Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оборотные фонды и средства. Их состав и структура




Оборотные фонды производственных объединений (предприятий) по их назначению в процессе воспроизводства подразделяются на четные группы: производственные запасы; незавершенное производство; готовые изделия на складе и отгруженные; денежные средства, находящиеся в кассе и на расчетном счете, и средства в расчетах. Производственные запасы и незавершенное производство представляют собой производственные оборотные фонды объединений, предприятий (оборотные фонды производства). Производственные запасы находятся лишь в сфере производства, а не в самом процессе производства, поскольку в данный момент времени они не подвергаются обработке, а являются потенциальными элементами производства. Однако они необходимы, так как обеспечивают непрерывность процесса производства. Незавершенное производство - это предметы труда, которые находятся непосредственно в процессе производства и подвергаются обработке. По существу это незаконченные производством изделия разной степени готовности. Основное назначение оборотных фондов производства (производственных запасов и незавершенного производства) - обеспечить бесперебойность и ритмичность процесса производства. Последние две группы - готовые изделия, а также денежные средства в кассе, на расчетном счете и средства в расчетах - составляют оборотные фонды обращения; потребность в этих оборотных фондах обусловливается непрерывностью процесса кругооборота фондов производственных объединений (предприятий).

12.Нормирование оборотных средств. Расчет потребности в оборотном капитале предприятия. Нормирование оборотных средств - управление формированием и использованием оборотных средств с помощью нормативов. Нормируются только собственные оборотные средства предприятий; заемные средства (краткосрочный банковский кредит, кредит по обороту и др.) и привлеченные средства (кредиторская задолженность, временно неиспользуемые остатки специальных фондов) не нормируются. Этапы процесса нормирования: 1.разрабатываются нормы запасы по каждому элементу нормируемых оборотных средств; 2.исходя из нормы запаса и расхода данного вида товарно-материальных ценностей, определяется сумма оборотных средств, необходимых для создания нормируемых элементов по каждому виду оборотных средств. Так определяются частные нормативы; 3.расчитывается совокупный норматив путем сложения частных нормативов. К нормируемым оборотным средствам относятся те виды материальных ценностей и затрат, которые необходимы для обеспечения бесперебойной работы предприятия. Это- производственные запасы, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов и готовая продукция на складах предприятий. Эффективность деятельности предприятия во многом зависит от правильного определения потребности в оборотных средствах. Оптимальная обеспеченность оборотными средствами ведет к минимизации затрат, улучшению финансовых результатов, ритмичности и слаженности работы предприятия. Завышение оборотных средств ведет к излишнему их отвлечению в запасы, к «замораживанию» ресурсов. Занижение оборотных средств может привести к перебоям в производстве и реализации продукции, к несвоевременному выполнению предприятием своих обязательств. И в том и в другом случае следствием является неустойчивое финансовое состояние, нерациональное использование ресурсов, ведущее к потере выгоды.

Важнейшим принципом эффективного управления оборотными средствами является их нормирование. В ходе нормирования рассчитывается необходимая постоянно минимальная сумма средств, обеспечивающая предприятию устойчивое финансовое положение.

 

13. Источники формирования оборотных средств. Факторы, влияющие на величину оборотных средств. Первоначально при создании предприятия оборотные средства формируются как часть его уставного фонда. По мере расширения объема производства потребность в оборотных средствах возрастает, что требует соответствующего финансирования прироста оборотных средств. Источники формирования оборотных средств: собственные и приравненные к ним средства, кредиторская задолженность, кредиты банка и прочие источники, используемые для создания оборотных производственных фондов. Оборотными средствами предприятий являются денежные ресурсы, находящиеся в оборотных производственных фондах и фондах обращения и предназначенные для обеспечения непрерывности и планомерного процесса производства и реализации. Располагая оборотными средствами, предприятие может производить расчеты с поставщиками за приобретаемые у них предметы и средства труда, с рабочими и служащими по заработной плате, с банком за пользование ссудами, с бюджетом по плате за производственные фонды и другие платежи. Наличие оборотных средств имеет большое значение для создания нормальных условий производственной и финансовой деятельности предприятия, поэтому рациональная организация оборотных средств имеет первостепенное значение для всей экономической работы предприятия. Различают: 1)собственные оборотные средства;2)заемные оборотные средства (кредиты сторонних организаций);3)привлеченные оборотные средства (привлекаются предприятием из своих собственных фондов). Собственными оборотными средствами предприятия считаются средства, выделенные государством в соответствии с утвержденным нормативом в постоянное пользование для обеспечения производственно-хозяйственной деятельности. Источниками собственных оборотных средств являются уставной фонд, бюджетное финансирование, направляемое на прирост норматива собственных оборотных средств, и прибыль предприятия. Оборотными средствами, приравненными к собственным, являются устойчивые пассивы- постоянная минимальная задолженность предприятия по предстоящим платежам (задолженность по заработной плате рабочим и служащим, органам социального страхования, минимальные остатки резерва предстоящих платежей и др.). В формировании собственных оборотных средств участвует прибыль за вычетом из нее взносов в бюджет и прочих отвлеченных средств. Нормальным источником возмещения недостатка собственных оборотных средств являются ссуды банка на временное пополнение оборотных средств, ускорение их оборачиваемости. Нежелательными источниками являются: рост кредиторской задолженности, средства амортизационного фонда и специальных фондов, используемые не по назначению, просроченные ссуды банка.

