Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Осн св-ва социально-экон-ой сис-мы




1.Целостность, кот означает, что изм-е любого компонента сис-мы влияет на ее другие компоненты и приводит к изм-ю сис-мы в целом.

2.Иерархичность. Это значит, что каждая сис-ма может быть рассмотрена как элемент более высокого порядка.

3.Интегративность, кот предполагает, что сис-ма в целом обладает св-вами, отсутствующими у ее элементов (к примеру, разделение труда, которое возможно только при наличии некоторого кол-ва производителей). Верно и обратное, то есть, элементы могут обладать св-вами, кот-орые не присущи сис-ме в целом.

 

3). Парсонс Т. Понятие, стр-ра и фун-и экон-ой сис-мы.

Толкотт Парсонс — амер социолог-теоретик, глава школы структ-го функционализма, один из создателей совр теор-ой соц--ии и соц антропологии.

Пришел к пон-ю челов-го действия как самоорган-щей сис-мы, специфику кот-й, в отличие от сис-мы физ-го и биол-го д-я, он усматр-л: 1) в наличие таких механизмов как регуляции, как языка, потр-ти, интересы, ценности. 2) в завис-ти индив-го действия от общепринятых ценностей и норм. 3) в известной иррациональности и независ-ти от усл-й среды и в то же время в завис-ти от субъективности воспр-я ситуации.

Личность он рассм-т как целостную соц-ю и психол-ую стр-ру, выполняющую разл-е роли. Изуч-е личности, ее ролей позв-т сформ-ть и представление о соц сис-мы в целом.

Личность постоянно адапт-ся к об-ву. На ур-не соц сис-мы фун-ю адаптации обесп-т экон подсис-ма, функ-ю целедост-я – полит-ая, фун-ю интеграции – прав-е институты и обычаи, фун-ю воспроизв-ва стр-ры – сис-ма верований, морали и органы социал-ции.

Каждая подсис-ма рассм-ся как специализ-я для выполнения одной из фун-й, от кот-х зав-т сохранение и разв-е об-ва в целом.

Рассм-ая элементарное действие, Парсонс выд-т следу 4 его компонента, образующие в целом сис-му:

1) наличие действователя или актора - действующего организма;

2) сущ-е цели, на достижение кот-й направлено действие актора –«предполагаемое будущее положение вещей»;

3) наличие ситуации, в кот-й происходит действие (это – «внеш среда» действия), кот-ю в свою очередь можно предс-ть в виде 2х состав-щих - а) усл-я действия, определяемые объект-ми обст-вами и б) выбираемые ср-ва для дост-я цели;

4) сущ-е норм-ой ориен-ции, т.е. усвоенных стандартов повед-я.

Т. Парсонс в своей работе "Соц сис-ма" опред-л соц контроль как процесс, с помощью кот-ого через наложение санкций нейтрализуется дев-е поведение и тем самым поддер-ся соц стабил-ь. Он проанал-л 3 осн-х метода осущ-я соц контроля.

1) Изоляция, суть: поставить непроходимые перегородки между девиантом и всем остальным общ-вом без каких-либо попыток исправ-я или перевосп-я его.

2) Обособление — огран-е контактов девианта с другими людьми, но не полную изоляцию от об-ва; такой подход допускает испр-е девиантов и их возвращение в об-во, когда они будут готовы вновь выполнять общепринятые нормы.

3) Реабилитация, рассм-мая как процесс, в ходе кот-го девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному испол-ю своих ролей в об-ве.

Сущность соц контроля закл-ся в стремлении об-ва и разл-х сост-щих его общностей укреплять конформизм своих членов, воспрепятствовать девиантному поведению, а также возвр-ть девианта в русло соблюдения соц-х норм.

Экон сис-ма помогает адаптации об-ва к окр среде, создает матер-ые блага необходимые Ч для преодоления внеш среды.

Экон сис-ма служит для включения технол-х процедур в соц-ю сис-му, а также для контроля за ними в интересах об-ва. Важным (интегрирующим) элементом здесь явл-ся институты собств-ти, договорных отн-й и регул-я усл-й занятости. Это предп-т упр-ние со стороны гос-ва.

