Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сретение Господне




[Кратко] 2 (15) февраля. С 1 (14) – предпразднство. 9 (28) – отдание.

Этот праздник основан на евангельском повествовании (Лк 2), известен с IV в., а с VI в. – торжественно празднуется.

Этот праздник является и Богородничным и Господским. После разделения праздников Рождества и Богоявления на 2 самостоятельных праздника – Сретение празднуется на 40 дней после Рождества.

Тема праздника:

Принесение Первенца

Встреча двух заветов

Приемущества НЗ

Паремии:

Принесение Первенца (Исход)

Ангельская песнь «Свят, Свят, Свят…» (Ис. 6)

Уход в Египет (Ис.)

Апостол Евреем: Мельхиседек благословляет Авраама. Смысл: (Семион благословляется Господом, т. к. его священство выше «по чину Мельхиседекову»)

В заподной традиции Сретение – Богородичный праздник; на Востоке – Господский

В литургическом смысле этот праздник стоит на грани Господского и Богородичного. Тропарь – Богородичный «Радуйся, Благодатная Богородице Дево…», а Кондак – Господский: «Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим…»

Уставные особенности:

Не отменяется воскресная служба

«Блажен муж»

изобразительные Антифоны

нет праздничных антифонов (еще в Духов День)

входный стих

праздничный отпуст

В Типиконе имеется множество марковых глав относительно Сретения, в которых рассматриваются случаи совпадения Сретения с разными днями Постной Триоди

Предпразднство: если раньше недели о Блудном сыне, то за 8 дней

Попразднство: чем глубже в Постную Триодь, тем меньше.

Если Сретение выпадает на 1 день Вел. П., то служат либо на день раньше, в воскресенье, либо (старая практика) Литургия служится на вечерне, либо – преждеосвященная.

[*] Праздник Сретения известен на Востоке с IV века. В 543 году при императоре Юстиниане, по откровению одному угоднику Божию, установлено праздновать праздник с особой торжественностью, с крестным ходом и со свечами в память избавления жителей Константинополя и его окрестностей от моровой язвы и землетрясения в Антиохии. В память этого события в некоторых обителях совершается перед литургией крестный ход и бывает лития с пением стихир праздника и канона. Празднование Сретения отнесено ко 2 февраля по той причине, что 2 февраля есть сороковой день от Рождества Христова (25 декабря)

Особенности богослужения. Праздник Сретения по своим особенностям богослужения причислен к двунадесятым, но не Господским, а Богородичным праздникам. Поэтому, если он случится в Неделю (воскресенье), то служба воскресная не отменяется, а поется вместе со службой праздника, как в Богородичные праздники. Праздник Сретения и называется иногда праздником Сретения Пресвятой Богородицы, а в Западной Церкви называется «очищением» Пресвятой Девы. По своему построению служба праздника такая же, как во все Богородичные праздники, но с тем отличием, что, подобно службе Господского праздника, во время литургии на малом входе произносится входной стих и после него поются тропарь и кондак праздника. В конце же всенощного бдения и литургии бывает особый отпуст праздника. Этот отпуст отменяется и заменяется воскресным, если праздник случится в воскресенье.

На всенощном бдении читаются три паремии: первая (Исх. 12,51; 13,1-3; 10-16; Лев. 12 гл.) – об избрании еврейских первенцев на служение Богу и о древнем законе очищения; вторая (ис., 6 гл.) – о духовном очищении от грехов посредством прикосновения горящего угля к устам пророка; третья (Ис.10, 1-21) – о видении пророком Исаией Египта, куда «придет Господь, и сотрясутся рукотворенная Египетская от лица Его, и ведом будет Господь египтяном», что вскоре после Сретения Господня действительно и исполнилось, когда Он с Марией, Матерью Своей, и Иосифом удалился от Ирода в Египет. На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утрени, тропарь праздника (гл. 1-й): “Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение». На полиелее величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень». Прокимен: «Помяну имя Твое...», Евангелие от Луки, зач. 8. На «Слава»: «Молитвами Богородицы...», «И ныне»: то же, «Помилуй мя. Боже...». Канон праздника «Сушу глубородительную землю», творение св. Космы Маиумского. Ирмосы по дважды, тропари- на 12. Катавасия – праздника. Припев к праздничному канону поется: «Пресвятая Богородице, спаси нас». По 3-й песни – седален, по 6-й песни – кондак и икос. Кондак: «Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже: но умири во бранех жительство, Едина Человеколюбче». На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника (их всего 14). (После первых двух припевов поется ирмос: «В законе сени и писаний...»; после каждых следующих четырех – читается тропарь песни). В заключение на катавасию поются первый припев и ирмос, которые являются Задостойником на литургии (до отдания). Припев: «Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюби и спаси на Тя уповающих». Ирмос: «В законе сени и писаний (в тени и букве закона) образ видим, вернии: всяк мужеский пол ложесна разверзая, свят (посвящается) Богу. Тем перворожденное Слово Отца Безначальна, Сына первородящася Материю неискусомужно, величаем». На литургии – входной стих: «Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою». Прокимен: «Величит душа Моя...». Апостол о Евр., зач. 316. Евангелие от Луки, зач. 7. Причастен: «Чашу спасения прииму...».