14 Показатели эффективности использования оборотных средств и способы ускорения оборачиваемости оборотных средств. Показатели эффективности использования оборотных средств являются показателями эффективности использования оборотного капитала предприятия. Под оборачиваемостью оборотного капитала понимается продолжительность последовательного прохождения средствами отдельных стадий производства и обращения. Для характеристики оборачиваемости оборотных средств используют ряд показателей, основными из которых являются: 1)коэффициент оборачиваемости оборотных средств;2) коэффициент загрузки;3) время оборота;4)количество оборотов оборотного капитала за период. Коэффициент оборачиваемости (Коб) характеризует размер объема выручки от реализации на один рубль оборотных средств. Коб = РП/Sср, где РП = реализованная продукция за период, S – средняя сумма остатка оборотных средств за тот же период. Показывает количество оборотов, совершаемых оборотными средствами за определенный период. Увеличение является положительной тенденцией. Коэффициент загрузки – показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости. Он характеризует величину оборотных средств, приходящихся на один рубль реализованной продукции.

Кзаг = Sср/ РП = 1/Коб. Чем меньше показатель, тем эффективнее используются оборотные средства. Время оборота (Тоб): в числителе: количество дней в анализируемом периоде (Д), знаменатель – Коб

Тоб = Д/Коб. За квартал Д = 90, за полгода Д = 180, за год Д = 360.

Уменьшение является положительной тенденцией. Количество оборотов (n) равно коэффициенту оборачиваемости (Коб). Ускорение оборачиваемости повышает инвестиционную привлекательность фирмы. Мероприятия: сокращение внутрисменных потерь рабочего времени, организация (рациональная) производственного процесса, управление запасами, определение оптимальной партии товара, управление дебиторской задолженности, определение оптимального размера денежных средств на счетах предприятия и т.д. Большое влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств (рост числа оборотов) оказывают внедрение достижение научно-технического прогресса и организация материально-технического снабжения и сбыта, которая предопределяет величину реализованной продукции. При ускорении оборачиваемости оборотных средств из оборота высвобождаются материальные ресурсы и источники их образования, при замедлении – в оборот вовлекаются дополнительные средства.

Скорость оборота средств – это комплексный показатель организационно-технического уровня производственно-хозяйственной деятельности. Увеличение числа оборотов достигается за счет сокращения времени производства и времени обращения. Время производства обусловлено технологическим процессом и характером применяемой техники. Чтобы его сократить, надо совершенствовать его технологию, механизировать и автоматизировать труд. Сокращение времени обращения также достигается развитием специализации и кооперации, улучшением прямых межхозяйственных связей, ускорением перевозок, документооборота и расчетов.

15 Себестоимость. Виды себестоимости. Структура себестоимости продукции. Себестоимость- выражение в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своих коллективов и др. По объему учитываемых затрат различаются три вида себестоимости: 1)цеховая себестоимость, включающая в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы; 2)производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства; 3)полная себестоимость, или себестоимость реализованной (отгруженной) продукции, - показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты). Её реальное определение на предприятии необходимо для: 1)маркетинговых исследований и принятия на их основе решений о начале производства нового изделия (оказания нового вида услуг) с наименьшими затратами; 2)определение степени влияния отдельных статей затрат на себестоимость продукции (работ, услуг); 3)ценообразования; 4)правильного определения финансовых результатов работы, а соответственно и налогообложения прибыли. Кроме того, различают плановую и фактическую себестоимость. Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период. Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство. Плановая себестоимость и фактическая себестоимость определяются по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателей себестоимости. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятиях. Но для правильной оценки и анализа себестоимости продукции недостаточно знать лишь определение этого показателя. Очень важной стороной в этом вопросе является рассмотрение и изучение статей затрат предприятия, включаемых в себестоимость.