Прогресс об-ва связан с усилением адаптивных возм-тей. Последнее опред-ся ростом разд-я общ-го труда и ослаблением роли традиций, то есть этнич-х образцов, наличием минер-х ресурсов, капиталовложений и сельхоз инвестиций.

Эк-ка стремится ослабить влияние полит-ой сис-мы и сис-мы поддержания ценн-х (этнокультурных) образцов.

Экон процесс – процесс д-я, направ-ый на дост-е опред-ой цели – произв-ва.

Цель эк-ки – произв-во ср-в для удовл-я потр-тей об-ва.

В зав-ти от данных взаимоотн-й форм-ся стр-ра эк-ки как самостоятельной сис-мы. Адаптационная сис-ма эк-ки – это собственно произ-во, сис-ма целеполагание представлена фин сис-мой, латентная сис-ма вкл-т в себя эконом культуру (ур-нь спос-тей, ценности), интеграционная сис-ма - предпринимательство.

Сис-ма целеполагания предназначена для подд-я произ-ва, она обесп-т финанс-е производ-х мероприятий и рег-т их через специальную сис-му финн-х ср-в и распр-я доходов. Через эту сис-му эк-ка взаимодействует с политикой.

Целеполагающая подсис-ма эк-ки (финансы и капитал) имеет собственную внутр стр-ру. В целом ее фун-я сводится к созд-ю возм-тей в идее финн-х ресурсов для орг-ции произв-ва, она контролирует всю сис-му произв-ва.

Экон культура выпол-т латентную фун-ю. Она обесп-т для эк-ки определенную квоту труд-х ресурсов, обладающих средним уровнем спос-тей, экон рациональности, мотивации.

Внутр стр-ра подсис-мы эконом культуры харак-ся след:

- приверженность произв-ву (т.е. желание исп-ть ресурсы в произв-ой форме, привер-ть индустриальной сис-ме вообще).

- приверженность индивидов эконом деят-ти вообще (экон-м ценностям, экон-ой рациональности).

- привер-ть экон-й деят-ти в изменяющихся усл-х (рынка, спроса).

- приверженность планируемому заранее распр-ю ресурсов, т.е. экономически рациональному действию.

Интегральная подсис-ма экономики – ее задача состоит в приспособлении факторов произв-ва к эконом-му процессу. Интеграция необходима в усл-х разд-я труда для соединения индивидов, обладающих разл-ми профес-ми ролями, интересами и статусами. Эта подсис-ма обесп-т поток новых идей.

Внутр стр-ра подсис-мы предприн-ва характ-ся след образом: фун-ю целеполагания выпол-т созд-е новых комбинаций факторов произв-ва, латентную фун-ю – мобил-ть, гибкость и взаимозаменяемость факторов произв-ва; адапт-ю фун-ю – подсис-ма финан-я инноваций, интеграционную фун-ю – возм-ти инноваций.

Произ-во – адаптационная подсис-ма экономики. Состоит из 4 подсис-м и соответственно фун-и – латентную фун-ю вып-т произв-о как технол-ий процесс (соед-е труда, ср-в и материалов); фун-кцию целеполагания – упр-ние произ-ом; фун-ю адаптации – финн-е произ-тва; фун-ю интеграции - координация произ-ва, фин-е и инновации.

Экон-й процесс предп-т соедин-е факторов произв-ва. Для этого необходимо согласие тех, кто имеет возм-ть распоряжаться этими факторами, и побуждение исп-ть эти факторы в экон-х целях. Поэтому общим эконом-м институтом явл-ся ДОГОВОР. Он дает сторонам наиболее приемлемое для них решение и строго опред-ые правила, и взаимные обяз-ва.

Таким образом, анализируя отд стр-ры сис-мы, их взаимосвязи и взаимозав-ти, Парсонс смог построить общую теорию соц сис-мы.

 

4). Поланьи К. и его понятие вложенности эк-ки в об-во.

Карл Поланьи — амер и канадский экономист, антрополог и социолог венгерского происхож-я, один из основоположников экон-ой антропологии.

Осн содержание его идей: 1) социол-ое опред-е хоз-ва; 2) иссл-е соотн-и эк-ки и об-ва в истор-ом генезисе.

С т. зр. Поланьи, экон-ая наука сформ-сь в XVIII-XIX вв., когда уже господствовали рыночные отн-я. Поэтому классическая теор просто соединяет экон-ое и рыночное начало, получив так называемое "формальное" опред-е экон-го, понимаемое как эффективный выбор в сис-ме целей и ср-в в усл-ях ограниченности ресурсов.

Для Поланьи эк-ка - это процесс произ-ва ср-в удовл-я потр-тей, где Ч демон-т свою полную завис-ть от прир-го и соц-го окруж-я. Экон-й процесс осущ-ся в институциональных формах, эк-ка встроена в институциональные стр-ры.

Религия и денежные институты, сами явл-ся элементом хоз-ва. Экон-ий процесс не индивидуален, а социален, он вложен в "поддерживающие стр-ры", без кот-х, не может сущ-ть.

Обмен основывался на принципах эквивалентности и возмездности: в нем не было стремления к прибыли. Поскольку конкуренция не была господствующим элементом рынка, обмен еще не регул-ся спросом и предложением, торговля сущ-ла вне рынка, его наличие еще не делало об-во Др Греции рыночным. Рынок мог быть денежным, но цена "планировалась" устанавливаемой общим собранием или гильдией. Разница цен на местных рынках не приводила к дв-ю товаров. Рынок был "вложен" в стр-ру об-ва и регул-ся традицией.

Постепенно проис-т отделение эк-ки от об-ва, экон-ой трансакции от соц-ой. На примере городов-гос-в Др Греции Поланьи показывает, как полит-ая орг-ция, требующая от гр-н занятия государ-ми и военными делами, привела к возн-ю рынка как ср-ва обесп-я тех, кто непосредственно не участвовал в хозяйс-м процессе. Но и тогда древние об-ва не стали рыночными. Впрочем и средневековье мало отличалось от них. То были об-ва статусного типа, где личные отн-я не превратились в функциональные. Личная зав-ть, взаимная поддержка, вассальная пред-ть оставались главными.

Итак, в примитивных, древних и средневековых об-вах эк-ка "вложена" в соц отн-я, ими она и определяется, считал Поланьи. В Новое время соотн-е эк-ки и об-ва меняется. Первая отделяется от второго, приобретает самост-ть и черты саморегулирования. Со временем эк-ка начинает подчинять себе об-во.

Свободный рынок возник как следствие образ-я независимых национ-х гос-в в Европе, которым требовался общенац-ый рынок - механизм обесп-я жизнедеят-ти нового об-ва.

Постепенно обмен стал господствовать над распределением, а затем и над произв-вом. Так гос-во создавало свобод. рынок.

Вслед за эконом-ми факторами рынок подчинил себе и "соц-ую материю" об-ва, превратив землю, труд и деньги в товар. По своей природе труд, земля и деньги не явл-ся истинными товарами. Это, по опред-ю Поланьи, "фиктивные товары". В традиционной эк-ке они исключены из процесса купли-продажи.

Ни земля, ни труд, ни деньги не функционируют по законам обычного товарного произв-ва. Они составляют "соц-ю ткань" об-ва. Как только рынок превращает их в, товары, об-во подпадает под власть рынка.

Рынок принес не только «-», но и «+» об-ву.

«+»устан-е относительно длит-х периодов мирных лет. Бизнес "повязал" разные страны общим интересом, золотой стандарт обеспечил единую денежную сис-му, вложение капитала в другие страны увел-ли взаимную ответ-ть.

«-» рынок привел об-во к опустошительным мировым войнам. Подчинение об-ва эк-ке имеет свои пределы – об-во, осознав дезинтеграции, само начинает защищаться от рынка: земля, труд, капитал стремятся выйти из-под контроля рынка.

ВЫВОДЫ:

1)Для Поланьи эк-ка - институциональный процесс и обычно "вложена" в соц-ую стр-ру и регулируется общественными институтами.

2)Капитализм разрушает эту "вложенность", отделяет эк-ку от об-ва. Саморегул-мый рынок подчиняет себе хоз-во, а затем и об-во.

3)В XX в. возникло обратное дв-е - труд, земля и капитал стремятся выйти из-под контроля свободного рынка. Этот процесс необратим, и вскоре эк-ка займет то место, кот-е ей предназначено историей.

4)Идеалом Поланьи в 50-е годы была социалистическая Венгрия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.