1) Богослужение Сретенья, кроме совпадения с воскресным днем, может иметь еще свои особенности, в зависимости от совпадения с днями подготовительных недель Великого поста. Это происходит по той причине, что начало Постной Триоди (Неделя мытаря и фарисея), в зависимости от дня празднования Пасхи, бывает между 11 января и 15 февраля и праздник Сретения (2 февраля) иногда празднуется уже во время пения Постной Триоди. В таком случае праздничная служба соединяется в эти воскресные дни с Постной Триодью. «Покаяния отверзи...» во все воскресные дни в таком случае не поется, но вместо «Покаяния...» следует петь: «Молитвами Богородицы...», «И ныне» – то же и «Помилуй мя, Боже...». А псалом 136, «На реках Вавилонских...», следует петь в Недели – блудного, мясопустную и сыропустную.

Во все седмичные дни служба праздника поется по Минее и только в субботу сыропустную соединяется с песнопениями Триоди; в среду же и пяток сыропустные в конце вечерни, утрени и на часах бывает по 3 великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина, на 6-м часе и на вечерни – паремия. Примечание: Если случится праздник Сретения в сыропустную седмицу, то стихиры Триоди поются на малой вечерни; а если малая вечерня не совершается, то на великой вечерни праздника поется стихира самогласная Триоди из стиховных стихир на «Слава» и на утрени на хвалитах – тоже на «Слава».

Если праздник Сретения случится в мясопустную субботу, то служба умерших переносится на предыдущую субботу или на четверг мясопустной седмицы.

Если Сретение приходится на Сырную неделю (воскресенье), т.е. в канун Великого поста, то не имеет попразднства и отдания.

Если праздник случится в понедельник первой седмицы Великого поста (позже не бывает), то служба праздника переносится на Неделю (воскресенье) сыропустную.

2) Праздник Сретения, как правило, имеет один день предпразднства и семь дней попразднства, а всего празднования 9 дней, если число дней не сократится из-за Великого поста, близко к которому он может случится. Тогда Сретение празднуется столько дней, сколько остается до начала поста.

3) Предпразднство обычно бывает 1 февраля, но если оно случится в мясопустную субботу, то служба его переносится на мясопустную пятницу.

4) Попразднство имеет обычно 7 дней, отдание 9 февраля, но иногда день отдания смещается ближе к празднику. Как правило, отдание не бывает в субботу и Неделю (воскресенье) мясопустные, в среду и пятницу сыропустные, в этом случае оно переносится на другой день; поэтому, если праздник случится на седмице Недель блудного сына, мясопустной и сыропустной – попразднство (с днем отдания) бывает менее 7 дней.

В воскресенье же сыропустное полагается праздновать отдание только в том случае, когда праздник Сретения случится на Сыропустной седмице близко к Сыропустному воскресенью, а именно – в четверг, пятницу или субботу.

Примечание. Если праздник Сретения случится:

а) в Неделю блудного сына, понедельник или вторник мясопустной седмицы, то отдание бывает в пятницу той же мясопустной седмицы;

б) в Неделю мясопустную или в понедельник сырной седмицы, то отдание празднуется в сырный четверг;

в) во вторник или среду сырной седмицы – отдание в сырную субботу;

г) в четверг, пятницу или субботу сырной седмицы, то отдание празднуется в Сыропустную неделю;

д) в Сыропустную неделю, то празднуется один день и попразднства не имеет.

Второй день праздника – 3 февраля – Церковь посвящает памяти участников события – святых праведных Симеона Богоприимца и анны Пророчицы (служба шестеричная).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.