16 Классификация затрат на производство продукции. Классификация затрат на производство- группировка затрат предприятия на производство и реализацию продукции. По различным признакам затраты подразделяются на основные и накладные, прямые и косвенные, условно-постоянные и переменные. В планировании и учете себестоимости продукции основную роль играет группировка расходов по экономическим элементам и по калькуляционным статьям. По элементам группируются все однородные по экономическому содержанию затраты вне зависимости от места, где они произведены (цех, заводоуправление, складское хозяйство и т. д.), независимо от объекта затрат (изготовление продукции в основном производстве или затраты во вспомогательных и обслуживающих производствах). В планировании и учете по этому признаку выделяются восемь групп (элементов) затрат: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, топливо со стороны, электроэнергия со стороны, амортизация основных фондов, заработная плата, основная и дополнительная, отчисления на социальное страхование, прочие расходы.

Эта группировка используется для разработки сметы затрат на производство, отражающей общую сумму затрат. Она дает возможность определить структуру себестоимости по элементам, разграничить материальные затраты на производство и затраты по оплате труда, охарактеризовать их соотношение в себестоимости продукции, определить объем чистой продукции (вновь созданную стоимость) предприятия. Группировка затрат по экономическим элементам позволяет увязать план по себестоимости продукции с другими разделами техпромфин-плана (по материально-техническому снабжению, труду и заработной плате и т. д.), определить потребность в оборотных средствах. Для определения себестоимости конкретных изделий, видов продукции (калькуляции ее) затраты группируются по калькуляционным статьям, с учетом места затрат (например, общезаводские расходы на содержание аппарата за водоуправления), их целевого назначения (расходы по содержанию и эксплуатации оборудования). Большинство калькуляционных статей являются по своему экономическому составу комплексными и включают как различные элементы материальных затрат (сырье, материалы, амортизацию и др.), так и расходы по оплате труда. Типовой перечень, принятый в планировании, предусматривает следующие статьи калькуляции: сырье и материалы, возвратные отходы, топливо и энергия на технологические цели, основная заработная плата производственных рабочих, дополнительная заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальное страхование, расходы на подготовку и освоение производства, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые расходы, общезаводские расходы, потери от брака, прочие производственные расходы, внепроизводственные расходы.

17 Группировка затрат по экономическим элементам (смета затрат) и калькуляционным статьям расходов. Группировка по видам расходов является в экономике общепринятой и включает две классификации: по экономическим элементам затрат (или по экономическому содержанию) и по калькуляционным статьям (или по целевому назначению) расходов. Деление затрат по экономическим элементам применяется при формировании себестоимости на предприятии в целом и включает пять основных групп расходов:1)материальные затраты;2)затраты на оплату труда;3)отчисления на социальные нужды;4)амортизация основных фондов; 5)прочие затраты. Каждая из вышеперечисленных групп объединяет однородные по экономическому содержанию затраты, которые не могут быть разложены на собственные части и рассчитываются независимо от того, где они произведены и каково их производственное назначение. Классификация затрат по экономическим элементам позволяет определить структуру себестоимости. Для этого исчисляют процентное соотношение удельного веса каждого вида затрат и всей себестоимости. Группировка затрат по калькуляционным статьям используется при составлении калькуляции (расчет себестоимости единицы продукции). Калькуляция позволяет определить, во что обходится предприятию единица каждого вида продукции, себестоимость отдельных видов работ и услуг. Необходимость данной классификации обусловлена тем, что расчет себестоимости по экономическим элементам затрат не позволяет учесть, где и в связи с чем произведены затраты, а также характер этих затрат в отдельных видах услуг. Для туризма это обстоятельство имеет особое значение. Определение же затрат по калькуляции как способ их группировки относительно конкретной единицы продукции позволяет отследить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг) на любом уровне. По калькуляционным статьям расходы группируются в зависимости от места их возникновения и относятся на каждый вид продукции (работ, услуг) прямым или косвенным методом. Эта классификация специфична для каждой отрасли промышленности (сферы услуг), поэтому состав затрат в каждой отрасли различен и определяется соответствующими отраслевыми (или межотраслевыми) инструкциями и методиками.

18 Методы планирования себестоимости. Методы планирования себестоимости. В зависимости от цели планирования себестоимости используют калькуляционный метод и метод сметного планирования.

Определение плановой себестоимости единицы каждого вида продукции осуществляется калькуляционным методом. При этом затраты собираются на единицу продукции по статьям калькуляции. При разработке статей калькуляции учитываются необходимость выделения прямых и косвенных статей затрат; отраслевая специфика; особенности конкретного предприятия.

Прямые статьи калькуляции, как правило, планируют нормативным методом. Для этого на предприятии разрабатывается необходимая нормативная база. Величина прямой статьи затрат при использовании данного метода рассчитывается по формуле: Спр = Н*Х:где Спр - плановое значение прямой статьи затрат;Н - установленная норма расхода ресурса на единицу продукции;Х - затраты на единицу ресурса. Для определения косвенных расходов в себестоимости единицы продукции на отечественных предприятиях традиционно используют следующие методы:1)пропорционально основной заработной плате производственных рабочих;2)пропорционально выручке;3)пропорционально прямым материальным затратам;4)пропорционально прямым затратам. Метод определения косвенных расходов в себестоимости единицы продукции выбирается предприятием самостоятельно и отражается в учетной политике. При выборе базы распределения необходимо анализировать зависимость косвенных расходов от различных факторов. Например, логично, что расходы, связанные с ремонтом и эксплуатацией оборудования зависят от времени работы оборудования. Поэтому, в качестве базы распределения данных расходов может выступать количество отработанных приведенных машино-часов. Комплексный (совмещенный) метод предполагает расчет плановой величины прибыли по основной номенклатуре прямым методом, а по продукции, составляющий небольшой удельный вес в составе объема реализации – аналитическими методами. Аналитический метод расчета прибыли на основе затрат на один рубль товарной продукции и аналитический метод посредством базовой рентабельности позволяют достаточно быстро спрогнозировать финансовые результаты, однако они не учитывают эффекта операционного рычага. Нормативный метод основан на установлении нормы запаса по каждому элементу оборотных средств и расчете нормативов по формуле: Qi = Сi *Нзi:где Qi - норматив оборотных средств по I-му элементу, тыс. р.; Нзi - норма запаса по I-му элементу; Сi - показатель, относительно которого устанавливается норма.

19 Пути снижения издержек производства в условиях рыночной экономики. Издержки производства - затраты, связанные с производством и обращением произведенных товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя: материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты, расходы, связанные с продвижением товара на рынок и его продажей.

В традиционном представлении важнейшими путями снижения затрат является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве - трудовых и материальных. Так, значительную долю в структуре издержек производства занимает оплата труда (в промышленности России – 13-14%, развитых стран - 20-25%). Поэтому актуальна задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала. Снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда можно достигнуть различными способами. Наиболее важные из них - механизация и автоматизация производства, разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий, замена и модернизация устаревшего оборудования. Однако одни мероприятия по совершенствованию применяемой техники и технологии не дадут должной отдачи без улучшения организации производства и труда. Нередко предприятия, фирмы приобретают или берут в аренду дорогостоящее оборудование, не подготовившись к его использованию. В результате коэффициент использования такого оборудования очень низок. Затраченные на приобретение средства не приносят ожидаемого результата. Важное значение для повышения производительности труда имеет надлежащая его организация: подготовка рабочего места, полная его загрузка, применение передовых методов и приемов труда и др. Материальные ресурсы занимают до 3/5 в структуре затрат на производство продукции. Отсюда понятно значение экономии этих ресурсов, рационального их использования. На первый план здесь выступает применение ресурсосберегающих технологических процессов. Немаловажным является повышение требовательности и повсеместное применение входного контроля за качеством поступающих от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов. Сокращения расходов по амортизации основных производственных фондов можно достигнуть путем лучшего использования этих фондов, максимальной их загрузки. На зарубежных предприятиях рассматриваются также такие факторы снижения затрат на производство продукции, как определение и соблюдение оптимальной величины партии закупаемых материалов, оптимальной величины серии запускаемой в производство продукции, решение вопроса о том, производить самим или закупать у других производителей отдельные компоненты или комплектующие изделия. Известно, что чем больше партия закупаемого сырья, материалов, тем больше величина среднегодового запаса и больше размер издержек, связанных со складированием этого сырья, материалов (арендная плата за складские помещения, потери при длительном хранении, потери, связанные с инфляцией и др.). Вместе с тем приобретение сырья и материалов крупными партиями имеет свои преимущества. Снижаются расходы, связанные с размещением заказа на приобретаемые товары, с приемкой этих товаров, контролем за прохождением счетов и др. Таким образом, возникает задача определения оптимальной величины закупаемых сырья и материалов.

