КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общее представление о внимании. Развитие внимания. Внимание и сознание
ПАМЯТЬ КАК ВЫСШАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
Память как соединение многообразных психических процессов отражает или воспроизводит прошлое, пережитое человеком. Благодаря памяти значительно расширяются возможности отражения действительности – с настоящего до прошлого. Без памяти не было бы основанных на прошлом знаний и навыков. Не было бы психической жизни, которая смыкается в единстве человеческого сознания. Не было бы возможно непрерывное учение, которое проходит через всю жизнь человека и делает его тем, что он есть. Память как единая функция – это некоторая, очень общая и элементарная способность к запечатлению (восстановлению) данных чувствительности, т. е. мнемическая функция. Запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание строятся на этой основе, но не сводятся к ней. Сохранение в памяти – не пассивное хранение материала, это динамический процесс, который осуществляется на основе и в условиях определенным образом устроенного усвоения, включающий выраженную переработку материала, предполагающую участие разных мыслительных операций. Этот процесс имеет определенную динамику. Она может выражаться не только в более или менее быстром забывании, но в некоторых случаях полными и совершенными, более чем предыдущие, воспроизведениями. Запоминание – это сознательная фиксация достигнутого в настоящий момент познания реалий в целях использования его в практической и теоретической деятельности в будущем, а припоминание – это извлечение знаний для практической и теоретической деятельности, которая происходит в настоящем. Генезис сложной деятельности запоминания является продуктом исторического развития, обусловленным потребностями, конкретной деятельностью человека. Потребность в овладении психическими процессами и в их развитии ощущается острее, когда усложняются формы человеческой деятельности и она существенно связана с потребностями общественным образом организованной деятельности.
Внимание – это направленность психики на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую значимость, сосредоточение психики, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности. Под направленностью следует понимать избирательный характер протекания познавательной деятельности, произвольный или непроизвольный выбор ее объектов. Выделяются три основных вида внимания – непроизвольное, произвольное и постпроизвольное. Непроизвольное внимание вызывается любыми новыми и интересными объектами для человека. Именно эти объекты запечатлеваются в памяти, они сохраняются и затем всплывают в нашей памяти. Произвольное внимание вызывается только сознательным и целенаправленным усилием. Оно помогает сосредоточиться на предмете, не вызывающем особого интереса, но необходимого для личной деятельности. Произвольное внимание может трансформироваться в постпроизвольное тогда, когда возникает интерес к выполняемой деятельности и сохранение устойчивого внимания уже не требует волевых усилий. Внимание – это аспект большой основной проблемы о соотношении мира и личности. Наличие у человека высших форм внимания означает, что он выделяет себя из окружающей среды как личность, противопоставляет ей себя и имеет возможность, мысленно включая определенную ситуацию в различные контексты, преобразовывать ее, выделяя в ней в качестве существенного тот или иной момент. Внимание в высших формах характеризует своеобразие предметного человеческого сознания. Диффузный, неустойчивый характер в развитии внимания у ребенка можно отметить в раннем детстве. Однако это положение не имеет абсолютного характера. Иногда манипулирование предметом так увлечет ребенка, что, начав манипулировать им, ребенок будет повторять действие раз за разом. Но главным остается положение, что на протяжении дошкольного возраста ребенок в слабой степени владеет вниманием. Значительные сдвиги наступают тогда, когда на развитие уже повлияли результаты обучения. К 10–12 годам по большей части наблюдают заметный, часто скачкообразный рост объема внимания, его концентрации и устойчивости. Нельзя упускать из виду существование индивидуальных различий, притом весьма значительных. Решающее значение для развития внимания имеет формирование интересов и приучение к систематическому труду. Важно, чтобы педагог умел заинтересовать учащихся и мог строить педагогический процесс на произвольном внимании, обусловленном непосредственной заинтересованностью; можно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести эмоциональную насыщенность. Главным условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, которое соединяется с последовательностью и связанностью его раскрытия и изложения.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |