.

Третий эмиграционный поток – массовый выезд за рубеж после либерализации законодательства в 1989. Вопреки бытовавшему в то время представлению об уровне потенциальных эмигрантов в 10–15 млн. чел., реальное число россиян, уехавших на постоянное место жительства за рубеж, находится в интервале от 800 тыс. до 1,2 млн. чел.

В период после окончания Гражданской войны и до начала Второй Мировой войны внешняя иммиграция как массовое явление практически отсутствовала. Сразу после Второй Мировой войны, по разным оценкам, в СССР было репатриировано около 3 млн. человек (узники немецких концентрационных лагерей, военнопленные немцы, итальянцы, японцы и т.д.). Большая их часть – три четверти – были репатриированы насильно. Около 60% репатриированных остались на территории России.

Современная ситуация в области внешней миграции складывается, с одной стороны, из интенсивного притока в Россию мигрантов из бывших республик СССР и существенно меньшего по объему выезда из России на постоянное место жительства в страны СНГ и развитые страны (Германию, Израиль, США и др.).

С середины 1970-х миграционный прирост для России в целом стал положительным, а в последнее десятилетие 20 в. еще более существенно изменился в пользу России. Он компенсирует в значительной мере потери населения от естественной убыли. Данные переписи 2002 показали, что Россия сейчас очень популярна и находится на третьем месте в мире по количеству прибывающих на постоянное место жительства. Наиболее интенсивные процессы перемещения населения отмечаются между РФ и странами СНГ и Балтии. Причем в отличие от периода 1979–1988, в 1989–2002 произошло существенное снижение потока эмигрантов из России в эти страны, а число въезжающих из ближнего зарубежья в нашу страну, наоборот, увеличилось. С 1989 по 2002 в Россию въехали 11 млн. чел., выехали – 5 млн., т.е. чистый миграционный прирост составил 6 млн. чел. Более половины мигрантов из бывших союзных республик приходится на русских по национальности.

Внешние миграции обладают следующими особенностями:

1. Трансграничные миграции в их современных формах и масштабах – совершенно новое для России явление. Это кажется парадоксальным, учитывая то, что наша страна в своем современном виде сложилась, превратилась из Московии в Россию, именно в ходе мощных миграционных процессов. Но это были, по преимуществу, внутренние миграции. В ХХ веке трансграничные миграции если и были, то как следствие общественных катаклизмов.

2. Трансграничные миграции, причем в огромных масштабах, – это теперь надолго, если не навсегда. Это стратегическое явление, которое во многом будет определять траекторию экономического, этнического, культурного, политического, геополитического развития страны.

3. Они неизбежны, потому что жизненно необходимы России – в условиях демографического спада, уменьшения численности населения, особенно в восточных, слабо заселенных регионах, его неизбежного старения. Эти демографические процессы происходят в контексте развития открытой рыночной экономики, ее интеграции в мировое хозяйство и открытости границ. Растущий спрос на рабочую силу, просто на население, может быть удовлетворен только за счет мигрантов из-за рубежа.

4. В результате, Россия неизбежно станет (уже становится) страной мигрантов. Это совершенно новое и неизвестное для российского общества состояние. К этому психологически не готово общество, особенно в тех регионах, где и внутренние миграции были не очень распространены. Идеологически, институционально и законодательно не готово государство – нет привычки и установившихся, рутинных бюрократических практик, нет сложившейся системы институтов, фактически нет полноценной законодательной базы (от внутренне непротиворечивых законов до ясных и четких ведомственных инструкций). А к этому состоянию необходимо готовиться заранее, анализируя все проблемы и угрозы, которые уже возникли, или неизбежно возникнут. Это можно и нужно делать на примере тех стран (прежде всего, Западной Европы), которые раньше вступили на этот путь[4].

 


Заключение

 

В современном глобальном обществе миграция является одним из широко обсуждаемых вопросов, в том числе и для национальной безопасности государств. Россия, не являясь исключением, также рассматривает проблемы миграции на различных уровнях и пытается создать механизмы по регулированию и контролю данных процессов. Глобальные потоки мигрантов из стран бывших советских республик создают определенную угрозу или, лучше сказать, напряженность в сфере безопасности страны.

Эпоха глобализации характеризуется взрывом национализма, развитием национально - и этнополитических конфликтов, что в свою очередь приводит к парадоксальному явлению глобализации – росту национального самосознания в условиях стирания межгосударственных границ. Следствием переформирования межгосударственных границ и эскалации межэтнических конфликтов после распада СССР явились интенсивные попытки регуляции миграционных процессов на территории бывших стран Союза. С другой стороны, развитие рыночных отношений, принцип свободы передвижения, демократизация институтов общества способствовали дальнейшей либерализации миграции и активации трансграничной мобильности трудовых мигрантов, переселению из экономически депрессивных зон в экономически более развитые.