20 Понятие цены. Функции цен. Классификация цен. Цена - денежное выражение стоимости товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара. Это фундаментальная экономическая категория. Функции цены: учетная, стимулирующая, распределительная. Классификация цен: 1. По степени регулируемости: а)свободные, б)регулируемые, в)фиксированные. 2. По характеру обслуживаемого оборота: а)оптовые цены на продукцию промышленности, б)цены на строительную продукцию, в)закупочные цены, г)розничные цены, д)тарифы. Виды цен: Розничная цена, Оптовая цена, Закупочная цена. Цена в условиях рыночной экономики - один из важнейших факторов, определяющих прибыльность предприятия.

21 Ценовая политика предприятия. Последовательность процесса ценообразования. Ценовая политика предприятия это определение цен обеспечивающих деятельность предприятия в рыночных условиях включая выбор методов ценообразования разработку ценовой системы, выбор ценовых рыночных стратегий. Предприятие самостоятельно определяет схему разработки ценовой политики исходя из целей и задач развития фирмы, организационной структуры и методов управления, установившихся традиций на предприятии, уровня издержек производства и других внутренних факторов, а также состояния и развития предпринимательской среды, т.е. внешних факторов. При разработке ценовой политики обычно решаются следующие вопросы:1)в каких случаях необходимо использовать при разработке ценовую политику;2)когда необходимо отреагировать с помощью цены на рыночную политику конкурентов;3)какими мерами ценовой политики должно сопровождаться введение на рынок нового продукта;4)по каким товарам из продаваемого ассортимента необходимо изменить цены;5)на каких рынках надо проводить активную ценовую политику, изменить ценовую стратегию;6)как распределить во времени определенные ценовые изменения;7)какими ценовыми мерами можно усилить эффективность сбыта;8)как учесть в ценовой политике имеющиеся внутренние и внешние ограничения предпринимательской деятельности и ряд других. Постановка целей ценообразования: (определение спроса и оценка издержек)→анализ цен и товаров конкурентов→выработка ценовой стратегии→выбор метода ценообразования→установление окончательной цены→разработка системы модификации цен→ценовое поведение предприятий на рынке.

22 Методы ценообразования. Метод ценообразования - метод расчета цены товара с учетом издержек производства, средней прибыли, а также с учетом спроса и предложения. Наиболее употребительными методами ценообразования являются: метод полных затрат; метод предельных затрат; метода прямых затрат; метод определения цены на базе стандартных издержек производства; метода целевой нормы прибыли.

Можно выделить cлeдyющиe три гpyппы мeтoдoв цeнooбpaзoвaния 1. Цeнooбpaзoвaниe, opиeнтиpoвaннoe на coбcтвeнныe издepжки ocнoвaнo нa ycтaнoвлeнии цeны кaк peзyльтaтa бaзoвыx зaтpaт нa eдиницy пpoдyкции плюc пpибыль, кoтopyю пpeдпpиятиe пpeдпoлaгaeт пoлyчить. Цeнooбpaзoвaниe, opиeнтиpoвaннoe нa cпpoc. Пpи иcпoльзoвaнии этoгo мeтoдa иcxoдят из кaчecтвeннoгo и кoличecтвeннoгo aнaлизa пoтpeбитeльcкиx xapaктepиcтик тoвapa либo из вeличины экoнoмичecкoгo эффeктa, пoлyчaeмoгo пoтpeбитeлeм зa вpeмя иcпoльзoвaния тoвapa. Вaжными изyчaeмыми элeмeнтaми здecь cтaнoвятcя пoлeзнocть (oщyщaeмaя цeннocть тoвapa) и чyвcтвитeльнocть тoвapa к цeнe. Цeнooбpaзoвaниe, opиeнтиpoвaннoe нa кoнкypeнцию. Мeтoд cpeднepынoчныx цeн. Мeтoд пpeдпoлaгaeт пpoдaжy тoвapoв пo paccчитaннoй нa ocнoвe кoнкypeнтныx дaнныx "cpeднepынoчнoй цeнe". Мeтoд "гoнки зa лидepoм". Пpи этoм мeтoдe ycтaнoвлeниe цeны тoвapa ocyщecтвляeтcя нa ocнoвe цeны вeдyщeгo кoнкypeнтa c yчeтoм кoнкypeнтнoй cитyaции нa pынкe, диффepeнциaции тoвapa и eгo кaчecтвa. Пo cyщecтвy, этoт мeтoд пpeдпoлaгaeт oткaзe paзpaбoтки coбcтвeннoй цeнoвoй пoлитики c opиeнтaциeй нa вeдyщyю цeнy.

