Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические основы психогигиены и психопрофилактики




 

Психогигиена – наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья; это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья человека. Психогигиена адресована здоровому человеку.

 

Виды:

-возрастная

-профессиональная

-Психогигиена семьи

-Психогигиена труда

-Психогигиена быта

 

Психопрофилактика адресована больному человеку, включает мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний:

-первичная – возникновение болезни и ее причины

-вторичная – лечение

-третичная – реабилитация

 

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОХРАНЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека в последние десятилетия, определяемые как период научно-технической революции, приобретает несколько специфический характер по сравнению с предшествующими этапами общественно-экономического развития. Одним из проявлений этой специфики является закономерное повышение внимания к задаче охраны нервно-психической сферы человека.

Имеются основания говорить о качественных изменениях тех требований, которые предъявляются человеку современной жизнью. И, хотя мы знаем, что адаптивные возможности нашего организма чрезвычайно широки, тем не менее человек попросту не успевает внутренне приспособиться к тем преобразованиям, которые он же производит в структуре своей деятельности. Одним из нежелательных последствий трудностей адаптации является возрастание нервно-психического напряжения. Явления нервно-психического напряжения носят временный характер и вытекают из относительного несоответствия темпов научно-технического прогресса (и связанных с ним изменений во всех областях человеческой деятельности), с одной стороны, и психофизиологической адаптации к этим изменениям - с другой.

Интерес к разработке психологических аспектов проблемы охраны психического здоровья, несомненно, стимулируется также происходящим на наших глазах расширением сферы деятельности человека в связи с задачами познания и освоения территорий, находящихся в зонах государства с экстремальными климатогеографическими условиями, к числу которых относятся Арктика, Антарктика, районы высокогорий, космическое пространство, глубины океана.

Борьба с последствиями нервно-психического перенапряжения в нашей стране, определяется прежде всего системами первичной профилактики - социальной и гигиенической, осуществляемыми государством в интересах народа. Претворение в жизнь всего комплекса психогигиенических и психопрофилактических мероприятий зависит также от интенсификации научной и практической деятельности представителей ряда уже существующих медицинских наук и формирования новых, перспективных в связи с указанными проблемами, дисциплин.

Эффективные программы охраны психического здоровья сегодня имеют отчетливый интердисциплинарный характер. Наряду с медицинскими науками - психогигиеной и психопрофилактикой, большую роль в их осуществлении играет медицинская, экстремальная и социальная психология, в том числе способствуя развитию психологических основ психогигиены и психопрофилактики, медицинская и лечебная педагогика, возникшие на границах педагогики и медицины. Задачи сохранения и укрепления психического здоровья человека во многом определяются дальнейшим развитием психотерапии, методы которой все шире начинают использоваться в психогигиенической и психопрофилактической практике.

Психогигиена - специальная дисциплина, имеющая своей целью сохранение и укрепление психического здоровья человека, в настоящее время находится на пути превращения в самостоятельную науку со своими задачами, методами исследования и воздействия. Так же, как это наблюдается при формировании других пограничных дисциплин, психогигиена в своем развитии опирается на смежные науки: медицинские дисциплины, физиологию, психологию, педагогику, социологию и др.

М. С. Лебединский и В. Н. Мясищев (1966), Н. Д. Лакосина и Г. К. Ушаков (1976) полагают, что психогигиена, как и общая гигиена, является областью медицины. Подчеркивается ее близость к психиатрии, в особенности к социальной психиатрии психотерапии, социальной гигиене, общей, педагогической, социальной, инженерной психологии, психологии труда. В. Н. Мясищев (1969) рассматривает медицинскую психологию в качестве научной основы психогигиены (так же, как и психопрофилактики). В системе психологических наук, предложенной К. К. Платоновым (1972), психогигиена включена в медицинскую психологию.

Большинством авторов подчеркивается близость психогигиены к другому разделу медицины - психопрофилактике. Одни из них акцентируют внимание на профилактическом значении психогигиенических мероприятий лишь в отношении психических болезней, другие - применительно и к иным заболеваниям, прежде всего психосоматическим, что следует считать в полной мере оправданным, учитывая возрастающее значение психического фактора в возникновении, течении, компенсации и декомпенсации различных соматических болезней.

В психогигиене обычно выделяют личную (индивидуальную) и общественную (социальную) психогигиену. Отмечается связь первой с общей, педагогической психологией и психологией труда, второй - с социальной психологией.

В системе психогигиенических знаний чаще всего указываются следующие ее разделы: возрастная психогигиена; психогигиена труда (промышленная психогигиена); психогигиена обучения; психогигиена быта; психогигиена семьи и половой жизни; психогигиена коллективной жизни; геронтопсихогигиена; специальная психогигиена (военная, авиационная, космическая, спорта, художественного творчества и др.).

Эффективное использование психогигиены в программах охраны психического здоровья в настоящее время во многом определяется дальнейшей разработкой ее медико-психологических и социально психологических основ. Прежнее представление о психогигиене как комплексе предупредительных мероприятий <вне субъекта> или комплексе общережимных мер субъекта недостаточно.

Психопрофилактика - интердисциплинарная область, целью которой является предупреждение нервно-психических заболеваний. На наших глазах значительно возрастает роль теоретических и практических проблем психопрофилактики как самостоятельной, быстро развивающейся науки. Изменяется ее содержание, оно становится все более широким, предусматривающим направленность предупреждающих мероприятий в первую очередь на личность и социальную среду. Речь может идти о первичной профилактике, включающей общегигиенические, психогигиенические, широкие социальные мероприятия, имеющие своей целью предупреждение заболевания; вторичной профилактике - предотвращение рецидивов болезни и третичной профилактике - предупреждение хронизации и инвалидизации пациента (условно можно говорить особственно профилактической, лечебно-профилактической и реабилитационно-профилактической работе).

Как отмечает в своей монографии И. И. Беляев (1973), задачи первичной профилактики совпадают с целями психогигиены и относятся к сфере деятельности не только невропатологов и психиатров, но и клиницистов, работающих в соматической медицине. Мероприятия имеют здесь общий характер с психогигиеной. Что же касается вторичной и третичной профилактики (в соответствии с рекомендацией ВОЗ, под вторичной профилактикой И. И. Беляев понимает максимальное выявление начальных форм нервно-психических заболеваний, а под третичной - предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности больных), то он согласен с тем, что они носят специфический характер и выходят за границы психогигиены.

В профилактике В. К. Мягер (1976) видит три основных аспекта: 1) личностный, 2) межличностный и 3) ситуационный. Все три подхода в практическом плане, по мнению автора, целесообразно иметь в виду при определении <факторов риска> применительно к лицам (или группе лиц) с повышенной угрозой заболевания либо в отношении ситуаций, характеризующихся психическим травматизмом.

В случае профилактики пограничных расстройств, прежде всего неврозов, очевидна адекватность указанных подходов целям, задачам и содержанию патогенетической психотерапии.

Ряд авторов обращают внимание на то, что проведение эффективных психогигиенических и психопрофилактических мероприятий требует знания основных тенденций в развитии неблагоприятного состояния, возможности прогнозирования нервно-психической устойчивости человека, изучения и классификации начальных предпатологических симптомов, иными словами, проведения так называемой <донозологической диагностики> нарушений со стороны психической сферы. Только при этих условиях могут быть адекватно намечены цели, задачи и избраны адекватные методы конкретной психогигиенической и психопрофилактической работы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.