Учитывая характерные проблемы развития нашей страны, основными целями и задачами для правительства РФ в области регуляции миграционных процессов стали: «обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития, принципов национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения по территории страны, реализация интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, построение демократического общества». Для осуществления данных целей России необходимо следовать всем нормам международного права в области миграционного регулирования, сотрудничать с другими государствами и заключать договоры о депортации, обмене информацией в целях противостояния нелегальной миграции, защищать права российских граждан за рубежом. На заседании правительства РФ 10 июня 2002 было принято решение о создании единой системы иммиграционного контроля в Российской Федерации. Как отметил в свое время Михаил Касьянов, миграционная политика и контроль за миграционными потоками напрямую связаны с привлечением рабочей силы.

По мнению МВД России, миграция приобрела характер постоянно действующего фактора, и не только все более негативно влияет на социально-экономическую и внутриполитическую стабильность в регионах независимо от их удаленности от государственных границ, но и создает потенциальные угрозы потери контроля над отдельными приграничными районами страны, что в совокупности является потенциальной угрозой национальной безопасности России. Вступившим в силу 1 ноября 2002 г. Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» на МВД России, ФПС России и взаимодействующие федеральные органы исполнительной власти возложены дополнительные функции по регулированию внешних миграционных процессов. В этой связи были издан и реализуется приказ МВД России, МИДа России, Минтранса России, МПС России, ГТК России, ФПС России от 11 ноября 2002 г. «О введении в действие миграционных карт». В целях совершенствования миграционной политики правительство одобрило Концепцию регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, в которой предусмотрены разработка и создание единой системы иммиграционного контроля на территории страны. Полагалось, что межведомственная единая система иммиграционного контроля должна включать в себя комплекс мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, по осуществлению визовой политики, контролю за въездом, выездом и пребыванием иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Федеральной миграционной службой МВД РФ создается центральный банк данных иностранных граждан и лиц без гражданства, который будет представлять собой межведомственную автоматизированную систему по учету иностранных граждан, других заинтересованных министерств и ведомств за счет внедрения принятых в мировой практике передовых информационных технологий, систем связи и передачи данных и, как следствие, повышения эффективности функционирования всего государственного механизма контроля за миграционной ситуацией в стране. Его формирование позволит иметь единую систему учета, информации и контроля за пребыванием всех иностранных граждан в Российской Федерации. В последнее время наблюдается значительное ужесточение позиции государства в области миграционной политики.

Так, в ходе борьбы с нелегальной миграцией в 2007 году был принят федеральный закон «О розничных рынках», запрещающим иностранным гражданам, не имевшим регистрации в местных исполнительных органах, работу на рынках на территории страны, что является непосредственным источником заработка среди большинства мигрантов Чем опасна жесткая миграционная политика в России? Прежде всего, подобные меры имеют внутреннего, конъюнктурного адресата. Демонстративная «охота на ведьм» грозит обострением националистических настроений в обществе, и в самой государственной идеологеме. В перспективе это чревато, как минимум, мощными социальными взрывами, последствия которых предугадать трудно.

Однако очевиден тот факт что, экономика России требует обеспечения трудовыми ресурсами. По данным различных исследований потребностей рынка, миграционных и демографических процессов, через несколько лет Россия столкнется с жесткой потребностью в рабочей силе, основу которой в перспективе составят выходцы их стран ближнего зарубежья. Как пишет в своей работе Виталий Вишневский, низкая рождаемость и высокая смертность в России являются одним из наиболее очевидных и тревожных вызовов современной действительности.

Потоки миграции в Россию способны в каком-то смысле способствовать демографической модернизации в стране и препятствовать объективной депопуляции населения. Так что, рассматривать миграцию как однозначное зло, с которым должны бороться «на истребление» российские законодательные и исполнительные институты, было бы, по меньшей мере, стратегически неразумно.

Следовательно, уже сейчас необходимо осуществлять различные программы, способствующие интеграции мигрантов в российское общество. На уровне социальном, элементарное повышение толерантности россиян к рабочим мигрантам поможет избежать этнических конфликтов в будущем. Как неоднократно подчеркивает в своих работах В.И. Михайленко, толерантность является единственным залогом обеспечения нормального функционирования общества в современных условиях.

 

Список литературы

1. http://www.kpe.ru/rating/media/1366/

2. http://www.krugosvet.ru/articles/115/1011521/1011521a2.htm

 

 


[1] http://www.kpe.ru/rating/media/1366/

[2] http://www.krugosvet.ru/articles/115/1011521/1011521a2.htm

[3] http://www.papor.ru/

[4] http://www.situation.ru/app/j_art_1123.htm

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.