Уcтaнoвлeниe цeны нa ocнoвe oткpытыx тopгoв. Мeтoд иcпoльзyeт вepoятнocтныe oцeнки и пpeдпoлaгaeт cлeдyющyю пocлeдoвaтeльнocть пpoвeдeния pacчeтoв:pacчeт издepжeк, cвязaнныx c выпoлнeниeм кoнтpaктa;

aнaлиз тaктики тopгoв, пpимeняющeйcя пoтeнциaльными кoнкypeнтaми;

oпpeдeлeниe вepoятнocти тoгo, чтo цeнa пpeдлoжeния фиpмы oкaжeтcя нижe цeны, зaпpaшивaeмoй кoнкypeнтaми; oпpeдeлeниe вeличины цeны, кoтopaя пpинeceт пpeдпpиятию "мaкcимaльнyю oжидaeмyю пpибыль". Ценообразующие факторы в современных условиях рынка-выделяют следующие ценообразующие факторы:Затраты;Ценность товара; Спрос и его эластичность; Конкуренция; Государственное влияние.

23 Ценовые стратегии. Модификации цен. Ценовые стратегии -обоснованный выбор из нескольких вари­антов цены (или перечня цен), направленный на достижение макси­мальной (нормативной) прибыли для фирмы на рынке в рамках пла­нируемого периода. Ценовые стратегии подразделяются на стратегии:1)дифференцированного ценообразования; 2)конкурентного ценообразования; 3)ассортиментного ценообразования. Стратегии дифференцированного ценообразования основаны на неоднородности покупателей и возможности продажи одного и того же товара по разным ценам, К стратегиям дифференцированного ценообразования относятся: 1)ценовая стратегия скидки на втором рынке - основана на особен­ностях переменных и постоянных затрат по сделке. Заключается в дифференцированном ценообразовании или стратегии скидок на вторичных демографических рынках;2) ценовая стратегия периодической скидки - базируется на особен­ностях спроса различных категорий покупателей. Применяется, при временных и периодических снижениях цен на модные то­вары вне сезона, внесезонных туристических тарифов, цен на билеты на дневные представления (спектакли), цен на устарев­шие модели и т.д. Основной принцип стратегии таков: характер снижения цен можно прогнозировать во времени и он известен покупателям; 3)ценовая стратегия «случайной скидки» - опирается на поисковые затраты, мотивирующие слу­чайную скидку. Таким образом фирма пытается одновременно максимизировать количество покупателей, информированных о низкой цене и неинформированных. Стратегии конкурентного ценообразования строятся на учете кон­курентоспособности фирмы посредством цен. К стратегиям конку­рентного ценообразования относятся: 1)ценовая стратегия проникновения на рынок - основана на ис­пользовании экономии за счёт роста масштабов производства; используется для внедрения новых товаров на рынок; 2)ценовая стратегия по «кривой освоения» - базируется на преиму­ществах приобретенного опыта и относительно низких затратах по сравнению с конкурентами. При использовании этой страте­гии те, кто приобретает товар в начале делового цикла, покупа­ют его по более низкой цене, чем последующие покупатели; 3)ценовая стратегия сигнализирования - строится на использовании фирмой доверия покупателя к ценовому механизму, созданному конкурирующими фирмами. Сигнализирование ценами привле­кает новых или неопытных покупателей на рынке, которые не осведомлены о конкурентных товарах. Хороший пример - успех некоторых дорогих, но низкокачественных товаров; 4)ценовая географическая стратегия - используется для соприка­сающихся частей рынка. Эта стратегия в зарубежной практике называется ФОБ (франко-станция отправления). Стратегии ассортиментного ценообразования применимы, когда у фирмы имеется набор аналогичных, сопряженных или взаимоза­меняемых товаров. К стратегиям ассортиментного ценообразования относятся:1)ценовая стратегия «набор» - применяется в условиях неравно­мерности спроса на невзаимозаменяемые товары;2)стратегия смешанных наборов - набор предлагается по цене, которая намного ниже цен его элементов. Примерами данной стратегии служат сезонные билеты, комплексные обеды, наборы стереоаппаратуры и комплектующих деталей для автомобилей;3)ценовая стратегия «комплект» - основана на различной оценке покупателями одного или нескольких товаров фирмы;4)ценовая стратегия «выше номинала» - применяется фирмой, когда она сталкивается с неравномерностью спроса на заменя­емые товары и может получить дополнительную прибыль за счет роста масштабов производства;5)ценовая стратегия «имидж» - используется, когда покупатели ориентируются на качество, исходя из цен на взаимозаменяемые товары. Ценовой стратегический выбор - это выбор стратегий ценообра­зования, основанный на оценке приоритетов деятельности фирмы.

24 Понятие трудовых ресурсов. Состав и структура кадров. Разделение трудовых ресурсов по признаку выполняемых функций и по характеру участия в процессе производства. Трудовые ресурсы предприятия являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества подбора и эффективности использования которого во многом зависят результаты производственной деятельности предприятия. На уровне отдельного предприятия вместо термина "трудовые, ресурсы" чаще используют термины "кадры" и "персонал". Под кадрами предприятия принято понимать основной (штатный) состав работников предприятия. В зависимости от выполняемых ими функций кадры предприятия делятся на следующие категории: рабочие основные и вспомогательные; руководители; специалисты; служащие. Перечисленные работники образуют (на производственных предприятиях) промышленно-производственный персонал (ППП). Каждая категория работников в своем составе предусматривает ряд профессий, которые в свою очередь представлены группами специальностей. Внутри специальности работников можно разделить по уровню квалификации. Профессия - это совокупность специальных теоретических знаний и практических навыков, необходимых для выполнения определенного вида работ в какой-либо отрасли производства. Специальность - это вид деятельности в пределах данной профессии, которая имеет специфические особенности и требует от работников специальных знаний и навыков. Квалификация - это совокупность знаний и практических навыков, позволяющих выполнять работы определенной сложности. По уровню квалификации рабочих можно разделить: на неквалифицированных, малоквалифицированных, квалифицированных и высококвалифицированных. Квалификация рабочих определяется разрядами. Специалисты делятся по квалификационным категориям: специалист 1, 2, 3-й категории и без категории. Руководители распределяются по структурам управления и звеньям управления. По структурам управления руководители подразделяются на линейные и функциональные, по звеньям управления - на высшего, среднего и низового звена. Специалисты - это работники, занятые инженерно-техническими, экономическими работами: инженеры, экономисты, бухгалтеры, юрисконсульты и т.д. Служащие - это работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание: делопроизводители, кассиры, табельщики, учетчики и т.д. Соотношение перечисленных категорий работников в общей их численности, выраженное в процентах, называется структурой кадров. Структура кадров также может определяться по возрасту, полу, уровню образования, стажу работы, квалификации и другим признакам. В практике учета и планирования кадров различают явочный, списочный и среднесписочный составы. Явочный состав - это минимально необходимое число работников, которые должны ежедневно являться на работу для выполнения задания в установленные сроки. Списочный состав - все постоянные и временные работники, числящиеся на предприятии, как выполняющие в данный момент работу, так и находящиеся в очередных отпусках, командировках, выполняющие государственные обязанности, не явившиеся на работу по болезни или каким-либо другим причинам. Списочная численность работников может быть установлена на определенную дату. Среднесписочный состав определяется путем суммирования списочного состава работников за все календарные дни периода, включая выходные и праздничные дни, и деления полученной суммы на полное календарное число дней периода. Кадры предприятия не являются постоянной величиной: одни работники увольняются, другие принимаются на работу.

Специалисты делятся по квалификационным категориям: специалист 1, 2, 3-й категории и без категории. Руководители распределяются по структурам управления и звеньям управления. По структурам управления руководители подразделяются на линейные и функциональные, по звеньям управления - на высшего, среднего и низового звена.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.